Родился в г.
Орел. По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать,
урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново
(Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя. В
1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах
и у домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение
Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет
Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности
(1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с
отцом Тургенева, отразилось в повести "Первая любовь" (1860).
В 1836 Тургенев
показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского
круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на
литературный вечер (там будущий писатель впервые увидел А. С. Пушкина), а в
1838 печатает в "Современнике" тургеневские стихотворения
"Вечер" и "К Венере Медицийской" (к этому моменту
Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и
драматическая поэма "Стено").
В мае 1838
Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с
неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа
парохода "Николай I", на котором плыл Тургенев, будет описана им в
очерке "Пожар на море" (1883; на французском языке). До августа 1839
Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается
классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В.
Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в
Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А.
Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с
этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со
швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843
Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В 1843
появляется поэма на современном материале "Параша", получившая
высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в
1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности,
с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он
обращается к иронико-нравоописательной поэме ("Помещик",
"Андрей", обе 1845) и прозе, близкой принципам "натуральной
школы" и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова ("Андрей Колосов",
1844; "Три портрета", 1846; "Бретер", 1847).
В 1843 году
Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой
во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в
отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции;
Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во
время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом,
знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет
повести "Петушков" (1848), "Дневник лишнего человека"
(1850), комедии "Холостяк" (1849), "Где тонко, там и
рвется", "Провинциалка" (обе 1851), психологическую драму
"Месяц в деревне" (1855).
Главное дело
этого периода "Записки охотника", цикл лирических очерков и
рассказов, начавшийся с рассказа "Хорь и Калиныч" (1847; подзаголовок
"Из записок охотника" был придуман И. И. Панаевым для публикации в
разделе "Смесь" журнала "Современник"); отдельное
двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы "Конец
Чертопханова" (1872), "Живые мощи", "Стучит" (1874).
Открыв Россию и русского человека, положив начало "крестьянской теме"
в отечественной словесности, "Записки охотника" стали смысловым
фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к
исследованию феномена "лишнего человека" (проблема, намеченная в
"Гамлете Щигровского уезда"), и к осмыслению таинственного ("Бежин
луг"), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью
("Певцы").
В апреле 1852
за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в
Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан
рассказ "Муму"). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853
(работа над неоконченным романом, повестью "Два приятеля", знакомство
с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга
"Современника"); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль
сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856
Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском.
Его ближайшая среда редакция "Современника"; состоялись знакомства с
И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие
в издании "Стихотворений" Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его
предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва
не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой.
Публикуются повести "Затишье" (1854), "Яков Пасынков"
(1855), "Переписка", "Фауст" (обе 1856).
"Рудиным"
(1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему,
разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих
актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих
"современность" перед лицом неизменных и загадочных сил любви,
искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок
"лишний человек" Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к
смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени
Лаврецкий ("Дворянское гнездо", 1859; события происходят в обстановке
близящейся "великой реформы"); "железный"
болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть
России), но "чужой" и обреченный смерти ("Накануне", 1860);
"новый человек" Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт
("Отцы и дети", 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных
проблем, а "новые" люди остаются людьми: "дюжинные" будут
жить, а захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж
"реакционной" и "революционной" пошлостью персонажи
"Дыма" (1867); революционер-народник Нежданов, еще более
"новый" человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся
России ("Новь", 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами
(при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и
духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве,
совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов
героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета
(ср. программную статью "Гамлет и Дон Кихот", 1860).
Отбыв за
границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных
отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской
зимы 1856-1857 (завершена мрачноватая "Поездка в Полесье") он
отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет "Асю", одну из
наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном
ключе (статья Н. Г. Чернышевского "Русский человек на rendez-vous",
1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в
дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на "европейский,
зимний" и "российский, летний" сезоны.
После
"Накануне" и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова "Когда
же придет настоящий день?" (1860) происходит разрыв Тургенева с
радикализировавшимся "Современником" (в частности, с Н. А.
Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с
"молодым поколением" усугубился романом "Отцы и дети"
(памфлетная статья М. А. Антоновича "Асмодей нашего времени" в
"Современнике", 1862; так называемым "расколом в
нигилистах" во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И.
Писарева "Базаров", 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н.
Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести
"Призраки" (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в "Записках
охотника" и "Фаусте" мистические мотивы; эта линия получит развитие
в "Собаке" (1865), "Истории лейтенанта Ергунова" (1868),
"Сне", "Рассказе отца Алексея" (оба 1877), "Песни
торжествующей любви" (1881), "После смерти (Клара Милич)"
(1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и
обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу
Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе
"Довольно!" (1865), воспринятом современниками как свидетельство
(искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса
Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе "Бесы", 1871).
В 1863
происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в
Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко
сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г.
де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и
западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на
международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом;
в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает
контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и
оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в
торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый
писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его
последние приезды на родину.
Наряду с
рассказами о прошлом ("Степной король Лир", 1870; "Пунин и
Бабурин", 1874) и упомянутыми выше "таинственными" повестями в
последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике ("Литературные и
житейские воспоминания", 1869-80) и "Стихотворениям в прозе"
(1877-1882), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а
подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти
предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).
Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию. Умер в местечке
Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге].
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://med-lib.ru/