Итальянский
скрипач, композитор. Первоначальные навыки игры на мандолине и скрипке приобрёл
под руководством отца — мелкого торговца, любителя музыки. Брал уроки у нескольких
учителей, но обучался самостоятельно. С 11-летнего возраста концертировал в
Италии, с 1828 — в других европейских странах, завоевав мировую славу.
Своеобразный «демонический» облик Паганини , романтические эпизоды его
биографии породили легенды о нём. Католическое духовенство преследовало
Паганини за антиклерикальные высказывания. за сочувствие карбонариям.
Творчество Паганини, художника-новатора, — одно из ярких проявлений
музыкального романтизма. Он произвёл переворот в скрипичном исполнительском искусстве,
обогатив и расширив возможности скрипки. В свои скрипичные пьесы Паганини ввёл
новые колористические и технические эффекты (широко использовал весь диапазон
инструмента, технику двойных нот, игру на одной струне, pizzicato, флажолеты).
Среди его сочинений особенно славятся «24 каприса» для скрипки соло, 1-й и 2-й
концерты для скрипки с оркестром. Некоторые произведения долгое время после
смерти Паганини считались неисполнимыми из-за их трудности. Виртуоз-гитарист,
Паганини написал также около 200 пьес для гитары. Исполнительское и
композиторское творчество оказало большое воздействие на последующее развитие
инструментальной музыки. Образ Паганини запечатлен Г. Гейне в повести
«Флорентийские ночи». Паганини посвящён роман А. К. Виноградова «Осуждение
Паганини». С 1954 в Генуе ежегодно проводится Международный конкурс скрипачей
имени Паганини.
Сочинения:
для скрипки
соло-
24 каприччи ор.
1 (1801-07; издано Mil., 1820), интродукция и вариации Как сердце замирает (Nel
cor piщ non mi sento, на тему из оперы "Прекрасная мельничиха"
Паизиелло, 1820 или 1821);
для скрипки с
оркестром-
5 концертов
(D-dur, ор. 6, 1811 или 1817-18; h-moll, op. 7, 1826, издан P., 1851; E-dur,
без op., 1826; d-moll, без op., 1830, издан Mil., 1954; a-moll, начат в 1830),
8 сонат (1807-28, в том числе Наполеон, 1807, на одной струне; Весна,
Prirnavera, 1838 или 1839), Вечное движение (Il moto perpetuo, op. 11, после
1830), Вариации (Ведьма, La streghe, на тему из балета "Свадьба
Беневенто" Зюсмайра, ор. 8, 1813; Молитва, Preghiera, на тему из оперы
"Моисей" Россини, на одной струне, 1818 или 1819; У очага уж больше
не грущу я, Non piщ mesta accanto al fuoco, на тему из оперы
"Золушка" Россини, ор. 12, 1819; Сердечный трепет, Di tanti palpiti,
на тему из оперы "Танкред" Россини, ор. 13, вероятно, 1819);
для альта с
оркестром-
соната для
большого альта (вероятно, 1834);
для скрипки и
гитары-
6 сонат, ор. 2
(1801-06), 6 сонат, op. 3 (1801-06), Cantabile (d-moll, издано в обработке для
скрипки и фортепиано, W., 1922);
для гитары
искрипки-
соната (1804,
изд. Fr./M., 1955/56), Большая соната (изд. Lpz.-W., 1922);
камерно-инструментальные
ансамбли-
Концертное трио
для альта, виолончели и гитары (исполнено 1833, издано 1955-56), 3 квартета,
ор. 4 (1802-05, изданы Mil., 1820), 3 квартета, op. 5 (1802-05, изданы Mil.,
1820) и 15 квартетов (1818-20; изданы квартет № 7, Fr./M., 1955/56) для
скрипки, альта, гитары и виолончели, 3 квартета для 2 скрипки, альта и
виолончели (1800-е гг., изданы квартет E-dur, Lpz., 1840-е гг.);
вокально-инструментальные, вокальные сочинения и др.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/