Сегодня имя Вальтера Ратенау мало что
говорит русскому читателю. Между тем оно прочно вошло в мировую историю.
Ратенау занял почетное место в истории российско-германских (договор в Рапалло)
и вообще международных отношений. Заметную роль он играл в Германии уже перед
первой мировой войной и особенно в годы войны и послевоенный период. История
германского бизнеса знает В. Ратенау как крупного инженера, предпринимателя,
главу всемирно известного электротехнического концерна АЭГ. Серьезный вклад
внес В. Ратенау в развитие немецкой общественной мысли, в частности, в
обоснование политики «социализированного капитализма» в ФРГ. По всем этим
причинам интерес к личности, воззрениям и деятельности В. Ратенау в Германии и
на Западе не исчезает. Более того, временами он поднимается, принимая форму
своеобразного «ренессанса Ратенау». Так, в Германии широко и торжественно
отмечали 100-летие, а в сентябре 1992 г. - 125-летие со дня его рождения. Много
пишут о личности Ратенау - своеобразной, яркой, разносторонней. В то же время
он был натурой исключительной сложности и противоречивости, многогранной и в
чем-то трагичной. Интерес к Ратенау поддерживает его драматическая судьба.
Еврей, вращавшийся в верхах германской экономической и политической элиты;
выходец из буржуазной семьи, принятый при дворе императора Германии Вильгельма
II; политик и дипломат, старавшийся под огнем критики возродить свою страну
после поражения в первой мировой войне и Версальского договора; патриот
Германии, погибший от пули националистов на 55 году жизни - все это
представляет достойный внимания, поучительный сюжет для исторического
исследования. В биографии Ратенау отразилось все своеобразие, драматичность
эпохи, одной из важнейших в мировой истории: назревание мировой войны, сама
грандиозная война, поражение Германии, германская, австрийская и две русских
революции, три огромной важности договора - Брест-Литовский, Версальский и
Рапалльский. Не случайно современники так настойчиво хотели проникнуть в
«тайну» Ратенау. О нем писали многие журналисты, политологи. В качестве героя
он появился на страницах произведений таких известных писателей, как Стефан
Цвейг и Роберт Музиль. По подсчетам немецкого ученого Кранца в различных странах
мира написано о Ратенау более 200 книг. Среди них есть работы, в которых
Ратенау представлен «феноменальным выразителем» многих сторон своего времени.
Ратенау зачисляют в разряд оригинальных философов, указывая в числе его идейных
предшественников таких разных мыслителей, как А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, К.Маркс,
М.Вебер, П.Кропоткин и др. Много внимания исследователи уделили дипломатической
деятельности Ратенау, отметив его безусловные заслуги в возрождении Германии
после 1918 г. В отечественной литературе специально В. Ратенау посвящено
несколько статей.
Становление Ратенау-бизнесмена
Вальтер Ратенау родился в семье уже
известного тогда германского предпринимателя, основателя знаменитого
электротехнического концерна АЭГ («Альгемейне Электрицитет гезелыпафт»).
Немецкий историк Г.Оггер причисляет семейство Ратенау и Сименса к числу тех
немногих, кто придал силу немецкой электротехнической промышленности и помог ей
добиться мирового признания.
Отец Вальтера - Эмиль Ратенау - выходец из
состоятельной еврейской семьи берлинских промышленников и купцов. Эмиль изучал
машиностроение в Ганновере и Цюрихе, работал конструктором на фирме Борзига. Он
отличался трудолюбием, острым умом и исключительным интересом к технике.
Некоторое время Эмиль провел в Англии, углубляя свои знания. Вернувшись в
Германию, на средства, унаследованные от своего деда, он купил совместно с
другом юности «маленькую фабрику в большом саду». Вскоре Эмиль женился на
Матильде Нахман, дочери известного в Берлине еврейского банкира (потом разорившегося
и покончившего жизнь самоубийством). Эмиль Ратенау был очень работоспособным
инженером, предпринимателем, удачливым компаньоном. Методы ведения бизнеса
Эмиль перенимал у американцев, явно подражая Рокфеллеру. Одним из первых в
Германии он оценил достоинства так называемой «холдинг-компании» - держательской
фирмы, командующей филиалами в стране и за рубежом через держание значительного
или даже контрольного пакета акций. Так появились «дочерние» фирмы в Швейцарии,
России, а затем и в других странах.
В конце 1890-х годов АЭГ обошла по силе и
влиянию многие фирмы.
Эмиль Ратенау в Германии стоял в одном
ряду с «королем металлургии» Фрицем Тиссеном. В самой Германии АЭГ явилась
примером крупнейшего акционерного общества-монополиста. В 1912 г. АЭГ
участвовала в 175-200 обществах, господствуя над ними, охватывая в целом
капитал около 1,5 млрд. марок. В 1915 году Эмиль умер, и АЭГ возглавил Вальтер
Ратенау. К этому времени он руководил рядом предприятий и заграничных филиалов.
Сын оказался способным инженером и
организатором, работал по 16 часов в сутки. Во многих отношениях с помощью отца
Вальтер сформировался как эталон предпринимателя новой формации. Но ум, таланты
инженера, ученого, банкира сочетались в сыне с желанием участвовать в политике
и общественной жизни, в жизни «света» и разных сферах искусства.
Предприниматель Ратенау был «сыном своего отца». Но Вальтер-человек был иным.
Он формировался под сильным влиянием своей матери - Матильды. Она была натурой
богатой, музыкально одаренной, с широкими интересами в мире искусства,
литературы. От нее передались Вальтеру увлечение философией, музыкой,
живописью, литературой. Появились несвойственные деловому человеку рефлексия,
недовольство собой, тяга к самосовершенствованию, желание уйти из мира бизнеса
в мир искусств.
Примечательными оказались и общественные
интересы и идеалы Ратенау. Его интересовала политика, и он хотел служить не
только бизнесу, но и отечеству.
Ратенау-ученый
Вальтер родился 28 (29) сентября 1867 г. в
Берлине. Сначала он учился в школе, затем в королевской берлинской гимназии,
где изучал философию, химию, физику и другие предметы. Вальтера не считали
примерным учеником - он мало читал и мало трудился. Удивительно то, что
математика в школе будущему крупному инженеру давалась с большим трудом. Только
перед окончанием гимназии в нем проснулся интерес к учебе. Больше внимания он
уделял гуманитарным предметам, мечтал стать художником.
Впоследствии В. Ратенау считался человеком
весьма сведующим в искусстве (живописи), его коллекция картин была передана во
Франкфуртский музей. Во время учебы в старших классах проявились качества,
отличавшие его всю жизнь, - чувство ответственности и обязательности.
В 1885 г. Вальтер начал учиться в
Берлинском университете. Один учебный год он провел в университете Страсбурга,
затем вернулся в Берлинский университет, где занимался физикой, химией,
философией. По окончании его в 1889 г. он представил к защите работу о
поглощении света металлами, которая затем стала основой его новых изысканий и
изобретений, воплощенных им же на производстве.
Вальтер успешно защитил диссертацию и
получил степень доктора наук. Затем он проходил военную службу (1890-1891 гг.)
в гвардейском кирасирском полку Берлина. Военная служба была обязательной для
молодого подданного империи, но особого следа в жизни Ратенау не оставила.
Выйдя из полка, молодой специалист-физик начинает долгую карьеру на
предприятиях отцовской АЭГ. В течение ряда лет он работает в компаниях,
входивших в сферу влияния могущественного концерна как в Германии, так и в Швейцарии.
В 1893 г. 26-летний инженер становится директором электротехнического завода в
Биттерфельде, где используются его научные изыскания. Он принимает участие как
способный ученый и практик в строительстве больших электротехнических установок
в Германии, Франции и других странах.
Ряд его открытий, в частности, способ
получения щелочи, хрома и хлора электролитическим путем, работы с хромом и
железом, делают его известным в научно-технических кругах.
Продолжение карьеры бизнесмена
Есть сведения, что и тогда, завоевав
известность как ученый и деловой человек, Вальтер все еще мечтал всерьез
заняться живописью и литературой. Он имел к этому способности, тонкий вкус и
обширные знания, да к тому же еще и дар публициста, хорошо владел пером. Но
отец настаивал на другом, и Вальтер продолжал работать в фирме. В 1899 г. он
становится, по желанию отца, одним из директоров АЭГ. Через три года Вальтер
возглавил отдел по строительству электростанций при сохранении руководства
электрохимическим производством. Его отдел занимается строительством
предприятий в Англии, Аргентине, Голландии, России, Швейцарии. Сын воплощает в
жизнь девиз отца: «Не замыкаться в своем деле, подчинять конкурентов, связывая
их заказами». Растет вес Вальтера в деловом мире. Он входит в директорат Берлинского
банка, в руководство «Берлинер Хандельс Гезельшафт» и других крупных
предприятий. В общей сложности он являлся членом директората, кроме АЭГ, еще
около 80 или даже 100 отечественных и зарубежных фирм. Возвышается он и в
отцовской фирме как один из ее директоров. В 1910 г. его избирают заместителем
председателя Совета АЭГ, а в 1912 г. - председателем Наблюдательного Совета
концерна. В 1915 г. он становится президентом АЭГ.
В берлинском «свете» и при дворе
Вильгельма II не могли не заметить сына основателя могущественной АЭГ, одного
из самых богатых людей страны. Вальтер Ратенау входит в «верхние эшелоны»
столичного общества, знакомится с государственными и политическими деятелями,
придворными. В 1900 г. он удостаивается чести сделать доклад об «электрической
алхимии» перед Вильгельмом II и производит на императора хорошее впечатление.
Политические изыскания и государственная деятельность
Вальтер может удовлетворить и свои
политические амбиции, хотя политика тогдашней Германии была уделом только
дворян. К тому же «простолюдин» Ратенау был еще и евреем, которых при дворе не
терпели. Тем не менее один из видных чиновников министерства колоний,
государственный секретарь, кстати, бывший банкир Б.Дернбург привлекает Ратенау
к государственным делам. Вальтер отправляется в августе - октябре 1907 г. в
качестве советника Дернбурга в немецкую Восточную Африку. Поездка состоялась по
инициативе тогдашнего канцлера Германии Б. фон Бюлова в целях улучшения связей
Германии с ее колониями. В следующем году (май - сентябрь 1908 г.) поездка
повторилась - на этот раз в немецкую Южную Африку и соседние британские
владения.
Ратенау устанавливает относительно близкие
связи с Бюловым. Канцлер намеревался даже назначить Ратенау главой
колониального ведомства, но это оказалось по многим причинам невозможно.
Ратенау близок к дипломатическому ведомству. Видимо, поэтому, когда возникли
трения с Францией из-за Северного Марокко, Ратенау оказался в составе делегации
немецких предпринимателей во главе с братьями Маннесманами, которая вела
переговоры с французскими трестами. Речь шла о взаимных претензиях на залежи
железной руды в Марокко. Эта поездка была лишь частью сложной и запутанной
акции германской дипломатии, за которой стояли интересы «королей стали». Итогом
спора явился через некоторое время второй марокканский кризис («прыжок
пантеры»), который в свою очередь стал одной из важных вех на пути Европы к
мировой войне.
Ратенау проявил себя искусным дипломатом и
добился практически всего, чего хотели Маннесманы. Однако в дальнейшем Ратенау
был отстранен от политических дел. Есть предположение, что он не разделял
воинственности ведущих магнатов тяжелой промышленности и даже заслужил у них (и
при дворе) репутацию «пацифиста». Помешало участию Ратенау в политике и его
происхождение. Ему дали понять, что богатство мало поможет еврею на поприще
политики, тем более на дипломатической службе. Не удалась попытка Ратенау
пройти в рейхстаг от партии национал-либералов. Не помогло знакомство, а затем
и близкие отношения с новым канцлером Германии Теобальдом фон Бетманом
Гольвегом, занявшим этот пост в 1909 г. Сходство происхождения (Бетман Гольвег
вышел не из дворянского рода, а из семьи крупного чиновника), близость взглядов
на политику Германии, сходство натур позволили этим людям сблизиться, хотя нет
свидетельств их тесной дружбы.
Тем не менее Ратенау испытал себя на
многих поприщах, он заметен, известен, влиятелен. И все же он стоит особняком.
Во многом это объясняется неординарностью его личности. Умный, эрудированный
человек обширных знаний от новейшей техники до утонченного искусства легко
завязывал связи с известными драматургами, писателями, художниками,
журналистами. Известный немецкий драматург Герхард Гауптман, долгое время
друживший с Ратенау, писал, что ни один убийца не осмелился бы поднять руку на
Вальтера, если бы имел счастье только 30 минут поговорить с ним.
Глубокий ум, сильный характер и железная
воля, шарм светского человека и аскетизм в личной жизни Ратенау (он дал обет,
чтобы не отвлекаться от дел, не жениться и жил один) привлекали самых разных
людей. За ним, как ни старались, не были найдены ни тайные пороки, ни порочащие
его связи. Приятный в общении, Ратенау в то же время был замкнут. Он поражал
всех изысканностью манер, элегантностью в одежде. Вальтер в совершенстве знал английский,
французский, итальянский языки.
Все свободное время Ратенау посвящал
философии, искусству, начал выступать как публицист, опубликовав в 1906 г.
книгу «О механизации жизни» (переведена на русский язык в 1908 г.).
Настоящая карьера Ратенау как государственного
деятеля начинается в годы первой мировой войны, когда он стал председателем
военно-сырьевого отдела при прусском военном министерстве, превратив его в
своеобразный штаб регулирования экономикой. С этого фактически начался в
Германии военно-государственный капитализм.
Ратенау рос и формировался в кайзеровской
Германии, родившейся в целой серии войн и к войне всегда готовившейся. Но
будучи приверженцем гуманистических взглядов, он был противником войны в
принципе. Как пишет Этта Федерн-Колхааз, Ратенау знал свой долг и стал
выполнять его, отдавая все силы. С другой стороны, Ратенау не мог быть
пацифистом, убедив себя в том, что война для Германии «не занятие, а судьба».
Он написал эти слова, когда война уже шла к завершению. Ратенау предрекал поражение
Германии и хотел скорейшего окончания войны. Однако когда, узнав об этом,
пацифисты обратились к нему с предложением встретиться на совместной
конференции в Швейцарии, чтобы попытаться добиться единой позиции против войны
и выработать манифест о мире, Ратенау отказался.
Как известно, первую мировую войну давно
готовили, ее ждали, и все же она пришла неожиданно. Все слои общества на
какое-то время соединились в едином порыве. Предприниматели не были в стороне,
однако мало кто из них знал, что надо делать. Кайзер успел сказать еще одну
необдуманную фразу о том, что ждет возвращения солдат с победой «к осеннему
листопаду». Немногие в Германии имели на этот счет сомнения. Среди тех, кто не
верил в скоротечность войны, был Ратенау. Он считал необоснованными амбиции
Германии, учитывал морскую мощь Великобритании, «загадочность» русской души и
ее веру в царя, а также возможность вступления в войну США на стороне Антанты.
Ратенау сразу понял трудности приспособления хозяйства к войне, особенно в
условиях английской морской блокады. В центре внимания стали проблемы сырья и
сбыта готовой продукции. В 1913 г. электротехническая промышленность Германии
давала 41 % всего мирового экспорта этой отрасли. В тяжелое положение попали и
банки, связанные как с экспортными отраслями, так и с традиционными
металлургической и добывающей промышленностями. На имя канцлера Вальтер Ратенау
подал записку, в которой изложил план организации военного хозяйства Германии,
прежде всего учет и распределение сырья. 13 августа 1914 года был создан
военно-сырьевой отдел при военном министерстве Пруссии, который возглавил В.
Ратенау. Первоочередной задачей отдела стал учет наличного сырья, потребностей
в нем для военного и мирного производства и обеспечение в первую очередь
предприятий, работавших на войну. Одновременно начали создаваться
военно-сырьевые общества по отраслям, занимавшиеся вопросами сырья. Отдел
Ратенау координировал их деятельность, получив широкие полномочия, позволявшие
принять меры принуждения к отдельным предпринимателям. Ратенау стали обвинять в
том, что он хочет убрать своих конкурентов. Тем не менее эксперимент по
государственному регулированию хозяйства продолжался, хотя Ратенау в 1915 году
вынужден был уйти с поста начальника военно-сырьевого отдела. Через своих людей
он продолжал оказывать влияние на работу этого отдела и в конце концов
заслуженно приобрел славу спасителя германской экономики и организатора ее
эффективного действия во время войны. В. Ратенау вошел в группу деятелей,
которые определяли военную политику страны. Он участвовал в составлении ряда
меморандумов, записок, например, о действиях на оккупированных территориях,
ведении подводной войны и др. Возможно, что он принимал участие в
подготовительной работе по составлению таких важных документов, как закон о
принудительном синдицировании и закон 1916 г. о вспомогательной службе
отечеству, сыгравший решающую роль в становлении в Германии
военно-государственного монополистического капитализма. Вместе с другими
представителями германской промышленности Ратенау оказался в группе инициаторов
«программы Гинденбурга», как стала она называться, хотя фельдмаршал, кроме
имени, не дал ей ничего.
Философские воззрения
Годы первой мировой войны прославили
Ратенау не только как талантливого предпринимателя и организатора производства,
но и как оригинального философа. Война заставила Ратенау по-новому посмотреть
на имперское руководство, положение рабочих, на состояние образования,
здравоохранения, в целом на общественно-экономическую систему Германии.
Свои взгляды на историческое время, роль
Германии в мире и факторы, которые обеспечат ей достойное положение, Ратенау
изложил в работе «О проблемах будущего». Один из биографов Ратенау считает, что
общий план и значительная часть книги были созданы до войны (июнь-июль 1914 г.),
причем первоначальный план предусматривал следующие разделы: экономика, этика,
политика. Этта Колхааз, напротив, считает, что замысел книги возник только в
1915 году, а сама книга писалась в основном в 1916 году. Книга стала этапной в
творчестве Ратенау, положила начало развитию его теории «нового хозяйства»,
«нового государства» и «нового общества». Опубликована была в марте 1917 года,
когда Германия и мир переживали драматические события. Начался поворот в
сознании и дипломатии от войны к миру, в России совершилась
буржуазно-демократическая революция, в Германии назревали мощные антивоенные
выступления. Работа вызвала большой интерес не только в Германии, но и за
рубежом. Священники в проповедях называли ее «книгой о душе». К 1925 году было
выпущено 70-е издание. Что же сенсационного было в ней?
Ратенау начал свой труд с традиционных
представлений о необходимости нравственного самосовершенствования, воспитания
народа с помощью искусства в духе абстрактного гуманизма и пожеланий «доброго»
буржуа. Затем автор обратился к серьезным проблемам социально-экономического
характера, включавшим требования перестройки экономики, изменения отношения к
рабочему классу, а также к таким морально-этническим проблемам, как искоренение
праздности, лени, роскоши, нетрудовых доходов и тому подобных явлений,
позорящих людей, живущих в эпоху цивилизации. Автор не скрывал основного
назначения книги: «дать серьезную, научную, убедительную контроверсию
марксизма», поскольку имеющиеся либеральные концепции развития общества не могут
этого выполнить.
В предисловии Ратенау самонадеянно
утверждал: «Эта книга бьет догматический социализм прямо в сердце».
Большой знаток всемирной литературы и
философских учений он мог оценить притягательную силу идей социализма и
возможности их реализации в Германии. Трудно было оспаривать социалистический
принцип всеобщего равенства на земле, а не на небе, фактическое, а не
формальное признание прав на труд, образование, отдых жилье и т. д. Ратенау
противопоставил социалистическим идеалам свои взгляды на развитие общества.
Книга состоит из трех главных разделов: «Цель», «Путь», «Воля» - и заключения.
Наибольшее число страниц отведено написанию «Цели». Автор искренне считал, что
именно в правильном обосновании цели (теперь это называют национальной идеей) таится
та сила, которая может перевернуть мир. Формулируя содержание «Цели», Ратенау
высказал свои аргументы против социализма. Несмотря на все его старания,
большинство историков считает, однако, именно этот раздел книги самым слабым
из-за множества противоречий и неопределенности позиции самого автора. И это
мнение справедливо.
Основной тезис первого раздела сводится к
тому, что человечество должно всегда иметь такую цель, которая могла бы
мобилизовать его, все силы людей до конца, выявить их творческие способности
для ее осуществления. В этом Ратенау, причисляя себя к либералам и противникам
социализма, на наш взгляд, резко расходится с либералами и стремительно
сближается с идеалами социалистов. Ведь либералы всех поколений (включая
нынешних) в моральном, нравственном и экономическом плане бьются за полную
независимость от государства, от всех ограничений, какого бы рода они не были и
от каких бы инстанций не исходили, до истеричности превознося абстрактный
принцип свободы индивидуума. О какой всеобщей для всех цели могла идти речь в
обществе, расколотом на классы, партии при наличии института почти абсолютной
монархии, экономически страдающего от недостатка собственных ресурсов и узости
внутреннего рынка. Признано социологами, что демократические государства
естественно и объективно способствуют укоренению пороков людских. Наша
действительность демонстрирует рост наркомании, уголовной преступности,
бродяжничества, сексуальных извращений и т.д. Психологические отклонения стали
бичом общества конца XX века именно исходя из принципа свободы личности.
Ратенау решительным образом отрицает цели
социалистов - удовлетворение материальных потребностей людей путем ликвидации
эксплуатации человека человеком, так как достижение «земного благополучия»,
т.е. равенства людей, не может преобразовать старое общество. Ратенау
неоднократно повторял, что настоящая преобразующая сила рождается только в
сфере идей, в мировоззрении, вере, трансцендентности. Теперь этот тезис
выглядит особенно неубедительно, когда все индустриальные страны, и прежде
всего Германия, ставят социальные проблемы (обеспечение занятости, высокий
уровень зарплаты, государственную помощь малоимущим социальным слоям и другие
социальные задачи) во главу угла внутренней политики, невзирая на партийную
принадлежность законодателей и исполнителей. Более того, эти идеи были взяты на
вооружение противниками демократии, а значит свободы, как очень удобные для
оправдания самой сумасшедшей политики, конечно, вопреки истинным намерениям
гуманиста. Проблема земного обустройства людей имеет весьма прозаичное земное
происхождение. Это положение вещей не могут отрицать и не отрицают искренне и
глубоко верующие в существование бога люди, будь они либералы или консерваторы.
Мало что проясняет в рассуждениях Ратенау
о преобразующей силе идеи положение о необходимости открытия «пути к свободе»
(они и по сути неоригинальны), так как человечество, сколько себя знает, все
бьется над этим понятием «свобода». Философов издавна интересовала категория
свободы, и наиболее распространенные ее определения мы находим у Канта, Гегеля,
Маркса, Ницше и др., и никого из них Ратенау, конечно, не превзошел. На наш
взгляд, Ратенау дал очень туманное, невнятное толкование «человеческой
свободы», которую можно интерпретировать как самостоятельно избранную и
соблюдающуюся ответственность каждого человека по отношению к обществу.
Несколько позже Томас Манн заметит в своем «Докторе Фаусте»: «Свобода сама по
себе внутренне противоречива, поскольку вынуждена, самоутверждаясь,
ограничивать свободу своих противников, а стало быть, отменять самое себя». И
герои этого интеллектуального романа не верят в свободное устройство общества,
считая, как Руссо, что золотой век свободы остался в прошлом. Рассуждения
Ратенау о свободе понять еще труднее.
Ратенау искренне полагал, что не только
человек может иметь душу, но множество людей могут иметь одну единственную
общую «душу», каковой и может быть «нравственное государство».
«Если люди, - писал Ратенау, - осознают
тот факт, что они могут обрести освобождение, доверившись государству, как
олицетворению нравственной общей идеи людей данной страны, то путь к их
освобождению открыт». Каким должно быть «государство нравственности», Ратенау
не уточнял, но в целом его рассуждения вращались вокруг идеи просвещенного
государя или просвещенной элиты. В то же время Ратенау признал, что в
современном обществе быть абсолютно свободным невозможно, поэтому процесс
«раскрепощения души» человека может совершиться только в результате его больших
усилий; направленных на уничтожение зависимости от природы и на бесконечные
совершенствования человеческих потребностей.
Путь к человеческой свободе, по мнению
Ратенау, лежит через «механизацию», понимаемую им как форму материальной жизни
человечества, которая объединяет мир в принудительную ассоциацию, в сплошное
общее производство и хозяйство. «Механизация» тождественна капиталистической
системе, она способствует росту производительных сил. Но достигнув высшего
уровня в начале XX века, она стесняет свободу. «Механизация, - торжественно
провозглашал Ратенау, - выполнила свое основное назначение: устранение всякой
нужды и бедности». Эта задача так проста, что должна решаться не как
эстетическая мера, а как «полицейский долг». Ратенау признал, что богатства,
создаваемые людьми в поте лица, бездушно разбазариваются, поэтому, «если бы
половину растраченного зря мирового труда направить в нужное русло, то каждый
бедняк в цивилизованных странах был бы накормлен, одет, имел бы жилище». «Об
экономических первопричинах расточительства говорить поздно, - считал Ратенау,
- сейчас стоит задача признать недостатки и попытаться выработать понимание
того, что потребление благ не есть частное дело, так как предметы потребления
имеются в ограниченном количестве». Чтобы достичь свободы, подводил итог
Ратенау, необходимо построить новое общество: «настало время построить
«миттельвельт» («среднее общество»), которое будет покоиться на материальном, а
достигнет совершенства в возвышенном. Задача, которая уже стоит перед
человечеством, писал Ратенау, заключается в одухотворении механического
порядка, в преобразовании слепой игры сил в «сознательный, свободный, достойный
космос».
Буржуазная действительность, общество,
идолом которого являются деньги, не вполне устраивали Ратенау как интеллигента
с высокими запросами, признававшего способность трудиться на благо «нового
общества» главным назначением человека. Но предлагавшееся им «новое общество»
означало подчинение масс «сильной воле», олицетворением которой являлось
государство.
Некоторые немецкие авторы, в том числе
такой известный ученый, как Ю.Кучинский, считали, что идеи Ратенау проложили
дорогу фашизму. На наш взгляд, это неверно, так как Ратенау гораздо большее
отделяет от фашизма, нежели роднит: он никогда не был расистом, на первое место
ставил экономические отношения, а не политический диктат, был противником
всякого насилия, тем более террора, искренне почитал демократию. Признание же
особой роли государства характерно для истории индустриальных стран XX века.
Главной чертой «нового общества», по
Ратенау, должно было стать господство духовных, а не материальных идеалов.
Социализм, утверждал он, не может выполнить благородной задачи воспитания
людей: «Социализм поставил освобождение людей в зависимость от денег и
богатства и получил, таким образом, массы, но разрушил идеалы. Уничтожение
крупной частной собственности, как показал опыт социалистических стран, не
могло оградить большинство граждан от жажды ее приобретения». Естественный путь
реализации либеральных доктрин приводит к созданию массового общества как
общества потребления и подтверждает истину, что люди заботятся о материальных
благах больше, чем о возвышении души. Ратенау, ратуя за наполнение жизни людей
духовными ценностями, не знал путей достижения этого. Он признавался, что, к
сожалению, для обеспечения цели нет математических методик, которые
гарантировали бы безопасность пути, а есть только интуитивные. Книгу свою он
считал не практическим руководством, а «целенаправляющей». Уточняя свою
позицию, Ратенау фактически проповедовал социалистические принципы: подъем
жизненного уровня низших слоев населения за счет изменения и улучшения условий
труда, сочетание умственного и физического труда, сокращение рабочего дня,
предоставление трудящимся жилья, досуга, который заполнялся бы «духовной
пищей». Ратенау больше всего был озабочен безболезненной эволюцией общества в
лучшее гуманное будущее. Из дневника Ратенау видно, что книга «О проблемах
будущего» была его самой любимой книгой. Действительно, в последующих работах,
написанных после войны, развивались идеи, изложенные в «проблемах будущего».
Философия Ратенау осталась прежней: общество должно стать справедливым и
гуманным, граждане должны руководствоваться прежде всего духовными ценностями,
государство должно заботиться о своих гражданах, обеспечивая им достойный уровень
образования, здравоохранения и выращивая талантливых детей.
Но поиски «третьего пути», которыми так
богат XX век, показались верхам кайзеровской империи предательством по
отношению к отечеству. Они увидели в писаниях Ратенау либо игру, либо демагогию,
либо неуместные откровения. Социал-демократы презрительно отнеслись к идеям
Ратенау; негативно их приняла и промышленная буржуазия. Недоверие и даже
враждебность со всех сторон объяснялись тем, что Ратенау-промышленник (во время
войны значительно пополнивший свое состояние) не осуществлял никаких социальных
новшеств на своих предприятиях, вел дела традиционно, что еще более утверждало
читателей во мнении, что автор - демагог. Немецкий историк В.Кранц пишет, что
современники называли Ратенау «Макиавелли с лилией». Даже близкое окружение
Ратенау не могло соотнести его писания и жизненный опыт. В то же время открытая
критика «несовершенства» капитализма озадачила и предпринимателей, и
государственных деятелей. Ратенау заподозрили в увлечении социализмом, против
которого он так яростно сражался на страницах своей любимой книги.
Многих читателей раздражал ницшеанский
снобизм Ратенау: когда он откровенно заявлял о том, что труды его адресуются
элите общества, а не народу, и что его идеи единственно верны, будущее
обязательно докажет это. Но элита не приняла Ратенау-философа, увлекшись более
модными и красноречивыми публицистами-мыслителями - М.Вебером, Ф.Науманом,
О.Шпенглером и др. Главная причина недовольства Ратенау была в том, что
основная масса немецких капиталистов еще не отрешилась от идейных ценностей
«старого капитализма», опаздывала с осознанием перемен, принесенных первой
мировой войной. Ратенау же, в сущности, предлагал открыто признать переход к
новой форме организации экономической системы - государственному капитализму и
новым социальным отношениям - созданию «социального государства» (т.е.
признанию социальных функций государства, вмешательству государства не только в
экономический процесс, но и трудовые отношения, и обеспечению социальной защиты
низших слоев общества.
П.Берглар, автор солидной работы о
Ратенау, положительно оценивает планы «нового общества», особо подчеркивая то,
что Ратенау по-новому объяснил причины нищеты пролетариата и получения прибылей
капиталистами. Исследователь считает, что Ратенау прав, когда пишет:
«Пролетария делает пролетарием не то, что он за свой труд не имеет доли в
средствах производства, а то, что он не равноправный партнер при определении
применения капитала и использовании дохода от него. Корень пролетаризации лежит
не в бедности, а в безвластии. Если допустить пролетариев к управлению
производством, не нарушая принципа частной собственности, то процесс
распределения мог быть изменен...». До сих пор этот вопрос сохраняет свою
остроту, и далеко не все удовлетворительные рецепты найдены.
Заключение
В заключение необходимо подчеркнуть, что
Ратенау, в отличие от либеральных политиков военного времени, требовавших
парламентских реформ, демократизации политического строя и минимальных
социальных уступок, предлагал начать немедленно построение нового общества с
упорядочения отношений конкуренции с помощью государства. Он вообще не видел в
обществе иной силы, способной навести порядок, кроме государства, и в этом
оказался мудрым пророком. Многие авторы ФРГ признают, что рекомендации Ратенау
успешно были реализованы в Германии в 60-80-е годы. Это обстоятельство является
лучшим подтверждением того, что Ратенау состоялся не только как выдающийся
предприниматель и политик, но и как создатель «экономической философии» и
психологии делового человека XX века.
Список литературы
Оггер Гюнтер. Магнаты... Начало биографии.
М., 1985.
Ратенау Вальтер. Механизация жизни.
Атеней. Пг., 1923.
Ратенау Вальтер. Новое государство. М.,
1922.
Ратенау В. Новое хозяйство. М., 1923.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайтаhttp://www.ed.vseved.ru/