С Площади
Испании я двинулся в обратную сторону по Avenida Isabel la Catolica с которой
прямиком вышел на Av. del Cid, на которой установлен памятник легендарному
Сиду. Фотографию конной статуи национального героя я сделал ещё в 2001 году.
Знаменитый Сид
Руй Диас /Cid Roy Diaz/ (ок.1043-1099гг.) оставил о себе память как один из
наиболее выдающихся деятелей реконкисты. Он отнял у мавров область Валенсии, но
главная его заслуга заключалась в том, что ему удалось наголову разбить грозные
полчища альморавидов, которые из Африки пришли на помощь испанским маврам и уже
нанесли ряд поражений войскам Альфонса VI. Хотя, согласно указаниям хроник, с
самим Альфонсом VI у легендарного Руй Диаса отношения складывались не совсем
гладко. По поручению этого короля Сид отправился собирать ежегодную дань в
СЕВИЛЬЮ, которой в то время правили мавры. Он не только собрал её, но и
захватил в плен графа Гарсиа Ордоньеса, сражавшегося в союзе с маврами; однако,
когда Сид вернулся ко двору Альфонса, враги оклеветали его перед королём в
присвоении части добычи. Альфонс, уже таивший злобу на Сида (Сид осмелился
требовать от короля присяги в том, что он не причастен к убийству брата своего
Санчо), приговорил его к изгнанию (1087г.). Такова всегда благодарность сильных
мира сего, в чём мы имеем возможность убедиться на событиях нашего времени…
Сид, согласно старым хроникам, проявил чудеса храбрости при взятии Толедо; в
1085 году, после продолжительной осады, через ворота Бисагра войска Альфонса VI
победоносно вступают в Толедо, и знамя испанцев водружается над Алькасаром -
дворцом мавританских властителей. Три года спустя король объявил Толедо своей
резиденцией вместо Бургоса, и Толедо присваивается название
"императорский".
Подвиги Сида
воспеты в знаменитом испанском героическом эпосе середины XII века:
"Cantar de mio Cid" ("Песнь о моём Сиде"), дошедшем до нас
в единственной рукописи начала XIV века, значительно попорченной. Сиду
посвящена также поэма XIV века «Родриго» («Las mocedades de Rodrigo») и ещё
более поздний цикл романсов. Своеобразным прологом к «Песне о Сиде», созданной
безвестным хугларом примерно в 1140 г., мог бы послужить другой памятник
средневекового испанского эпоса – «Осада Саморы» (конец XI – начало XII в.),
где объясняются причины, вызвавшие тайную ненависть Альфонса VI к нашему герою
(требование клятвы). В "Песне о Сиде" знаменитый воитель (El
Campeador) Руй (Родриго) Диас де Бивар, прозванный Сидом (арабское sidi -
господин), становится воплощением народного нравственно-героического идеала. В
связи с этим автор "Песни" кое в чём отходит от исторических фактов.
Так, герой поэмы рисуется пламенным патриотом, все силы отдающим на борьбу с
маврами (в то время как настоящий Руй Диас не пренебрегал службой у мавров). В
отличие от исторического Сида, который, будучи типичным феодалом,
принадлежавшим к высшей кастильской знати, стремился стать вполне
самостоятельным властителем, герой поэмы рисуется инфансоном, т.е. рыцарем, не
принадлежащим к феодальной аристократии. Героический Сид всем обязан только
своей личной доблести и храбрости и ставит интересы Испании выше своих частных
интересов. Зато представители родовой феодальной знати в лице инфантов
Каррионских изображены в поэме в резко отрицательных тонах. Они высокомерны,
коварны, трусливы и жестоки. В поэме их постигает заслуженная кара.
С текстом поэмы
«Cantar de mio Cid» (в переводе на русский яз.) можно ознакомиться на
интересном сайте, где есть страничка «Песнь о моём Сиде»
Список
литературы
· Зарубежная
литература средних веков. М., Просвещение 1975.
· Испанская
поэзия в русских переводах. М., Радуга 1984.
· Малицкая К.М.
Толедо /старая столица Испании/. М., Искусство 1968.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/