Семен Людвигович Франк философом, который пытался разъяснить
природу человеческой души и знаний человека. Выработать систему философского
миропонимания, в особенности религиозно окрашенную, нелбзя без теории знания.
Франк особенно выделял в человеке два понятия: интуиция и логическое знание и
во всех своих трудах пытался объяснить, что же такое бытие?
Возможность интуиции, говорил Франк, как знания о бытии,
независимом от сознания, объясняется тем, что бытие индивидуума укоренено в
Абсолютном как Всеединстве, вследствие чего всякий предмет до всякого знания о
нем близок к нам совершенно непосредственно, так как мы с ним "слиты не
через посредство сознания, а в самом нашем бытии". Всякое логическое
отвлеченное знание возможно не иначе, как на фоне интуиции этого Всеединства.
Логическое знание же по Франку, имея дело с элементами,
выделенными из целого, всегда имеет отвлеченный характер и относится к низшему
слою бытия, прерывистого и лишенного
жизни; оно дано в созерцательной интуиции. Все живое бытие, развертывающееся во
времени в форме сплошного творческого становления, относится к области
магического; для постижения его требуется не созерцательная интуиция, не
знание-мысль, а живое знание, знание-жизнь, достижимое в те моменты, когда наше
я "не только созерцает объект, но и живет им".
Философские основы психологии Франк развил в своей книге
"Душа человека". Он исследует в ней стихию душевности как бытия,
проникнутого субъективностью, изучает изменения, происходящие в нем, когда оно
становится осознанным как объект, разграничивает сферу духовного и душевного.
Учения, изложенные в книгах "Предмет знания" и
"Душа человека", углублены и дополнены в книге
"Непостижимое".
Высказав много знаний о непостижимом, Франк ставит вопрос, как
это возможно, что мистики, признавая Бога непостижимым, в то же время дают
много сведений о Нем. Отвечает он на этот вопрос так. Рациональное знание
достигается путем различения, средством которого служит отрицание. Непостижимое
находится по ту сторону отрицания: оно есть область отрицания самого отрицания
или преодоления отрицания. О непостижимом нельза сказать, что оно есть
"либо одно, либо другое", как всеобъемлющая полнота оно есть "и
то, и другое". Однако это и не точно, В своих Сочинениях Франк доказывает
путем довода рациональных знаний, что невозможно понять непостижимое, так как
мы являемся частью этого, как он называет, самобытия.
В книге "С нами Бог" Франк излагает основы
христианства и доказывает, что все существенное содержание христианства
основано на религиозном опыте, на "встрече человеческого сердца с
Богом", на живом "общении с Богом". Различая два понятия веры,
веру как доверие, и веру, как достоверное знание, Франк показывает, что доверие
к авторитету предполагает такие переживания, которые свидетельствуют, что
авторитет действительно выражает истину о Боге. Следовательно, даже и вера в
религиозный авторитет опирается на веру как знание, основанное на религиозном
опыте. Точно так же он доказывает связь нашего доверия к "положительному
откровению" с нашими непосредственными религиозными переживаниями.
Проблемы социальной философии Франк излагает главным образом в
брошюре "Очерк методологии общественных наук", Общество есть,
согласно Франку, первичная целость, единое существо. Опираясь на свою теорию
знания и на свое учение о душе человека, он показывает, что сознания различных
индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторй степени слитны и что общение
индивидуальных сознаний есть "первичное свойство всякого сознания".
Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепенно дифференцируется из
сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так что индивид в подлинном и
самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.
Мысль о "Творении мира Богом из ничего" Франк заменил на его такой теорией творения
мира Богом, в которй сохранены только слова "творение",
"творец", но понятий этих нет.
Я думаю, Франк внес огромный вклад в мировую философию, внеся
свои поправки и домыслы в существующие и доказанные философами, работавшими до
него. Также он развил свою, новую теорию о сотворении мира и разделил понятие
личности на интуитивную личность и личность, основанную на рациональных
знаниях.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru