Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе – в ту пору в небольшом, тихом городе, расположенном на правом берегу Рейна. Впоследствии он менял места жительства несколько раз. Самсон Гейне – отец будущего поэта – был добрым, но довольно легкомысленным человеком, фактически главой семьи была мать – Бетти Гейне. Широко образованная для того времени женщина, она усвоила многие передовые идеи французских просветителей.
Воспитание своего первенца Бетти взяла целиком под свое наблюдение. Мечтая о блестящей административной или военной карьере для маленького Гарри (так звали мальчика в семейном кругу), мать отдает его в Дюссельдорфский лицей.
“Мать мысленно связала со мной всякие великие, высокого полета затеи, и все воспитательные планы стремились к этой цели, - писал в своих “Мемуарах” Гейне. – Мать играла главную роль в истории моего развития, она составляла программы всех моих учебных занятий, и ее воспитательные планы возникли еще до моего рождения. Я послушно исполнял ее пожелания, но, сказать по правде, именно она была повинна в бесплодности большинства моих попыток и стремлений на поприще гражданской службы, ибо служба никогда не соответствовала моей натуре”.
Городок Дюссельдорф, как и Германию в целом, затронули события, связанные с войнами Наполеона в Европе. Французские войска даже и под знаменами Наполеона несли на немецкую землю идеи прогрессивных для феодальной Германии буржуазных преобразований.
Впечатления раннего детства оставили неизгладимый след в памяти Гейне, и впоследствии сыграли немалую роль в формировании его оппозиционного отношения к феодально-сословному строю Германии.
Мать Гейне планировала будущее сыну. Но все эти планы разрушились после того, как грозный император Наполеон был удален на остров Св. Елены. Теперь для Гейне – сына мелкого еврейского купца – был один путь – коммерческая деятельность. Когда мальчик окончил местный лицей, родители отдали его в коммерческую школу. Но все попытки сделать из Гейне коммерсанта окончились неудачей.
В 1816 году в связи с материальными затруднениями Гейне переселился в Гамбург, к своему дяде – Соломону Гейне. Здесь он влюбился в Амалию – дочь дяди. Но Амалия предпочла стать женой богатого прусского помещика. Эта несчастная любовь стала первой лирической темой многих юношеских стихотворений Гейне.
Осенью 1819 года, выдержав приемные экзамены, Гейне поступил в университет в Бонне.
Первые стихотворения Гейне, подписанные замысловатом псевдонимом Фрейдгольд фон Ризенгарф появляются еще во время пребывания в Гамбурге. Регулярная литературная деятельность Гейне начинается с 1821 года, когда в Берлине выходит его первый небольшой сборник. В это время Гейне знакомится с Августом Вильгельмом Шлегелем, читавшим курсы немецкого языка. Шлегель был человеком разных дарований и интересов: поэт, драматург, переводчик на немецкий язык Шекспира и Кальдерона, один из основателей первого печатного органа. Шлегель среди студентов выделял Гейне. Он приглашал юношу к себе домой, делился опытом.
Однако даровитый ученик не был прилежным подражателем именитого наставника. Он сразу же пошел в литературу своим путем. В августе 1820 года Гейне публикует свою первую литературно-критическую статью “Романтика”.
Гейне сменил несколько университетов. В апреле 1821 года студент-юрист прибыл в столицу Пруссии. Местом учебы был избран Берлинский университет. У Гейне появились друзья, он вступил в некоторые литературные общества, салоны; в частности, интересное литературное общество собиралось в доме Фарнгагена фон Энзе. Хозяин дома был незаурядной личностью: известный литератор, дипломат, участник войны с Наполеоном на стороне русских. Также Гейне посещал салон, где поклонялись Байрону. В этом обществе поэт торжественно был провозглашен первым преемником прославленного создателя “Чайльд Гарольда”.
В декабре 1821 года первый поэтический сборник Гейне вышел в свет. В него вошли стихи, затем составившие один из разделов первого цикла “Книги песен”, а также переводы из Байрона, поэзией которого Гейне страстно увлекался в эти годы. Издателем был Маузер, который не без неповоротного колебания все же решился выпустить сборник молодого поэта. Правда, автору был назначен чисто символический гонорар: сорок экземпляров собственной книги.
После окончания в 1825 году университета Гейне пробует найти практическое применение своим знаниям. Однако попытки добиться кафедры в Берлинском и Мюнхенском университетах, получить адвокатскую практику в Гамбурге кончаются неудачей. И книги его – что еще более тяжело для Гейне – систематически подвергаются цензурным запретам.
По складу таланта лирик, Гейне в эти годы упорно овладел законами драматургии. Еще в Геттингене он приступил к созданию трагедии “Альманзор”. В трагедии рассказано, как в прошлом верные друзья Абдулла и Али выбирают в жизни разные пути, и что из этого получилось. В августе 1823 года пьеса была поставлена в Брауншвейгском театре. Молодчики из местных “патриотов” учинили в зрительном зале скандал, и представление сорвалось. Объявить повторный спектакль дирекция театра уже не решилась.
Однако поэт продолжал работать в области драматургии. В январе 1822 года, в течение трех дней, без предварительных набросков Гейне написал вторую трагедию “Вильям Ратилиф”. Трагедия была создана в традициях очень популярной в эти годы “драмы судьбы”. В драме судьбы изображалась власть сверхъестественных сил над человеком.
В 1827 году появляется в печати “Книга песен”. В ней Гейне объединил стихи, написанные с 1816 по 1827 год. “Книга песен” состояла из нескольких циклов. Этот большой сборник стихотворений занимает не только важное место в творческом наследии Генриха Гейне, он сыграл важнейшую роль в развитии всей немецкой лирики.
Новым важным моментом в развитии творческого таланта Гейне были “Путевые картины” (1824-1830 гг.) В них отразился значительный рост критических тенденций писателя; социально-политические проблемы поставлены в них гораздо острее и шире, чем в “Книге песен”. Лирический герой в “Путевых картинах” претерпевает заметную эволюцию по сравнению с “Книгой песен”. Гейне сознательно переходит к прозе как к жанру, дававшего ему возможность шире охватить общественную жизнь.
В 1827 году Гейне совершает поездку в Англию, в 1828 году путешествует по Италии.
Получив в начале 1830 года известие о революции во Франции – “эти солнечные лучи, завернутые в газетную бумагу”, по образному выражению самого Гейне – воодушевленный этими событиями и находясь одновременно под влиянием тяжелых обстоятельств, в которые он был поставлен в Германии, Гейне принимает решение об отъезде в Париж. В мае 1831 года он покидает родину.
Живя во Франции, Гейне ни на минуту не выпускает из виду событий, происходящих в Германии. Гейне часто посещает собрания последователей Сен-Симона – поборников утопического социализма. В числе новых знакомых Гейне во Франции – выдающиеся писатели, композиторы, художники – Беранже, Бальзак, Жорж Санд, Шопен, Берлиоз и многие другие.
В 30-е годы Гейне выступает по преимуществу как публицист, создавая важнейшие работы, посвященные вопросам эстетики, философии, общественно- политической жизни. На время эти работы отодвинули на задний план собственно художественное творчество.
В 30-е годы Гейне пишет такие произведения, как цикл стихов “Новая весна”, новеллу “Флорентийские ночи” и незавершенные наброски из “Мемуаров Шнабелевопского”.
Стихотворения из сборника “Новая весна” представляли собой в поэтическом творчестве Гейне промежуточный этап от “Книги песен” к последующей политической лирике.
Переселившийся в Париж Гейне бодр, полон новых впечатлений и оптимистических надежд; для него наступает пора “второго цветения”. Так возникло название “Новая весна”. И в соответствии с замыслом в нем много стихотворений, дышащих пышным ароматом расцветающей весенней природы.
Новые тенденции в мировоззрении и творчестве Гейне получили отражение в его книге “Людвиг Берне” (1840 г). Эта книга является крупнейшим публицистическим произведением Гейне.
С 1840 по 1843 годы, возобновив сотрудничество во “Всеобщей газете”, Гейне опять систематически публикует корреспонденции об общественно-политической жизни Франции. Позднее, в 1854 году, значительно расширив и переработав эти статьи, он издает их в виде книги под названием “Лютеция”. Здесь в еще более полной степени, чем в книге “Людвиг Берне” раскрыт вопрос о противоречиях буржуазного общества.
В эти же годы Гейне пишет поэму “Атта Тролль” (1841 г). Поэма свидетельствует о большой сложности и противоречивости, характерных для процесса становления реалистического метода в творчестве Гейне.
Вершиной творческих достижений Гейне явилась поэма “Германия. Зимняя сказка” (1844 г)., в которой воплотился весь предшествующий опыт идейно-художественного развития Гейне – прозаика, публициста, политического лирика. Для поэмы характерна широта охвата немецкой социальной действительности – это поэма о Германии. Вся поэма проникнута большой любовью к ней.
Творчество Гейне последнего периода (1848-1856 гг.) определяется обстановкой, сложившейся в результате неблагоприятного исхода революции 1848-49 года. Стихотворение “Михель после марта” - первая реакция Гейне на результаты немецкой революции…
Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа является сборник стихов “Романсеро”, составленный преимущественно из стихотворений 1848-1851 годов.
Последние стихотворения Гейне (1853-56 годы) не представляли собой единого целого в композиционном отношении. Часть из них появилась в печати в 1854 году в составе отдельного цикла под названием “Стихотворения 1853 и 1854 годов”, остальные же были опубликованы в разные годы, в том числе и после смерти Гейне. Однако все эти стихи сохраняют идейное направление и общий характер “Романсеро”.
Вскоре Гейне тяжело заболевает. Терзаемый физическими муками, постоянно думая о родной стране, он пытается выхлопотать разрешение на приезд в Берлин, чтобы лечиться там у знаменитого хирурга Диффенбаха – своего товарища студенческих лет. Но прусское правительство не только ответило решительным отказом на просьбу умирающего поэта, но еще и пригрозило ему немедленным арестом, если он появится на прусской территории. Так до конца своих дней Гейне остался политическим изгнанником.
Здесь можно также заметить следующее: Генрих Гейне был одним из многих поэтов, но он выделялся искренней любовью к Родине и большим патриотизмом.
Скончался Гейне 16 февраля 1856 года и был похоронен на кладбище Монмартр в Париже.