Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума
Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума
Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума.
Философия Древнего Рима объединяется с древнегреческой под общим названием "античная философия".
Античная философия в своем развитии прошла четыре основных этапа (это одна из наиболее распространенных периодизаций этого периода):
* досократический - зарождение и формирование философии;
* классический (сократический) - зрелость и расцвет;
* эллинистический - закат;
* римский - период упадка и гибели античной философии.
Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр.
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования -- декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.
Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
Философы этого периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":
* меньше уделяли внимания поиску первоначала;
* выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего;
* допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
* положили начало спору между материализмом и идеализмом;
* проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
* от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
* внесли вклад в развитие логики.
Для эллинистического периода характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии:
* кризис античных моральных и философских ценностей;
* снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
* отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
* поиск физической и духовной опоры в самом себе;
* стремление к отрешению от действительности.
Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.
Для философии римского периода было характерно:
* взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий;
* фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну -- античную философию;
* влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
* небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
* повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
* расцвет эстетики;
* расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности;
* преобладание идеализма над материализмом;
* все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
* повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
* рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
* постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.
Каждый из вышеописаных периодов имеет свои отличительные черты, но в целом античная философия имеет следующие особенности:
* античная философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
* стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
* на поздних этапах -- смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
* допускалось существование богов;
* древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
* человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
* были заложены два направления в философии -- идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период -- материалистическое, в классический -- имели одинаковое влияние, в эллинистический -- материалистическое, в римский -- идеалистическое.
В античной философии в соответствии с пониманием Космоса понимается и природа человека. Человек - микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления).
В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и Космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло - результат незнаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.