Мигель де
Фуэнльяна /Miguel de Fuenllana/ (родился после 1500 - ум. около 1579) -
испанский композитор, состоял на службе у маркиза де Тарифа как виуэлист и
гитарист.
Лишившись в
детстве зрения, Фуэнльяна, имел мало вариантов в выборе в свого призвания, но
ступив на стезю музыканта он достиг многого. Фуэнльяна до виртуозного
совершенства освоил «аристократический» инструмент - виуэлу, став крупнейшим
представителем испанской школы виуэлистов XVI века. Мигель Фуэнльяна
значительно обогатил технические возможности игры на виуэле. Благодаря таким
выдающимся музыкантам, как Фуэнльяна, уделявшим внимание также и гитаре, она
тоже начинает приобретать популярность в высших слоях испанского общества, но
пока час гитары ещё не пробил.
О Фуэнльяне,
как о композиторе, мы можем судить по его сборнику произведений для виуэлы
"Libros de musica para vihuela intitulado "Orphenica Lyra"
(издан в 1554 году в Севилье, неоднократно переиздавался). Сборник содержит
церковные и светские сочинения Фуэнльяны, обработки романсов и других
произведений народной музыки, переложения сочинений Х. Васкеса, К. Моралеса, Ф.
Герреро, Я. Аркадельта, А.Вилларта, Жоскена Депре и др.
В свой сборник
“многих и разнообразных пьес” для виуэлы “Orphenika Lyra” (1554 г.) Мигель де
Фуэнльяна включает также ряд пьес для гитары. Ему принадлежит знаменитый
исторический романс на патриотическую тему: как испанцы в 1492 году отвоевали у
мавров Альгамбру. То был один из самых важных завершающих эпизодов Реконкисты.
Романс предназначался для певческого голоса с аккомпанементом гитары, а текст
его гласит:
В Гранаде
испанской
Король
мавританский
Обходит столицу
свою.
Час пробил
отмщенья:
Пришло
извещенье,
Что пала
Альгамбра в бою.
По старой
Гранаде
Он в пышном
наряде
Последний
свершает свой путь;
К Альгамбре
взывает
И кличет, хоть
знает:
Альгамбры ему
не вернуть.
(Перевод К.
Розеншильда)
Музыка романса
гармонирует с эпическим стихом. Вокальный напев степенен, тягуч, полон
архаической важности, а на горестных возгласах “Au mi Alhama!”, составляющих
кульминацию песни, возникают плачущие интонации, близи скорбным песнопениям
католического средневековья. Возможно, композитор задумал придать им до
некоторой степени иронический нюанс. Гитарные же басы мерно и бесстрастно
шагают, дорисовывая образ, насыщенный каким-то саркастически-сумрачным пафосом.
Список
литературы
Музыкальный
энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Розеншильд К.
"История зарубежной музыки" вып.1. М., Музыка 1978.
Рецензия к
грампластинке Испанская музыка эпохи возрождения
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/