Федерико Морено
Торроба родился в Мадриде в 1891 году в семье музыкантов. Первым учителем
мальчика был его отец Хосе Морено Баллестерос – талантливый органист и дирижёр,
под управлением которого исполнялся балет Мануэля де Фальи «Любовь-колдунья»
(впоследствии этот балет исполнялся уже под управлением Федерико Морено
Торробы) Блестяще завершив Мадридскую консерваторию по классу композиции
Конрадо дель Карпьо, Торроба создаёт ряд симфонических сочинений, принёсших ему
известность, - «Картины» (под впечатлением Веласкеса и Гойи), симфонические
поэмы «La Ajorca de Oro» (1918) и «Soraida» (1919), сочинения для скрипки с
оркестром «Capricho Romantico». В Испании популярна его лирическая комедия
«Луиза Фернанда».
Огромное
влияние на молодого Торробу, как и на многих испанских композиторов, оказала
русская музыка. «Мои первые контакты с русской музыкой, - писал Торроба Мирону
Вайсборду 1 февраля 1977 года, - были связаны с концертами филармонического
оркестра в Мадриде, который исполнял сочинения Римского-Корсакова, Бородина и
Мусоргского. Оркестровые идеи этих композиторов имели заметное влияние на мою
инструментальную технику. Влияние французского импрессионизма, начиная с Дебюсси
и Равеля, продолжалось до того момента, пока я не встретился с вашим Игорем
Стравинским, оказавшим на меня большое влияние и сделавшим моё перо более
смелым, чем оно было до этого. Основная черта моей музыки – связь с фольклором.
Но приёмы Равеля и Стравинского не чужды моим сочинениям».
Именно на
концертах Мадридского симфонического оркестра, которые посещал Андрес Сеговия,
и произошла его встреча с Федерико Морено Торробой: в тот вечер впервые
исполнялась его симфонические поэма «Картины». «Вскоре, - вспоминает Сеговия, -
мы стали друзьями, и он откликнулся на моё предложение написать что-нибудь для
гитары. Прошло несколько недель, и Морено Торроба принёс небольшое, но
действительно красивое сочинение – Танец в ми мажоре! Несмотря на смутное
представление о гитарной технике, он интуитивно нашёл правильный путь. Я с
радостью включил эту пьесу в свой репертуар» (Segovia A. An Autobiography,
p.194-195.).
Живая сценка
народного музицирования Кастилии, Танец Морено Торробы привлекает искренностью
и изяществом мелодий. Позднее Морено Торроба написал Фандангильо и Араду,
которые вместе с Танцем образовали «Кастильскую сюиту». С фольклором Кастилии
связана ещё одна жемчужина репертуара Сеговии – «Бургалеска». В её основе
напев, близкий к фольклору старого города Бургоса – родины легендарного
народного героя Сида, с именем которого связано начало освобождения Испании от
арабов. В звучании этого благородно-сдержанного напева угадывается одно из
поэтических преданий, посвящённых подвигам Сида. Под пальцами Сеговии повествовательный
характер напева, его декламационность, приближает к выразительности
человеческой речи.
Удачной
оказалась и судьба написанной Торробой для Сеговии «Сонатины» - светлого
жизнерадостного сочинения.
Высоко оценил
Сонатину Торробы и Морис Равель после её исполнения Сеговией в Париже: «Чтобы
написать это сочинение, нужно быть талантливым и молодым». По требованию
публики Сеговии часто приходилось бисировать Сонатину.
Прочное место в
концертных программах Сеговии занял и посвящённый ему цикл Торробы «Характерные
пьесы», тесно связанный с исполнительскими достижениями гитариста, с
бесконечным разнообразием его палитры. Таковы, например, возвышенно сдержанное
звучание «Песни» в глубоком бархатном тембре гитары или металлическое звучание
«Альбады» (от alba – утренняя звезда). В этой пьесе воссоздаётся звучание гайты
– народного инструмента, который оповещает о начале утреннего праздника.
Другие
сочинения Федерико Морено Торробы, - такие, как цикл «Замки Испании», Старинная
легенда, Хота Сервантина, Ноктюрн, Прелюдия, Серенада-бурлеска, - также заняли
значительное место в концертных программах Сеговии.
Много лет
спустя – в 1976 году, находясь в Москве в качестве Президента Общества
испанских авторов, Торроба рассказывал: «Уже более пятидесяти лет связывает меня
личная дружба с Андресом Сеговией. Для Сеговии я написал около пятидесяти
сочинений, которые он записал на грампластинки».
Подготовлено по
материалам книги Мирона Вайсборда «Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ
века». (М., Советский композитор 1989). Спасибо за внимание, ваш Rustik68.
Список
литературы
Вайсборд М.
Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. М., Советский композитор 1989.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/