Доклад: Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского
Доклад: Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского
Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского
Краткий доклад студентки 3 курса ФС ВПУ
Кристины Узорко
Павел Иванович Мельников родился в 1818 году
в Нижнем Новгороде. Семейство его было из старинного, но обедневшего
дворянского рода. До поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью,
много читал. В 1834 поступил на словесный факультет казанского университета,
который успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение
властей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем
гимназии.
Первое своё произведение Мельников напечатал
в журнале «Отечественные записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из
Тамбовской губернии в Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году
появился рассказ писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие
приготовления делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная
газета») – слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого
периода – роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора,
«списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти таких
окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном городе.
Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин» не удался
Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов народа. Потом
Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.
Мельникову была интересна история. Ещё в
своём родном городе он был допущен к архивам, изучал старообрядческие предания
и легенды. Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником
особых поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал
литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником
Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников получил
звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 – 1850 был
редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», где
публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы, собранные
им самим.
Мельников-Печерский посылает один из лучших
своих рассказов «Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку.
«Красильниковы» - рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса
деталей из реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и
фольклористам. На интересном диалекте говорит девка-чернавка купца
Красильникова: «Лыска! Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!»
Красильников – это новый русский купец середины 19 века. Его апартаменты
обставлены роскошно, но он не считает роскошь функциональной в своём быту. Сам
живёт в маленькой комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется
политикой, мыслит масштабно. Вся цель его жизни – деньги, и это прежде всего
пагубно влияет на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт
за такими купцами силу.
С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно
по делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно
ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство
начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель
скитов и даже стал «героем»
раскольничьего фольклора (о нём слагались песни и легенды – например,
будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены, или будто
в Нижегородской губернии крестьяне видели его верхом на змие). Однако,
досконально изучив раскол, Мельников изменил своё отношение к нему. В «Отчёте о
современном состоянии раскола» (1854) он возложил ответственность за раскол на
низкий нравственный уровень православного духовенства.
В 50-е годы Мельников-Печерский пишет
рассказы «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих
рассказах писатель обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои
рассказов – губернские и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются
взяточничеством, вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу
чиновником, досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по
причине коррупции в государстве страдает беззащитный народ.
В повести «Старые годы» обсуждается
крестьянский вопрос. После отмены крепостного права некоторые помещики
продолжают видеть за собой родовое право владеть крестьянами, оправдывая это
своими заслугами перед отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за
становление русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были
дворянами и владели душами.
Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее
предшествующих; однако она любопытна разнообразными портретами старообрядцев.
Один из них, развязный старец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок
пушкинскому Варлааму («Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому использовать
черты мельниковского Варлаама и приведённую в повести песню «Как во городе то
было во Казани».
В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и
всецело отдался литературной работе. С 1868 года – постоянный сотрудник
«русского вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым,
К.Н.Бестужевым-Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один
раз видел Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников
создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса Владимирская»,
1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение – романную дилогию «В
лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал жене, будучи уже тяжело
больным. Перед смертью он задумал несколько исторических романов («В пещерах» и
д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение,
где с увлечением занимался садоводством.
Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины
19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке
леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о
монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов – жизнь
нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда торговое
сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы персонажей так или
иначе связаны с проникновением в патриархальную среду денежных отношений. Сразу
в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности и стяжательства:
поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне за материальной наживой
теряет в себе всё человеческое, губит полюбившую его Настю; Гаврила Залётов
продаёт единственную дочь богатому старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который ломает
судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.
Автор показывает и поэтические черты русской жизни. В купечестве
он находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую
концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно богатый
этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы славянской
языческой мифологии.
Романом «На горах» завершилась литературная деятельность
Мельникова. В 1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний
Новгород: там он и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в
фамильном склепе.