Доклад подготовил: ученик 11 «Д» класса Леонов
Алексей
Средняя школа
№3 г.Десногорска
2001 год
ШОЛОХОВ МИХАИЛ
АЛЕКСАНДРОВИЧ - прозаик, публицист
Мать Шолохова –
из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на
покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей.
Шолохов учился в церковно-приходской школе и гимназии. Участвовал в гражданской
войне, служил в продотряде.
В конце 1922
года он приезжает в Москву. Работает грузчиком, чернорабочим,
делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются рассказы Шолохова,
объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь»
(1926).
Темы ранних
рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место
человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали заметным
явлением в советской литературе первой половины 20-х годов. Умение раскрыть
правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтов,
проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и
действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок»,
«Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926),
«Червоточина» (1926).
В 1924 году
Шолохов возвращается на Дон в станицу Вешенская, где живет постоянно. Здесь он
начинает писать «Тихий Дон» (1928-1940) – роман, принесший писателю мировую
известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой
мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и
личности в революции.
«Тихий Дон»
охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912-1922); «Поднятая целина»
(1932-1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни.
Во время Великой
Отечественной войны Шолохов – военный корреспондент. Уже в первые месяцы войны
были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями его
очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Широкую известность приобрел рассказ
«Наука ненависти» (1942). В 1943-1944 годах начали печататься главы из романа
«Они сражались за Родину» (новый вариант – 1969).
Стремление к
эпическому постижению судеб народа – в самой природе таланта Шолохова. Подвиг
народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и
эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».
Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни
с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боев
позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.
Рассказ «Судьба
человека» (1956-1957) стал заметным явлением в литературе. Трагическая история
жизни взята в ее связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни
народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор
отбирает только то, что дает
возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это
позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.
Эта сложная, историческая основа определила и поэтику рассказа. Отчетливо
выделяются ведущие образы-лейтмотивы (дорога автора – дорога героя – судьба
человека на дорогах войны и т.п.), свободно чередуются голоса героя-рассказчика
и автора-повествователя. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страшное
зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа – вера в доброе,
человеческое, утверждение подвига.
После войны
Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине»,
«Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда
народов!» (1950) и другие, в которых он выступает против идеологов «холодной
войны».
Связь
литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего связь писателя с
народом. Книга – дело «выстраданное», говорил Шолохов на 2-м съезде писателей.
Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен
уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была, о том, что к оценке
художественного произведения надо подходить, прежде всего, с точки зрения
исторической правдивости. По мысли Шолохова, право на жизнь сохраняет только то
искусство, которое служит интересам народа.
«Я принадлежу к
числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в
ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу», - сказал
он в речи после вручения ему Нобелевской премии (1965г.)
Одна из самых
существенных черт таланта Шолохова – его умение видеть в жизни и воспроизводить
в искусстве все богатство человеческих эмоций – от трагической безнадежности до
веселого смеха.
Вклад писателя
в мировое искусство определяется, прежде всего, тем, что в его романах впервые
в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и
характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни,
которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы.
В его романах
поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического
романа XIX и XX веков, им были открыты новые связи между
духовным и материльнм, между человеком и окружающим миром. Для Шолохова
характерно представление об универсальности жизни; триединство его поэтики:
человек – общество – природа – выражает одну из особенностей цивилизации,
гуманистическое направление всего его творчества.