Произведения
мастера, оставившего след в новой испанской музыке, остались почти неизвестны в
других странах, причиной этого, во многом, стали трагические события второй половины
30-х годов ХХ столетия, ограничившие рост и распространение испанской музыки.
Пожалуй, единственно известным и популярным его произведением является
«Аранхуэсский концерт». Имя этого мастера – Хоакин Родриго. Уроженец Валенсии,
он долго жил в Париже, где имел возможность услышать «Балаганчик»
МануэлядеФальи, который произвёл на него сильное впечатление, и познакомился с
музыкой Стравинского. Всё это имело важное значение для формирования его
композиторского облика. Большое место занимают у него песни и романсы, которые
получили всё же признание публики и вошли в исполнительский репертуар.
Хоакин Родриго
родился в городке Сахунта (Sagunt) провинции Валенсия 22 ноября 1901года. И с
югом Испании – Валенсией, городом голубых и серебряных куполов, лазурного моря,
синего, как сапфир неба и воздуха, напоённого ароматом апельсиновых садов, -
оказались связаны детские и юношеские годы Хоакина. Но возможности наслаждаться
этим волшебством красок маленький Хоакин был лишён: в трёхлетнем возрасте он
ослеп. Лишив зрения, судьба, словно взамен, одарила мальчика редким музыкальным
даром. И тончайший слух Хоакина, подобно вспышке молнии, разорвал мрак ночи. С
детских лет музыка стала содержанием его жизни, способом общения. Родителей
Хоакина, его первых учителей музыки – Франсиско Антича и Энрике Гома – поражала
лёгкость, с которой он научился играть на фортепиано и скрипке, овладевая
основами композиции.
Первые же
публичные исполнения сочинений Хоакина – «Два эскиза» для скрипки и фортепиано,
«Хуглары» и Канцонетта для оркестра – сделали его имя известным в Валенсии.
Хоакин Родриго
– мастер музыкального пейзажа. В его звуковых картинках неизменно преобладают
светлые, серебристые краски. Именно поэтому содержание пьесы «Сумерки над
Гвадалквивиром» из фортепианного цикла «Четыре андалусских эстампа» можно,
точнее выразить, прочитав название так: «От сумерек к свету». Характерны для
Родриго романсы на слова неизвестного поэта XVI столетия. Здесь чувствуется
стремление композитора обновить привычную сферу испанской камерной музыки.
Среди
произведений Родриго особенно интересны его инструментальные концерты.
Популярный «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром (1939), написанный с
блеском и элегантностью, проникнутый биением ритмического пульса и яркий по
тембровому колориту, посвящён Рехино Сайнсу де ла Масе и им впервые исполненный
в Барселоне в 1940 году. В «Концерте в галантном стиле» для виолончели
композитор воскрешает живой юмор и образность сарсуэлы. А в «Концерте-серенаде»
для арфы разработаны элементы лютневого стиля, напоминающие о фантазиях
ЛуисаМилана. Всё это полно выдумки и изобретательности, свидетельствует
об отличном знании инструментов и понимания особенностей жанра и принадлежит к
числу интересных страниц испанской концертной музыки.
Сочинения
Хоакина Родриго, созданные им за шесть десятилетий творческой деятельности, -
одна из вершин испанской музыки второй половины ХХ века. Могучий талант
художника-творца, овладевшего высшими достижениями не только испанского, но и
мирового музыкального искусства, в том числе и русского, создал неповторимую
галерею национальных образов –Испанию Хоакина Родриго.
Кроме
принесшего, Хоакину Родриго, мировую славу «Аранхуэсского концерта»,
композитором были созданы такие концерты, как Концерт-мадригал для двух гитар с
оркестром, Андалусский концерт для четырёх гитар с оркестром. Среди сочинений
Родриго для гитары-соло – «Похвала гитаре» и пьеса «Приглашение и танец»,
написанная в память Мануэля де Фальи и получившая первую премию на
Международном конкурсе гитаристов в 1961 году во Франции.
Вклад Хоакина
Родриго в современный гитарный репертуар уникален. И в этом немалую роль
сыграли творческие контакты композитора с АндресомСеговией. Для Сеговии
Родриго создал цикл «Три испанские пьесы» (Фанданго, Пассакалия, Сапатеадо).
Особой
популярностью пользуется Фанданго. В исполнении Сеговии пьеса предстаёт
красочной, многоплановой сценкой. Это роднит её с «Фанданго при свечах»
ЭнрикеГранадоса из фортепианного цикла «Гойески» - одного из высших достижений
испанской музыки. Фанданго, Хоакина Родриго, начинаясь с трёх резких аккордов
«пальцы-кинжалы» гитариста словно разрезают воздух, вводя слушателей в
атмосферу, где царит импровизация.
Фанданго,
написанное для Сеговии, было своего рода подготовкой для создания «Фантазии для
благородного рыцаря», одного из высших
достижений Хоакина Родриго. Но путь от замысла до завершения длился несколько
лет. В 1951 году Сеговия обратился к Родриго с просьбой написать для него
концерт для гитары с оркестром. Но композитор не был склонен после Концерта
«Аранхуэс» создавать новый концерт. Он предпочёл написать сюиту на темы
ГаспараСанса. Лишь только в самом конце 1957 года Родриго завершил свой
замысел, а уже через два с половиной месяца – 13, 14 и 15 марта 1958 года в
Сан-Франциско состоялась премьера «Фантазии для благородного рыцаря». Оркестром
дирижировал известный испанский музыкант Энрике Хордá. Солистом выступил
Андрес Сеговия. Успех был огромным, и через несколько недель «Фантазия» была
записана на грампластинки в Нью-Йорке. На премьере присутствовал Хоакин Родриго
и его супруга Виктория – известная пианистка и помошница композитора. После
триумфальной премьеры Родриго и Сеговия обменялись шутливыми комплиментами: «А
ведь я боялся сочинять для такого великого гитариста», - заметил Родриго. На что
Сеговия ответил: «А я боялся исполнять сочинения такого великого композитора».
Отвечая на
вопрос о тематической основе «Фантазии для благородного рыцаря», Хоакин Родриго
писал: «Вдохновлена она знаменательным испанским гитаристом Гаспаром Сансом,
жившем при дворе короля Филиппа IV и его сына дона Хуана Австрийского. Часть
тем, взятых из сочинений Санса и использованных в «Фантазии», - народного
происхождения» (из письма Х.Родриго М.Вайсборду) Темы, о которых говорит Хоакин
Родриго, взяты им из книги Гаспара Санса «Instruccion de Musica sobre la
guitarra Española», изданной в Сарагосе в 1774 году, куда вошли пьесы
«Españoleta», «Gallarda y Villano», «Danza de la Hachas», «La
miñosa de Cataluna», «Canarios».
Родриго внёс
значительный вклад в решение проблемы «взаимоотношений» оркестра и гитары с её
относительно слабым звучанием. И здесь Родриго учитывал достижения Сеговии,
которые восполняли этот «недостаток» другими свойствами. Не случайно Игорь
Стравинский, обращаясь к Сеговии, сказал: «Ваша гитара звучит тихо, но далеко».
И это, по словам Сеговии, именно так, потому что звук гитары обладает
проникающей силой. Один флажолет в состоянии наполнить «Фестиваль Холл»
(Огромный концертный зал Лондона).
Создавая
«Фантазию», Родриго стремился не к усилению звучания гитары, а к равновесию
между оркестром и гитарой, в котором «слабость» гитары становилась её силой.
В этом
сочинении Родриго выступает новатором в области колорита. Сочетание гитары с
медными и деревянными инструментами оркестра рождают неповторимо прекрасные,
ранее неизвестные звучания. «Фантазия для благородного рыцаря» длится около
двадцати минут. Двадцать минут непрерывного потока меняющегося тембрового
освещения, необычных дивных звучаний!
Родриго – автор
трудов по истории испанской музыки. В течение ряда лет он возглавлял кафедру
«Мануэль де Фалья» в Мадридском университете. Он являлся доктором honoris causa
Саламанского университета, членом Академии изящных искусств Сан-Фернандо в
Мадриде. Здесь, в Мадриде, 6 июля 1999 года был завершён жизненный путь этого
замечательного испанского композитора.
Список
литературы
Мартынов И.
Музыка Испании. М., Советский композитор 1977.
Вайсборд М.
Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. М., Советский композитор 1989.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/