Бунзен (Bunsen)
Роберт Вильгельм (31 марта 1811, Геттинген — 16 августа 1899, Гейдельберг),
немецкий химик, основатель физико-химического направления исследований,
создатель спектрального анализа.
Бунзен родился
в образованной и обеспеченной семье, отец его был профессором и библиотекарем
Геттингенского университета. Бунзен получил первоначальное образование в
гимназиях Геттингена и Гольцминдена. В 1828 он поступил в Геттингенский
университет, где изучал химию, физику, геологию, минералогию, ботанику,
анатомию и математику. Его учителем химии был Ф. Штромейер, открывший кадмий.
Бунзен окончил университет в 1831. Его докторская диссертация была посвящена
разработке новых измерительных приборов. После защиты диссертации Бунзен
получил стипендию для стажировки в лабораториях Берлина и Вены (1832-33). По
возвращении домой он стал приват-доцентом в Геттингенском университете (1833).
В 1836 он получил кафедру химии в Высшей промышленной школе в Касселе, где ранее
работал Ф. Велер. Здесь Бунзен начал большой цикл работ по изучению
органических соединений мышьяка, исследованием которых он занимался на
протяжении нескольких лет (1837-43). Эта работа была крайне опасна для
здоровья. При взрыве в лаборатории Бунзен потерял глаз, несколько раз получал
сильнейшие отравления, но несмотря ни на что продолжал эксперименты. Бунзен
выделил чистую окись тетраметилдиарсина и назвал ее алкаларсином. Он полагал,
что им получен свободный радикал какодил (диметиларсин), и приготовил ряд его
производных — фторид, бромид, иодид, цианид и др. Полученные Бунзеном
результаты стали одними из самых веских доводов в пользу правоты теории
радикалов.
В 1839 Бунзена
пригласили в Марбургский университет на должность экстраординарного профессора
химии и директора химического института, через два года он стал ординарным
профессором. В Марбурге Бунзен занимался исследованиями в области электрохимии,
а также изучением реакций в газовых смесях.
В 1846 по
поручению датского правительства Бунзен проводил минералогические и
геохимические исследования в Исландии, изучал деятельность гейзеров.
В 1851 ученый
был приглашен заведовать кафедрой химии в университете в Бреслау (ныне
Вроцлав), а в 1852 — в университете Гейдельберга. Он проработал здесь вплоть до
своей отставки по возрасту в 1889 году. В Гейдельберге Бунзен вместе с Г. Р.
Кирхгофом разработал спектральный анализ.
Бунзен был
превосходным преподавателем. В его лабораторию в Гейдельберге стремились многие
молодые ученые, желавшие серьезно заниматься химией. В разные годы его
учениками были Э. Франкленд, А. В. Г. Кольбе, Г. Э. Роско, К. Шорлеммер, Э.
Эрленмейер, В. Мейер, Д. И. Менделеев
, А. фон Велбсбах, А. Байер, Л.
Н. Шишков, Ф. Ф. Бельштейн, Х. Г. Ландтольд и др.
Для
лабораторных работ и демонстрации опытов на лекциях Бунзен применял эффективные
и удивительные по простоте приборы. Он изобрел фотометр с жировым пятном
(1843), клапан Бунзена, сконструировал газовую горелку (1855), прибор для
газового анализа, водоструйный насос, усовершенствовал калориметры различных
конструкций.
Одним из
важнейших результатов научной деятельности Бунзена стала разработка им
совместно с Г. Р. Кирхгофом спектрального анализа. В 1859-60 они обнаружили,
что излучение жидких или твердых тел, раскаленных добела, или газов,
находящихся под большим давлением, разлагается призмой на сплошной спектр и что
каждый элемент излучает характерный для него спектр. В 1860 они создали первый
спектроскоп, с помощью которого относительно простым способом можно было
установить спектр любого элемента. Этот прибор оказался превосходным
инструментом для определения очень малых (следовых) количеств различных
веществ. Они установили, что желтая линия натрия и D-линия солнечного света имеют
одинаковую длину волны, обнаружили совпадение 70 линий солнечного спектра и
спектральных линий химических элементов. Использование спектрального анализа
позволило значительно увеличить число известных элементов. Уже в 1860 Бунзен
открыл при спектральном анализе минеральных вод из Дюркхайма цезий, а в 1861 в
минерале лепидолите из Саксонии — рубидий. С помощью спектрального анализа
другими химиками были открыты таллий (Крукс, 1861), индий (Ф. Райх, И. Рихтер,
1863), некоторые инертные газы, актиноиды и др. Благодаря спектральному анализу
стало возможным исследование химического состава звезд, несмотря на их
удаленность от Земли.
Исследования
Бунзена всегда были подчинены решению практических задач. Появление газового
анализа в значительной мере было обусловлено потребностями производства чугуна.
С 1838 по 1845 Бунзен исследовал доменные и колошниковые газы. Он установил,
что с ними из печи выносится более половины тепла, необходимого для процесса.
Почти все приборы и методы для газового анализа Бунзен разработал сам. В основу
анализа газов он положил их поглощение и сжигание. Он усовершенствовал способ
разделения газов, способ измерения их объема. Бунзен внедрил эти методы в
практику металлургического производства. Ход анализа он описал в своей книге
«Газометрические методы» (1857).
Бунзен внес
большой вклад в развитие электрохимии. Ему принадлежит идея заменить дорогие
гальванические электроды из благородных металлов угольными пластинами. Бунзен
создал угольно-цинковый гальванический элемент (1841). При помощи новых
гальванических элементов он в 1852 путем электролиза расплавов хлоридов
металлов получил металлический магний, а в 1854-55 — литий, кальций, стронций,
барий и алюминий, заложив тем самым основу металлургии легких металлов.
Бунзен изучал
действие света на химические процессы, в частности на взаимодействие хлора с
водородом. В 1862 Бунзен и его ученик Г. Э. Роско установили количественные
закономерности фотохимических процессов, которые были сформулированы в законе
Бунзена—Роско.
Бунзен получил
цианистый калий (1845), измерил теплоемкость индия. Он усовершенствовал (1853)
иодометрический анализ, предложив метод титрования с иодом и тиосульфатом
натрия.
В 1857 он
вместе с Л. Н. Шишковым исследовал процесс сгорания пороха.
В признание
научных заслуг Бунзен был избран членом многих Академий наук. В 1862 он стал
иностранным членом-корреспондентом Петербургской АН.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://schoolchemistry.by.ru/