Князь. Поэт и
критик. Родился в Москве в богатой и родовитой семье, детство провел в
интеллигентной и образованной среде, с малых лет стал встречаться с писателями
и жить литературными интересами. Пройдя через руки целого ряда
иностранцев-гувернеров, был отдан в Петербургский иезуитский пансион, где, по
его словам, нашел “просвещенных, внимательных и добросовестных наставников ”;
потом недолго был в пансионе при Петербургском педагогическом институте.
Государственную службу начал в Московской межевой канцелярии, потом перешел в
Коллегию иностранных дел. В 1812 г. вступил в московское ополчение и состоял
при Милорадовиче; под Бородином отличился, вынеся из огня раненого генерала.
Оставив военную службу, он провел около трех лет в варшавской канцелярии Н.Н.
Новосильцева, в атмосфере либерализма и конституционных надежд; ездил к
Александру I с составленным Новосильцевым проектом русской конституции и принял
участие в составлении записки об освобождении крестьян, поданной государю
небольшим кружком либеральных деятелей (князь Меншиков, граф Воронцов и др.).
Молодой либерал попал под надзор полиции, а скоро и в немилость, и должен был
оставить Варшаву. Поселясь в Москве, он предался литературе. Писать стихи
Вяземский начал еще в детстве и в печати дебютировал в 1808 г. в “Вестнике
Европы” “Посланием к *** в деревню”. Обратил на себя внимание “Посланием к
Жуковскому”, стихами на смерть Кутузова и “Песнью на взятие Парижа”; был одним
из основателей и деятельных участников литературного общества “Арзамас ”.
Поэзия Вяземского сводится к не очень глубокой, но меткой и остроумной критике
общественных и литературных нравов. Таковы, например, известный “Русский Бог”,
“Да, как бы не так”, “Семь пятниц на неделе”, “Станция”, “Старое поколение”.
Гораздо большее значение имел Вяземский как
критик, особенно в 20-х гг. Выступив на литературном поприще как новатор и в
стане новаторов, Вяземский завязал борьбу со старыми литературными традициями.
Таким же борцом за новые идеи явился Вяземский по отношению к молодому русскому
романтизму (“Разговор между издателем и классиком”, предисловие к первому
изданию “Бахчисарайского фонтана” Пушкина, 1824). На критику Вяземский смотрел
как на науку. “Можно, — говорил он, — родиться поэтом, оратором, но родиться
критиком нельзя. Критика — наука, ее следует изучать. И у диких народов есть
своя песня и свое красноречие, но критических исследований у них не найдешь.
Кроме науки и многоязычного чтения, для критика нужен еще вкус. Это свойство и
врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется
учением, сравнением, опытностью”. С 1830 г. до середины 1840 г. Вяземский
занимался биографией Фонвизина (отдельное издание, 1848), до наших дней не
утратившей своего значения. Мечтая о серьезной общественной роли, Вяземский в
30-х гг. возвратился к государственной службе, в которую был допущен ввиду его
старой либеральной репутации не без препятствий. Его мало удовлетворяла служба
по Министерству финансов. В 1855 г. Вяземский был назначен товарищем
(заместителем) министра народного просвещения и занимал этот пост около трех
лет, заведуя, между прочим, делами печати. Вяземский вступался за литературу,
стоял за строгое урегулирование отношений правительства к печати, для
ограждения ее от случайного усмотрения и произвола. В 1858 г. Вяземский вышел в
отставку и с тех пор жил больше за границей. Умер в Баден-Бадене.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/