В декабре 1828
года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в
чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь
писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел
неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я
перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на
одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь
только буду полезен для человечества.»
Итак. Гоголь
приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю
горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от
Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не
воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки
находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне
хотелось, - писал Гоголь, - в сочинении моём выставить преимущественно те
высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и
преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены.
Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те
наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была
закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829
года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические
отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою
неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.
Гоголем
овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера
играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь
едва не впал в отчаянье.
Через немного
времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства
внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об
отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь
продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти
наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год,
Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.
Между тем его
интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше
одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал
писать.
Вскоре выходят
его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на
хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к
созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и
состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.
Уже потом,
после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его
красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это
такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего».
В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие
свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества –
чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский
писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала
повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами,
генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от
двух до трёх часов пополудни…»
В Петербурге у
Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего
призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем,
изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/