Античные ученые о влиянии природы на человека и их взаимодействии
Античные ученые о влиянии природы на человека и их взаимодействии
18
Федеральное агентство по образованию
Омский государственный педагогический университет
Реферат
Античные ученые о влиянии природы на человека и их взаимодействии
Выполнил студент СЭО 11: Капытков Д.О.
Проверил к.и.н.: Данченко Е.М.
Омск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Тит Лукреций Кар
Страбон
Аристотель
Пифагор
Марк Теренций Варрон и Марк Порций Катон
Заключение
Список литературы
Введение
В эпоху античности складывается система представлений о богах как о творцах природы, которые обладают человеческими свойствами и обликом. Поскольку и человек, и природа были созданы богами, возникает своеобразное равенство и отчуждение: человек и природа равны перед богом, но отчуждены друг от друга. Складывается некая противопоставленность человека и природы. Для античного человека природа была не только материальной, но и духовной ценностью. Она выступала как образец, идеал гармонии, которому человек должен учиться у нее, подражать ей в своей повседневной жизни. Но в целом, античность явилась шагом на пути отчуждения человека от природы. Началось научное осмысление природы, которая стала объектом изучения. Если рассматривать в целом труды некоторых ученых, то не везде можно увидеть, что человек противопоставлен природе. Некоторые ученые, описывая различные стороны материальной и духовной культуры, нередко упоминали связь человека с природой, какое влияние она оказывала на них.
Тит Лукреций Кар
Тит Лукреций Кар - римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к IV веку н. э., но не могут считаться достоверными. Всё, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».
Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния (239-169 до н.э.), у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Философская поэма Лукреция «De Rerum Natura» («О природе вещей»), написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, «дикого» состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Избрав для своего философского сочинения стихотворную форму, Лукреций оживил и сделал более убедительным учение Эпикура.
Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени. Материалисты XVII-XVIII веков воспринимали атомистические идеи древности главным образом у Лукреция.
Одной из стержневых проблем биологической науки является - происхождение и эволюция органического мира. Глубочайший интерес представляют идея Лукреция. Созданная в 1 веке до н.э. выдающимся мыслителем, ученым и поэтом, стремившимся понять окружающий мир материалистически и очистить науку о природе от религиозно-мифических и идеалистических заблуждений, она является одним из важнейших и надежнейших источников для суждения о тех теоретических обобщениях, которых достигло античное естествознание, и, в частности биология, на исходе своей истории.
Лукреций все свои идеи в так называемой «Биологии» об органическом мире, строит на основании атомистических положений. Он описывает все органические и неорганические процессы с точки зрения этого положения.
Важнейшими, основными проявлениями жизнедеятельности животных и человека являются питание и рост, обеспечивающие сохранение и нормальную деятельность индивида, и размножение, обеспечивающее сохранение рода. Но и растениям, которым Лукреций очень часто противопоставляет животных, как организмы одушевленные, свойственны те же основные проявления жизнедеятельности. Сущность питания, роста и размножения Лукреций опять-таки трактует исходя из основных положений атомистической теории.
Без пищи не один организм не в состоянии поддержать свое существование: «…без дождей ежегодных в известную пору радостных почва плодов приносить никогда не могла бы, да и порода живых созданий, корму лишившись, род умножать свой и жизнь обеспечивать была бы не в силах». Таким образом, из этого отрывка видно, что Лукреций указывает на необходимость природных процессов, так как существует зависимость животных от пищи, а пища возникает в результате этих природных процессов.
Лукреций описывая процессы органического и неорганического мира не мог не затронуть такой процесс как размножение. Размножение обеспечивает продолжение рода. Венера, любовь, чувство любви, свойственное всем организмам, - важнейшее проявление жизни, ибо только благодаря ему становиться возможным непрекращающийся поток жизни.
«В основе размножения лежит все тоже наличие в природе бесконечного количества первоначал, одинаковых по форме и другим свойствам. Именно поэтому в природе не мыслимы единичные вещи. Если допустить существование такой вещи, то из этого неизбежно следует, что количество образовавших ее первоначал конечно на всем протяжении бесконечной вселенной. Но тогда возникает вопрос, каким образом это конечное число первоначал собралось в одной точке вселенной, чтобы образовывать эту единственную вещь. Это, конечно, невозможно, и в действительности должно происходить обратное: если известные первоначала существуют в ограниченном количестве, … то тогда их вечно рассеивать будут, в стороны врозь разнося, материи разные токи, так что они никогда не смогут, сойдясь и сплотившись, ни удержаться в связи меж собой, ни расти, умножаясь». Из этого отрывка можно выделить следующее, что нужно условие и место для того, чтобы произошло соединение первоначал, таким местом может служить природа. Соединяясь, первоначала образуют организмы, различные части тела и растения, и их соединение зависит от того какие условия существуют в природе.
Способность к размножению, свойственная всем организмам, этот неуемный поток жизни и создает то, что «никогда нельзя смертоносным движеньям жизни навек одолеть и ее истребить совершенно». Организмы, как и все тела в природе, достигнув зрелости, стареют и разрушаются, «и движенья, что жизнь создают и способствуют росту, вечно созданья свои сохранять нерушимо не могут». Отсюда вековечная война между животворными и смертоносными силами природы.
Чередование жизни и смерти - неизбежный, закономерный и благотворный процесс. Жизнь и смерть - две стороны одного и того же явления - извечного, непрекращающегося круговорота и материи во вселенной. Все тела вселенной смертны и постепенно приходят в ветхость и разрушаются. Достигнув предельной вершины своего роста и пройдя через период возмужалости, организм начинает подвергаться ломке, жизнь постепенно приходит в упадок. Чем крупнее оказался организм к концу своего разрастанья, тем более он теряет первоначал. Пища, которая теперь нелегко и лишь слабой струей растекается по жилам, не восполняет убыли. Кроме того, подвергаясь непрерывным толчкам со стороны потоков извне, он разрушается еще быстрее. Так наступает смерть организма. Одни только первоначала бессмертны и, сочетаясь каждый раз заново, создают по вековечным законам своего движения и сцепления все новые и новые индивидуальные тела того же рода. Если бы это было не так, - спрашивает Лукреций, - как и откуда тогда возрождает Венера животных из роду в род, иль откуда земля искусница может из роду в род их кормить и растить, доставляя им пищу?
Лукреций судит о смерти, как о переходе первоначал в другое состояние, в данном случае, когда организм умирает, он теряет первоначала. Первоначала от организма проникают в землю и рассеиваются, в то время как другие первоначала образуют новые организмы и растения: «… так весь мир обновляется вечно; смертные, твари живут, одни чередуясь с другими, племя одно начинает расти, вымирает другое, и поколенья живущих сменяются в краткое время, в руки из рук отдавая, как в беге, светильники жизни».
Из этого суждения следует, что природа и человек (так как он живой организм) взаимодействует через непрерывный меняющийся поток первоначал. В этом отношении идея Лукреция о взаимодействии человека и природы уникальна в своем роде.
Далее в своей «биологии» Лукреций пишет: «…Много и чудовищ тогда земля сотворить пыталась необычайного вида и странного телосложения: жено-мужей, не причастных ни полу тому ни другому, или уродов без ног, или вовсе безруких, напротив, или безротых, немых и безглазых слепых, порождая даже таких, у кого на теле все члены сцепились, так что ни делать они не могли ничего, ни податься, чтобы избегнуть беды иль достать то, что было им нужно. Всяких других создавала она и страшилищ, и чудовищ - тщетно: природа запрет на развитие их наложила. Были не в силах они ни жизни расцвета достигнуть, ни пропитанье добыть, ни в объятиях слиться в любовных». Достаточно ясно, что все решительно «чудовища», перечисляемые здесь Лукрецием, представляют собой человеческих уродов (а быть может, и уродов домашних животных), которых, как раз в противоположность немыслимым вообще чудовищам, природа, согласно уже хорошо известной нам общей концепции Лукреция, вполне в состоянии произвести». Все объясняется неудачным сочетанием первоначал. Здесь опять-таки можно заметить, что природа влияет на организмы, давая нужное количество первоначал.
Таким образом, у Лукреция строится своя определенная система суждений о мире. Рассматривая все окружающее в мире и саму вселенную через взаимодействие первоначал, в его сочинениях можно выделить, что все тела, организмы и многие другие объекты находятся в тесной взаимосвязи. На основании этого можно сделать вывод, что и человек и природа находятся во взаимодействии друг с другом, только это взаимодействие проявляется в разной степени. Степень этого взаимодействия в большей степени зависит от природы, нежели от человека.
Страбон
Страбон - древнегреческий историк и географ. Много путешествовал. Автор "Географии" (17 книг), являющейся итогом географических знаний античности, и "Исторических записок" (до нас не дошли).
Страбон родился в 63 году до н. э. в Амасии, расположенной в ста километрах от южного берега Черного моря, на дороге, ведущей к Средиземноморью. Именно здесь, перебравшись с острова Крит, поселились родители Страбона. О своем отце писатель ничего не сообщает. Подробно рассказывая о родственниках со стороны матери, Страбон стремится подчеркнуть знатность своего рода. Сильное влияние на формирование будущего географа оказал основатель школы стоиков философ Зенон, живший за два века до Страбона. Природа не наделила его ярким талантом писателя, способностью к оригинальному мышлению, сила его была - в скрупулезности, умении собирать и обобщать факты, всесторонней образованности - в том, что принято называть энциклопедичностью. Страбон решил подробно рассказать обо всех частях известного в ту пору "круга земель". Готовился он к этому труду всю жизнь: много странствовал по свету, предпочитая довериться своим глазам, если представлялась возможность. В эпоху Страбона римляне строили великолепные дороги. Они тщательно планировались, их покрывали гравием или мостили, снабжали кюветами. Основная магистраль вела из Британии через всю Европу в Иллирию (на Балканах), затем в Малую Азию, Сирию - до Индийского океана. Другой путь шел из Кадиса через Пиренеи, Галлию и Юрские горы к Виндобоне (Вене). 90 тысяч километров главных и 150-200 тысяч километров второстепенных трасс - то, что оставили римляне в наследство средневековой Европе и Византии.
Туризм становился привычным и модным. Особые бюро предоставляли желающим указатели, справочники, путеводители. Географические карты изображались на стенах, одна из таких карт украшала стену римского дворца. Походные же справочники приобретали иногда довольно неожиданную форму, - например, серебряного сосуда, украшенного маршрутом от Гадеса (Кадиса, на юге Испании) до Рима с указанием всех промежуточных станций и расстояний между ними. Нет сведений о том, что "семь чудес света" являлись целью путешествий и входили в специальный маршрут. Но в отдельности то или иное "чудо" старались посмотреть многие. И Страбон не составил исключения. Предполагается, что в его эпоху твердо знали, что "чудес" действительно семь. Впервые их назвали так еще в III веке до н. э.
Страбон поведал о пяти сооружениях, удостоенных звания "чудес света". Садов в Вавилоне в ту пору уже не существовало. Статуе Зевса Олимпийского, созданной Фидием в 30-х годах V века до н. э., он уделил немало хвалебных строк, но не аттестовал ее как "чудо света", как и храм Артемиды Эфесской, и Фаросский маяк, которые видел воочию. Он сообщает только, что мыс острова Фароса - "это скала, омываемая морем; на ней находится удивительная по своей архитектуре многоэтажная башня из белого мрамора. Башню эту принес в дар Сострат из Книда, друг царей, ради спасения мореходов, как гласит надпись". Чуть подробнее поведал Страбон об Артемисионе - храме Артемиды в Эфесе, перечислив, кем, как и на чьи средства строилось это святилище, и лишь мимоходом упомянув имена архитекторов и печальной памяти Герострата.
Предполагают, что Страбон не хотел писать об общеизвестном, особенно если это не было связано с чисто географическими задачами.
Страбон не раз бывал в Египте. По его описанию Александрии можно и сейчас без труда составить план города. Далее о маршруте своего следования он сообщает, что "когда Элий Галл был префектом Египта, я поднялся по Нилу и состоял в его свите вплоть до Сиены и границ Эфиопии". Маршрут не отличался новизной. Тысячи путешественников, устремлявшихся в страну фараонов, двигались тем же путем по узкой долине Нила. Из Александрии дорога вела к Канопу (близ современного Абукира), с которым ее связывал двадцатикилометровый канал. В Канопе Страбона заинтересовал храм Сераписа, где усыпляли больных, чтобы те во сне получили от оракула указания о способах своего исцеления. Из Канопа часть туристов отправлялась дальше на юг - к Гелиополю. Там кончалась дельта, и начинался собственно Нил. Мемфис - озеро Мерида - Абидос - Фивы - Сиена - острова Элефантина и Филе.
В Мемфисе - самой древней столице Египта - Страбон мимоходом упоминает о единственных уцелевших свидетелях его истории - пирамидах, а затем переключает свое внимание на священного быка Аписа, который, по египетским верованиям, считался воплощением бога Пта.
Близ Мемфиса, у Мерридова озера находилась удивительная постройка, возведенная в XIX веке до н. э. фараоном Аменемхетом III. Из всех исследователей, писавших о лабиринте, Страбон - единственный, кто раскрыл политический смысл этого загадочного дворца. Огромный лабиринт символизировал весь Египет, объединенный властью фараона, связывающей народ и государство в одно целое. Страбон обошел и изъездил Каппадокию и Фригию (в Малой Азии), побывал в горах Тавра и у подножия Кавказа, на берегах Ионии (в Эфесе), на Кикладских островах, в Коринфе. Семнадцатая книга "Географии" больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение. Она содержит подробности, которых больше нет ни у одного античного автора. Самые интересные и достоверные части труда Страбона - те, которые написаны им как очевидцем.
«География» Страбона в некоторых частях указывает на взаимодействие природы и человека. «…Польза географии в малозначительных делах очевидна, например в охоте. Охотник будет более удачлив на охоте, зная особенности и величину лесного пространства. Равным образом только тот, кто знаком с местностью, может успешно устроить лагерь, засаду или быть проводником. …Персы и ливийцы, предположив, что проливы не имеют выходов, не только подверглись великой опасности, но даже оставили памятники своего неразумия; ибо персы соорудили могильный холм на Еврипе близ Халкиды в честь Салганея, которого они умертвили якобы за то, что он изменнически провел их флот от Малиакского залива к Еврипу; ливийцы же воздвигли памятники в честь Пелора, казненного ими по той же причине. И Греция была покрыта обломками кораблей во время похода Ксеркса. …Но были и счастливые случаи, когда удавалось достичь успеха благодаря знакомству с местностью. Например, говорят, Эфиальт, показав персам горную тропинку в Фермопильских теснинах, отдал в руки персам отряд Леонида и провел варваров внутрь Греции южнее Фермопил». Страбон указывает на то, что знание природы помогает человеку в некоторых добиваться требуемых результатов. Если вспомнить, подвиг 300 спартанцев, то при подготовке к походу царь Леонид выбрал именно Фермопильский переход. Он говорил, что не количество воинов окажут значительное влияние, а то, как они сумеют использовать рельеф Греции. Так греки, зная особенности своей страны, умело использовали ее природу для ведения боевых действий против агрессоров. Это один из примеров, как человек взаимодействует с природой и придает ей большое значение в своей деятельности.
Страбон в своей географии описывает различные области земли, знакомых в то время грекам. Его описания носят страноведческий характер. В книге II 5 главе, он четко указывает, как природа влияет на человека, хотя описание не сводится собственно к тому, как природа влияет на человека. «…Начинать описание следует с Европы, потому что она не только являет разнообразие формы, но и удивительно приспособлена природой для усовершенствования людей и государственных форм, а также потому, что она передала и другим частям света большую часть своих собственных благ и целиком удобна для обитания, за исключением незначительной области, необитаемой из-за холода. Последняя область граничит со страной кочевников, обитающих в кибитках в области Танаиса, Меотийского озера и Борисфена. Из обитаемых частей Европы холодная и гористая области представляют природные трудности для жизни, однако даже бедные области, прежде населенные лишь разбойниками, становятся культурными, как только получают хороших правителей. Например, хотя греки и населяли гористые и скалистые области, однако жили счастливо, заботились о государственных учреждениях, об искусствах и вообще, о жизненной мудрости. Римляне, подчинив своему владычеству много племен от природы диких в силу условий местностей, потому что это были скалистые местности, лишенные гаваней, холодные или по какой-либо другой причине неудобные для обитания большой массы населения, таким образом, не только заставили народы, до сих пор разобщенные, вступить в общение друг с другом, но и научили даже более диких цивилизованной жизни. Вся равнинная часть Европы, расположенная в умеренном климате, находит в природе в этом смысле помощницу; но так как в стране, наделенной природными благами, население миролюбиво, а в бедной стране, напротив, все служит тому, чтобы сделать людей воинственными и храбрыми, то оба эти рода стран получают взаимные выгоды, ибо последние помогают оружием, а первые земледельческими продуктами, искусствами и воспитанием характера. Ясен и взаимный вред, если они не помогают друг другу; тогда сила тех, у кого в руках оружие, будет иметь некоторый перевес, если только ее не преодолеет численность. В данном отношении этот материк имеет некоторое природное преимущество; ведь он испещрен равнинами и горами так, что на всем протяжении его земледелие и цивилизованная жизнь сочеталась с воинственностью; но из двух слоев населения [земледельцев и воинов] более многочисленному свойственно мирное настроение, поэтому он господствует над всеми, причем народы-властители - сначала греки, а затем македоняне и римляне - содействовали укреплению мира. В силу этого среди других стран в отношении войны и мира Европа является более независимой; ведь в ней много воинственного населения, а также земледельцев и стражей городов. Она замечательна и тем, что сама производит все наилучшее и необходимое для жизни, а также все полезные металлы; ароматические вещества и драгоценные камни из чужих краев ей приходится ввозить - предметы, недостаток которых делает ничуть не хуже, чем их обилие. Много в Европе различных пород домашнего скота, дикие же звери редки. Таков в общих чертах этот материк по своей природе.
В описание Европы мы видим, как природа оказывает влияние на характер народов. Взаимодействие между народами также происходит из-за условий природы. То как природа оказывает влияния на занятия людей хозяйством можно увидеть из описания Карфагена. «…Карфагенская область обширна, к ней примыкает страна номадов; наиболее известные из них называются масилиями и масесилиями. Вся область от Карфагена до Столпов отличается плодородием; в ней много диких зверей, как и во всей внутренней, части материка. Поэтому вполне допустимо, что некоторые из этих народностей названы номадами, потому что в древности они не имели возможности заниматься земледелием из-за множества диких зверей. Современные номады не только отличаются охотничьим искусством (римляне будучи любителями борьбы с дикими зверями, поощряют это их искусство), но т превосходят других как в охоте, так и по части земледелия. Вот что я могу заметить относительно этого материка.
Занимаясь, каждый раз страноведческим описанием, Страбон описывает народы, обычаи и их культурные особенности исходя из того, какие природа создала условия для человека. Таким образом, из его труда мы видим, что в ту пору человек знал о влиянии на него природы, и то как он от нее зависит, поэтому старался во многом следовать ее законам, это видно не только из того, каким видом деятельности занимался человек, но и как проявлялось его отношение к ней. Это связано с тем, что у народов существует много культов и поклонений богам плодородия и скотоводства.
Аристотель
Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.
Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, в 367 году, - в Афины. Там Аристотель стал учеником Платона и в течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 343 г. Аристотель был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына - 13-летнего Александра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка.
В области биологии одна из заслуг Аристотеля - его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой - душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.
Человек у Аристотеля, как следует из "Истории животных", не выделяется из животного мира, а является одной из ступеней в иерархии живых существ. И даже там, где речь идет об одомашнивании диких животных, человек оказывается одним из них.
Основоположник европейского идеализма Платон мерил природный мир человеческой мерой. А потому в его учении мир идей венчает Высшее Благо - начало как природного, так и человеческого бытия. Иначе выглядит учение Аристотеля, в котором человек рассматривается с точки зрения животного и растения, а растение и животное - с точки зрения человека. Иначе говоря, если платонизм можно считать результатом проекции меры человек на природу, то аристотелизм - это во многом результат проекции меры природы на человека. Некоторые положения Аристотеля неоднозначны, и к каждому должен быть свой подход. Но здесь мы можем найти связь между природой и человеком в его рассуждениях, по поводу того что человек является животным, как нам известно в современном мире животные относятся к природе, не исключаются и идеи о том что человек является ее частью. Аристотель писал, что природа все делает наилучшим образом. Если человека отнести к одному из лучших творений природы, то связь между ней и человеком очевидна, так как совокупность условий оказывают большое значение на то, как происходит формирование человека.
Пифагор
Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры. Отец Пифагора, Мнесарх, был достаточно богатым человеком, чтобы дать сыну хорошее воспитание. Когда Мнесарх, отец Пифагора, был в Дельфах по своим торговым делам, он и его жена Партенис решили спросить у Дельфийского оракула, будет ли Судьба благоприятствовать им во время обратного путешествия в Сирию. Пифия (прорицательница Аполлона), не ответила на их вопрос, но сказала Мнесарху, что его жена носит в себе дитя и что у них родится сын, который превзойдет всех людей в красоте и мудрости и который много потрудится в жизни на благо человечества. Мнесарх был столь впечатлен пророчеством, что изменил имя собственной жены на Пифазис в честь Пифийской жрицы. Когда родилось дитя в городе Сидоне, Финикия, оно оказалось, как и говорил оракул, мальчиком. Мнесарх и Пифазис назвали его Пифагором, (в честь Пифии) и посвятили его свету Аполлона.
Пифагор с ранних лет стремится узнать как можно больше. Он обучается в нескольких храмах Греции. Принято считать его первыми учителями Ферекида Сиросского и старца Гермодаманта. Первый прививает мальчику любовь к науке, второй - к поэзии Гомера.
Ряд источников указывает, что Пифагор стал чемпионом одной из первых Олимпиад по кулачному бою.
В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев.
Когда Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, он нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическая философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор беседовал со своими учениками о космических изменениях земли по египетскому и азиатскому преданию. Он знал, что расплавленная земля была первоначально окружена газообразной атмосферой, которая, постепенно охлаждаясь, превратилась в жидкость и образовала моря. По своему обыкновению, он синтезировал свою мысль в аллегории, выражаясь, что моря были образованы из слез Сатурна (космическое время). Но вот появляются царства природы и невидимые зародыши, витающие в эфирной ауре земли, вихрями носятся они в её воздушном покрове, а затем привлекаются в глубокое лоно морей и на первые, выступившие из вод континенты. Еще смешанные, растительный и животный миры являются почти одновременно. Эзотерическая доктрина допускает трансформацию зоологических видов не только вследствие второстепенного закона подбора, но и вследствие основного закона проникновения в землю сверхфизических сил и воздействия разумных начал и невидимых сил на все живые существа. Если на земном шаре появляется новый вид, это означает, что более высокого типа души воплощаются в данную эпоху в потомков прежнего вида для того, чтобы поднять его на высшую ступень, формуя и преобразуя его по своему образу.
Эзотерическая доктрина приписывала попеременное погружение и появление континентов колебанию земных полюсов и признавала, что человечество должно было пережить шесть таких потопов. Каждый цикл между двумя потопами несет с собой преобладание одной из великих человеческих рас. Посреди временных и частичных затемнений цивилизации и человеческих способностей, общее непрерывное восхождение вверх не прекращается никогда. Так образовалось человечество, и началась эволюция рас среди различных земных катаклизмов. В этой доктрине Пифагора описывается, что серьезные изменения на исторической арене происходят вследствие природных катаклизмов, так природа определяет преобладание рас и угасание цивилизаций. Также у Пифагора существует теория о том, что есть душа, которая ищет предмет, в который она может воплотиться. То, что получается в результате, завит от того какой плотности оказался этот предмет. В природе имеются различные предметы различной плотности, неким предметом с определенной плотностью является тело человека. Из этого следует, что природа дает душу человеку. И после этого между ними возникает связь.
Марк Теренций Варрон и Марк Порций Катон
Произведение Варрона, «О сельском хозяйстве», является одним из источников по истории хозяйства Римской империи. Если рассматривать произведение в целом, то в нем даются основные рекомендации и советы по ведению животноводства и земледелия виллы.
Описывая ведение хозяйства, Варрон указывает факторы, которые в большей или меньшей степени будут оказывать влияние на производительность и доход хозяйства: «…Остается рассмотреть то, что вне имения, окружение которого вследствие его близости оказывает большое влияние на земледелие. Условия этого окружения следующие: во-первых, безопасен ли район, во-вторых, нет ли препятствий для вывоза наших продуктов и для ввоза того, что нужно, в-третьих, имеются или отсутствуют дороги или реки для провоза, в-четвертых, есть ли что-нибудь такое по соседству с имением, что полезно или вредно для наших полей».
Если рассматривать второе и третье условие, указанные Варроном, то можно увидеть, что некоторые из них, не зависящие от человека, а полностью относимы к природным. Так, например наличие ближайших рек будет сказываться на доставке товаров и их вывоза, а следовательно на расходах и доходе от данного занятия. При наличии такого условия видно, что географический ландшафт оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека, поэтому Варрон указывает это, как одно из условий.
Читая произведение Марка Порция Катона «О земледелии», можно встретить, что автор советует выбирать имение исходя из географических особенностей местности. Он указывает: «…В хорошей местности надлежит иметь хороший вид… покупай имение, если можно у подножия горы, обращенное на юг, где есть хороший водоем, а поблизости море или река». Это говорит о том, что римляне знали, как влияет природа на хозяйство, и исходя из этого старались выбирать выгодные участки для заведения имения.
Заключение
В период античности наука возникает как обособленная сфера духовной культуры. Естественные науки существовали в форме натурфилософии, неотделимой от философии. Ученые античного мира были энциклопедистами, носителями как гуманитарных, так и естественнонаучных знаний. Экспериментальная база естественных наук была крайне ограничена.
В трудах античных авторов природа описывается исходя из представлений о мире того временни, большое внимание уделяется духовному осмыслению ее явлений и происходящих в ней процессов. Исключение представляют труды тех авторов, которые писали на основании своего опыта и наблюдения.
Список литературы
1. Авраамова М.А. Учение Аристотеля о сущности. М.: Изд-во МГУ, 1970. 68 стр.
2. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. -- СПб., 1994. -- 376 с.
3. Лукреций. О природе вещей. - М.: 1947.
4. Практикум по истории древнего мира. Вып.2. Древняя Греция и Рим / Под ред. И.С. Свенцицкой. - М., 1988.
5. Страбон. Герграфия: в 17 кн. / Страбон; пер. с греч., - М.: Олма-Пресс, 2004. - 637 с.