Великий
китайский ученый, специалист в области социальной этики; ярый противник
Конфуция. Основной тезис учения Мо-Цзы о "всеобщей любви и взаимной
выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства
людей. Взгляды мыслителя и его учеников собраны в книге "Мо-цзы".
Достоверных
данных о датах жизни Мо-цзы не сохранилось. Однако все источники сходятся на
том, что он жил и творил не позднее V века до н. э. Если верить утверждению
древнекитайского историка Сыма Цяня, что Мо-цзы жил после Конфуция, то
исторические рамки активной деятельности мыслителя, вероятно, ограничиваются
периодом с 60-х годов V века до рубежа V-IV веков до н. э., то есть примерно
60-ю годами. Следовательно, можно утверждать, что основатель школы моцзя прожил
долгую жизнь, около 80 лет.
Место рождения
Мо-цзы также точно не известно. Но большинство авторов считает местом его
рождения царство Лу. Мо-цзы происходил из семьи ремесленников, был хорошо
образован. Ученики называли его "учителем учителей Мо" (Цзы Мо-цзы),
или просто Мо-цзы - "Учитель Мо". Имя философа Ди.
Он был знаком
со всеми достижениями культуры своего времени, знал народные песни и придворные
оды, составившие впоследствии "Книгу песен" ("Шицзин"), а
также содержание исторических анналов "Шаншу".
В книге
"Хуай Нань-цзы" говорится, что Мо-цзы был "недоволен учением
Конфуция, так как конфуцианцы требовали трехгодичного траура и пышных похорон,
это приводило к разорению земледельцев, уничтожало созданные руками
ремесленников и землепашцев богатства и делало их нищими".
Мо-цзы,
вышедший из низов, хорошо знал их жизнь. Даже когда мыслитель добился широкой
известности и был окружен почетом и уважением сотен учеников, он оставался
скромным и требовательным к себе, до конца своих дней учился. Мо-цзы всегда был
готов пойти туда, где людям требовалась помощь, его отличала постоянная
готовность к самопожертвованию.
Как глава школы
моистов он в середине V века до н. э. приобрел огромную известность и
авторитет. Это позволяло ему в беседах с правителями и знатью держаться
независимо, с большим достоинством. Он призывал своих последователей постоянно
учиться, воспитывал их в духе преданности принципам самоотверженного служения
справедливости.
Исторические
свидетельства рисуют Мо-цзы не только как великого мыслителя, но и как оратора
и выдающегося дипломата.
Мыслитель умел
обращать формулировку противника против него самого, в чем прослеживается
сходство с манерой ведения спора Сократом.
Другой способ
убеждения, применявшийся Мо-цзы, состоял в том, чтобы на конкретных примерах
показать недостижимость цели, с которой он не был согласен, опасность и вред ее
для того, кто выдвинул ее. Данный способ мы наблюдаем, в частности, в главе
"Гун Шу". Мо-цзы часто использует оба метода.
Наконец, третий
метод убеждения - фактически разновидность второго - состоял в том, чтобы
показать практическую пользу от осуществления той или иной идеи или
предложения.
Рассуждения и
высказывания Мо-цзы отличаются всесторонностью и глубиной, интересными
сравнениями, неожиданными аналогиями и параллелями.
Язык Мо-цзы
отличается от языка Конфуция своей простотой. Мо Ди следил главным образом за
строгостью развития мысли и ясностью ее, а не гнался за внешней
многозначительностью. Все рассуждения Мо-цзы основываются на вере в правоту тех
принципов, которые он отстаивает.
Чтобы более
успешно бороться за претворение в жизнь своих принципов, моисты создали
организацию со строгой иерархией и железной дисциплиной. Целью их
"ордена" была борьба за соблюдение чистоты "учения Мо" и
распространение его в Поднебесной. Главным средством достижения своей цели
моисты, как и последователи других идейных течений, считали убеждение
"сильных мира сего".
Незыблемым для
моистов был закон братства и взаимопомощи, вытекающий из принципов
"всеобщей любви" и "взаимной выгоды". Взгляды Мо-цзы
изложены в "Трактате учителя Мо" ("Мо-цзы"), созданном его
учениками. До нас дошли 53 главы из 71. Мо-цзы провозглашал "всеобщую
любовь", "отрицание нападений", "почитание единства",
"почитание мудрости", "экономию в расходах", "экономию
при захоронениях", "отрицание музыки и увеселений",
"отрицание воли Неба", "желания неба" и
"духовидение".
Мо-цзы считал,
что в основе происходящих в Поднебесной больших бедствий лежит "взаимное
разъединение", то есть разделение на родственников и чужих, близких и
далеких, их различные интересы. Это неизбежно порождает "взаимную
ненависть".
Как считал
Мо-цзы, для того чтобы покончить со свалившимися на Поднебесную бедствиями,
нужно "изменить положение с помощью всеобщей взаимной любви и взаимной
выгоды". Под так называемой "всеобщей взаимной любовью" имеется
в виду требование "смотреть на чужие владения как на свои, смотреть на
чужие дома как на свои, смотреть на других как на себя", сделать так,
чтобы взаимные интересы были объединены и составляли одно целое. В этом случае
"взгляд на других как на самого себя" должен вызвать взаимную любовь,
что в результате приведет к "взаимной выгоде". Если все люди в
Поднебесной будут взаимно любить друг друга, сильный не будет обижать слабого,
многочисленные богатые притеснять бедных, знатные кичиться перед незнатными,
хитрые обманывать глупых, в общем, если "в Поднебесной царит всеобщая
взаимная любовь, в ней порядок, а если царит взаимная ненависть, в ней происходят
беспорядки". Таково содержание выдвинутого Мо-цзы понятия
"объединение для замены разъединения".
Мо-цзы
утверждал: "Попытаться словами других философских школ опровергнуть мои
рассуждения, это все равно, что яйцом пытаться разбить камень. Если даже
перебьют до конца все яйца в Поднебесной, то камень останется таким же, он не
разрушится".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/