Первые
десятилетия ХХ века были ознаменованы в испанской музыке выдвижением ряда новых
композиторских имён, которые хотя и не превзошли лучшие достижения музыкальной
«Тройки» ренасимьенто, но внесли немалый вклад в родную музыку. Это относится в
первую очередь к Хоакину Турине.
Хоакин Турина
родился в Севилье и на всю жизнь сохранил в своём сердце очарование этого
города, вдохновившего многие из его лучших произведений. В Севилье он начал
музыкальные занятия, продолженные затем в Мадридской консерватории, в классе
фортепиано Хосе Траго, у которого ранее учился и МануэльдеФалья. По окончании
курса Турина, подобно многим молодым испанским музыкантам, отправился
совершенствоваться в Париж, где прожил с 1905 по 1914 год. Там он повстречался
и сблизился со своими соотечественниками – Альбенисом и Гранадосом, Нином,
Виньесом и Фальей, много музицировал с ними, принимал участие в спорах о путях
развития новой испанской музыки. Он нашёл немало друзей в кругу французских
музыкантов. На одном из симфонических концертов Турина познакомился с
М.Равелем. Особенно важным было для него общение с В. д’Энди, у которого он
занимался в Shcola cantorum. Под его руководством он прошёл строгую академическую
школу, воспитал в себе высокую требовательность и чуткость к чистоте стиля,
взыскательность вкуса.
Как и Фалья, он
с любовью воплощал в Музыке Андалусию, увлекался её фольклором. Однако есть
немалое отличие между этими двумя композиторами, которое объяснимо не только
складом их дарований, но и условиями, в которых они формировались. Фалья
приехал в Париж с законченной оперой, по существу – сложившимся композитором,
хотя и стоявшим ещё в начале большой творческой эволюции. Турина начал свою
деятельность под эгидой Shcola cantorum.
В. д’Энди имел
полное основание дать хвалебный отзыв своему ученику по окончании курса: Турина
воспринял традиции академического мастерства и подлинного профессионализма.
Однако мастерство не является абстрактным понятием, и его нормы могут меняться
в соответствии с художественными задачами и стилистическими категориями. Турина
не мог просто перенести принципы, в которых его воспитала Shcola, на родную
почву, он должен был искать возможность их сочетания с испанскими национальными
устремлениями и синтезировать их в единстве индивидуального творческого
почерка. Это ему удалось в меньшей степени, чем Фалье.
Это говорится
не для умаления достоинств музыки Турины, обратившей на него внимание широкой
публики. Многочисленные циклы пьес выполнены с любовью и в своей манере.
Хоакин Турина
автор театраль-ных, симфонических и камерных произведений, многие из которых
широко известны не только в Испании, но и за ее пределами. Но совершенно особый
успех выпал на долю его «Фандангильо», пьесы, посвященной АндресуСеговии,
«богу гитары», как его называют на
родине. «Фандангильо» впечатляет изысканностью пряных импрес-сионистских
гармоний, изменчивостью прихотливого рит-ма и при этом поразительно переданным
испанским коло-ритом, особой атмосферой, позволившей одному исследо-вателю
назвать это произведение «квинтэссенцией испан-ской музыки». Хоакин Турина,
покорённый мастерством гитариста, с искусством которого он познакомился на
первом концерте в Мадриде в 1913 году, создал несколько сочинений, украсивших
репертуар Сеговии. Это «Дань почтения Тарреге» - цикл из двух пьес Гарротин и
Солеарес, Соната, Рафага, и упомянутое Фандангильо. В последней пьесе
композитор широко использует красочное богатство гитарных приёмов. Тембровый
колорит здесь – важнейшее выразительное средство: это и кристально чистое
звучание флажолетов, и приглушённое pizzicato, и яркий штрих rasqueado (игра
аккордами широко применяемая в народном музицировании в Испании).
Небезынтиресно
отметить влияние русской культуры на Турину. Вот какую справку даёт об этом
испанском композиторе Музыкальный энциклопедический словарь, выпущенный
издательством «Советская энциклопедия» (1990):
Хоакин Турина
(Turina) – испанский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный
теоретик, критик. Ученик М.Мошковского (ф-но), В. д’Энди (композиция). С 1906
года выступал как пианист. С 1914 работал в Мадриде, где концертировал, был
одним из создателей «Мадридского квинтета» и его пианистом, дирижёром
спектаклей «Русский балет» С.П.Дягилева. Турина – представитель т.н. новой
испанской музыкальной школы, продолжал традиции движения начала ХХ века за
национальное возрождение (Ренасимьенто). С 1931 профессор Мадридской
консерватории. Автор статей.
В числе его
сочинений: две оперы - Марго (1914, Мадрид), Сад Востока (1923, Мадрид); для
оркестра – симфонические поэмы в т.ч. Шествие (1913), Севильская симфония
(1920) и др.; камерные инструментальные ансамбли; произведения для фортепиано;
пьесы для органа, гитары; сочинения для голоса с фортепиано; музыка к
спектаклям драм. т-ра и др.
Список
литературы
Мартынов И.
Музыка Испании. М., Советский композитор 1977.
Вайсборд М.
Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. М., Советский композитор 1989.
Музыкальный
энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия 1990.
Рецензия к
пластинке Л.Андронова
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/