На тему: «Философское определение цивилизации и культуры»
Выполнил: студентка
Мечетина Т.А гр.: МЗ - 04
Спец.: «Менеджмент организации»
Проверил: Галушкин А. М.
г. Липецк 2006
План
Введение……………………………………………………………….3
1 Культура……………………………………………………………...5
1.1 Что такое культура…………………………………………………5
1.2 Идея ценностей……………………………………………………..7
1.3 Виды, формы, содержание и функции культуры…………………8
1.4 Движущие силы развития культуры……………………………..13
2 Цивилизация…………………………………………………………15
2.1 Что такое цивилизации…………………………………………….15
2.2 Цивилизация как социокультурное образование………………...16
3 Культура и цивилизация…………………………………………….18
Заключение………………………………………………………….....24
Введение
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупот-ребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднознач-ность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры. Мы привык-ли говорить о материальной и духовной культуре, и прекрасно понимаем, что речь идет о музыке, театре, религии, в одном случае и о земледелии и садоводчестве, в другом. Но, классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотребле-нием, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура - это не только различные области действительности, но и сама дейс-твительность человека в этих областях.
Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.
Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.
Наряду с проблемой культуры не менее актуальной является тема «цивилизации».
Развитию цивилизаций сопутствуют свои противоречия и проблемы, которые в конечном счете приводят цивилизации к неизбежному старению и гибели или к смене одних другими. В этом смысле нет абсолютно никаких оснований считать развитие земной цивилизации исключительной. Жизнь - это не столько форма существования материи, сколько одна из форм самоорганизации материи. Для образования биологических видов, в том числе и человека, не потребовались особые компоненты или вещества. Любое становление - это процесс самостоятельного творения. Можно утверждать, что наша цивилизация - не единственная и не уникальная в просторах Вселенной, а ее теперешняя стадия - это лишь мгновение в бесконечных изменениях.
Вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация» ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.
Цель этой работы - выяснить, что скрывается под понятиями «культура» и «цивилизация», определить их сходство и различие.
В первой главе мы рассмотрим культуру - ее виды, формы, содержание, функции, движущие силы развития. Во второй главе попытаемся определить, что же такое цивилизация и, наконец, в третей главе рассмотрим взаимодействия культуры и цивилизации.
I Культура
1.1 Что такое культура
Существует несколько толкований происхождения и значения слова культура.
В учебнике по философии Радугина А.А. термин «культура» рассматривается от латинского происхождения - cultura. По изложению Радугина, первоначально этот термин означал возделывание почвы, её культивирования, чтобы сделать почву пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. В этом контексте, пишет автор, под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Радугин А.А., Философия, М.: 1998 - 237с.
По другим источникам, культура в переносном смысле - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека, соответственно сущест-вует культура тела, культура души и духовная культура. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры.
В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов (культура нации, государств, цивилизаций - отсюда множество религий, верований, ценностей). Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различ-ные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, посе-лений, работы, постановка восприятия, экономика, характер армии, общественно-по-литическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, и это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.Философско-энциклопедический словарь, «ИНФРА М», М.: 1998 - 229с.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964
1 Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
2 Исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.
5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.
6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.
8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Легко заметить, что каждая из перечисленных групп опреде-лений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в це-лом, как сложный общественный феномен она ускользает от оп-ределения. Действительно, культура является результатом пове-дения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологиче-ской наследственности механизмами, она эмоционально воспри-нимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или Древней Греции, Ки-евской Руси или Новгорода.
1.2 Идея ценностей
Культура - это материальные и духовные ценности. Под цен-ностью имеется в виду определение того или иного объекта ма-териальной или духовной реальности, высвечивающее его поло-жительное или отрицательное значение для человека и человече-ства. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют осо-бый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и во-обще "лучами культуры". Иначе говоря, реальные факты, собы-тия, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевоз-можные удовольствия и неудовольствия составляют то, что именуется вкусом. Мы, например, испытываем удо-вольствие при "виде полезного для нас предмета, мы называем его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной полезности, мы называ-ем его прекрасным". Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 737
Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценно-стью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объективная реальность. "Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он усматрива-ет объективную ценность". Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.5. С.211. Нечего и говорить о том, насколь-ко значимы оценочные суждения для разумной ориентации чело-века в жизни.
Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закреп-ленную за ней функцию и поэтому имеет общественную цен-ность. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д. Понятие ценности выражает обществен-ную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общест-венной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объ-ективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъектив-ной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким образом, понятие ценности тесно связано с по-нятием культуры.
Культура, трансформируясь, передается от одного поколения другому. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что отошло в прошлое.
1.3 Виды, формы, содержание и функции культуры
Многообразие предметного вида культуры определяется мно-гообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и пред-ставленный (предметный) вид культуры. Но примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.
Виды культуры по отношению к природе
В данном контексте выделяют культуру земледелия, а также само растение, рекультивацию ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельно-стью.
Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства, как воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно для природы, и это экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.
Виды культурной деятельности в обществе
Материальное производство как посредник между обществом и природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится, прежде всего, труд. Еще К.Маркс различал живой и овеществленный труд. Культура живого труда - это культура непосредственно производительной деятельности и культура управления чем либо. Очевидно, в конечном ито-ге мы придем к совокупности знаний, умений, навыков отдель-ного человека, которой и определяется его культура и отношение к труду.
Понятие «культура» употребляют при характеристике истори-ческих эпох или памятников, при характеристике обществ и регионов, при характеристике народностей.
Это понятие применяют и по отношению к отдельным сферам деятельности и жизни (художественная, физическая культура, культура быта), а также по отношению к видам ис-кусства (театральная культура, культура зодчества). Уровень или степень развития общества, представ-ленные в каких-либо достижениях, также характеризуют понятием «культура».
Понятие «культуры» по отношению к отдельному чело-веку
Культура отдельного человека не существует в отрыве от пе-речисленных видообразований культуры. Понятие «культура» применяют буквально к каждой челове-ческой способности - телесной или духовной (психической). Общая культура человека все же предполагает единство и гармонию его тела и души (психики). Древние мудрецы большое значе-ние придавали культуре психики человека.
Предметный и личностный виды культуры.
Среди недостатков в понимании культуры отметим сведение ее к внешнему, предметному виду. Но видимый нами мир куль-туры - это одна из ее частей. Видеть предметы - дан-ной способностью обладают все более или менее развитые живые существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Английский писатель О.Уайльд считал, что лишь поверхностный человек не судит по внешности. Для умного человека внешность чего бы то ни было говорит о многом. Русский философ В.С. Соловьев писал когда-то:
Милый друг, иль ты не знаешь,
Что все видимое нами
Только отблеск, только тени
От незримого очами... Цит. по: Гаген-Торн Н.И. Вольфила: Вольно-философская Ассоциация в Ленинграде в 1920 - 1922 гг. // Вопр. филос. 1990. №4. С. 104
Предметный вид культуры - ее видимость. Культу-ра имеет личностный вид, который запечатлен в вещах. Но чтобы увидеть личностное выра-жение культуры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам явля-ется личностью. В такой же мере мы и привносим в культуру что-то от себя, т.е. служим ее источником.
Виды культуры и формы культуры.
Все содержание культуры оформлено или организовано опре-деленным способом. И организована она подобно тому, как орга-низован сам человек, поскольку культура - способ деятельного существования человека. А способ существования не может принципиально отличаться от того, кто существует. В философии способ существования, или организации, называется формой. Следовательно, как человек есть единство внешнего и внутренне-го, так и культура представляет собой такое единство, т.е. пред-метного и личностного видов.
Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ве-дущую роль в нем играют законы природного, материального мира.
Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.
Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире.
Совокупность духовных ценностей принято называть ду-ховной культурой.
Разумеется, выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер. Отделить мате-риальное от духовного, строго говоря, можно только в воображе-нии. Для духовного существа все в мире пронизано духом. Некоторые ав-торы вообще склонны применять понятие "культура" только к духовной жизни общества. См., например: Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М„ 1980. С. 45, 46, 54, 56.
Но пренебрежение материальной, или внешней, стороной куль-туры - отнюдь не признак культуры.
Таким признаком является единство и гармония внешнего и внутреннего, материального и духовного.
Содержание культуры
Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является чело-веком, а потому он и человек, что является культурным. Это зна-чит, что содержанием культуры становится все содержание чело-веческой деятельности. Границы деятельности - это и есть то, что можно назвать и миром, и куль-турой. В.М. Межуев, один из теоретиков культуры в нашей стра-не, так и считает: "Весь мир в целом есть для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с чело-веком''. См., например: Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М„ 1980. С. 45, 46, 54, 56 . Но культура - все же способ организации деятельно-сти, а не только сама деятельность. Это значит, что она представ-ляет собой и способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве с нею, но все же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал: "Действительным содер-жанием культуры оказывается развитие самого человека как об-щественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д." Там же с.78. Примем данный взгляд на содержание культуры за осно-ву. Но при этом добавим, что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе.
Функции культуры
Культура как форма деятельности в конечном итоге предна-значена для сохранения развития своего собственного содержа-ния, т.е. человека. Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культу-ры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. К числу таких личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке.
Познавательная и информативная функции культуры
В сегодняш-них представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции. Но ре-альная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило ос-нованием для появления самых различных функций. Культура - это своеобразное самопознание человека, поскольку она показы-вает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от од-ного народа к другому. Информативную функцию культуры оце-нивают очень высоко представители семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает поколения, обога-щая каждое последующее опытом предшествующих. Необходимо различать понятия "культурность" и "современность". Чтобы стать культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, "через все эпохи мировой культу-ры".
Коммуникативная функция и культура общения.
Культуры разных народов, как и люди - представители различ-ных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обмен идеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его лично-стную культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном идейном или эмоциональном дви-жении, которое они рождают в человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста.
Регулятивная и оценочная функции культуры.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве. В таком общении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живого общения предполагает не только вежливость и такт. Она пред-полагает способность и умение каждого из нас привнести в круг подобного общения коммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мы ощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на это другого че-ловека - это значит признавать равенство каждого по отношению к человечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о норме поведения. Разумеется, в культуре есть множество норм и правил поведения. Все они служат одной общей цели: органи-зации совместной жизни людей. Существуют нормы права и мо-раль, нормы в искусстве, нормы религиозного сознания и пове-дения. Все эти нормы регламентируют поведение человека, обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми в той или иной культуре.
Перечисленные функции культуры обычно относят лишь к духовной. Договорившись о том, что духовная культура играет главную роль, будем считать, что ее функции - это все же глав-ные функции культуры. Что касается функций материальной культуры, то они в конечном итоге вытекают из основной ее функции, из ее роли быть фундаментом духовной культуры и ее функций. И действительно, почти все перечисленные функции не могут осуществляться без материальной основы.
Человек и культура.
Положение человека в мире и его отношение к миру зависят от самых различных социальных факторов, в том числе и от культуры. При этом в любую историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их взаимодействие, взаимопро-никновение существенно определяют жизненную позицию чело-века, его мировоззрение и мироощущение.
1.4 Движущие силы развития культуры
Когда западные культурологи (П.Сорокин, А.Тойнби) рассу-ждают о движущих силах культуры, они выделяют в качестве ее активного элемента, как правило, "интеллектуальную элиту". Выразители идеологии мелкой буржуазии (Н.Михайловский и др.) говорили о "героической личности". С одной сторо-ны, мы знаем, что в классово-антагонистических формациях спо-собы производства духовных ценностей таковы, что трудящиеся массы фактически исключаются из этого производства. С другой стороны, выдающихся деятелей культуры мы знаем, как правило, по именам. Мы безошибочно называем создателей "Илиады" и "Одиссеи", "Войны и мира", "Саги о Форсайтах", "Сикстинской мадонны", "Гибели Помпеи", "Ночного и дневного дозоров", "Героической симфонии", трагедии и оперы "Фауст" и т.д. Даже если имена создателей нам неизвестны, как, например, в случаях "Песни о Роланде" или "Слова о полку Игореве", мы все равно глубоко убеждены в том, что за этими творениями искусства стоят высо-коодаренные мастера слова, имена которых до нас не дошли.
Однако, когда мы го-ворим о культуре, мы имеем в виду не только произведения ис-кусства, а всю совокупность материальных и духовных ценно-стей и способов деятельности по их созданию. Этот момент весьма существен - он меняет всю постановку проблемы движу-щих сил культуры. Чтобы ее изучить, надо, для начала, ответить на вопрос: кто действительный творец материальных ценностей, являющихся остовом, каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть общества, которая с помощью своих трудовых навыков приводит в действие средства производства, т.е. трудящиеся мас-сы. Определим основные аспекты участия трудящихся масс в развитии культуры. Трудящиеся составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря их трудовой деятельно-сти человечество может существовать и нормально функциони-ровать. Если они прекратят свою деятельность по созданию ма-териальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно трудящиеся массы любой исторической эпохи и при лю-бом политическом режиме играют решающую роль в создании материальных культурных ценностей. Эта их роль постоянна и непрерывна.
Как показывает исторический опыт, когда народные массы активно участвуют в социальных революциях, происходят стре-мительные и глубокие социальные преобразования, ускоряется ход исторического процесса и развитие мировой культуры. Эта сторона решающей роли трудящихся масс носит, однако, преры-вистый, скачкообразный характер. Но трудящиеся массы играют решающую роль в истории: своей активностью они ускоряют ее ход, своей пассивностью - замед-ляют темпы ее развития. В действительности же массы оказывают решающее воздействие на ход развития исто-рии и мировой культуры, как своей силой, так и своей слабостью. И социальная сила, и социальная слабость трудящихся масс все-гда должны приниматься во внимание при оценке того или иного конкретного этапа в развитии мировой культуры.
Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной культуры. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами, худож-никами, скульпторами, писателями, поэтами, учеными, изобрета-телями и т.д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность для занятий духовным творчест-вом. Своим трудом они, в конечном счете определяли состояние материального производства и общественных отношений кон-кретной исторической эпохи, что в свою очередь оказывало воз-действие на формирование духовных ценностей. Наконец, трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой деятельно-сти профессиональных творцов духовных ценностей.
Однако, личность тоже играет весьма заметную роль в развитии культуры.
Важен следующий факт. Прежде чем личность сможет начать активные действия, она должна сформироваться в обществе, вписать себя в коллективный опыт человечества. Это влияние общества на личность характеризуется множеством обстоя-тельств. Отметим только некоторые из них. Во-первых, каждый исторический тип культуры создает свой основной тип личности. Он различен в разных социальных группах, но имеет и нечто об-щее, обусловленное связями личности с обществом в целом и его культурой. Во-вторых, различные типы культуры предоставляют разные возможности для формирования и развития личности. Если в первобытном обществе индивид еще слит с коллективом, почти не воспринимая себя как нечто самостоятельное, то каждая последующая общественно-экономическая формация предостав-ляет все больше и больше возможностей для его развития.
Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные движущие силы развития культуры - это народные массы и личность. Они движет культуру каждая по-своему, вы-полняя различные функции и решаю разные задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг дру-га. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то наверно, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть - это твор-ческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. Вспомним в этой связи слова М. И .Глинки: "Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее".
IIЦивилизация
2.1 Что такое цивилизация
На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой яв-лялся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные ас-пекты общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность людей, так и культур-ный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от не-го.
Также особенностью первобытной социальности был ее "естественный" характер. Родоплеменные, а также внутри и ме-жобщинные отношения "естественно" возникали в процессе со-вместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за под-держание своего существования. Разложение и распад этих от-ношений в процессе перехода к классовому обществу был одно-временно глубинным переворотом в механизмах функциониро-вания и развития общества, означавшим становление цивилиза-ции.
Анализируя переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общест-ва на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого -появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит так-же перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.
Понятие цивилизации долгое время оставалось на периферии интересов марксистов. Связанная с ним проблематика не стано-вилась предметом исследования, так как считалось, что для ха-рактеристики этапов общественного развития вполне достаточно категории общественно-экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало своей неопределенностью и многозначностью; в него часто вкладывается самое различное содер-жание.
Термин "цивилизация" происходит от латинского civiliz (граж-данский, государственный, политический). В литературе этот термин отождествляется с понятием "культура" (человек куль-турный и цивилизованный - характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу ду-ховному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоря-жение техникой и др. По О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культу-ры, ее старения.
Современные представления о цивилизации рассматриваются мыслителями как нечто Единое, находящееся вне рамок социаль-ных систем. Это связано с идеей целостности, единство мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности че-ловечества по созданию "второй природы", внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного челове-чества.
Категория "цивилизация" используется в широком спектре на-ук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:
1) в общефилософском смысле - как социальная форма движе-ния материи;
2) как общая социально-философская характеристика всемирно-исторического процесса и качественно-определенных стадий его развития;
3) как культурно-исторический тип, характеризующий регио-нально-традиционные особенности развития общества;
4) как обозначение цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски).
Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который про-ходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетар-ному уровню.
2.2 Цивилизация как социокультурное образование
Конечно, все характеристики цивилизации не случайны, от-ражают некоторые реальные стороны и особенности историче-ского процесса, но, как правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и концепциям ци-вилизации.
Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использова-ния понятия цивилизации, выявления его реального научно-философского содержания. Некоторые итоги проделанной в этом направлении современными учеными работы можно было бы кратко выразить следующим образом.
Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого пре-образования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает циви-лизации социальную определенность, историческую конкрет-ность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем общест-венная формация. Формационные различия в обществе, вышед-шем из первобытного состояния, - это различия внутри цивили-зации. Поэтому, например, понятие "буржуазная цивилизация" означает цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагомистического общества в его кризисами, конфликтами, борьбой классов, а также противоречия двух социальных систем имеют свой предел - они не должны разрушать цивилизацию, механиз-мов ее жизнедеятельности.
Такой подход позволяет более определенно уяснить и природу многих глобальных проблем как противоречий современной ци-вилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природ-ным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию, ставшей од-ной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетиче-ские проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель -сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда также следует, что принципиальные различия двух ми-ровых социальных систем не отменяют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтоже-ния.
Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное образование. Если понятие "культура" характеризует че-ловека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характери-зует социальное бытие самой культуры. Антагонистические об-щественные отношения накладывают отпечаток на характер ци-вилизации, порождают глубокие противоречия в развитии куль-туры.
III Культура и цивилизация
Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто пута-ет эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они пере-плетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной про-тивоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам ци-вилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.
Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в от-личие от природы понимали все созданное человеком. Так, ста-вил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает, не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профес-сиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако ни-кто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он опреде-лил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.
Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей чет-костью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, го-воря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропор-ция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взя-тая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же орга-ничны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно слож-ный своего рода организм - имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой удивительное подобие, ра-зумеется, при явном сущностном отличии.
Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления челове-ком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Ци-вилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в рас-чет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, кото-рый обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными преж-де всего на разум, а нравственными основаниями самого челове-ка, его совестью. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963 -1966. Т.2. С. 192, 204.
Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.
Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловече-ская культура или же современный этап ее развития. В социаль-но-философской литературе цивилизацией назывался этап чело-веческой истории, следующий за варварством. Этой идеи при-держивались Г. Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада "дикость - варвар-ство - цивилизация" и поныне остается одной из предпочтитель-ных концепций социального прогресса. Вместе с тем в литерату-ре довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилиза-ция"... Это подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций: ев-ропейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноаме-риканская. Основанием для этого, очевидно, служат соответст-вующий уровень развития производительных сил, близость язы-ка, общность бытовой культуры, качество жизни.
Как уже было сказано выше, термин "цивилизация" во многом совпадает по смыслу с понятием "культура". Если первое , воз-никнув в 18 веке, фиксировало окультуривание человека в сис-теме государственного устройства, разумно устроенного общест-ва, то второе еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание страстей. Иначе гово-ря, понятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культура", оставив за ним то, что относится к формиро-ванию личностного, творческого начала в человеческой деятель-ности. В то же время за понятием "цивилизация" закрепилась в качестве из его определений характеристика материальной сто-роны человеческой деятельности. Скажем, в культурологической концепции О.Шпенглера, представленной в его книге "Закат Ев-ропы", рассматривается переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к око-стенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной ру-тинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения культу-ры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Циви-лизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает самодовлеющее значение.
Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности - через народы, языки, вероучения, искусство, госу-дарство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, - это внешнее про-явление души народа. Под цивилизацией он понимает послед-нюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превра-щается в "безликую массу". Цивилизация, считает Шпенглер, -эпоха духовного упадка.
По Шпенглеру цивилизация оказывается самым поздним эта-пом развития единой культуры, который рассматривается как "логическая стадия, завершение и исход культуры".
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т. 38) чи-таем следующее: "Цивилизация - состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом и которое характеризуется удалением от первоначальной обстанов-ки и общественных отношений и высоким развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление... Определение поня-тия цивилизации, установление ее факторов и оценка значения происходит от общего миросозерцания и является выражением его философско-исторических воззрений... Самым близким по смыслу является слово "культура" ". Далее Д. Каринский (автор этой обширной статьи) отмечает, что главное содержание исто-рии должна составлять культурная история или история цивили-зации, и следующим образом определяет структуру цивилизации (или культуры): 1) материальный быт, все то, что служит чело-веку для удовлетворения его физических потребностей; 2) обще-ственный быт (семья, сословные организации, ассоциации, госу-дарство и право); 3) духовная культура (религия, мораль, искус-ство, философия и наука). Он указывает и на основные вопросы или изучении цивилизации: 1) исходная точка ее развития; 2) за-коны, по которым совершается развитие цивилизации; 3) факто-ры этого развития и их взаимодействие; 4) характеристики изме-нения духовной и физической природы человека с развитием ци-вилизации; 5) в чем заключается назначение цивилизации.
Таковыми были основные представления о цивилизации на рубеже 19-20 веков. Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много нового в понимании цивилиза-ции, которую стали рассматривать как целостность экономиче-ской, социально-классовой, политической и духовной сфер жиз-ни общества в определенных пространственных и временных границах. Эта целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами, определяемых действием эконо-мических и социальных законов.
Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы апеллируют в большей степени к понятию "цивилизация" (начало этой тра-диции положил А. Фергюсон), а немецкие авторы, начиная с И. Гердера - к понятию "культура".
В отечественной литературе еще в начале 19 века понятием "культура" вообще не пользовались , заменяя его рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании, цивилизацию. Русская социальная мысль стало использовать понятие "культура" в кон-тексте рассуждений о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Достаточно обратиться к "Историческим письмам" П.Л.Лаврова или знаменитой книге Н.Я.Данилевского "Россия и Европа". Так, например, П.Л.Лавров писал: " Как только работа мысли на почве культуры обусловила общественную жизнь тре-бованиями науки, искусства и нравственности, то культура пе-решла в цивилизацию, и человеческая история началась". Лавров П.Л. Исторические письма// Интеллигенция. Власть. Народ / Под ред. Л.И.Новиковой. М., 1993. С.58.
В настоящее время рассматриваемый вопрос касается, как правило, того, какие стороны культуры и цивилизации выступа-ют предметом совместного анализа. Скажем, способ производст-ва с позиций культурологического анализа выступает экономиче-ским фактором культуры и сферой развития различных элемен-тов материальной и духовной (наука) культуры. А в ракурсе цивилизационного анализа способ производства предстает матери-альной основой существования и развития цивилизации - ло-кальной либо мировой. "Сущностное содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде, - писал Н. Я. Бромлей, - накладывается одно на другое. Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Ко-гда мы говорим /'цивилизованное общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.
Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимоза-меняющие друг друга. Правомерно ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивили-зацию.
Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет ника-кого сущностного отличия по отношению к культуре (или наобо-рот).
Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материаль-ной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду". Бромлей Н.Я. Цивилизация в системе общественных структур // Цивилизации. Вып.2 / Под ред. М.А.Барга. М., 1993. С.235.
Соглашаясь с положением, высказанным Н. Я. Бромлеей, сле-дует отметить, что необходимо учитывать еще культуру челове-ческих отношений. Так, говоря, например, о культурном челове-ке, мы подразумеваем его воспитанность, образованность, духов-ность, обусловленные наличной в обществе культуре (литерату-рой, искусством, наукой, нравственностью, религией). Когда же речь заходит о цивилизованном человеке, обществе, то в центре внимания оказывается то, каким образом государственное уст-ройство, социальные институты, идеология, порождаемые опре-деленным способом производства, обеспечивают культурную жизнь. Иначе говоря, культурный человек - это творец и потре-битель наличной материальной и духовной культуры. Цивилизо-ванный человек - это во-первых, человек, не относящийся к ста-дии дикости или варварства, во-вторых, он олицетворяет нормы государственного, гражданского устройства общества, в том чис-ле регламентирующие место и роль культуры в нем.
Во временном измерении культура более объемна, нежели ци-вилизация, поскольку она охватывает культурные достояния че-ловека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация пред-ставляет собой сочетание множества культур.
В истории человечества принято выделять следующие основ-ные типы цивилизаций: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2)античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.
Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой циви-лизации современной эпохи. Такая точка зрения имеет место в научной литературе, в которой можно встретить суждения о за-рождении единой планетарной цивилизации и указания на формирование общезначимых ценностей. Однако такое развития нельзя представлять упрощенно. Футурологическая мысль как раз усматривает контраверзы в цивилизационном развитии: ут-верждение универсального образа жизни, с одной стороны, и уг-лубление культурного рационализма как реакции на массовый экспорт западной культуры в различных регионах, - с другой. Особого внимания заслуживает вопрос о том, какую роль в ста-новлении современной цивилизации играет компьютерная рево-люция, преобразующая не только сферу материального произ-водства, но и все сферы человеческой жизнедеятельности. Сегодня существует большое количество культурологических концепций. Это концепции структурной антропологических кон-цепций. Это концепции структурной антропологии К. Леви-Стрcса, а таюке концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч. Сноу и др.
Многие культурологические концепции доказывают невоз-можность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновы-вают технологическую детерминацию культуры и цивилизации.
Знание проблемы цивилизации поможет понять сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Ведь это сближение - реальный процесс, который приобрел огромное практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и ду-ховными ценностями другого народа - далеко не праздный во-прос.
Заключение
При осуществлении социальных преобразований объективным ходом обще-ственного развития на передний план все больше стала выдвигаться проблематика культуры.
Международный, и даже глобальный аспект имеет множество проблем, связанных с культурой. Сегодня остро стоят проблемы "массовой культуры", духовно-сти и бездуховности. Все большее значение приобретают взаимодействие, взаимопонимание различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и традицион-ных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания.
При изучении истории и прогнозировании будущего социаль-ная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса. А это от-крывает широкое поле для разнообразных исследований культу-ры.
Социаль-ная философия больше не может обходиться без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса, изучая историю и прогнозируя будущие события.
Проблематика цивилизации является не менее актуальной на сегодняшний день. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преоб-разования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также со-вокупность общественных отношений как форм социальной ор-ганизации культуры, обеспечивающих ее существование и про-должение.
Правильный подход к проблеме позволяет более определенно уяснить природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое от-ношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую си-туацию, ставшей одной из острейших глобальных проблем циви-лизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель - сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.
3. Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся ^ споры, порой обретая острый характер. Порой вполне правомер-но употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в не-которых аспектах доходящее даже до враждебной противопо-ложности.
Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечелове-ческая культура или же современный этап ее развития. Вместе с тем в литературе довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация". Это подчеркивает своеобразие регио-нальных культур.
Как говорит Н. Я. Бромлей, "сущностное содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде накладывает-ся одно на другое. Так, в обыденных, повседневных употребле-ниях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразу-меваем - культурный. Когда мы говорим, "цивилизованное обще-ство", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.
Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимоза-меняющие друг друга. И это правомерно, ибо культура в широ-ком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).
Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материаль-ной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения -какую культуру мы имеем в виду".
Во временном измерении культура более объемна, нежели ци-вилизация, поскольку она охватывает культурные достояния че-ловека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация пред-ставляет собой сочетание множества культур.
По Канту цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Культу-ру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человече-ские действия не общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого че-ловека, его совестью.
О. Шпенглер рассматривает переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения куль-туры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Ци-вилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболоч-ка, которая приобретает самодовлеющее значение.
Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. 4.2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. - М.: Политиздат, 1989. - 639 с.
2. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.5./Г2.
3. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал, 1995. № 4, с. 122 - 127.
4. Краткий философский энциклопедический словарь. -М.: Изд. группа "Прогресс" - "Энциклопедия", 1994. - 570 с.
5. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964
6. Моисеева А.П., Колодий Н.А. и др. Цивилизационный подход к развитию общества. / Философия: Курс лекций: Уч. пос. д. студ. вузов / Моск. ин-т национ. и регион, отнош.; Науч. рук. авт. колл. докт. филос. наук В.Л.Калашников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384с.
7. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Гардарика, 1998. - 446 с.
8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. 1999- 816с.
9. Чертихин В.Е. Человек и культура. / Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк /Под общ. ред. А.И.Ракитова. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 378 с.
10. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. - М.: "ФАИР-ПРЕСС", 1998. - 576 с.