А.Н. Майкова -
замечательный русский поэта. Кроме поэтического творчества он интересен как
политический публицист и писатель славянофильского направления мысли. Мало кто
знает, что он написал в духе панславизма, во многом поддерживаемый Ф.И.
Тютчевым, статью "Всеславянство", опубликованную в славянофильском
издании "Беседа" в 1871 году. Сам Майков называл себя духовным
крестником Ф.И. Тютчева.
А.Н. Майков
родился 23 мая \ 4июня 1821 года в дворянской семье. Поэт воспитывался в
атмосфере, насыщенной интересом к искусству. В 1837- 41годах Майков учился на
юридическом факультете Петербургского университета. С 1844 года - помощник
библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 года и до конца жизни - цензор,
затем председатель комитета иностранной цензуры. При этом он неоднократно
выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию.
В 1837-41 г.г.
учился на юридическом факультете Петербургского университета. С 1844 года он
стал помощником библиотекаря при Румянцевском музее, а с 1852 года и до конца
своей жизни работал цензором в комитете иностранной цензуры, т.е. в том самом
месте где служил его друг Ф.И. Тютчев и чей пост председателя этого цензурного
ведомства он блестяще заменил после отставки последнего
В 1852 году
Майков женится на русской немке лютеранского вероисповедания Анне Ивановне
Штеммер (1830 - 1911). У них было четверо детей: из них до совершеннолетия
дожили только трое сыновей: самый известный из них Аполлон был один из ведущих
публицистов черносотенного движения в начале ХХ века.
В октябре 1852
года Майков определился в Петербургский комитет иностранной цензуры исполняющим
обязанности младшего цензора. При том что служба была сложной и трудной, поэт
полюбил её, особенно тогда, когда по его совету председателем комитета
назначили его друга и другого великого русского поэта Ф.И. Тютчева, а в 1860-м
году секретарём стал Я.П. Полонский. В 1875 году он сам возглавил комитет.
"Мне ничего более не надо: я и умереть хочу, как и Тютчев, в дорогом моему
сердцу комитете" - однажды признался Аполлон Николаевич. В итоге он в этом
ведомстве проработал 45 лет, т.е. до самой смерти. Как глава учёного комитета
иностранной цензуры Майков состоял также членом учёного комитета Министерства
народного просвещения. В 1853 году Академия наук избрала его чл.- к по
отделению русского языка и словесности, а Киевский ун-т почётным членом.
В это время его
взгляды резко меняются: он всё больше и больше склоняется к почвенническим и
славянофильским идеям, не совсем соглашаясь с окончательными выводами о
петровской эпохе старых славянофилов. При этом он полностью соприкасался с
идеями Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева. Но всё-таки огромную
роль в изменении позиции поэта в отношении к роли и места России в мире сыграло
прежде всего его общение и дружба с Ф.И. Тютчевым. "Знакомство с Тютчевым
и его расположение ко мне, - отмечает Майков, всё скреплённою пятнадцатилетней
службой вместе и частными беседами и свиданиями, окончательно поставило меня на
ноги, дало высокие точки зрения на жизнь и мир, Россию и её судьбы в прошлом,
настоящем и будущем, и сообщило тот устой мысли, на коем стою и теперь и на
коем воспитываю своё семейство". И этот самый устой спас самого Майкова от
нигилизма и атеизма. Вот как он сам заканчивает своё письмо из Константинополя
своему приятелю М.Л. Златковскому: "Напротив, сам вывел (устой -С.Л)
многих из мрака и шатания. Таким образом, завершился период исканий правды в философии,
религии, политике. Нравственная евангельская правда одна с малолетства не была
поколеблена, плюс некоторые фамильные предания. Когда всё это установилось и
отошло на задний план, тогда только началось настоящее творчество, в связи
отчасти с непредвидимыми событиями жизни, отчасти с ходом внутренней работы
мысли".
Крымская война
1853-56 годов всколыхнула патриотические и монархические чувства Майкова. В
самом начале 1855 года вышла небольшая книжка его стихов "1854-й год"
(СП - б.). Сама война, настроение, охватившее русское общество столь
эмоционально и во многом невольно сообщилось чуткому поэту, образ мыслей
которого достиг полной зрелости.
После Крымской
войны Аполлон Николаевич сблизился с молодой редакцией
"Москвитянина", поздними славянофилами и "государственниками".
На почве славянофилов, но с твёрдой идеей государства, с признанием
послепетровской истории Майков становится сторонником идей М.П. Погодина, М.Н.
Каткова, Ф.И. Тютчева.
В ноябре 1857
года Майков назначен делопроизводителем Временного комитета по пересмотру
цензурного устава, а августе 1858 года Морское министерство пригласила Аполлона
Николаевича приинять участие в экспедиции на корвете "Баян" в Грецию.
Корвет долго оставался а Ницце, Рагаузе, Палермо, Неаполе. Отсюда возник
"Неаполитанский альбом (Мисс Мэри)" (1858). В нём он великолепно
отразил черты красивой страсти, вольного веселья Италии, к которым остался
неравнодушным поэт. Посещение Испании отразилось в исторической балладе
"Исповедь королевы". Готовясь же к этому плаванию поэт изучил
новогреческий язык. Однако, в Грецию в итоге "Баян" так и не попал,
но Майков в 1858-62 написал большой цикл "Новогреческих песен". В них
он воспевает героев маленького, но героического и православного народа,
отстаивающего свою веру, свободу в постоянной борьбе с угнетателями - турками.
В целом их можно назвать бесхитростными, но в них прекрасно выражен дух народа,
его настроение и своеобразная мудрость, они при этом также полны прелестной
искренности, настроения и тихой прелести. Кроме этого, в дальнейшем он ездил в
Германию, Францию, Турцию, где лечился и навещал своих сыновей.
Но больше всего
его влекли духовные черты прошлого России, стойкость родного народа, подвиги и
страдания "двух сил", шедших рука об руку в государственном деле:
князя народа, вождей земли, многолетняя судьба строителей русского государства,
видевших на своём веку столько страданий ради любви к народному краю. Все эти
величественные картины прошлого с большим внутренним подъёмом рисует Майков.
Христианское настроение русской души часто воодушевляло Аполлона Николаевича,
при этом давая пищу для его вдохновения. Он благоговейно относился к набожности
русского народа и с горячей любовью говорил о его храмах, обителях, святителях,
благочестивых князьях и подвижниках русской земли.
Глубоко
верующий христианин в личной жизни и вполне уяснивший себе значение
христианства, Майков таким же христианином отразился и в своих произведениях,
изумительно при этом воспевая родную природу, века и народы, а также те
исторические события, которые сопровождали как Россию, так и другие страны.
Сумев своей чуткой душой понять не только события, но и вполне уразуметь их
истинный смысл, Аполлон Николаевич, по выражению Бестужева-Рюмина, старался
"вознестись к высшему религиозному началу и в нём слиться со своим
народом". Подобно Тютчеву, поэт считал Россию "по природе
христианским царством и хранительницей истинного христианского духа".
В этой связи
вполне естественно Майков проявлял интерес к древнерусской истории и
славянскому фольклору. Это помогло создать ему один из лучших поэтических
переводов "Слова о полку Игореве" (1866-70). Его перевод был признан
образцовым многими знатоками древнерусской литературы (в частности Ф.И.
Буслаевым, Н.С. Тихонравовым, А.Н. Афанасьевым). Будучи истинным знатоком изящного,
Майков как нельзя лучше проникнулся поэтической стороной "Слова...",
в которой видит и реальность красок и их жизненность. При этом, поэт старался
сохранить слова и выражения подлинника. Сам Аполлон Николаевич называл этот
четырёхлетний период перевода "Слова.." "вторым
университетом".
На смену
беззаботности, аристократического эпикуризма, стремления к наслаждению жизнью
выступают думы о подвигах духа, размышления о высших вопросах человеческого
бытия. Здесь как бы совершается своего рода превращение: Аполлон Николаевич всё
более проникается религиозным духом, всё ярче отражает христианские воззрения и
идеалы, в общем можно говорить о том, что поэт образов уступает место
поэту-мыслителю. Самосозерцание, вдумчивость, размышление над сущностью жизни,
скорбные думы о многих явлениях современности - вот основное содержание
большинства сочинений Майкова этого периода.
В 1882 году
была полностью опубликована лирическая драма "Два мира", ранняя
редакция которой вышла в 1872 году. Сам поэт считал это произведение главным
трудом своей жизни, основными вехами которой являются "Олинф и
Эсфирь", "Три смерти" и "Смерть Люция".
В 1883 году
вышло 4-е собрание сочинений Майкова - трёхтомное "Полное собрание
сочинений А.Н. Майкова". В апреле 1888 года русское общество отпраздновало
50-летний юбилей его творческой деятельности. Александр III произвёл поэта в
тайные советники и увеличил его пенсию. В дни юбилея Майков в общественном
сознании являлся не только как преемник А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, но и
как последовательный монархист, консерватор и "государственник",
являя тем самым реальную силу в противодействии революционному движению. Может
быть и поэтому его имя до сих пор предано забвению. И в этой связи вполне
закономерна реакция В. Соловьёва на его изумительное по своему духу патриотизма
стихотворению "У гроба Грозного", где царь оправдывает свою
жестокость и казни бояр интересами государства, православия и народа и называет
себя зачинателем дел, которые были продолжены другими русскими царями. Соловьёв
же упрекнул Майкова в том, что он "лукавыми словами... злую силу
воспевал". Не больше, не меньше!
В стихах
80-90-х годов у Аполлона Николаевича видны прекрасные афоризмы, такие, как
например: "Чем глубже скорбь, тем ближе Бог", "Поэзия - венец
познания", "Выше всех веков - есть Вечность!" и т.д.
В быту Майкову
был присущ тонкий беззаботный юмор и доброта сердца. Будучи по своему характеру
отзывчивым и добрым, он постоянно поддерживал молодых литераторов, а также
однажды, проживая на даче у станции Сиверской, он стал председателем
попечительского совета при местной Петропавловской церкви при этом заботясь о
постройке новой школы, церкви, богадельни, тратя много времени и денег.
27 февраля 1897
года Майков вышел на улицу уж слишком легко одетым, вскоре заболел и через
полтора месяца (20 марта) умер. Он был похоронен в Петербурге на кладбище
Воскресенского Новодевичьего монастыря. Почти целый век этот замечательный
русский поэт был неоправданно предан забвению из-за того, что был
консерватором.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/