Гадамер,
Ханс-Георг (Gadamer, Hans-Georg) (1900–2002), немецкий философ, один из самых
значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как
основатель «философской герменевтики».
Родился 11
февраля 1900 в Марбурге. Изучал философию, историю, теорию литературы, историю
искусств и евангелическую теологию в университетах Бреслау и Марбурга. В 1922
защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923
познакомился с Хайдеггером, преподававшим в Марбургском университете. Дополнил
образование изучением классической филологии и в 1929 защитил диссертацию о
платоновском Филебе. С 1939 по 1947 – профессор в Лейпцигском университете (в
1946–1947 – ректор). После двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне
занял кафедру, которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете
Гейдельберга. После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве приглашенного
профессора в университетах США (до 1989).
Масштаб Гадамера
как философа определен главным образом его трудом Истина и метод (Wahrheit und
Methode, 1960). В этой работе он обращается к поставленной Дильтеем проблеме
философского обоснования гуманитарных наук, однако рассматривает ее (под
влиянием Хайдеггера и Гегеля) в ином аспекте. Если Дильтей видел в «понимании»
специфику гуманитарного знания (в отличие от естественных наук, для которых
основная процедура – «объяснение»), то для Хайдеггера «понимание» выступает в
ином качестве – как опыт человеческого бытия в его истине.
Гадамер
подхватывает хайдеггеровскую постановку вопроса, но помещает его в контекст
проблематики Дильтея, вопрошая о «собственной» истине гуманитарного познания.
Разрабатываемая им герменевтика не является ни учением об искусстве понимания,
как у Шлейермахера и Дильтея, ни самораскрытием человеческого существования в
его бытии, как у Хайдеггера, она представляет собой философское прояснение
разума, с деятельностью которого мы имеем дело в гуманитарном познании, да и
вообще в каждом конкретном акте понимания. Это философское прояснение разума, в
свою очередь, Гадамер толкует как движение и осуществление самой исторической
традиции, тем самым примыкая к гегелевской философии духа, развертывающегося в
истории.
Чтобы точнее
описать осуществление и опыт истины традиции, Гадамер прибегает к модели
искусства. Как и в сфере искусства, в историческом познании истина раскрывается
не только в научных суждениях, выносимых с воображаемой дистанции по отношению
к предмету и обеспеченных определенными правилами метода, но и благодаря
вовлеченности познающего в целостность исторического процесса, который самим
познающим и «совершается». Эстетическая, равно как и историческая, истина есть
истина, которую совершают, осуществляют. Это проявляется, по Гадамеру, в
процессе т.н. действенной истории (Wirkungsgeschichte). Речь здесь идет прежде
всего о развивающемся воздействии античных текстов: их понимание протекает
благодаря «предрассудкам», дорефлективным представлениям нашего
«предпонимания», которые, в конечном счете, уже заданы самими этими текстами и
традицией их последующей интерпретации. Но вызов, бросаемый текстом, приводит,
по мысли Гадамера, к возникновению специфической ситуации, когда представления
нашего предпонимания могут быть поставлены под сомнение и подвергнуты проверке
на «работоспособность». И там, где текст понимается в ходе продуктивного
взаимодействия («игры») нашего предпонимания, с одной стороны, и ясного,
отчетливого усвоения содержания текста – с другой, продолжается традиция.
Основная идея Гадамера, таким образом, состоит в том, что традиция должна быть
всякий раз заново прояснена, и только при этом условии она совершается,
сбывается. Традиция и ее обновление неотделимы друг от друга, их взаимная
принадлежность проявляется в актах понимания, каждый раз совершаемых заново.
От этой
установки Гадамер не отказывался и в других своих сочинениях, хотя в более
поздних работах трактовка традиции как завершенного в себе космоса отошла на
задний план. Акцент был перенесен на разделы Истины и метода, непосредственно
относящиеся к философии языка. Язык, по Гадамеру, представляет собой
беспрерывную игру «вопрос – ответ», находящую выражение как в понимании и
истолковании текстов, так и в диалоге между отдельными людьми.
Свои
систематические рассуждения Гадамер подвергал постоянной практической проверке.
Он интенсивно занимался истолкованием поэзии (Гёльдерлин, Гёте, Стефан Георге,
Пауль Целан) и философской классики (Хайдеггер и Гегель, но в первую очередь
мыслители греческой античности – Платон, Аристотель).
Умер Гадамер в
Гейдельберге 13 марта 2002.
Воздействие,
оказанное Гадамером на современную философскую мысль, многообразно. Гадамер,
прежде всего через посредничество Хабермаса, повлиял на социальную философию;
его полемика с Жаком Деррида вошла в контекст деконструктивизма. Ричард Рорти,
сводя критические счеты с аналитической философией, рекомендовал своим читателя
Гадамера как образец «научающей философии». Философская герменевтика в ее
трактовке Гадамером сделалась моделью философии, сознающей свою глубокую связь
с классической традицией и в то же время не отрицающей своеобразия современной
ситуации.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/