Стейнлен,
Теофиль-Александр (Steinlen, Thophile Alexandre) (1859–1923), французский
художник, представитель символизма, мастер жанровой и социально-критической графики.
Родился в
Лозанне 10 ноября 1859. Посещал школу изящных искусств в родном городе, работал
художником-подмастерьем на текстильной фабрике в Мюлузе (Эльзас). В 1881
приехал в Париж и обосновался на Монмартре. Войдя в круг богемы, посещавшей
кабаре «Ша нуар» («Черная кошка»), сблизился с Э.Золя, А.де Тулуз-Лотреком, а
также поэтом-шансонье А.Брюаном; их творчество оказало на Стейнлена (наряду с
искусством О.Домье) определяющее влияние.
Выдвинулся как
самобытный, наблюдательно-лиричный график-публицист и иллюстратор, сотрудничая
в журнале Брюана «Мирлитон» (1885–1896) и другой периодике («Ля фей», «Шамбар
сосьялист», «Жиль Блаз иллюстрэ», «Асьет о бёр», «Канар соваж», «Ля Карикатур»
и др.); в значительной своей части это были издания левой, социалистической и
анархистской, ориентации. Иллюстрировал сочинения Брюана, А.Франса, Г.де
Мопассана и многих других авторов. Издал папки литографий Рисунки без слов о
кошках (1898), Песни к Саре (Саре Бернар; 1899), Зарисовки военного времени
(1915, 1919). В своих рисунках, литографиях, офортах часто обращался к миру
социальных изгоев – проституток, люмпенов, бродяг и нищих; значительное
воздействие этих образов сказалось в творчестве молодого П.Пикассо.
Внес большой
вклад в искусство плаката, как рекламного, так и политического (афиша кафе «Ша
нуар», 1896; Улица, 1896; Рабочий на стройке, 1903; и др.). Поэтика символизма
и модерна порой сочеталась у него с социал-революционной тематикой; особую
известность получила его литография Освободительница (1903) – с аллегорией Свободы,
вздымающейся над мятежной толпой. В 1921–1923 сотрудничал в газете французских
коммунистов «Юманите».
Наряду с
графикой, занимался станковой живописью и скульптурой, был тонким анималистом
(к лучшим его скульптурным вещам принадлежат бронзовые кошки 1900-х годов).
Умер Стейнлен в
Париже 13 декабря 1923.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.peoples.ru/