Великий голландский художник, автор многих сотен картин и
более 2000 рисунков, основатель собственной школы живописи, Рембрандт ван Рейн
родился 15 июля 1606 года в городе Лейдене, в семье мельника. До 25-летнего
возраста он усердно постигал премудрости живописи в своем родном городе, после
чего перебрался в Амстердам, где благодаря своему дарованию быстро стал
известнейшим портретистом города. Художник не испытывал недостатка в заказах, к
нему потянулись ученики, которых он за большие деньги обучал искусству
живописи. Многим из них суждено было впоследствии прославить голландскую школу
живописи.
Саския
Большинство современников считали Рембрандта некрасивым и
даже уродливым, но, несмотря на это женщины, сраженные натиском его дарования,
влюблялись в него. Скорее всего он отвечал им взаимностью, но по мере сил, ведь
первой и главной его страстью было искусство, на котором он и был, по сути,
"женат". Главной женщиной в жизни художника считают Саскию ван
Циллербург. Он женился на ней в 1634 году. Саския была богатой наследницей, так
что поначалу молодые не испытывали материальных затруднений. У Рембрандта даже
появилась страсть к коллекционированию ювелирных изделий. Однако он был слабым
финансистом. Мастер не задумывался над тем, откуда и в каком количестве
поступают к нему деньги и тем более, на что они тратятся... Женитьба на Саскии
дала Рембрандту возможность общения с представителями элиты столичного
общества. Саския не была красавицей, но олицетворяла для художника тот мир, в
котором он мечтал жить. Она послужила натурщицей для его многочисленных работ.
По всей видимости, их совместная жизнь была далеко не безоблачна: мастер был
любвеобилен, а здоровье Саскии было сильно подорвано четырьмя родами и
бесконечными домашними заботами. Иначе откуда бы появился в ее завещании
своеобразный пункт, в соответствии с которым Рембрандт лишался дохода от ее
поместья в случае своего повторного брака? Забегая вперед, можно сказать, что
юридически Рембрандт выполнил требование сего пункта, не отказываясь, впрочем,
от женского общества.
Гиртхе Дирц
В 1642 году Саския скончалась, оставив Рембрандту их сына,
совсем еще младенца, единственного из четырех детей, достигшего
совершеннолетия. К маленькому Титусу пришлось нанять няню, которой стала Гиртхе
Дирц, почти сорокалетняя фламандка. Наряду с выполнением своих прямых
обязанностей, она быстро стала любовницей художника. Их отношения зашли так
далеко, что она даже составила собственное завещание в пользу сына Рембрандта.
Окончание их романа было трагичным, поскольку доме появилась новая юная
служанка, на которую тотчас обратил внимание мастер. Оскорбленная Гиртхе подала
на Рембрандта в суд и выиграла его, получив от художника пожизненную пенсию. Можно
сказать, что девичья любовь его новой пассии Хендрике Стоффельс обошлась
стареющему мастеру недешево. Хендрике 20-летняя Хендрике пленила сердце
Рембрандта во многом тем, что напоминала ему Саскию, по которой он сильно
тосковал. Хендрике стала его постоянной натурщицей и полезной помощницей в его
нелегкой жизни. По-видимому, художник искренне полюбил Хендрике, свою новую
музу. И первой это поняла Гиртхе, поначалу не оставлявшая надежд вернуть любовь
мастера. Ее истерзанный ревностью разум не вынес картины чужого счастья. С нею
случился нервный припадок, и она попала в приют для душевнобольных, где и
находилась до самой своей смерти. Все счета из лечебницы оплачивал, разумеется,
сам Рембрандт. Тем временем Хендрике родила художнику дочь. Несмотря на это, их
отношения не были оформлены юридически из-за злополучного пункта завещания
Саскии. Бедняжку Хендрике даже подвергли унизительной процедуре отлучения от
церкви за "распутное поведение". Рембрандт был известен своим
равнодушным отношением к религии и на сей показательный процесс не пошел.
Невзирая на жизненные невзгоды, Хендрике оставалась верна своему великому
любовнику вплоть до своей смерти в 1663 году.
Один
После кончины Хендрике, хотя бы отчасти присматривавшей за
финансовым положением Рембрандта, художник, пользующийся всеевропейской
известностью, но вышедший из моды у себя на родине, был объявлен банкротом. Все
его имущество пошло с молотка. Он потерял также своего горячо любимого сына
Титуса. В этой тяжелейшей ситуации единственной нитью, связывавшей его с
реальностью, была живопись. Несмотря на резкое ухудшение зрения, художник
продолжал творить. Многие его бессмертные шедевры датированы именно последними
годами жизненного пути, завершившегося в 1669 году. Мягко говоря, не рыцарское
отношение к женщинам, с которыми его сводила жизнь, не мешало Рембрандту
изображать их на своих полотнах в виде богинь. Их обнаженные тела сочетали в
себе чувственность и нежность, эротизм и глубокомысленность. Художник не ставил
своей задачей шокировать обывателя, что ему постоянно пытались вменить в вину
пуритане. Он просто был убежден, что все человеческое, даже чувственная
физическая любовь, является предметом искусства. Доказательством этому будут
вечно служить его бессмертные творения...