Родился в
Москве в семье служащих. Отец, Семен Владимирович, участник Великой
Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна (урожденная Серегина), родилась в
Москве, по специальности переводчик.
Первые годы
жизни Высоцкого прошли в Москве; в начале Великой Отечественной войны он с
матерью эвакуируется на Урал, в город Бузулук Оренбургской области. Спустя два
года они вновь возвращаются в Москву.
С 1947 по 1949
г. Высоцкий живет в г. Эберсвальде, в Германии, где служит его отец. В эти годы
воспитанием Володи занимается в основном Евгения Степановна
Высоцкая-Лихалатова, вторая жена его отца, под руководством которой он
занимается музыкой — берет уроки игры на фортепьяно у приходящего в дом
учителя-немца. По возвращении в Москву Высоцкий продолжает жить в семье отца;
весной 1955 г. переезжает жить к матери. По окончании школы (1955) Высоцкий
поступает на механический факультет Московского инженерно-строительного
института, который вскоре оставляет, проучившись в нем всего один семестр. Еще
будучи школьником, Высоцкий занимается в драмкружке Дома учителя, которым в то
время руководил артист МХАТа В. И. Богомолов. В 1956 г. после серьезной подготовки
Высоцкий выдерживает экзамены и поступает в Школу-студию МХАТ на курс П. В.
Массальского. В студенческие годы Высоцкий — один из постоянных авторов и
участников многочисленных "капустников"; он пишет стихи, пародии,
куплеты, экспромты. По окончании студии (1960) играет на столичной сцене: в
театре им. А. С. Пушкина, Театре миниатюр, пробуется в театр
"Современник". С 1964 г. Высоцкий — актер Московского театра Драмы и
комедии на Таганке, которым руководит Ю. П. Любимов. С конца 1950-х гг. Высоцкий
также активно работает в кино, где им сыграно около 30 ролей. С середины 1960-х
гг. Высоцкий начинает работать в кино не только как актер, но и как автор
песен. Начало своего творческого пути Высоцкий связывал с влиянием на него Б.
Окуджавы: "Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на
слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это
сам". Первой своей песней Высоцкий считал "Татуировку" (1961),
которая была написана в Ленинграде. Творчество Высоцкого начального периода (1961—1964)
опиралось в основном на традиции "блатного" фольклора и городского
романса и носило скорее характер пародии, вариации на "блатные" темы.
К середине 60-х гг. в творчестве Высоцкого наметился кризис; его приход в
только что реорганизованный Театр драмы и комедии на Таганке (1964) во многом
обусловил разрешение этого кризиса. Яркая индивидуальность театра, его
интеллектуальная направленность привлекли к нему многих интересных писателей и
поэтов, актеров и ученых, композиторов. Написав первый раз музыку к стихам А.
Вознесенского для спектакля "Антимиры" (1965), Высоцкий начинает
работать для театра. Первой песней Высоцкого, профессионально исполненной в
спектакле ("Десять дней, которые потрясли мир", 1965), была песня
белых офицеров "В куски разлетелася корона". В этот период
(1964—1968) происходит тематическое и жанровое расширение творчества Высоцкий:
отклики на политические события ("китайский" цикл), на события личной
жизни ("Мой друг уедет в Магадан"), зарисовки фельетонного характера
("Песня завистника", "Перед выездом в загранку"). В это же
время появляются первые песни-сказки "О нечисти", "Про
джинна", "Про дикого вепря", "О несчастных сказочных
персонажах", антисказка "Лукоморья больше нет". Интерес
Высоцкого к фантастике выразился в цикле "фантастических"
произведений: "В далеком созвездии Тау Кита", "Песня космических
негодяев", "Каждому хочется малость погреться" (1966).
Одновременно с этим появляются первые "спортивные" песни: "О
сентиментальном боксере", "О конькобежце на короткие дистанции".
В эти годы по-новому начинает звучать военная тема, которая в раннем творчестве
была переплетена с тюремной ("Штрафные батальоны", 1963) и
впоследствии нередко обнаруживала свою с ней связь ("Песня о
госпитале", "Все ушли на фронт", "Песня о звездах";
все — 1964). В 1965 г. в спектакле Театра на Таганке "Павшие и живые"
(поэтическая композиция по произведениям поэтов военного поколения) звучала
песня Высоцкого "Солдаты группы "Центр"", а в 1966 г. в
фильме В. Турова "Я родом из детства" прозвучало несколько песен
Высоцкого, в том числе "Братские могилы" в исполнении М. Бернеса. В
этом же году Высоцкий снимается в фильме С. Говорухина "Вертикаль",
для которой пишет цикл "альпинистских" песен: "К вершине",
"Песня о друге", "Военная песня". На первый план выдвигается
лирическое начало. К концу 1960-х гг. эта тенденция усиливается, чему в
значительной степени способствуют личные обстоятельства жизни поэта (знакомство
летом 1967 г. с будущей женой — Мариной Влади, французской актрисой театра и
кино русского происхождения (настоящее имя — Марина Владимировна
Полякова-Байдарова). К концу 60-х гг. относятся первые (в основном — нотные)
публикации произведений Высоцкого. В это же время в официальной прессе
появляется ряд статей, содержащих критику произведений Высоцкого, где им было
отказано не только в художественности, но и в "высокой идейности,
подлинной гражданственности". Поэтическим откликом Высоцкого на эти
события стала "Охота на волков" (1968).
В эти годы
Высоцкий пробует работать и в других жанрах: повесть "Жизнь без сна"
(1968, название дано при первой публикации в парижском журнале "Эхо";
в отечественном самиздате распространялась под названием "Дельфины и
психи"; в СССР впервые опубликована в 1989 г., заявка на киносценарий
"Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда и девушки из
Шербурга" (1969; опубликована в 1992 г.) и киносценарий "Как-то все
вышло..." (1969—1970). Но ни один из замыслов Высоцкому реализовать не
удалось. В 1970—1971 гг. он работает над поэмой для детей "Вступительное
слово про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного" в 2
частях для издательства "Детская литература", которым она так и не
была принята. В октябре 1970 г. в Театре на Таганке начинаются репетиции
спектакля по пьесе У. Шекспира "Гамлет", где Высоцкий играл главную
роль. Эта актерская работа Высоцкого стала вехой не только на его актерском, но
и на поэтическом поприще, оказав заметное влияние на все его последующее
творчество. Все чаще в произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы жизни и
смерти, человеческого предназначения, общечеловеческой связанности и
ответственности, так или иначе окрашенные "гамлетовской" темой:
"Бег иноходца" (1970), "Горизонт" (1971), "Кони
привередливые" (1972). Одно из центральных мест в поэзии этого периода
(1968—1973) занимает стихотворение "Мой Гамлет" (1972), в котором
размышлениям о судьбах своего поколения и о своей собственной судьбе Высоцкий
придал форму лирико-философского монолога, позволяющего не только лучше понять
искания самого поэта, но еще и представить его видение образа Гамлета. В
жанровом отношении этот период творчества поэта более однороден, чем
предшествующий: наряду с лирико-философским монологом Высоцкий все чаще
обращается к жанру баллады. "Гамлетовским" содержанием наполнен цикл
баллад, написанный к фильму "Бегство мистера Мак-Кинли" (1973):
"Баллада о маленьком человеке", "Баллада о манекенах",
"Баллада об уходе в рай", "Прерванный полет". Впервые
появляются произведения исповедальной ("Я не люблю", 1969;
"Маски", 1971; "Памятник", 1973; "Когда я отпою и
отыграю", 1973) и любовной лирики ("Мне каждый вечер зажигает
свечи", 1968; "Маринка, слушай, милая Маринка", 1969; "Нет
рядом никого, как ни дыши", 1969; "Люблю тебя сейчас", 1973).
Одновременно с этим формируется и собственно лирический герой Высоцкого. В этот
период созданы наиболее значительные произведения о войне — "Песня о
Земле" (1969), "Он не вернулся из боя" (1969), "Мы вращаем
Землю" (1972). В 1973 г. совместно с Мариной Влади Высоцкий совершает свою
первую зарубежную поездку, впечатления от которой нашли отражение в цикле
стихов "Из дорожного дневника". Позднее первое стихотворение этого
цикла "Ожидание длилось, а проводы были недолги" опубликовано с
купюрами в альманахе "День поэзии. 1975". Это была единственная
прижизненная публикация стихов Высоцкого в подобном издании. В эти годы
Высоцкий часто выезжает за границу, подолгу живет в Париже, где работает над
циклами, заказанными ему режиссером С. Тарасовым для фильма "Стрелы Робин
Гуда" и драматургом Э. Володарским для спектакля "Звезды для
лейтенанта". В 1977 г. Высоцкий впервые выступает в Париже на празднике
"Юманите" и на вечере советской поэзии в "Павийон де Пари"
с группой поэтов (К. Симонов, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, О.
Сулейменов, В. Коротич). В последующие годы (1978—1979) Высоцкий много
выступает за рубежом: в Германии, Италии, США, Канаде. В 1979 г. Высоцкий —
один из участников альманаха "Метрополь", организованного Вик.
Ерофеевым и В. Аксеновым, исключенными впоследствии из Союза писателей. В этот
альманах Высоцким было представлено около 20 произведений, разнообразных как в
жанровом отношении, так и по времени их написания: от самых ранних
("Ребята, напишите мне письмо...") до более зрелых ("Банька
по-белому", "На смерть Шукшина", "Горизонт").
Наиболее зрелый
этап творчества поэта — 1973—1980-е гг. Центральное место в поэзии Высоцкого
этого периода занимает тема Судьбы — от судьбы отдельной личности до судьбы
целого поколения и всего народа. Для этого этапа наиболее характерны жанры
философского монолога и баллады, нередко — с ярко выраженным притчевым началом
("Две судьбы", "Притча о Правде и Лжи"). В 1970-е гг.
Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны
на диски: "Зеленый фургон", "Мартин Иден",
"Незнакомка" и "Маленькие трагедии". Большой цикл написан
им для музыкальной сказки "Алиса в Стране чудес" (1977). В эти годы
Высоцкий продолжает работать в театре. В конце 1970-х гг. он работает над
прозой ("Роман о девочках", 1977), киносценарием ("Венские
каникулы", в соавторстве с Э. Володарским), пробует свои силы в режиссуре,
вынашивает идею создания "авторского" кино.
25 июля 1980 г.
в своей московской квартире Высоцкий скончался от сердечного приступа.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/