Основы психоанализа как философской концепции били заложены З. Фрейдом.
Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его, специальное изучение и широкое философское толкование. Сознание, очень важно для человеческой жизни -- с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное «Я». Фрейд выделяет еще две структуры: «сверх-Я», .которое представляет собой некоторую совокупность перенесенных «во-внутрь» психики индивида социально значимых, различных иде-альных принципов, регуляторов, а также «Оно», .которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.
Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было раз-витие языка. В самом широком смысле слова язык -- это вся система культуры, поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Именно так, на наш взгляд, следует по-нимать известный Марксов тезис о том, что первоначально язык «вплетен» в непосредственную практическую деятельность людей. Язык в более узком смысле -- это специализированная информа-ционно-знаковая деятельность, именуемая речью. Посредством речи процесс общения между людьми достигает максимума эффективности. Язык не просто пассивно фиксирует независимо от него появившиеся предметные различения и смыслы. Он участвует в самом порож-дении нашей предметной среды, равно как и социального единства человеческих индивидов.
Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке
Выделение человека из животного мира -- столь же гран-диозный скачок, как и возникновение живого из неживого.
К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Ноmo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «прерыв постепенности» -- революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления.
В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным. Вместе с тем речь шла и о том, что человек -- часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Нomo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим.
Напомним, что Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социаль-ного). Проблема же заключается в том, какое из этих начал яв-ляется доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
Основные этапы и формы процесса познания.
Большинство философских систем, сложившихся в новое время, выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное поз-нание. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного философа. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были склон-ны приписывать решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механиз-ма связи разума с материальным миром. Сторонники эмпириз-ма, напротив, признавали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. В интеллекте нет ничего такого, утверждал Гоббс, чего бы не было в чувственном восприя-тии. И эту мысль в еще более резкой форме повторял Локк. Если все знания, размышляли рационалисты, формируются лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств.
Рационалисты XVII и XVIII веков отвечали на эти вопросы так: в человеческой душе помимо разумного начала су-ществует еще начало эмоциональное и волевое. Эмоции, которые называли также аффектами, или «страстями души»: гнев, радость, тоска, веселье, любовь, ненависть, симпатии и антипатии и т. д., могут заставлять человека сознательно или бессознательно отка-заться от разумных доказательств, от требований логики рассуж-дений и привести к искажению истины в угоду чувству, подчи-нить разум «страстям души». Воля в зависимости от поставленных целей может содействовать разуму и рациональным дейст-виям, но может вступить с ним и в конфликт, и это создает возможность нерациональных действий и поступков.
Понятие «общество» и «социальные отношения». Общество как система социальных отношений.
Маркс выделяет важнейший специфический признак об-щества и вместе с тем то, что делает общество системой, связывает индивидов и их разрозненные действия в единое, хотя и внутренне расчлененное целое. Обнаружение и анализ таких связей -- об-щественных отношений -- величайшая заслуга К. Маркса, важный элемент его философской концепции.
Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму.
Существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют над личностный, надындивидуальный характер. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит но мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт. Формирование человека как об-щественного существа есть одновременно становление его как личности.
Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в со-циальность.
Занимаясь определенным видом деятельности, человек производит продукт не для собственного потребления или, во вся-ком случае, не только для этого. Созданная им потребительная стоимость, обладая вещественной природой, способна отделяться от своего творца, переходить к другим людям, которые могут потреблять ее непосредственно.
Использование орудий труда связано с освоением накопленного обществом опыта по их применению. Знания не передаются по наследству. Будучи продуктом общества, они сами являются своеобразными общественными «генами».
В формах общественных отношений осуществляется вся дея-тельность больших общественных групп: экономическая, полити-ческая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в своеобразные алгоритмы деятельности социаль-ных групп.
Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки.
Они порождены стихийностью и неравномерностью общественного раз-вития, анархией производства при капитализме, присущими ему антагонистическими противоречиями, наследием колониализма и неравноправными экономическими отношениями между империа-листическими и развивающимися странами, погоней транснацио-нальных корпораций за прибылью и текущими выгодами в ущерб долговременным интересам всего общества.
Глобальные проблемы нашей эпохи -- закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходи-мо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исто-рического процесса во всей его объективной противоречивости
Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития чело-вечества, глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, по-литического, научно-технического, демографического, экологиче-ского и культурного развития в условиях совершенно новой, свое-образной исторической ситуации.
Речь идет не только и даже не столько о неравномерности развития отдельных стран, но и о неравномерности развития различных сфер жизни и деятельности внутри этих стран, не-равномерности в развитии различных сторон жизнедеятельности человека, который в условиях своей жизни, в своем поведении и сознании может, образно говоря, одновременно пребывать в раз-ных исторических эпохах, разделенных между собой десятиле-тиями и столетиями.
Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития ми-ровой цивилизации, когда технологическое могущество человече-ства неизмеримо превзошло достигнутый им уровень обществен-ной организации, политическое мышление явно отстало от поли-тической действительности, а побудительные мотивы деятельно-сти преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографиче-ского императивов эпохи.
Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истины.
Мы признаем в ка-честве фундаментальных положений теории познания следующие тезисы: 1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается; 2) практика, на основе которой осу-ществляется познание, и все задействованные в ней познаватель-ные средства изменяются и развиваются; 3) знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменении и развития находится и объективная истина.
Все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, бо-лее полно и точно выражающими объективную истину
Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее зна-ние о каком-либо явлении называют абсолютной истиной.
Относительная и абсолютная истины -- это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина -- это предел беско-нечной последовательности истин относительных.
«Истина» и «ложь» -- это особые оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от несоответствующих ей. Полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда. В некоторых ситуациях оценка знаний как полез-ных и бесполезных может оказаться решающей.
Связь между истинностью и полезностью знаний непростая и неоднозначная. В этом пункте теория познания должна учитывать реальный социальный и культурный контекст, в котором выраба-тываются и используются знания.
Польза, противоречащая истине в масштабах общественно значимой деятельности, рано или поздно обязательно приводит к социально-историческому злу, к большим общественным бедствиям.
Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.
Философское ви-дение мира предполагает дос-таточно определенные пред-ставления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она мо-жет и на что она позволяет на-деяться, а что ей недоступно.
У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, по-лезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижении на повсе-дневное существование человека, который приходится осмысли-вать сегодня.
Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функ-ции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и 'методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.
Ёсли говорить о науке, то она прежде всего получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку «применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций -- она начинает выступать и в качестве социальной силы, непо-средственно включаясь в процессы социального развития.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Научным данным отво-дится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познаватель-ной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость.
Методы и формы научного познания.
Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порож-дают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием.
В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося науч-ного знания) -- физике, химии, биологии и т. д.,-- в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпири-ческие факты, законы, гипотезы, теории различного типа и сте-пени общности и т. д.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания -- эмпирический и теоретический. Им соответству-ют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое ис-следование.
Прежде чем говорить об этих уровнях, заметим, что в данном случае речь идет о научном познании, а не о познавательном про-цессе в целом. Применительно к последнему, то есть к процессу познания в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образное освоение мира и т. д., чаще всего говорят о чувственной и рациональной ступенях познания. Категории «чувственное» и «рациональное», с одной стороны, «эм-пирическое» и «теоретическое», с другой, достаточно близки по содержанию. Но в то же время их не следует отождествлять друг с другом.
Классификация глобальных проблем
Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно.
Важнейшее место в марксистско-ленинской концепции гло-бальных проблем современности занимает вопрос об их объектив-ной «иерархии», то есть о приоритетности одних из них по отно-шению к другим и их соподчиненности Какими бы серьезными опасностями для человечества ни со-провождались все остальные глобальные проблемы, они даже в со-вокупности отдаленно несопоставимы с катастрофическими демо-графическими, экологическими и иными последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Вот почему безъядерный, ненасильственный мир -- не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных глобальных проблем современности.
Мировоззрение, знание, вера.
Мировоззрение -- это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, про-граммы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщен-ном виде представлены познавательная, ценностная и поведен-ческая подсистемы в их взаимосвязи.
В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания -- повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения.
Вера -- способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состоя-ние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ -- система утвердившихся ритуалов, догматов.
Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.
Мифология -- форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира.
Мифы -- древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев -- многообразны. Р1о ряд основ-ных тем и мотивов в них повторяется. Много мифов разных стран посвящено космическим темам. Они заключают в себе по-пытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирова-ние мира понималось в мифологии как его творение или как посте-пенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Религия (от лат.-- благочестие, набожность, святыня, предмет культа) -- такая форма мировоззрения, в которой освое-ние мира осуществляется через его удвоение на посторонний -- «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и по-тусторонний -- «небесный», сверхъестественный, сверхчувствен-ный. Формирование искусственного (теоретического, художествен-ного или другого) «мира», в отличие от мира реального, жизнен-ного, предметного,-- черта всех форм его духовного освоения людьми. Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир музыки». Специфика религии -- в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании жизни людей.
Предметом раздумий философов неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем.
Предмет философии и основные аспекты философского знания.
Философия -- одна из древ-них и увлекательнейших обла-стей человеческого знания, ду-ховной культуры. Зародившись в VII--VI веках до н.э. в Ин-дии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов сделались постанов-ка мировоззренческих вопро-сов и поиск ответов на них. Уяснение таких вопросов имеет для людей жизненно важное значение. Это особенно ощу-тимо в переломные эпохи с их сложным сплетением проб-лем -- ведь именно тогда про-исходит и перестройка миро-воззрения. Так в истории бы-ло всегда. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило столь остро задач философского ос-мысления всего происходящего, отказа от старых схем, обновле-ния мировоззрения, как на пере-живаемом сейчас отрезке истории.
Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место зани-мают в нем закономерность и случай, устойчивость и измене-ние? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и каковы критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от за-блуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что такое совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота? Что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, истории? В чем смысл человеческой жизни?
К давним, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавля-ются все новые, весьма серьезные и напряженные. Какова общая картина, трудности, противоречия, тенденции, перспективы разви-тия нашего общества, нашей страны на нынешнем столь ответ-ственном этапе истории? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние нашей планеты сегодня? Как предотвратить нависшие над человечеством смер-тельно опасные угрозы? Как защитить, отстоять великие гума-нистические идеалы, ценности? И так далее. Предметом раздумий философов неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем.
Идея развития и модификации ее философского воплощения.
Анализ современных процессов, протекающих в природе и обществе, должен основываться на философской концепции развития.
Утверждение идей развития существенно меняло взгляд на мир: он стал осмысляться не как набор готовых «вещей», повто-рение одних и тех же циклов, а как совокупность процессов, раз-вернутых во времени, уходящих корнями в прошлое и направлен-ных в будущее. Такой перелом в сознании стал отчетливо заме-тен в XIX веке.
Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто , новое, иное.
Развитие -- процесс длительных, накапливающихся, необра-тимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.
Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.
ЧЕЛОВЕК -- высшая ступень живых организ-мов на Земле, уникальное создание, наделенное те-лесностью, разумом и душой. Человек стал размыш-лять о том, кто он, собственно, такой, едва научив-шись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насы-щаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человека.
ЛИЧНОСТЬ (от лат. реrsопа -- маска актера) -- социально и духовно развитой человек. Это слово подчеркивает социальность человека, его возвыше-ние над природным миром. Поздняя античность на-зывала человека личностью, чтобы подчеркнуть, что ' тот не является лишь природным организмом, а об-наруживает сугубо человеческие свойства. Личность может проявиться только в сообществе людей. Все, что относится к личности, называется персональ-ным. Индивид -- это человеческий экземпляр, имеющий уникальные черты. Личность же -- это индивид, наделенный множеством социальных свойств. Каждый человек самобытен, экземплярен.
Однако нельзя доводить персоналистскую идею до абсурда. Персоналистская философия, обосновы-вающая суверенитет личности, не может отвлечься от вопроса о том, каковы собственные пределы чело-века, в чем черпает он основы нравственности, что питает его волевые импульсы? Ценность личности во многом соразмеряется совокупным духовным опы-том человечества. Например, в христианском созна-нии человек постоянно соотносит себя с надмирным, всечеловеческим. Условием духовности личности в христианстве служит исполнение Христовых заповедей, которые и оцениваются нами как выстраданные человеческим родом. Внешне они предстают перед человеком как совокупность надличностных запре-тов.
Персоналистская традиция, задумавшись над предназначением человека, выдвигает перед ним оп-ределенные нравственные императивы, соразмеряет его поступки с общечеловеческими целями. Свобода трагична. Она ставит человека перед выбором, пото-му что основана на нравственном законе, а не на игре страстей. Личность отнюдь не стремится к самоут-верждению и не пытается навязать общественной организации своекорыстные интересы. Начиная с ХУШ в., особенно с Канта и Гердера, философы от-личают личность от индивидуальности. Иначе гово-ря, личностью становится не каждый человек, а только тот, кто обнаружил богатейший внутренний опыт.
Только зрелое сознание обнаруживает разницу между свободной личностью, вобравшей в себя уни-версальный опыт человечества, и тем, кто возвели-чил себя и свою волю, вытравив из своей души выс-шее начало, абсолютизировав собственные вожделе-ния. Человеческое, следовательно, в значительной степени можно оценивать как всечеловеческое.
Патристика: суть учения, основные представители.
ПАТРИСТИКА (от греч. pater - лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. отцов церкви. Периоды: 2-3 вв. - полемически фрагментарное философствование т. н. апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген); 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на Западе - Августин); 6 в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций), завершающихся в трудах Иоанна Дамаскина.
Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
Позитивизм -- философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основателем этого направления является Огюст Конт. Положительная, философия, согласно О. Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями.
Именно умственное безначалие является основанием великого политического и нравственного кризиса современных обществ. Действительно, величайшее зло состоит в глубоком несогласии, существующем в настоящее время между умами относительно всех основных начал, твердость, и определенность которых есть первое условие истинного общественного порядка. До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую социальную доктрину, народы, несмотря на всевозможные политические паллиативы, необходимо останутся в революционном состоянии, допускающем только временные учреждения.
Таким образом, получается, что произвести «соединение умов в едином общении принципов» и через это доставить «твердую основу для социальной реорганизации и для действительно нормального порядка вещей» и составляет назначение позитивизма.
По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной исторический закон (составляющий открытие Конта, по мнению его самого и всех его последователей). Согласно этому закону, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное.
Для позитивизма в соответствии с его же принципом не существует других настоящих наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира.
Если вдуматься в суть позитивизма во всех его разновидностях, то следует сказать: это реальность развития философской мысли. В какой-то степени это форма выражения определенной неудовлетворенности традиционными классическими философскими системами, зауженное видение лишь отвлеченности от реального процесса научного знания, прежде всего точного, математизированного естествознания. Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достижения науки, доходя до их отождествления. Словом, эта тенденция усиления связи философии и конкретных наук каждый раз и у всех позитивистов постоянно абсолютизируется, начиная с позитивизма О. Конта. Слабая сторона позитивизма во всех его формах связана с подменой собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Это направление, хотя и называется по самому смыслу слова положительным, но содержит в себе немало отрицательных моментов. Позитивизм, начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по самой своей сути является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.
Герменевтика как философское направление
ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutike), в широком смысле - искусство истолкования и понимания. Длительное время герменевтика ограничивалась истолкованием текстов, но в 20 в. приобрела черты философской дисциплины.
Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Таковы интерпретации оракулов и Гомера в Древней Греции, истолкования Библии в иудаизме (Филоном) и христианстве (Оригеном, Августином и герменевтами раннего протестантизма - Лютером, Меланхтоном, Флацием). Сфера герменевтики очерчена, таким образом, экзегезой в широком смысле этого слова. Но от экзегетики герменевтику отличает то, что она занята не просто искусством истолкования, но прежде всего правилами такого искусства. В качестве вспомогательной науки она выступает на первый план там, где необходима интерпретация темных мест сакральных текстов. В более поздний период свою собственную герменевтику будут развивать и другие науки, связанные с интерпретацией текстов. Начиная с Ренессанса существует своя герменевтика в юриспруденции и филологии, а с 19 в. герменевтика занимает место в ряду исторических дисциплин. Поскольку в конечном счете все науки связаны с интерпретацией, они все в большей мере осознают необходимость герменевтической рефлексии. Мысль о том, что интерпретация и понимание лежат в основе всех наук, основанных на истолковании текстов, привела В. Дильтея к предположению о том, что герменевтика может служить всеобщей методологией гуманитарного знания. Дильтей полагал, что герменевтическая методология способна придать гуманитарному знанию статус научного. Поворот герменевтики в сторону философии происходит в 20 в. Хотя первые намеки на такой поворот можно найти уже в «философии жизни» позднего Дильтея и у Ницше, заявившего, что «нет фактов, есть только интерпретации», герменевтику как философскую дисциплину в этом ключе развивает М.Хайдеггер и его ученик Х.Г.Гадамер. Если у Хайдеггера герменевтика нацелена на самопонимание фактически существующего человека, то Гадамера интересует сфера гуманитарного знания, он стремится осмыслить «историчность» и «языковость» человеческого опыта.
Место социально-нравственной проблематики в философии Др. Китая.
Китай - страна древней истории, культуры, философии.
Социально-этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях китайцев.
Одно из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и эффективного управления государством.
Значительное место в истории древнекитайской мысли занимают утопические воззрения.
Основой древнекитайских утопий об идеальном обществе были идеи уравнительности и мира.
В древне китайском обществе в силу устойчивости кровно родственной общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.
Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.
Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и обучения.
Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие привело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о “злой природе”.
С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых, неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы.
Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
Детерминизм -- это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой -- следствием и предпосылкой универсального характера развития. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи
Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности.
ВОЛЮНТАРИЗМ (от латинского voluntas - воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А. Шопенгауэра. 2) Деятельность, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
Фатализм (от лат. fatum - рок, судьба) - вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире.
Считается, что философия рассматривает наиболее всеобщие законы и закономерности бытия. Что справедливо и не справедливо одновременно. Философия действительно занимается постижением чего-то более "широкого. Благодаря науке, которая в своих законах и принципах закрепляет всю общественно-историческую практику человечества, мы для обоснования наших мыслей не прибегаем всякий раз к их практической проверке, а обосновываем их теоретически, путем сопоставления с установленными уже ранее закономерностями. Таким образом, достаточным основанием какой либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и признанная истинной мысль, из которой вытекает истинность другой мысли. Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение. Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу. Требование закона достаточного основания сводиться к тому, что всякое суждение, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обоснованно.
Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.
Индивид - употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, единичного представителя какого-то целого. В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
Личность.Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки.
Сам термин "глобальныепроблемы" вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского "глобус", - то есть Земля. По своему характеру глобальныепроблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на "богатые" и "бедные" страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии. В современном научном творчестве оформилось особое направление исследования общечеловеческих проблем - глобалистика. В мире, например, ежегодно публикуется 15-18 тыс. работ, посвященных анализу только экологической проблемы. Глобальныепроблемы привлекали и привлекают все большее внимание ученых. От того насколько плодотворными будут научный анализ системы глобальных противоречий и эффективность практических мероприятий по их разрешению, зависят перспективы общественного прогресса на пороге третьего тысячелетия. С целью полного анализа темы прежде всего рассмотрим содержание понятия "глобальныепроблемы". По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальныепроблем различных типов. Поэтому речь должна идти не о каком-то одном признаке или критерии глобальности, а системе таких критериев, по крайней мере о нескольких интегральных факторах, объединяющих столь разнородные проблемы под понятием "глобальные". Среди некоторых отечественных и зарубежных исследователей в 70-е годы было распространено мнение, что необходимое и достаточное условие признания проблемы "глобальной" состоит в порождаемой ею угрозе для человека и человечества в целом. Другие в качестве главного критерия глобальности принимали географические масштабы распространения проблемы. Узость данного подхода была преодолена в монографических изданиях, увидевших свет на протяжении 80-х годов двадцатого столетия. В них определено, что глобальными являются проблемы, которые:
· по своей сути, затрагивают интересы всего человечества;
· приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли;
· создают реальную угрозу для будущего человечества;
· требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе.
Эти критерии имеют важное значение для классификацииглобальныхпроблем. Вместе с тем указанные критерии носят преимущественно количественный, а не качественный характер. Из них не совсем ясно, в чем причина возникновения глобальныхпроблем, их классовое содержание, отличие от социальных проблем, которые также встают перед человечеством и носят всеобщий характер (борьба против эксплуатации, угнетения и др.). Между тем термин "глобальный" имеет три значения:
· повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов;
· значительный, масштабный;
· общий, всеобъемлющий.
Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истины.
Истина, верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: "...прав тот, кто считает разделенное (в действительности. - Ред.) - разделенным и соединенное - соединенным..." (Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9; рус. пер., М.-Л., 1934). Эта традиция в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.).
Понятие истины
Сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен некоторый результат познания или ложен. Иными словами - что является критерием истины? Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен - ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. Другой критерий - истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голо- сованию? И тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов. Стоит опять - таким вспомнить, как в 1948 году Лысенко и его соратники забаллотировали на сессии ВАСХНИЛ генетику, объявив ее лженаукой. Генетиков обвиняли в шарлатанстве, хотя на деле шарлатанами оказались Т.Д. Лысенко, его ближайший соратник Презент и компания. К слову сказать, этот критерий был предложен субъективным идеалистом Беркли, а позднее поддержан Богдановым, утверждавшим, что истина есть социально организованная форма опыта, т.е. опыт, признаваемый большинством. Наконец, еще один, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта. Так каков же в действительности критерий истины? Ответ на этот вопрос дал К. Маркс в своих "Тезисах о Фейербахе": "...Обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос". (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.3. С. 1-2.). Но почему практика может выступать в роли критерия истины? Дело в том, что в практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна. Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики тысячи раз проверялись на практике. Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения мысли.