О жизни и
деятельности Игнатия Богоносца мы мало что можем сказать абсолютно точно. По
одним источникам он был грек, родом из Антиохии, по другим же – сириец, на что указывает
несовершенный греческий язык его посланий.
Существует
предание о том, что Игнатий был именно тем мальчиком, которого Господь Иисус
Христос взял к себе на руки и сказал: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и
не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18,1-3). Несмотря на
то, что далеко не все принимают это предание, большинство из авторов склоняются
к тому, что Игнатий с детства пребывал в учении Христовом. Так Евсевий Памфил
пишет, что будущий святитель вместе со святым Поликарпом Смирнским (= 167) и
Папием Иерапольским (= 130) был учеником св. апостола Иоанна Богослова (= нач.
II века). В “Похвальном слове священномученнику Игнатию Богоносцу” святитель
Иоанн Златоуст пишет следующее “… воспитывался под руководством святых апостолов,
неразлучно находясь при них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их
обильные струи”.
Нет также
однозначного мнения касательно того, в какое время Игнатий стал епископом
Антиохийским. У Евсевия Кесарийского мы находим сведения о том, что на Антиохийской
кафедре он был преемником Еводия (апостола от 70-ти, = ок. 66), рукоположенного
первоверховным апостолом Петром. Но, однако, Феодорит, в свою очередь,
утверждает, что хиротония святого Игнатия была совершена самим апостолом
Петром. Наравне с этими двумя мнениями бытует и третье, наиболее похожее на
истину. Его суть заключается в том, что и Еводий и Игнатий были в одно и тоже
время епископами Антиохии. Первый был поставлен над обращенными иудеями, второй
– над уверовавшими язычниками. И уже после смерти святителя Еводия Игнатий
Богоносец, служивший по словам свт. Иоанна Златоуста “…образцом добродетелей,
явившим в лице своем все достоинство епископа…”, вступил в полное управление
Антиохийской Церковью. Именно в это время за ревностную веру, целомудрие,
кроткий и тихий нрав паства Игнатия прозвала его “Богоносцем”.
Гонения,
развязанные императором Домицианом (81 - 96) не коснулись епископа, который
очень скорбел из-за того, что ему самому не удалось принять высшее благо –
мученические страдания за Христа. “Если пострадаю, - говорил св. Игнатий, -
буду отпущенником Христа и воскресну в Нем Свободным”. Но через несколько лет в
106 году, отправляясь в поход против персов, император Траян, издавший указ о
необходимости в честь победы над скифами повсюду воздавать благодарения
языческим идолам, остановился в Антиохии. И уже в это время епископ
Антиохийский был лично доставлен к Траяну, где св. Игнатий открыто проповедал
веру во Христа и свое твердое убеждение в ней, за что и был приговорен к
смертной казни. Однако Траян, принимая во внимание то, в каком почете находился
Игнатий Богоносец у своей паствы, решил отправить его на казнь в Рим, чтобы не
давать местным христианам мученического примера. Но шествие святителя Игнатия
через Малую Азию и Македонию принесло совершенно противоположные плоды –
Игнатий показал образец истинной и твердой веры и готовности принять за нее
муки. И что является для нас сегодня очень важным, именно во время этого
перехода Игнатий написал семь посланий – единственное дошедшее до нас
свидетельство его апостольской деятельности. В Смирне, проведя несколько дней
со своим другом Поликарпом Смирнским, святой Игнатий написал четыре из семи
посланий: к ефесенам, римлянам, магнезийцам и траллийцам. В Троады, где его
встретило известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии, он написал
послания к филадельфийцам, смирнянам и к епископу Поликарпу.
В Риме 20
декабря 107 года, в день языческого праздника, св. Игнатий Богоносец был отдан
на растерзание львам. Точная дата его мученичества известна благодаря
Мученическим Актам (протоколам допроса и приговору) св. Игнатия, датированные
IV-V в.