Висенте
Эспинель /Viciente Espinel/ - яркая личность, замечательный человек своего
времени. Он был знаменитым музыкантом, писателем и поэтом. В посвящении своей
комедии «Валенсианская вдова» Лопе де Вега называл его "отцом
музыки". Эспинель усовершенствовал гитару, прибавив к ней пятую струну. С
тех пор гитара получила название испанской.
Как
свидетельствует церковная запись о крещении Висенте Мартинес-Эспинеля,
датированная 28 декабря 1550г., он
родился в Ронде на юге Испании, куда его родители переселились из гор Астурии.
Мать Эспинеля, Хуана Мартин, происходила из семьи активных участников
реконкисты. По-видимому, семья Эспинеля была зажиточной, потому что он сам
говорит о потере отцом состояния в каких-то неудачных предприятиях, т.е.
Эспинель принадлежал к обедневшей идальгии, и в своём романе «Жизнь Маркоса де
Обрегона», в большой степени автобиографичном, он не раз подчеркивает своё
горское происхождение – принадлежность к «старым христианам», - к той части
испанского дворянства, которая сыграла видную роль в освобождении страны от
владычества мавров.
Первоначальное
образование он получил в Ронде, где бакалавр Хуан Кансино обучал его латинскому
языку и немного музыке, а также «искусству молчать». Так как Висенте успел
проявить недюжие способности, отец решил отправить его в университет Саламанки,
что могло обеспечить его будущность. Получив от отца напутствия, очень немного
денег, плащ и шпагу, Эспинель в 1570 г., обычным тогда способом, с караваном
мулов отправился в Саламанку, чтобы стать студентом факультета искусств. Это
совпало со вторым восстанием мавров в горах Истана и воинским набором, от
которого были освобождены только духовенство и студенты.
Первые годы
пребывания в университете Эспинель не особенно усердно занимается науками,
причиной чего до известной степени, была большая нужда и отсутствие помощи из
дома. В 1572 г. вследствие студенческих волнений, вызванных арестом выдающегося
поэта Луиса де Леона, университет был временно закрыт, и Эспинель, пешком и без
денег, возвращается в родной город через Мадрид, Толедо, Сьюдад-Реаль,
Альмодовар-дель-Кампо и Мáлагу.
Вскоре после
прибытия в Ронду некоторые из его состоятельных родственников, в том числе
сестра его матери, учреждают капелланство, «назначив первым капелланом своего
племянника Висенте Мартинес-Эспинеля», как гласит акт основания, датированный 3
августа 1572 г. Имущество капеллана состояло из нескольких домов и
виноградника. Деятельное участие в деле принимал влиятельный монах, горец по
происхождению, фрай Родриго де-Арсе, имевший родственные связи при дворе
Филиппа II и, по-видимому, дружный с семьёй Эспинелей, потому что он снабдил
Висенте солидными рекомендациями, когда тот вторично отправился в Саламанку.
Благодаря этому
обстоятельству и стипендии, полученной в коллегии Сан-Пелайо, Эспинель мог на
этот раз жить в лучших условиях и полностью посвятить себя университетским
занятиям.
Музыкальные и
поэтические дарования сблизили его с представителями многих знатных фамилий,
оказывавших ему впоследствии покровительство, и такими видными поэтами, как
братья Архенсола и молодой Луис Гонгора-и-Арготе. Его уже признанный
музыкальный талант, который Лопе де Вега
Вращаясь в
литературных и музыкальных кругах, Эспинель завязывает прочные отношения с
представителями аристократии. Этими связями студенческих времён он неоднократно
пользуется в дальнейшем, при устройстве своей судьбы.
Осенью 1574 г.
В Сантандере формировался флот, который считали первым опытом «непобедимой
армады» против Англии. Жажда славы и неудачная любовь заставили Эспинеля,
теперь уже окончательно, покинуть Саламанку и зачислиться офицером (alferez) в
этот флот, который никогда не вышел из гавани. Чума вызвала большую смертность
среди экипажа, оставшиеся в живых рассеялись, а Эспинель, перенесший
злокачественную лихорадку, пускается странствовать. Через Ларедо, Португалете,
Бильбао, Виторию, Наварру, Сарагосу, Бургос, он достигает Вальядолида, где
проводит четыре года (1574 - 1577) на службе в качестве эскудеро у дона Педро
де Кастро, графа Лемос, покровителя многих писателей, в том числе Сервантеса.
Скитания
Эспинеля характерны для испанского идальго той эпохи. После окончания
реконкисты, разорённая властью испанской абсолютной монархией, не получив
никакой доли из мавританских богатств, идальгия осталась не у дел. Считая
унизительным всякий труд, идальго пускаются на всевозможные военные авантюры.
Они устремляются во Фландрию и составляют основную массу конкистадоров жаждущих
лёгкой наживы несметных сокровищ Нового Света и военной славы авантюристов. В
этом отношении Эспинель, дитя своей эпохи, не был исключением.
В 1578 г.
Эспинель направляется во Фландрию, где присоединился к войскам Александра
Фарнезе, с которым участвовал в штурме Мастрихта. За время пребывания в войсках
он подружился с доном Эрнандо де Толедо, герцогом Альба и доном Педро де
Толедо, маркизом Вильяфранка, тоже принадлежавшем роду герцогов Альба. Там же
он приобрёл дружбу Октавио Гозаго, женатым на Сецилии Медичи, в доме которых в
Милане и Мантуе Эспинель нашёл позднее радушный приём и покровительство. В
Ломбардии Эспинель пробыл около трёх лет, неизменно пользуясь покровительством
Гозаго и вращаясь в кругу виднейших музыкантов. Хотя Эспинель жалуется в своём
романе на нездоровье в это время и на то, что не создал ничего значительного,
всё же можно считать, что пребывание в Италии было им прекрасно использовано
для усовершенствования его обширных музыкальных познаний и практических занятий
музыкой, позднее явившейся его главной поддержкой. Всё это, однако, не избавило
его от нужды, с которой ему пришлось бороться до самой старости. Недаром он
называет музыку «божественным, но плохо вознаграждаемым занятием».
В 1599 году
Эспинель получил в университете Алькала-де-Энарес учёную степень магистра (маэстро)
искусств. На литературном поприще Эспинель прославился создав особую форму
десимы (десятистишия), получившую в его честь название "эспинелла", а
также как автор плутовского романа "Жизнь Маркоса де Обрегона". О
высоком авторитете Эспинеля говорит тот факт, что в числе похвальных
предуведомлений к книге Матео Алемана «Гусман де Альфараче», есть и его
эпиграмма. А ведь в то время популярность «Гусмана де Альфараче» затмила славу
«Дон Кихота», - так за первые пять лет знаменитый роман Сервантеса переиздавался
10 раз, в то время как плутовской роман Алемана была издан 26 раз за тот же
срок.
Скитальческая
жизнь Эспинеля, многочисленные житейские тревоги и огорчения, его преклонный
возраст, наконец, обострившаяся в последние годы страдания от падагры – все это
привело к тому, что Эспинель не вынес необычайно суровой зимы 1623-1624 г.
Окружённый своими друзьями, 1 февраля он составил завещание, назначив
наследником жившего в Ронде племянника, и 4 февраля 1624г. умер в своей комнате
при капелле епископа Пласенсии. Согласно завещанию, он похоронен в церкви
св.Андрея в Мадриде. (Неизвестно, на чём основывается Лопе де Вега, утверждая
что Эспинель умер бедным и забытым в девяностолетнем возрасте. Приводимая
Пересом де Гусман документация исправляет эту ошибку, принятую всеми старыми
биографами Эспинеля на основании слов Лопе де Вега. По-видимому, легенда о том,
что Эспинель умер в бедности, возникла на основании слишком полного
отождествления с героем его романа Маркосом де Обрегоном.)
Я надеялся, что
продолжение будет... Но к моему сожалению пропало желание работать над
продолжением т.к. нашёлся хуглар к имени которого относится только две первые
буквы этого определения странствующих музыкантов, и так же совершенно иная
буква русского алфавита. Этот, с вашего позволения, ху(глар), беззастенчиво
ворует контент данного сайта присваивая себе авторство даже моих стилистических
огрех. Таким способом уже обворованы био Гаспара Санза, био Э.Пухоля… далее не
хочется продолжать и проверять что ещё «скоммуниздил» этот юноша, а ведь его
пиратский сайт наделён именем домена первого уровня (с зеркалом в «народе»), с
заявкой на глобализм в деле мировой «пропаганды» лютни, - желание похвальное,
да используемые методы не достойные. По-видимому заходит солнце таких титанов
как strings.ru или С.Тавровский, а к зениту стремится чёрная луна жлобов от
академической музыки… Пока ещё ваш Rustik68.
Список
литературы
Штейн А.Л.
"Литература испанского барокко". М. Наука 1983.
Висенте
Эспинель. "Жизнь Маркоса де Обрегон". М.-Л. ACADEMIA 1935
Матео Алеман
«Гусман де Альфараче», в 2-х тт. ГИХЛ., M. 1963
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/