Прозаик, эссеист, драматург, поэт, Оскар Уайльд прожил недолгую, исполненную
драматизма жизнь. Был наиболее характерным представителем эстетизма, художественно-философского
течения, получившего развитие в Англии в 1870-1890-х гг. Его сторонники исходили
из принципа "искусства для искусства", из того, что литературе нет смысла выполнять
какую-то моральную миссию, учить добру, справедливости, что она "безразлична"
к проблемам нравственности. Искусство призвано служить красоте, которая выше
жизни. Художник выражает лишь свои субъективные впечатления и противопоставляет
их реальности. Правда, далеко не всегда Уайльд Следовал этим теориям.
Сын известного врача-ирландца, он учился в престижном Оксфордском университете.
Щедро художественно одаренный, вел жизнь лондонского денди, светского льва,
парадоксальные, остроумные суждения которого были у всех на слуху. Дебютиро-
вал как поэт и автор поэтичных, лиричных сказок ("Счастливый принц", "Соловей
и роза", "Молодой король" и др.), любимых детьми. Его эстетические теории нашли
выражение в знамени- том романе "Портрет Дориана Грея" (1890). В нем романист,
прослеживая взаимоотношения трех персонажей, красивого юноши Дориана Грея, великосветского
циника, искушенного в пороках лорда Генри и преданного искусству художника Холуорда,
не приемлет аморального гедонизма. На примере же чудесного превращения портрета
главного героя отстаивает излюблен- ный тезис о том, что искусство выше жизни.
Как драматург Уайльд внес ощутимый вклад в обновление английского театра второй половины 19 в. Он стимулировал смещение интереса от легкой развлекательности к постановке более значимых жизненных проблем. В своих комедиях - "Веер леди Уиндермир", "Женщина, не стоящая внимания", "Как важно быть серьезным" и, наверно, лучшей из них - "Идеальный муж" (она долгое время с большим успехом шла во МХАТе)- Уайльд остроумно осмеивает пустоту и фальшь светского общества, мещанскую викторианскую мораль. В комедии "Идеальный муж" передана атмосфера практикуемых в свете шантажа, интриг, сплетен, олицетворяемых авантюристской миссис Чивли. Но и герой, Роберт Чильтерн, товарищ министра иностранных дел, джентльмен, гордящийся незапятнанной репутацией, как выясняется, построил карьеру на том, что продал государ - ственную тайну, что принесло ему богатство. Уайльд, также как и другой великий ирландец, Бернард Шоу, - мастер парадоксов. Вот некоторые из них: "Ничто так не старит, как счастье", "У женщин удивительное чутье: они пронюхивают всё, кроме того, что всем известно", "Англичане не выносят людей, которые всегда правы, но очень любят тех, которые сознаются в своей неправоте", "В Англии человек, который не говорит на нравственные темы два раза в неделю перед большой безнравственной аудиторией, не может считаться серьезным политиком", "Любовь к себе - это начало длинного, продол - жающегося всю жизнь романа".
Благополучная жизнь Уайльда была неожиданно прервана. Обвиненный в аморальном поведении, он был судим и заключен в тюрьму, которая многое в нем переменила. Теперь он утверждал: "Страдание - единственная истина; никакая истина не сравниться со страданием". Переживания, связанные с заключением, страшная сцена - увиденная им казнь заключенного, убившего свою возлюбленную, - все это нашло отражение в его пронзительной, исполненной неподдельного трагизма поэме "Баллада Редингской тюрьмы".