"Я незнаю
другого поэта,-писал о Василии Васильевиче Каменском известный театральный
деятель Н.Евреинов,-от которого так разило бы юностью с ее улыбками, прыжками,
непосредственным подходом к труднейшим проблемам жизни, бесшабашностью,
голубоглазием веры и песнями, песнями, песнями!
У него
настоящая магия преображения Времени!<...>
Быть Василием
Каменским -это значит быть вечно 18-летним.
Это значит быть
мудрецом, разгадавшим непосильную для смертных загадку".
Вся жизнь
Каменского -в динамике, в постоянном движении, в жажде открытий и свершений.
В.Шершеневич писал, что "если Каменский талантлив в своем творчестве, то в
своей жизни он еще талантливее".
Начало профессиональной
литературной деятельности Каменского относится к 1908 году, когда он становится
секретарем петербургского литературного журнала "Весна". Он
знакомится с Л.Андреевым, Ф.Сологубом, А.Куприным, а также, что оказалось более
важным для его творческого развития, с В.Хлебниковым, Д.Бурлюком, Н.Кульбиным и
несколько позже -с Е.Гуро и М.Матюшиным. В 1910 году вышел сборник "Садок
судей". Перспективное значение этой книги, как вспоминал позже Каменский,
осознавалось ее авторами, считавшими, что они кладут "гранитный камень в
основание "новой эпохи" литературы". Каменский был редактором
"Садка судей", его двенадцать стихотворений открывали этот сборник.
Оценивая эту книгу, В.Брюсов отмечал, что у Каменского "попадаются недурные
образы". Н.Гумилев писал, что читатель "от всего цикла стихов
(Каменского.-Прим.) уносит впечатление новизны, свежей и радостной".
Стихотворения из "Садка" Каменский включил в свою первую книгу -роман
"Землянка" (СПб., 1910; на обложке -1911).
Понятие
"футуризм" для Каменского не было литературным термином, он применял
его к своей жизни: "Уж если мы действительно футуристы<...>, если мы
-люди моторной современности, поэты всемирного динамизма, пришельцы-вестники из
будущего, мастера дела и действия, энтузиасты-строители новых форм жизни,-мы
должны, мы обязаны уметь быть авиаторами". В марте 1911 года Каменский
отправился учиться в Париж летному у одного из пионеров авиации Луи Блерио;
после возвращения во время одного из полетов потерпел крушение, остался жив и
через полтора года примкнул к сформировавшейся к тому времени группе
кубофутуристов, став одним из активнейших ее участников. Поэт, прозаик,
художник и пропагандист нового искусства, Каменский принимает участие в
многочисленных выступлениях, лекциях, турне, художественных выставках,
печатается в футуристических альманах. Слово и изображение соединились у
Каменского в двух книгах "железобетонных поэм" -"Танго с
коровами" и (совместно с А.Кривцовым) "Нагой среди одетых"
(обе--М., 1914); комбинация различных шрифтов и введение графических элементов
были рассчитаны но то, чтобы литературный текст воспринимался одновременно и
как произведение изобразительного искусства (некоторые "поэмы"
демонстрировались на художественных выставках).
Важным событием
для Каменского стала публикация романа "Степан Разин" (М., 1915; на
обл.-1916), как и "Землянка" включавшего стихи. Первый его чисто
стихотворный сборник "Девушки босиком" (Тифлис, 1916; на титульном
листе -1917) объединил как старые, так и новые произведения. На Кавказе
Каменский продолжал свою деятельность по пропаганде футуризма, выступая с
лекциями и даже участвуя в цирковых представлениях (читал стихи из
"Стеньки Разина", сидя верхом на лошади).
В 1917 году
Каменский организовал в Москве "Кафе поэтов", на недолгое время
ставшее пристанищем левых художников. Во время октябрьских событий он выпустил
"Декрет / О заборной литературе, / О росписи улиц, / О балконах с музыкой,
/ О карнавалах Искусств", который действительно был развешен на московских
заборах и призывал художников всех видов искусства к революционному
преобразованию жизни.
Плодотворным
для Каменского стал и 1918 год: он выпускает две книги -поэтическую
"Звучаль Веснеянки" и мемуарную "Его-моя биография Великого
Футуриста" (обе--М., 1918), участвует в издании единственного номера "Газеты
футуристов".
В дальнейшем
Каменский -известный советский поэт. Он писал стихи, поэмы, пьесы, а также
художественную, очерковую и мемуарную прозу.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fytyrist.km.ru/