Рефераты

Что такое философия?

Что такое философия?

5

Что такое философия?

Краткий очерк истории философии

Философская картина мира

Философия человека

Философия деятельности

Задачи и упражнения по философии

МОСКВА 2003

ББК 87

Б 202

Рецензенты:

д.ф.н., проф. Ю. М. Хрусталев

д.ф.н., проф. В. Б. Кучевский

Балашов Л. Е.

Философия: Учебник.. -- М., 2003. -- 502 с.

Эта книга -- изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.

Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.

Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

В конце книги даются задачи и упражнения по философии.

Книга снабжена именным и предметным указателями.

ISBN Балашов Л. Е., 2003 г.

С о д е р ж а н и е

  • Для чего нужно изучать философию? 7
  • Раздел Первый. Что такое философия? 9
    • Глава 1 9
      • 1.1. Любовь к мудрости 9
      • 1.2. Предмет и «части» философии 13
      • 1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 16
      • 1.4. Практическая философия 23
  • Раздел второй. Краткий очерк истории философии 26
    • ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 26
      • 2.1. Зачем нужно знать историю философии? 26
      • 2.2. Протофилософия 27
      • 2.3. Ранние греческие философы 27
      • 2.4. Сократ 32
      • 2.5. Платон 33
      • 2.6. Аристотель 35
      • 2.7. Киники 37
      • 2.8. Древняя философия после Аристотеля 37
      • 2.9. Философия средневековья 39
    • ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 41
      • 3.1. Философия эпохи Возрождения (XV--XVI века) 41
      • 3.2. Ф. Бэкон 43
      • 3.3. Р. Декарт 45
      • 3.4. Б. Спиноза 46
      • 3.5. Т. Гоббс 48
      • 3.6. Д. Локк 48
      • 3.7. Г. Лейбниц 50
      • 3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 50
      • 3.9. Вольтер и Руссо 52
      • 3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 53
      • 3.11. И. Кант 53
    • ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 57
      • 4.1. Гегель 57
      • 4.2. Послегегелевская философия 60
      • 4.3. О. Конт 61
      • 4.4. Л. Фейербах 62
      • 4.5. Марксистская философия 63
      • 4.6. А. Шопенгауэр 71
      • 4.7. С.Кьеркегор 72
      • 4.8. Ф. Ницше 73
    • ГЛАВА 5. Русская философия XIX - XX веков 78
      • 5.1. Общая характеристика русской философии 78
      • 5.2. Западники и славянофилы 80
      • 5.3. П. Я. Чаадаев 81
      • 5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 82
      • 5.5. В. С. Соловьев 83
      • 5.6. Н. А. Бердяев 83
      • 5.7. Русский космизм 84
      • 5.8. В. И. Ленин 85
    • ГЛАВА 6. Философия ХХ века 85
      • 6.1. З. Фрейд 85
      • 6.2. Феноменология 87
      • 6.3. Экзистенциализм 87
      • 6.4. Прагматизм 88
      • 6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 88
      • 6.6. К. Поппер 89
      • 6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 90
      • 6.8. Постмодернизм 91
      • 6.9. Современная философская мысль 92
  • Раздел третий. Философская картина мира 93
    • ГЛАВА 7. Философское понимание мира 93
      • 7.1. Картины мира 93
      • 7.2. Бытие, существование 97
      • 7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 102
      • 7.4. Источники построения категориальной картины мира 102
      • 7.5. Категориальная структура мира 104
      • 7.6. О категориальном детерминизме 105
      • 7.7. Категориальная картина мира 107
      • 7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 111
      • 7.9. Материя и движение 114
    • ГЛАВА 8. Материя 117
      • 8.1. Структура материи 117
      • 8.2. Качество 122
      • 8.3. Количество 125
      • 8.4. Мера 130
      • 8.5. Виды материи 133
      • 8.6. Тело 135
      • 8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 136
      • 8.8. Виды тела 142
      • 8.9. Группа (групповая материя) 143
      • 8.10. Мезоматерия 146
      • 8.11. Органические виды материи: организм, сообщество 147
    • ГЛАВА 9. Движение 150
      • 9.1. Общая характеристика движения 150
      • 9.2. Пространство 155
      • 9.3. Время 157
      • 9.4. Виды движения 160
      • 9.5. Развитие 167
    • ГЛАВА 10. Противоречие 172
      • 10.1. Общая характеристика противоречия 172
      • 10.2. Структура противоречия 175
      • 10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 182
      • 10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 188
      • 10.5. Сложные (органические) противоречия 193
      • 10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 194
      • 10.7. Золотая середина 196
      • 10.8. Противоречия в мышлении 197
    • ГЛАВА 11. Становление 200
      • 11.1. Общая характеристика становления 200
      • 11.2. Становление и развитие 203
      • 11.3. Возможность 207
      • 11.4. Действительность 212
      • 11.5. Закон и явление 214
      • 11.6. Причина -- действие -- следствие 217
      • 11.7. Вещь -- свойство -- отношение 224
      • 11.8. Сущность 228
      • 11.9. Форма и содержание 232
      • 11.10. Старое и новое 233
      • 11.11. Эволюция и революция 236
  • Раздел четвертый. Философия человека 241
    • ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 241
      • 12.1. Что такое человек? 241
      • 12.2. Человек-общество-природа 242
      • 12.3. Сущность человека 243
      • 12.4. Происхождение человека 245
      • 12.5. Организация человека 247
      • 12.6. Типология человека 248
    • ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 251
      • 13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 252
      • 13.2. Смерть и бессмертие 257
      • 13.3. Живая связь смертности и бессмертия 262
      • 13.4. Как мы “делаем” бессмертие? 265
      • 13.5. Потенциальное бессмертие 270
      • 13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 275
      • 13.7. Активное долголетие 277
      • 13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 284
      • 13.9. Человеческое счастье 287
      • 13.10. Любовь 292
      • 13.11. Человеческий смысл творчества 301
    • ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 303
      • 14.1. Гуманизм -- философия человечности 303
      • 14.2. Либерализм 307
      • 14.3. Cвобода 312
    • ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 326
      • 15.1. Общество -- взаимодействие людей 326
      • 15.2. Структура общества 327
      • 15.3. Государство 329
      • 15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 334
      • 15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 334
      • 15.6. Отношения между людьми. Справедливость 336
      • 15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 337
      • 15.8. Критика идей социализма и коммунизма 340
      • 15.9. Мораль, право, политика 347
      • 15.10. Золотое правило поведения 348
      • 15.11. Добро и зло 355
      • 15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 365
      • 15.13. О культуре поведения 369
      • 15.14. Культура 372
      • 15.15. Наука 376
      • 15.16. Искусство 376
      • 15.17. Религия 378
      • 15.18. Цивилизация 387
      • 15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 388
  • ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология 405
    • ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 405
      • 16.1. Деятельность 406
      • 16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 410
      • 16.3. Цель, средство, результат 411
      • 16.4. Субъект и объект 415
      • 16.5. Виды человеческой деятельности 419
      • 16.6. Труд, отдых, игра, творчество 422
      • 16.7. Психика 423
      • 16.8. Сознание 428
      • 16.9. Язык 429
      • 16.10. Опыт 430
    • ГЛАВА 17. Мышление 430
      • 17.1. Как мы думаем? 431
      • 17.2. Способности мышления 432
      • 17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 441
      • 17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 442
      • 17.5. Вероятностное мышление 445
      • 17.6. Ум (интуиция) 447
      • 17.7. Разум (диалектическое мышление) 449
    • ГЛАВА 18. Творчество 460
      • 18.1. Жизнедеятельность 460
      • 18.2. Сущность творчества 460
      • 18.3. Познание 463
      • 18.4. Индивидуальное и коллективное познание 468
      • 18.5. Формы индивидуального познания 469
      • 18.6. Наука (коллективное познание) 470
      • 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 474
      • 18.8. Практика 475
      • 18.9. Игровая деятельность 480
      • 18.10. Искусство (художественная деятельность) 481
      • 18.11. Спорт 482
  • ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 484
    • Литература 496
      • Книги автора 497
        • Указатель имен 499

Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый -- и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню -- и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.

2. Философия -- коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум -- концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком -- целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии -- настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

Раздел Первый. Что такое философия?

Глава 1

1.1. Любовь к мудрости

Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” -- люблю и “sophia” -- мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.

Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление. Как это понимать?

Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не волйние, не действование.

Во-вторых, философия не просто мышление, а со_мышление, т. е. такое мышление, которое предполагает мыслящее общение людей или мышление людей сообща. Философия -- коллективное мышление также как наука -- коллективное познание, искусство -- коллективное чувствование, религия -- коллективное верование, мораль_политика-право -- коллективное волйние, экономика -- коллективное производство-распределение и т. д.

В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других_многих людей, прежде всего для самих философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное мышление -- лишь подчиненный момент научной-познавательной, художественной и т. п. деятельности. Оно философично лишь в той мере, в какой внутренне свободно, не связано непосредственно с производством знания, красоты, материальных благ и т. д. В философии коллективное мышление самодостаточно, максимально удалено от решения познавательных-художественных-практических задач. Стихия философии -- это стихия чистой, самодостаточной мысли.

Философия -- высшее проявление способности живого-человеческого к отсрочке реакции, действия, ответа для обдумывания того, как лучше действовать-поступать. Самое элементарное поведение -- безусловнорефлекторное, когда между ощущением и действием минимальное расстояние (например, отдергивание руки от горячего предмета сразу после прикосновения). Поведение человека тем сложнее, чем больше расстояние (задержка) между восприятием и действием, познанием и практикой. Философы -- такие представители рода человеческого, которые в наибольшей степени олицетворяют-материализуют эту задержку.

Если философы что-то и предлагают нефилософам, то отнюдь не готовые ответы_рецепты, а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея -- всегда полуфабрикат...

Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.

(В скобках отмечу, как во взглядах на соотношение философии и науки существует определенная путаница [когда философию представляют наукой], так и в вопросе о соотношении мышления и познания первое нередко представляют как часть, вид или форму второго. См. об этом ниже п. 17.1, стр. 510).

Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать “как надо”, быть законодательницей. Ее положения обладают только рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение “философия -- наука наук” отражает как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, как себя вести.

Указанное выражение неправильно и в том смысле, что ограничивает взаимоотношения философии с другими отраслями человеческой деятельности только областью отношений с науками. Философия как форма коллективного мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к материальной практике, и к управлению обществом, и к индивидуальному опыту человека. Она рефлексирует по поводу всех этих форм деятельности, занимая положение центра или фокуса, в котором сходятся все формы человеческой деятельности. Иными словами, философия -- средоточие, центр всех человеческих исканий и дерзаний.

В нашей стране философия длительное время была (и пока остается) сильно привязанной к государству и науке. Философские исследования проводятся в значительной мере в рамках или под эгидой Российской Академии наук. Неотдифференцированность философии от науки приводит ее к неоправданному онаучиванию, своеобразному философскому сциентизму. Наукообразный язык в философских книгах и статьях -- весьма распространенное явление. В результате от философских исследований-размышлений ждут того же, что от научных исследований. Оборотной стороной такого подхода, т. е. стремления “онаучить” философию является ожидание от нее каких-то конкретных научных результатов, готовых ответов на поставленные жизнью вопросы. Поскольку это ожидание не оправдывается, наступает разочарование философией.

Наука, как уже говорилось, занимается познанием; философия же ничего не познает. Она лишь осмысляет ход и результаты познания (и не только познания, а и практики, искусства, вообще всего человеческого опыта). Науке -- науково, а философии -- философиево! Наука производит знания. Философия же вырабатывает и разрабатывает идеи. Не более того. Философские идеи -- это идеи идей: научных, художественных, практических и т. д. Соответственно и философствование не прямо служит познанию, практике, искусству, а весьма опосредованно.

Философия в нашей стране должна обрести свое лицо и освободиться, наконец, от внешних пут. Никто, ни научные авторитеты, ни государственные, ни религиозные деятели не должны вмешиваться в дела философии.

Примером онаучивания, сциентификации философии являются попытки некоторых философов и философских школ выразить основные философские положения в форме законов. Раз в науке открывают законы, значит и в философии можно это делать. Наиболее ярким примером изобретения философских законов являются марксистские законы диалектики. Как мне представляется, только наука может претендовать на открытие и исследование законов предметной области. В философии же “закон” -- лишь одна из категорий, парная категории “явление”, и называть этим же термином некоторые философские основоположения -- это логическая ошибка. Либо мы должны признать, что “закон” является высшей категорией диалектики, либо признать, что слово “закон” в случае, когда речь идет о “законе диалектики”, имеет иной смысл, чем тот, когда им обозначают одну из категорий диалектики. Во втором случае создается опасность неоднозначного употребления термина “закон”, ведущая лишь к путанице понятий и к различным перекосам в мышлении.

Одной из причин использования в марксистской философии понятия “закон” применительно к некоторым ее основным положениям служит как раз вольное или невольное проведение аналогии между философией и наукой.

Говоря о том, что философия ничего не познает, я имел в виду, что “экологическая ниша” философии как особого типа культуры -- не познание, а мышление. Целью философствования является не постижение истины, а мудрость. Ведь философствование и есть мудрствование (в хорошем смысле этого слова). Только наука “имеет право” заниматься познанием. Это ее особенность, ее “хлеб”. Могут сказать: а как же быть с выражениями “философское знание”, “философская наука” и т. п.? На это отвечу: слова “знание” и “наука” применительно к философии употребляются в ином смысле, нежели когда говорят о науке как типе культуры и о познании как отрасли человеческой деятельности. Ведь и в богословии нередко употребляют выражения “богословское знание”, “богословская наука”. Но ведь никто не считает “богословское знание” научным знанием, а “богословскую науку” действительно наукой подобно физике, биологии, социологии.

Когда говорят о философском знании, то имеют в виду не то знание, которое приобретается в процессе научного познания. Научное знание -- результат познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание -- результат внутрифилософских потоков информации, идущих от одного философа к другому. Если я прочитал сочинения Платона и понял их, то получил знание об учении Платона, о его идеях, взглядах и т. п. Сумма философских знаний -- это прежде всего знание основных философских учений-идей прошлого и настоящего. Философское знание похоже на научное знание в том смысле, что оно, как и научное знание, более или менее адекватно, соответственно отображает предмет, в нашем случае -- учение, идеи, мысли другого философа (других философов). Философски образованный человек -- это человек, который более или менее адекватно воспринял и усвоил основные идеи философов прошлого и настоящего. Философское образование является основой философской учености и профессионализма. Слова “ученость” и “ученый” применительно к философу означают лишь то, человек основательно учился философии. Почти то же можно сказать о словах “научность” и “наука”. Применительно к философии эти слова означают научение философии. Кроме того, слово “наука” в сочетании с прилагательным “философская” (философская наука) означает тот или иной раздел философии, выделившийся в относительно самостоятельную философскую дисциплину, в отрасль философского знания. Философскими науками называют этику, эстетику, логику...

В последние годы дает о себе знать другая крайность: антисциентизм-иррационализм. Это определенно реакция на предшествующие десятилетия философского сциентизма-рационализма Рационализм -- это когда утверждается верховенство разума в жизни человека, когда разум объявляется или признается последней инстанцией, которая может разрешить те или иные вопросы. См. ниже, п. 1.3, стр. 16.. Раскрепощенные философы вдруг заговорили как богословы, мистики, ясновидцы, пророки...

Ни сциентизм, ни антисциентизм не делают философа философом. Мы, философы, должны научиться говорить своим голосом -- без наукообразности и сциентизма, с одной стороны, и без религиозно-мистической, пророческой риторики-аффектации, с другой.

1.2. Предмет и «части» философии

Философы обсуждали проблему “частей” философии, ее структурированности с тех пор как состоялось первоначальное накопление философских идей и появились первые философы-систематики.

Философия в ее полном виде может быть разделена на три части соответственно трем “предметам”: объекту деятельности, субъекту деятельности и самой деятельности, точнее ее средствам-методам.

Содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах деятельности или освоения человеком мира. Графически предмет философии выглядит так: (рис. 1).

Можно выделить три “части” предмета философии:

1. Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира).

2. Человек и общество (субъективная реальность).

3. Деятельность, взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).

Соответственно трем “частям” предмета можно выделить три “части” философии:

1. Учение о мире в целом и его категориальной структуре -- мировоззренческая “часть”.

2. Учение о человеке и обществе -- философская антропология и социальная философия.

3. Учение о формах и методах деятельности -- методологическая “часть”.

Как мировоззрение философия дает наиболее общее представление о мире в целом и его категориальной структуре. Предметом этой “части” философии является объективная реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека и человечества. Мировоззренческий аспект философии выдвигает на первый план ее объективность, беспристрастность. В этой “части” она стремится к идеалу “научной” философии.

Как учение о человеке и обществе философия реализует принцип “познай самого себя” и ориентирует развитие человека и общества в определенном направлении. Этот аспект философии можно было бы назвать идеологическим. Он обнаруживает ее активный, действенный, субъективный характер, ее пристрастность.

Как учение о формах и методах деятельности философия служит общим методом познания и практики. Мало иметь представление о мире в целом, мало знать, чего хочет человек, надо также разрабатывать вопросы успешной деятельности по освоению (познанию и преобразованию) мира. Предметом методологической “части” философии является человеческая деятельность в ее многообразных формах, иными словами, взаимодействие субъекта (человека и общества) с объектом (объективным миром). Философская методология включает в себя:

1. Учение о творчестве.

2. Учение о мышлении.

3. Учение о познании.

4. Учение о практике.

5. Учение об игровой деятельности (искусстве, спорте).

В учении о мышлении центральным является вопрос об идее. В учении о познании центральным является вопрос об истине. В учении о практике центральным является вопрос о благе, ценности. В учении об искусстве центральным вопросом является вопрос о прекрасном, красоте.

Каждая из указанных “частей” философской методологии имеет свою систему специфических категорий-понятий.

Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается, усложняется, а, следовательно, дифференцируется внутри себя. Идет процесс дифференциации философии и специализации ее отдельных частей. С другой стороны, время от времени возникают философские системы, “работающие” в направлении интеграции философских идей. Дифференциация и интеграция философии -- две стороны единого процесса ее становления-развития.

Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным взором все богатство философских идей. И те, и другие философы нужны современному обществу.

Если взять развитие философии за большие промежутки времени, то увидим, что время от времени появлялись всеохватывающие системы философии. В Древней Греции такой всеохватывающей системой была философия Аристотеля. В новое время каждый крупный философ претендовал на создание системы философского знания. Систематические учения оставили Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк, Кант. Поистине Аристотелем нового времени стал Гегель.

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений

Многообразие философских учений и направлений -- от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается. О Пифагоре и пифагорейцах он писал: “... так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее начала началами всего существующего”. Фихте отметил другое: «Какую философию ты выбираешь, зависит от того, что ты за человек».

Самое известное деление философов -- на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.

Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает через “призму” природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества -- то это -- объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это -- субъективный идеализм.

Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное. Короче говоря, материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру.

Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, -- высшее через низшее.

Материалисты рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив, рассматривают реальное как слепок-продукт идеального. И те и другие по-своему правы. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека (ведь в познании реальное мы переводим в идеальный план; идеальное, полученное в процессе познания, лишь повторяет реальное, соответствует ему, разделяет то, что разделено в объекте и соединяет то, что соединено в объекте; в познании мы приспосабливаемся к миру, пытаемся слиться с ним, раствориться в нем). Идеалисты абсолютизируют управляюще-преобразующую способность человека (в управляюще-преобразовательной деятельности мы переводим идеальное в реальный план; реальное, полученное в результате такой деятельности, лишь повторяет идеальное, соответствует ему; в управляюще-преобразовательной деятельности мы приспосабливаем мир к своим потребностям, пытаемся подчинить его себе, господствовать над ним, очеловечить, одухотворить его).

Нужно указать также на то, что материализм и идеализм весьма различаются в своих ценностных ориентациях. “Невозможно логическими доводами, -- справедливо замечает Л. Н. Гумилев, -- примирить людей, взгляды которых на происхождение и сущность мира полярны, ибо они исходят из принципиально различных мироощущений. Одни ощущают материальный мир и его многообразие как благо, другие -- как безусловное зло...”. За примерами не нужно далеко ходить. Вот мнение Гегеля: “... все духовное, лучше какого бы то ни было продукта природы”. Прямо противоположного мнения придерживался биолог Р. Майер. “Природа в ее простой истине, -- писал он, -- является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа”.

Другое известное деление философов -- на рационалистов, эмпириков и иррационалистов.

Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.

Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты -- это любители парадоксов, загадок, мистики и т. п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.

Рационализм и иррационализм -- это логика и интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм.

Различие между рационализмом и иррационализмом не только в их отношении к порядку и беспорядку. Слово “рационализм” происходит от французского “rationalisme”, которое в свою очередь происходит от латинского “rationalis”, а последнее от латинского же “ratio”. Одно из основных значений слова “ratio” -- разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Кто же прав?

Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п.

В том, что разум управляет человеком, его поведением, есть противоречие. С одной стороны понятно, что в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением. Но, с другой, как может “часть” (а разум лишь “часть” человека, пусть главная, но всё же “часть”) управлять, “вертеть” целым?

Да, действительно, разум лишь ”часть”, но такая, которая делает целое целым. Разум -- интегральное “свойство” человека, делающее его целым, т. е. он в известном смысле и часть, и целое, является связующим звеном между “частями” человека и человеком как целым.

Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”.

Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты -- на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни. И те и другие правы по-своему. Истина, как всегда, где-то посередине. Человек, с одной стороны, старается руководствоваться в своем поведении доводами разума, а, с другой, ведет себя порой как существо внеразумное, лишенное разума, а то и просто безумное, как чувствующее, наслаждающееся или страдающее, как волящее или безвольное и т. д.

Эмпиризм От греч. empeiria -- опыт. -- абсолютизация Абсолютизация -- преувеличение, гипертрофирование сверх всякой меры, возведение в абсолют, в нечто безусловное, самодовлеющее. промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, вероятностного подхода, опыта. Он занимает промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом. Это видно из следующего.

Первое. Ясно, что между рационализмом и иррационализмом более глубокое различие, чем между рационализмом и эмпиризмом. И если располагать указанные философские-методологические позиции-установки в один ряд, то рационализм и иррационализм будут крайними членами этого ряда, а эмпиризм -- средним членом.

Второе. На промежуточный характер эмпиризма указывает и то, что он может тяготеть к рационализму, быть, так сказать, рационалистическим и к иррационализму, быть иррационалистическим.

Третье. Эмпирики отвергают крайности рационализма и иррационализма. Они достаточно скромно оценивают и рассудочную, дедуктивную логику, и интуицию, фантазию. Вспомним, как Ф. Бэкон, эмпирически ориентированный философ, выступал против дедуктивной логики Аристотеля. Органону Аристотеля он противопоставил свой “Новый Органон”, в котором пытался обосновать универсальное значение индукции как научного метода. С другой стороны, эмпирики не жалуют интуицию (догадку, фантазию, воображение) и они выступают против мистицизма.

Вообще, эмпирики слишком скромно оценивают человеческое мышление и разум, в частности. Они отдают предпочтение чувственному опыту. Их наиболее яркий представитель -- Д. Локк -- утверждал: “Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах”. Вдумайтесь в эти слова: какое, в сущности, уничижение разума! (Зачем тогда разум, если в нем нет ничего, чего не было бы в чувствах?)

Такая скромная оценка мышления и разума вполне корреспондируется с вероятностным характером эмпирического мышления. Ведь на основе опыта можно получить только вероятные выводы. В этом случае нет места ни дедукции, ни интуиции. А где нет дедукции и интуиции, там нет и Разума как высшей способности мышления, объединяющей то и другое. Да и о мышлении в целом приходится говорить как о некоторой условности, как о каком-то непонятном довеске к чувственности. В самом деле, что такое мышление без Разума, т. е. без Силы и Глубины?! Да и вообще, возможно ли мышление без взаимодействия (в широком смысле) логики и интуиции?!

Ниже приводится схема соотношения рационализма, эмпиризма, иррационализма и “разумизма” (рис. 2).

эмпи-

ризм

рацио- разумизм иррацио-

нализм критический нализм

рационализм)

Как видим, она аналогична структурной схеме мышления (см. ниже, п. 17.2, стр. 515). Это позволяет не просто говорить о различии или противоположности указанных подходов, а классифицировать их, уточнить их место и роль в человеческой культуре.

Из схемы можно видеть, что наиболее сбалансированная позиция -- это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты