Родился 7(19) апреля
1881 года и умер 8 ноября 1964 года. Белорусский современный живописец.
Народный художник БССР (1955). Закончил Пензенское художественное училище
(1907). Принимал участие в художественных выставках с 1903 года. Работал в
жанрах тематических картин, портретах, писал пейзажи, натюрморты.
В 1918 году
участвовал в художественном оформлении Петрограда до 1-го времени Октябрьской
революции (эскизы панно «Вся власть Советам», «Штурм Зимнего»).
Один из первых в
белорусской живописи сделал образ Ленина(портрет, 1926). Автор рисунка герба
БССР (1926 и 1938), «Индустриализация», «Коллективизация», «Кастусь
Калиновский», «Баррикада»(1923), «Молотобоец»(1926), «Партизаны»(1928),
«Передача опыта»(1937), «Студенты»(1947), «Минск 3 июля 1944 года»(1944-1955).
Первыми произведениями В. Волкова, написанными в Белоруссии, были уже
упомянутая нами картина «Баррикады. Из событий 1905 года в Москве» и композиция
на историческую тему «Кастусь Калиновский»
Художников особенно
увлекал образ руководителя восстания Кастуся Калиновского. В нем он находил
много созвучных эпохе черт – романтику героического подвига, бесстрашие и
непреклонность в борьбе. Именно эти черты стремился передать В. Волков в
своем композиции. Художник показал Калиновского и повстанцев на фоне
белорусской пущи при свете заходящего солнца. Голубовато-лиловые отблески,
приглушенные холодные тени, выразительные силуэты деревьев, фигур людей – все
это создавало в картине своеобразный колорит, необходимый для раскрытия сюжета.
Однако, увлекшись колористическими поисками, художник недостаточно раскрыл
психологическое состояние персонажей. Они оказались лишенными эмоциональной
выразительности.
Гораздо большее
внимание к образному раскрытию темы В. Волков проявил в картинах
«Молотобоец»(1926) и «Плотогоны»(1928). Подлинной психологической
выразительностью он добивается в картине «Партизаны»(1928).
В картине изображена
группа партизан, собравшихся в лесу у костра. Вернувшийся из разведки боец
докладывает обстановку. Его товарищ, закаленные в стычках с врагом лесные
солдаты, внимательно слушают донесения разведчика. Среди них – и умудренный
опытом старик-крестьянин, и прошедший суровую школу жизни фронтовик с вещевым
мешком за плечами, и молодой парень-батрак, надевающий на плечо винтовку,
решительный, готовый в любую минуту вступить в схватку с врагом. Фигуры
партизан выражают крайнюю степень напряжения.
Глубокие синие, серые
и коричневые тона контрастируют с яркими оранжевыми и красными, создавая
напряженную живописную гамму.
Значительным явлением
в художественной жизни республики явилось большое живописное полотно В. Волкова
“Минск. 3-го июля 1944г.”(1946-1955).
В этой картине
запечатлен незабываемый, волнующий момент встречи население Минска воинов
Красной Армии, освободивший город от немецко-фашистских захватчиков. Над
картиной художник работал более восьми лет. В основу ее положено реальные
события, свидетелем и участником которых он был.
…Дымом пожарищ окутаны
руины Минска. На площадь Свободы въезжают советские танки. Население
исстрадавшегося за годы оккупации города вышло встречать воинов-освободителей.
Среди встречающих – закаленные в боях герои подполья, партизаны, старики,
женщины, дети. Все они вместе с воинами-освободителями слились в единую
ликующую массу народа.
Основным композиционного и смысловым центром картины является фигура танкиста,
стоящего с автоматом в руке на броне головного танка. Наиболее сильной
стороной этого произведения является психологическая трактовка персонажей
каждая фигура в картине – это тип, наделенный яркой образной характеристикой.
Достичь этого художнику удалось тщательной проработкой деталей, большой
проработкой деталей, большой работой над натурным материалом.
Наиболее
последователен и стог в решении композиции на бытовую тему В. Волков создавший
в 1947 году одну из лучших картин белоруской тематической живописи «Вузовцы».
Картина посвящена жизни советского студенчества в послевоенные годы.
В небольшой уютной
комнате общежития собрались студенты. Они слушают своего товарища, вдохновенно
читающего книгу. О духовных запросах студентов, их интересах красноречиво
свидетельствуют книги, газеты, портрет А. М. Горького на стене. Выразительно
решена композиционная группа произведения. Студенты расположились полукругом у
стола. Фигура сидящей на переднем плане мечтательной девушки, облокотившейся на
край стола, как бы вводит зрителя в картину. Постепенно взгляд переходит к
другим персонажам. Замыкает композицию фигура юноши с книгой в руках.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.
bolshe.ru/