· Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43-55.
Экономическая сфера общества - необходимая социальная система, функционирующая по собственным законам, направленная на удовлетворение материальных потребностей людей и обладающая своей основой в виде способа производства материальных благ.
Структура:
А) способ производства материальных благ:
-производительные силы;
-производственные отношения.
Б) материально-производственная деятельность - специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет производство, обмен, распределение, потребление материальных ценностей.
Г) объект материально-производственной деятельности- производство, распределение, потребление материальных благ.
Д) экономическое сознание - форма общественного сознания, складывающаяся в процессе материально-производственной деятельности социальных субъектов.
Политическая сфера общества - необходимая, относительно самостоятельная социальная система, характеризующаяся деятельностью социальных субъектов и отношениями, складывающимися между ними по поводу завоевания, удержания, упрочнения и использования государственной власти, проведения внутренней и внешней политики.
Структура:
А) субъекты политической деятельности и отношений:
Политическая организация общества - система целенаправленно создаваемых государственных и негосударственных организаций, управляющих политическими процессами.
Б) объекты политической деятельности и отношений:
-завоевание, удержание, упрочение, использование политической власти;
-проведение внутренней и внешней политики;
-управление политическими процессами.
В) политические отношения - складываются между социальными и политическими субъектами на основе определенных идей и взглядов в процессе деятельности по завоеванию, удержанию, использованию власти.
Г) политическая деятельность - деятельность политических и социальных субъектов, направленная на завоевание и использование власти, достижения своих коренных целей.
Д) политическое сознание - совокупность идей, теорий, мнений, настроений выражающих коренные интересы социальных групп, их отношение к государству, другим политическим институтам, политическому режиму, другим государствам.
Духовная сфера общества- необходимая социальная система, характеризующаяся деятельностью и отношениями определенных социальных субъектов, возникающими в процессе производства, распределения, потребления духовных ценностей.
-народные массы, как производитель и потребитель духовных ценностей.
Б) объекты духовной деятельности и отношений - производство, распределение, потребление духовных ценностей.
В) духовные отношения - отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления духовных ценностей.
Г) духовная деятельность - деятельность по производству, обмену, распределению, потреблению духовных ценностей.
Д) общественное и индивидуальное сознание - как носитель духовных ценностей.
Социальная сфера общества - необходимая, относительно самостоятельная общественная система, возникающая в процессе деятельности социальных субъектов и характеризующая отношениями по поводу равенства и не равенства положений людей и их групп в обществе.
Структура:
А) субъекты социальной деятельности и отношений - личности, образуемые ими социальные группы, составляющие в процессе взаимодействия социальную структуру общества.
Б) объекты социальной деятельности и отношений - положение людей и их групп в обществе с точки зрения равенства и не равенства.
В) социальные отношения - отношения между людьми и их группами по поводу положения в обществе с точки зрения равенства и не равенства.
Г) социальная деятельность - деятельность социальных субъектов, направленная на удержание, изменение (улучшение) своего места (статуса) в обществе.
Д) социальная позиция (ориентация) - осознание и оценка индивидом и социальной группой своего места (статуса) в обществе.
Е) социальный престиж - оценка общественным мнением места, занимаемого индивидом или социальной группой в обществе.
Тема 16. Философские проблемы права.
1. В чем состоит сущность права?
Источники:
· Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.375-376
Несмотря на то, что право существует на протяжении тысячелетий, в отечественной и зарубежной литературе до сих пор не выработано единого подхода к определению его сущности, однозначного представления о нем. Вопрос о понятии права является весьма сложным и противоречивым. Сущность права обычно дается в зависимости от типа правопонимания. Плюрализм существующих подходов к определению права есть отражение сложности права как самостоятельного явления.
Довольно широко распространено как в научной, так и в учебной литературе следующее понятие права:
Право - это система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регулятором поведения людей.
Право, взятое в единстве формального и содержательного признаков, обладает рядом специфических свойств.
1. Нормативность. Право упорядочивает, гармонизирует общественные отношения при помощи регулятивных средств - норм права. правовое регулирование действует на территории определенного государства непрерывно, вплоть до его изменения или отмены. Главное назначение норм права - оказывать на субъектов правового регулирования общее направленное воздействие, ориентированное на правомерное поведение. Нормативность права является официальной связью права и государства, поэтому деятельность уполномоченных на то государственных органов (правотворческих) остается ведущим способом регламентации общих моделей поведения.
2. Формальная определенность. Связана с формальной выраженностью, которая предполагает, что нормы права обязательно должны быть выражены вовне, т.е. закрепляться в юридическом источнике.
3. Обеспеченность. Так как право - государственный регулятор общественных отношений, то государство должно и заботиться о поддержании действенности права.
4. Системность. Право имеет свое внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих его частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.
2. Укажите содержание традиционного (“запретительного”) и либерального подходов к трактовке права.
Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение -- регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.
При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, природа и содержание продолжают оставаться предметом дискуссий. В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный», и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.
Традиционный подход фактически отождествляет право с законом. Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная», так сказать, житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено».
Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает концепция, условно названная нами либеральной, которая возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ч. Беккариа и др. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а наоборот, -- его права и свободы. Термину «право» было, как бы возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права: это, прежде всего, именно право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения и пр. Иными словами, основой права, его первоначалом, первоэлементом признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.
Тема 17. Проблема общественного развития: формационная, цивилизационная, культурологическая концепции.
1. В чем суть циклической, линейной, спиралевидной трактовки развития общества?
Линейное развитие - Прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, но из него извлечь уроки. Настоящее. Человек - активнодействующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества. Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно - подготовить будущее.
Циклическое развитие - в подобных обществах развитие идет медленно, циклами. Общество, относящееся к данному типу развития, существует в рамках исторического времени, которое делятся на три ступени: прошлое, настоящее, будущее.
Спиралевидное развитие - развитие общества идет по спирали. Каждая новая спираль повторяет предыдущую, но на новом развитии.
2. Дайте определение, укажите структуру общественно-экономической формации? Какие формации Вы знаете?
Источники:
· Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Общественно - экономическая формация -- исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие “Общественно - экономическая формация ” впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об “обществе вообще” исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (напр., в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т. д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение которого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматривающим общество как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т. д.), а исторический процесс -- как результат влияния различных факторов (природных условий или просвещения, развития торговли или рождения гения и т. д.), понятие “общественно - экономическая формация.” позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый “социальный организм”, включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвертых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Понятие “общественно - экономическая формация” не дает конкретных знаний об истории той или иной страны, отдельного региона или человечества в целом, но оно формулирует основные теоретико-методологические установки, требующие последовательного научного анализа фактов истории. Использование данного понятия несовместимо с навязыванием историческому познанию, каких бы то ни было априорных схем и субъективных конструкций. Каждая Общественно - экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Это в особенности относится к коммунистической формации, этапом становления и развития которой является социализм. В настоящее время в ходе революционной перестройки формируется новое представление о социализме и, соответственно, о коммунистической общественно - экономической формации. Главная цель -- преодоление утопических взглядов, трезвый учет реальности и длительности процессов становления и развития социализма и коммунистической формации в целом.
Выделяют рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социальную формации.
3. Что такое цивилизация?
Источники:
· Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 62.
Цивилизация - тип организации общества, характеризуемый специфической, общественно-производственной технологией, соответствующими ей социальной структурой и культурой, определенной философией, общественно значимыми ценностями.
Тема 18. Личность, ее свобода и ответственность.
1. Что такое индивид, личность, индивидуальность?
Источники:
· Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Индивид - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Личность -- человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.
Индивидуальность -- неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.
2. В чем парадоксальность феномена свободы личности?
Источники:
· Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). - Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 515-520.
Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском, религиозном, этическом, социальном, политическом, экономическом. Философский аспект связан, прежде всего, с трактовкой свободы воли - самоопределяем или детерминирован человек в своих поступках. Иными словами, является ли воля ничем не обусловленной конечной причиной поступков и действий человека, или же они детерминированы, т.е. причинно обусловлены какими-то обстоятельствами. Отвечая по-разному на данный вопрос, сталкиваются две противоположные концепции - детерминизма и индетерминизма.
Концепция детерминизма исходит из того, что универсальная причинно-следственная связь определяет (детерминирует) как мотивы поступков, так и мысли людей. Концепция индетерминизма либо полностью отвергает предпосылку о причинной обусловленности всего сущего, либо предполагает разрыв причинного ряда природных явлений в сфере сознания. Следовательно, мотивы поступков, возникая спонтанно, самопроизвольно, зависят только от свободной воли человека. Сторонники индетерминизма настаивают на самополагающем характере первоначального акта выбора. Эта точка зрения приводит к оправданию волюнтаризма, своеволия и произвола.
Антиномия детерминизма и индетерминизма стара как сама философия. Жаркие споры по этому поводу велись, начиная с античной философии, не утихают они и поныне.
Так, Спиноза определил свободу как глубокое познание необходимости. Чем яснее и полнее человек понимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным. Но для этого он должен познать и свою собственную природу как разумного существа и избавиться от аффектов и пристрастий, искажающих его человеческую сущность. Бессилие в укрощении аффектов (страстей, порывов, раздражения) Спиноза называл рабством, ибо человек, им подверженный, уже не владеет сам собой, он находится в руках фортуны и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему.
Гегель учил, что история человечества представляет собой прогресс в сознании свободы. С позиций диалектики он преодолел метафизическое противопоставление случайности и необходимости. Случайность - не плод человеческого незнания. Она существует объективно, в самих вещах и является формой выражения необходимости, ее дополнением. В каждой случайности есть элемент необходимости.
В марксистской философии свобода трактуется, во-первых, как познанная необходимость (закономерность), и, во-вторых, как практическое использование результатов этого познания (умение принимать решение со знанием дела). Свобода есть, прежде всего, свобода выбора. Диалектический материализм не отрицает свободу волеизъявления человека, но ограничивает эту свободу строго детерминированной системой реальных возможностей. Все, что находится вне пределов реальных возможностей, не должно быть объектом притязаний, иначе дело обернется бесплодным фантазированием, маниловщиной.
В полосе реальных возможностей человек свободен делать свой выбор. В каждом конкретном случае выбор носит случайный характер, но в массе случайностей пробивают себе дорогу объективно необходимые тенденции развития. Иногда выбор имеет альтернативный характер и ведет к диаметрально противоположным последствиям. Например, человек может быть законопослушным, а может встать на путь правонарушений. Это его выбор. Но в любом случае ему приходится считаться с существующей в данном обществе правоохранительной системой, общественным мнением и т.п.
Человек несет ответственность за свой выбор, и мера этой ответственности может быть чрезвычайно большой. Таким образом, концепция детерминизма не умаляет ни свободы, ни совести человека, ни нравственной и правовой оценки его действий.
Тема 19. Духовное в человеке.
1. Как Вы понимаете духовность человека? Его бездуховность?
По моему мнению, обычной жизни, люди духовность связывают с добротой, интеллигентностью, моралью и со всем тем, что считается в нашем обществе хорошо, а бездуховность, в свою очередь, ассоциируется с тем, что плохо. На самом деле все на много глубже. Человек несет в себе нечто, что не поддается рассмотрению ни в какие микроскопы - Душу. Никто ее не видел, но каждый знает и чувствует, что она в нем есть. Каждый из нас, хоть однажды испытывал чувство стыда, а точнее то, что мы называем совестью. Это Душа нам дает о себе знать. Человек - эволюционное существо и каждый из нас продолжает свою эволюцию в процессе своей жизни. Вместе с человеком развивается его Душа и наступает такой момент, когда Душа выходит на первый план и начинает вести человека по жизни. Про таких людей говорят - это духовный человек.
Бездуховность - это такое состояние, когда полностью игнорируется существование Духа и духовных аспектов в жизни, когда доминирует Эго и оно руководит развитием личности.
2. Что такое менталитет личности?
Источники:
· Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Менталитет - образ мышления, общая духовная настроенность, миропонимание, мироощущение человека, группы или общества.
Носителем и выразителем ментальности, ее порождающим началом должен быть каждый индивид в культуре того или иного общества.
3. Каковы особенности русской ментальности?
Источники:
· Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 67.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ:
1) Идеалистическая основа русского сознания
Доминирование особой психологической формулы науки, когда сверхценностью является эмоция. Поиск ситуации сопереживания. Не решить проблему, а пережить ее.
2) Внутренняя противоречивость русского менталитета, доведенная до крайности
· Самый коллективистский народ и самый индивидуалистический;
· Самый мирный и самый жестокий;
· Самый щедрый и самый скаредный;
· Высокоответственный и беспечный.
3) Противоположность русской и западной ментальности
· Русский народ - движущийся. Постоянные перемещения вырабатывают внутреннюю готовность всегда сняться с места. Черта западного менталитета - устойчивость.
· Византийская вера внушила понимание: земная жизнь временна.
4) русский менталитет динамично развивающийся
Русский менталитет сложился в результате отбора и трансформации; он не боится заимствований;
Окончание советского и постсоветского периода российской истории. Эпоха нулевых ценностей. Возможность - выбора национальной модели культуры.
Тема 20. Исторические типы взаимоотношения человека и общества.
1. Раскройте содержание основных типов исторического взаимодействия общества и человека - отношений личной зависимости, вещной зависимости, свободных индивидуальностей?
Источники:
· П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.397-403
К.Маркс выделял три основные исторические типа социальности: отношения личной зависимости (1), отношения вещной зависимости при личной независимости (2), отношения свободных индивидуальностей (3).
1.)Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для классово-антогонистических. Общим для них является включение индивида в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.). И эта система является весьма устойчивой, замкнутой и давлеющей над человеком, определяет существенные особенности его поведения (дворянин защищает не просто свою честь, а себя как дворянина). Различие же заключается в том, что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация, и здесь личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от первобытного коллектива. Индивид и реально, и в своем сознании не выделяется из коллектива и осознает себя принадлежащим роду.
2.) С развитием капиталистического товарного производства ломаются костные социальные структуры; сословные и прочие перегородки рушатся. Произошло разделение общества на множество индивидов - частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловлено осуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда. Ликвидируется система внешнеэкономического принуждения к труду, что и означает освобождение трудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального хозяйства человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом, становление личности в рамках вещных отношений представляет собой противоречивый процесс: наряду с освобождением человека от сословных и прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.
3.) На основе общественной собственности складывается новый, коллективный тип личности. Этот тип взаимоотношений отличается как от примитивных форм первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладают антагонизм личных и общественных интересов, различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности. Социалистический тип коллективности призван не подавлять личность, а быть основой ее свободного и всестороннего развития, не нивелировать людей, а способствовать проявлению богатства индивидуальностей, не ставить личность в зависимое положение от коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива. При таком гармоническом сочетании личность становится столь же заинтересованной в развитии коллектива, как и коллектив в развитии личности.
Тема 21. Человек в мире культуры. Восток-Запад-Россия: культурные типы.
1. В чем заключается философский смысл понятия культуры?
Источники:
· Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Ф56 Политиздат, 1987.
· П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.425-430
Философский подход к культуре отличается от других подходов тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то и понимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития. Этот подход предполагает проникновение в сущность культуры. При этом культура понимается как “содержание” или способ бытия общества.
Культура:
- это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству
- это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории
2. Каковы наиболее известные концепции и определения культуры?
Источники:
· Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.
· П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.425-440
На сегодняшний день существует множество концепций и определений культуры. Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления:
1.)Генетический аспект.
Культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох (“цивилизаций”), этнических и национальных общностей.
-- “Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу”.
(Альберт Швейцер)
“Термин “культура” вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми”.
( Зигмунд Фрейд)
2.) Гносеологический (познавательный) аспект.
Культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения.
“Культура - это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов”.
(П. А. Сорокин)
3.) Гуманистический аспект.
Культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.
“Культура - это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.”
(В. М. Межуев)
4.) Нормативный аспект.
Культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т. д.). Это - тоже культура.
“культура есть исторически и социально обусловленное, объективированное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человек к природе, обществу, самому себе.”.
(И. П. Вайнберг)
Ядром такого определения является слово «отношение», ибо, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, способность «относиться» есть только человеческое свойство, отличающее человека от животного.
5.) Социологический аспект.
Культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений.
Культура:
- это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта
Таким образом, культура - это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека
3. Какова специфика культур Запада и Востока? Специфика культуры России?
Источники:
· Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). - Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 557-568.
· Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 67.
Исторически сложившиеся черты западной культуры:
· высокий нравственный престиж труда и его результатов.
· рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор.
· классовая структура общества, развитые формы классовой организации.
· идеология индивидуализма.
Исторически сложившиеся черты восточной культуры:
· циклическое развитие общества;
· сосредоточенность на духовном;
· общества построены на принципах коллективизма.
Некоторые культурные различия Запада и Востока:
Запад
Восток
Антропологизм; человек - мера всех вещей; автономность личности; значимость индивидуальности.
Приоритет общества, коллективно существования человека; автономность личности слаба.
Склонность к неустанным поискам; неудовлетворенность достигнутым; уверенность в том, что новое должно быть лучше старого.
Созерцательное отношение к миру; ценность гармонии; мнение о необходимости уравновешенности старого и нового
Рациональность; упорное стремление к познанию мира, знаниям; вера в науку, технику, возможность и необходимость переустройства мира.
Сохранение традиционных духовных ценностей; принцип внутреннего единения человека с природой; представление о том, что знания, наука, техника в отрыве от духовности человека теряют свое гуманитарное содержание.
Российская культура имеет двойственный характер, объединяет в себе культуру востока и запада.
Тема 22. Человечество перед лицом глобальных проблем.
1. В чем заключается происхождение и сущность глобальных проблем современности?
Источники:
· Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). - Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 542-557.
В настоящее время все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.
Что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» - то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.
Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальные проблемы современности»: экологические, демографические, политические и т.п. Все эти проблемы важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д. Философы же концентрируют внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.
Глобальные проблемы современности поставили перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.
2. Укажите основные глобальные проблемы современности и пути их решения?
Источники:
· Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). - Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 542-557.
· Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 69.
Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, т.е. изменяющую свое состояние во времени, систему, которая является открытой, - в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние по мере их решения исчезать.
Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений - своеобразную раковую опухоль человечества. Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала мыслителей и гуманистов разных стран. Разоружение - это острая необходимость, но это не одномоментный акт, а тяжелый и длительный процесс, где неприменимо требование «все или ничего». Решение этой проблемы должны быть посвящены нарастающие усилия народов и государств.
Экологический кризис - это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы.
Что бы преодолеть экологический кризис человеку нужно прекратить вторгаться в биосферу, загрязнять природную среду…
Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на Земле. На переломе XIX - XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов - за половину этого срока. К 1975 году - уже через 13 лет население планеты возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь, каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек).
При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост населения наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где проживает до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране «третьего мира».
Четвертая, не менее страшная угроза - кризис человеческой духовности. Нет свежего взгляда на мир. Общество человеческое как-то утратило смысл.
Решение глобальных проблем современности - это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволили бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально - политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.