Пико делла
Мирандола (Pico della Mirandola) Джованни (1463-94), итальянский мыслитель
эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. '900 тезисов' Пико делла
Мирандола (введение к ним - 'Речь о достоинстве человека'), в которых он
стремился к всеобщему 'примирению философов' (все религиозные и философские
школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488
во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников
(Фичино); испытал воздействие Савонаролы.
Современники
называли Пико 'божественным', видели в нем воплощение высоких устремлений
гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей
образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской
щедростью, счастливой наружностью, но всего более - необыкновенным
разнообразием способностей, интересов, познаний.
Происхождение
и образование
Пико происходил
из семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан
со многими владетельными домами Италии. Четырнадцати лет поступил в Болонский
университет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) и Париже
(1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. Он
изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский,
арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из
того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.
Творческий
путь
Пико довольно
рано сблизился с М. Фичино, А. Полициано, Лоренцо Медичи и некоторыми другими
участниками флорентийской Платоновской академии, дух и среда которой оказались
весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских
устремлений. В 1486 он составил 'Комментарий к канцоне о любви Джироламо
Бенивьени' (изд. 1519) и '900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике
для публичного обсуждения', лелея планы защищать их на философском диспуте в
Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный
на 1487, должен был открыться 'Речью' (изд. 1496), напоминающей скорее
манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому
предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех
положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII, смущенный не только
смелостью рассуждений, 'выраженных новыми и необычными словами', о магии,
кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом
философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки 'Тезисов' специальную
комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых Пико. Наскоро
составленная им 'Апология' (1487) привела к осуждению всех 'Тезисов'. Перед
угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но там
был схвачен и заточен в Венсеннский замок. Его спасло заступничество высоких
покровителей и прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителя Флоренции,
где Пико и провел последние свои годы. В 1489 он закончил и издал трактат
'Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения', в котором,
применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги 'Бытия'. В
1492 был написан небольшой трактат 'О сущем и едином' (изд. 1496) -
самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения
Платона и Аристотеля, но так и не был осуществлен. Не был осуществлен и другой
замысел Пико - обещанное 'Поэтическое богословие'. Незадолго до смерти, он
завершил 'Рассуждения против прорицающей астрологии' (изд. 1496). Похоронен
Пико в доминиканском монастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и
аскетичный Джироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в
конце его жизни.
Учение
Философская
антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного
творца собственного 'я'. Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно,
он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового
выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия
в мире.
Согласно Пико,
мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно
перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму,
соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно
противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными
и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь
универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть
исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.
Сочинения:
Речь о
достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени //
Эстетика Ренессанса. М., 1981. С. 248-305.
О сущем и
едином // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.,
1985. С.
263-280.
Opera omnia. Basileae, 1557.
De hominis dignitate. Heptaplus. De ente et uno. Firenze, 1942.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы
материалы с сайта http://istina.rin.ru/