В 60 - 80-е гг. прошлого века появился термин “органический синтез”. Из аммиака и каменноугольной смолы были получены анилиновые красители - фуксин, анилиновая соль, ализарин, а позднее - взрывчатые вещества и лекарственные препараты - аспирин и др. Структурная химия дала повод для оптимистических заявлений что химики могут всё.
Структурная химия неорганических соединений ищет пути получения кристаллов для производства высокопрочных материалов с заданными свойствами, обладающих термостойкостью, сопротивлением агрессивной среде и другими качествами, предъявляемыми сегодняшним уровнем развития науки и техники. Решение этих вопросов наталкивается на различные препятствия. Выращивание, например, некоторых кристаллов требует исключения условий гравитации. Поэтому такие кристаллы выращивают в космосе, на орбитальных станциях.
5. 5. Учение о химических процессах
Химические процессы представляют собой сложнейшее явление как в живой, так и в неживой природе. Эти процессы изучает химия, физика, биология. Перед химической наукой стоит принципиальная задача - научиться управлять химическими процессами. Дело в том, что некоторые процессы не удаётся осуществить, хотя в принципе они осуществимы; другие трудно остановить - реакция горения, взрывы, а часть из них трудно управляема, поскольку они самопроизвольно создают массу побочных продуктов. Для управления химическими процессами разработаны термодинамический и кинетический методы.
Все химические реакции имеют свойство обратимости, происходит перераспределение химических связей. Обратимость удерживает равновесие между прямой и обратной реакциями. В действительности равновесие зависит от условий происхождения процесса и чистоты реагентов. Смещение равновесия в ту или другую стороны требует специальных способов управления реакциями. Например, реакция получения аммиака:
N2 + 3N2 = N3
Эта реакция проста по составу элементов и своей структуре. Однако на протяжении целого столетия с 1813 по 1913 гг. химики не могли её провести в законченном виде, так как не были известны средства управления ею. Она была осуществима только после открытия соответствующих законов нидерландским и французским физико-химиками Я.Х. Вант - Гофом и А.Л. Ле - Шателье. Было установлено, что “синтез аммиака происходит на поверхности твёрдого катализатора при сдвиге равновесия за счёт высоких давлений”.
Все проблемы, связанные с такими сложными процессами, как, например, получение аммиака, решает химическая кинетика. Она устанавливает зависимость химических реакций от различных факторов - от строения и концентрации реагентов, наличия катализаторов, от строения и концентрации реакторов и т.д.
5. 6. Эволюционная химия
Химики давно пытались понять, каким образом из неорганической безжизненной материи возникает органическая основа жизни на Земле. Какая лаборатория этого процесса - лаборатория, в которой без участия человека получаются новые химические соединения, более сложные, чем исходные вещества?
И.Я. Берцелиус первым установил, что основой живого является биокатализ, т.е. присутствие различных природных веществ в химической реакции, способных управлять ею, замедляя или ускоряя её протекание. Эти катализаторы в живых системах определены самой природой, что служит идеалом для многих химиков. Идеалом совершенства считали “живую лабораторию” немецкий учёный Ю. Либих, француз П.Э.М. Бертело и другие учёные.
Современные химики считают, что на основе изучения химии организмов можно будет создать новое управление химическими процессами, а это позволит более экономично использовать имеющиеся в природе материалы и извлекать из них большую пользу. Для решения проблемы биокатализа и использования его результатов в промышленных масштабах химическая наука разработала ряд методов - изучение и использование приёмов живой природы, применения отдельных ферментов для моделирования биокатализаторов, освоение механизмов живой природы, развитие исследований с целью применения принципов биокатализа в химических процессах и химической технологии.
Функциональный подход к объяснению предбиологической эволюции сосредоточен на исследовании процессов самоорганизации материальных систем, выявлении законов, которым подчиняются такие процессы. Это в основном позиции физиков и математиков. Крайняя точка зрения здесь склоняется к тому, что живые системы могут быть смоделированы даже из металлических.
В 1969 г. появилась общая теория химической эволюции и биогенеза, выдвинутая ранее в самых общих положениях профессором Московского университета А.П. Руденко. Используя рациональностьсубстратного и функционального подходов, она отвечает на вопросы “о движущих силах и механизме эволюционного процесса, отборе элементов и структур и их причинной обусловленности, высоте химической организации и иерархии химических систем как следствия эволюции”.
ГЛАВА 6. Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики
6. 1. Предмет биологии. Её структура и этапы развития.
Биология - это наука о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.
Современная биологическая наука - результат длительного процесса развития. Интерес к познанию живого у человека возник очень давно, он был связан с его потребностями - в пище, лекарствах, одежде, жилье и т.д.
Но только в нервных древних цивилизованных обществах люди стали изучать живые организмы более тщательно. Одним из первых биологов древности был Аристотель.
В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе.
Структуру можно рассматривать с разных точек зрения.
По объектам исследования биология подразделяется на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию, антропологию.
По свойствам, проявлениям живого в биологии выделяются: морфология - наука о строении живых организмов; физиология - наука о функционировании организмов; молекулярная биология, изучающая микроструктуру живых тканей и клеток; экология, рассматривающая образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой; генетика, исследующая законы наследственности и изменчивости.
По уровню организации исследуемых живых объектов выделяются: анатомия, изучающая макроскопическое строение животных; гистология, изучающая строение тканей; цитология исследующая строение живых клеток.
В развитии биологии выделяют три основных этапа: 1) систематики (К.Линней), 2) эволюционный (Ч. Дарвин), 3) биологии микромира (Г.Мендель) Каждый из них связан с изменением представлений о мире живого, самих основ биологического мышления.
6.2. Сущность живого, его основные признаки
Дать точное определение живого весьма не просто. И это люди поняли очень давно.
Современная биология при описании живого идёт по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчёркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.
К числу свойств живого относят следующие признаки:
Живые организмы получают энергию из окружающей среды. Большинство из них использует солнечную энергию.
Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Способность реагировать на внешние раздражения - универсальное свойство живого.
Живые организмы не только изменяются, но и усложняются.
Всё живое размножается.
Сходство потомства с родителями обусловлено генетически. Вместе с тем существуют механизмы изменчивости. Это определяет эволюцию всех видов живой природы.
Живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания и соответствуют своему образу жизни.
Из совокупности этих признаков следует определение сущности живого: жизнь есть форма существования сложных открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.
Главный критерий жизни - способность живых организмов сохранять и передавать информацию.
6.3. Структурные уровни живого
На основе разных критериев могут быть выделены различные уровни, или подсистемы, живого мира. Наиболее распространённым является выделение на основе критерия масштабности:
Биосферный - включающий всю совокупность живых организмов Земли вместе с окружающей их природной средой.
Уровень биогеоценозов выражает следующую степень структуры живого, состоящую из участков Земли с определённым составом живых и неживых организмов (экосистему).
Популяционно-видовойуровень образуется свободно скрещивающимися между собой особями одного и того же вида.
Организменный и органно-тканевый уровни отражают признаки отдельных особей, их строение, поведение, физиологию, а также строение и функции органов и тканей.
Клеточный и субклеточный уровни отражают процессы специализации клеток, а также различные внутриклеточные включения.
Молекулярный уровень составляет предмет молекулярной биологии, одной из важнейших проблем которой является изучение механизмов передачи генной информации и развитие генной инженерии и биотехнологии.
Разделение живой материи на уровни является весьма условным.
6.4.Клетка как “первокирпичик” живого, её строение и функционирование. Механизм управления клеткой
Фундаментальная частица в биологии - живая клетка. Именно она является мельчайшей системой, обладающей всем комплексом свойств живого, в том числе и носителем генетической информации .
Создание клеточной теории, основы которой были полжены немецкими учёными Т.Шванном и М.Я. Шлейденом, стало одним из крупнейших достижений биологии XIX в.
Размеры клеток колеблются от одной тысячной сантиметра до 10см, что, правда, встречается редко.
Клетки образуют ткани (нервная, мышечная и т.д.), а несколько типов тканей - органы (сердце, лёгкие и пр.) Группы органов, связанные с решением каких -то общих задач, называют системами органов.
Обмен веществ - важнейшее свойство всего живого. Это свойство называют метаболизмом клеток.
К миру живого относят также вирусы, которые не имеют клеточной структуры. Кроме того, существуют некоторые организмы с клеточным строением, клетки которых не имеют ядра. Это прокариоты.
6.5. Принципы биологической эволюции
На протяжении тысячелетий господствовало элементарное объяснение, которое состояло в том, что будто бы все виды организмов были созданы однажды в их нынешних формах и больше никогда не изменялись. Эта концепция получила название креационизма.
Используя рациональные методы, ряд учёных (Ж.Л. Бюффон, во Франции, Э.Дарвин (дед Ч.Дарвина) в Англии, И.В.Гете в Германии, М.В. Ломоносов в России ) пришли к выводу, что организмы, населяющие Землю, не неизменны, а претерпевают эволюцию.
Интенсивное проникновение эволюционной парадигмы в биологию началось в конце XVIII в. благодаря работам выдающегося французского биолога Ж.Б. Ламарка. Он объяснил изменчивость видов влиянием внешней среды (питание, климат) и наследственности.
Проблемы, поставленные Ламарком, были успешно решены Дарвином. Он разработал теорию эволюции.
С точки зрения теории эволюции, всё многообразие живой природы является результатом действия наследственности, изменчивости, и естественного отбора.
Эволюция есть направленный процесс исторического изменения живых организмов.
6.6. Предмет генетики. Генетика и практика
Генетика - это биологическая наука о наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.
Центральным понятием генетики является “ген”. Это элементарная единица наследственности, характеризующаяся рядом признаков.
В основу генетики легли закономерности наследственности, обнаруженные австрийским биологом Г. Менделем при проведении им серии опытов по скрещиванию различных сортов гороха.
Основные направления исследований учёных - генетиков:
Изучение молекул нуклеиновых кислот, являющихся хранителями генетической информации каждого вида живого, единицами наследственности.
Исследование механизмов и закономерностей передачи генетической информации.
Изучение механизмов реализации генетической информации в конкретные признаки и свойства живого.
Выяснение причин и механизмов изменения генетической информации на разных этапах развития организма.
6. 7. Биоэтика
Глубокое проникновение биологии в различные сферы общественной жизни людей потребовало и новых форм контроля со стороны общества за использованием научных достижений.
Именно спецификой морали, по - видимому, и объясняется появление в последние годы ещё одной новой сферы профессиональной этики - биологической.
Под биологической этикой понимается применение понятий и норм общечеловеческой морали, в которых осмысливаются проблемы добра и зла, совести, долга, чести и т.д., к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии, а также в ходе практического применения её результатов.
В ходе решения различных биоэтических проблем утверждаются основные принципы биоэтики, некоторые из них широко признаны уже сегодня:
Принцип единства жизни и этики, их глубокое соответствие и взаимообусловленность.
Признание жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценностей.
Принцип гармонизации системы “человек - биосфера.
Глава 7. Биосфера. Ноосфера. Человек.
7. 1. Биосфера
Термин “биосфера” впервые был использован в 1875 г. австрийским геологом Э.Зюссом. Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населённая микроорганизмами.
Два главных компонента биосферы - живые организмы и среда и обитания - непрерывно взаимодействуют.
Многообразие живых систем поражает воображение.
Одним из первых в науке комплексное учение о биосфере стал разрабатывать русский учёный В.И.Вернадский.
Современное естествознание в ходе изучения биогеоценозов вводит понятие - “коэволюция”, означающее взаимное приспособление видов.
7. 2. Человек и биосфера
Появление “человека разумного” качественным образом изменило не только биосферу, но и результаты её планетарного влияния. Постепенно стал происходить переход от простого биологического приспособления к разумному поведению и целенаправленному изменению окружающей природной среды разумными существами.
Последствия появления человека как существа, обладающего разумом, и его связь с биосферой многофункциональны.
Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой.
Однако не все творения человека находятся в гармонии с окружающей действительностью. Кроме того, сделанное человеком, как правило, не способствует созданию новых запасов энергии.
7. 3. Система: природа - биосфера - человек
7. 3. 1. Влияние природы на человека. Географическая среда
Связь человека с окружающей средой особенно ярко выражена в сфере материального производства. Природные богатства служат естественной основой материального производства и жизни общества в целом.
Природа является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы и использования созданных на её основе предметов человек не существует.
Влияние природы в виде конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа весьма различно. Данное различие было особенно чувствительным для человека на ранних ступенях общества, когда преобразование предметов природы составляло лишь весьма незначительный процент по сравнению с их использованием в готовом виде.
7. 3. 2. Географический детерминизм
Степень воздействия природы и зависимость человека от неё столь велики, что осознание этого послужило основой для появления целого направления в науке - географического детерминизма. Его сторонники полагали, что развитие человеческого общества решающим образом определяется влиянием на него различных географических (природных) факторов.
Они считали, что развитие народов определяется в первую очередь природным ландшафтом, почвой, климатом и пищей.
Интересной является “ океаническая концепция” Л.Н. Мечникова. Суть её в том, что развитие человеческого общества определяется в первую очередь освоением водных ресурсов и путей сообщения. Согласно его концепции, последовательно сменяя друг друга, существовало несколько цивилизаций: речная (при освоении великих рек Китая, Египта, Месопотамии и других стран), Средиземноморская(овладение морским пространством), и новая Океаническая ( в масштабах всей Земли).
7. 3. 3. Окружающая среда, её компоненты.
Окружающая среда - более широкое понятие, чем географическая. Оно включает, помимо поверхности Земли и её недр, часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир. В структуре окружающей среды выделяют:
-естественную среду обитания, включающую в себя живую и неживую части природы - геосферу и биосферу. Она существует без вмешательства человека, естественным образом.
-искусственную среду обитания - всё то, что специально сделано человеком.
С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастают.
7. 3. 4. Влияние человека на природную среду. Техносфера.
Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. И темпы её развития постоянно увеличиваются. В наши дни так называемая техномасса уже на порядок превышает биомассу. Это тревожный сигнал, он требует вдумчивого отношения к балансу составляющих системы природа - биосфера - человек.
Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооружённости общества. XX столетие - век научно - технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличил масштабы воздействия общества на природу.
В результате преобразования человеком естественной среды обитания можно говорить уже о реальном существовании нового её состояния - о техносфере.
7. 3. 5. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере
Учение о ноосфере было сформулировано в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского. Всего работах можно встретить разные определения и представления о ноосфере которые к тому же менялись на протяжении всей жизни учёного. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах:
как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;
как область активного проявления научной мысли;
как главный фактор перестройки и изменения биосферы.
В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором бытия.
7. 4. Взаимосвязь космоса и живой природы
Благодаря связи всего существующего космос оказывает активное влияние на самые различные процессы жизни на Земле.
Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (например, Луны на морские приливы и отливы, солнечные затмения) люди подметили ещё в древности. В XX столетии знания о влиянии космоса на Землю существенно пополнились. И в этом есть заслуга и российских учёных, в первую очередь представителей русского космизма - А.Л.Чижевского, К.Э. Циолковского, Л.Н. Гумилёва, В.И. Вернадского.
Понять оценить и выявить масштабы влияния космоса и прежде всего Солнца на земную жизнь и её проявления, во многом удалось Чижевскому.
Многие идеи А.Л. Чижевского нашли своё применение в области космических и биологических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние.
7. 5. Противоречия в системе: природа - биосфера - человек
Взаимоотношения природы и общества нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними.
Во - первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже на планетарном уровне.
Во - вторых постоянно углубляются противоречия дисгармония между человеком и природой.
Природа - это единое целое.
Человек распахивает землю, помогая росту полезных растений, но из-за ошибок в земледелии смывается плодородный слой. Вырубка лесов под сельхозугодья лишает почву достаточного количества влаги и в результате поля вскоре делаются бесплодными. Уничтожение хищников снижает сопротивляемость травоядных и ухудшает их генофонд.
Отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательства человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из - за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.
Однако говоря сегодня о проблемах экологии, мы фактически имеем ввиду социальную экологию - науку, изучающую проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
ГЛАВА 8. Человек как предмет естественно - научного познания
8. 1. Человек - дитя Земли
Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для генезиса человека.
Человек, человеческий разум и общество являются вершиной естественного развития Земли и её биосферы. Со всей определённостью можно сказать, что человек - дитя Земли. Сейчас наступил период духовной эволюции и разума. Это качественно новая эпоха в эволюции Земли. Она характеризуется развитием разума и переходом от биосферы к ноосфере - сфере взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором эволюции.
Но речь идёт не только о человеке как сугубо биологическом виде. Имеется ввиду гораздо большее. Вместе с человеком появляется разум, мысль, сознание. Разум является уже принципиально новым явлением по сравнению со всем тем, что существовало в предшествующей истории.
8. 2. Проблема антропогенеза
Человек - сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем - биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он является существом, как биологическим, так и социальным, Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой - социальному миру. А в целом он является предметом изучения множества наук.
Первый вопрос, на который следует ответить, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий, к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека - существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза.
8.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека. Продолжается ли биологическая эволюция HomoSapiens?
Эволюция человека продолжается на всём протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне жизни. Что же касается биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, по крайней мере, она перестала играть решающую роль.
Сила естественного отбора в социальном мире всё более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости.
Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, и большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества.
При этом важно отметить, что значение естественного отбора резко меняется в жизни человека и животных. Если у животных отбор - это главный фактор эволюции, то у человека его роль заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на здоровье.
Естественный отбор происходит на уровне зародышевых клеток.
В основе эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает своё главенствующее значение в его жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией.
8.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека
В современной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека. Одни авторы утверждают, что оно целиком обусловлено генами, абсолютизируя биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Эта концепция получила название - пансоциологизм.
На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности, как таковые, а лишь их задатки, в большей или меньшей степени проявляющиеся в условиях среды.
8.6. Социобиология о природе человека
Возникновение социобиологии связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э.О. Уилсона “Социобиологигия: новый синтез.” В рамках этой концепции ставится задача по- новому подойти к проблемам морали, свободы, агрессии, альтруизма, эгоизма и других качеств человека. Важнейшее место в ней отводится анализу возможностей и границ применения аналогий между поведением животных и человека.
По мнению социобиологов, принципиальные изменения в представлении о природе человека должна внести теория генно-культурной коэволюции. Суть её состоит в утверждении того, что процессы генной и культурной эволюции человека проходят совместно. Поэтому человек выступает на самом деле прежде всего объектом биологического знания.
Главные положения сводятся к тому, что у человека не может быть “трансцедентальных” целей, возникших вне его биологической природы.
8. 6. Социально - этические проблемы генной инженерии человека
Этические аспекты генной инженерии выражают частный, хотя и очень значимый вопрос, входящий в круг проблем, рассматриваемых биоэтикой. Последняя включает этические регулятивы отношения к живым существам, в том числе и к человеку.
Остро стоит проблема генной инженерии человека. Её можно сформулировать так: допустимо ли, с точки зрения моральных норм, хирургическое вмешательство в генотип человека?
Актуальность генной инженерии человека обнаруживается сразу, как только мы обратимся к необходимости лечения больных с наследственными болезнями, обусловленными геномом.
При этом особенно важна забота о будущих поколениях, которые не должны расплачиваться собственным здоровьем за недостатки и ущербность своего генома и генофонда сегодняшнего поколения.
Необходимость исправления “ ошибок природы”, генной терапии наследственных болезней выдвигает на первый план генную инженерию. Генная инженерия - это раздел молекулярной биологии, прикладная молекулярная генетика, задачей которой является целенаправленное конструирование новых, не существующих в природе сочетаний генов при помощи генетических и биохимических методов. Она основана на извлечении из клеток какого - либо гена или группы генов, соединении их с определёнными молекулами нуклеиновых кислот и внедрении полученных гибридных молекул в клетки другого организма.
8. 7. Бессознательное и сознательное в человеке
С вопросом биологического и социального тесно связана проблема бессознательного и сознательного в человеке.
Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал
З. Фрейд, открывший целое направление в учении о человеке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.
Согласно его концепции, психика человека состоит из трёх пластов. Самый нижний и мощный пласт - “Оно” (id) - находится за пределами сознания. По своему объёму он сравним с подводной частью айсберга. В нём сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. За тем следует слой сознательного -это “Я”(ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - “сверх -я” (SuperEgo) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура.
В итоге оказывается, что собственное “Я” - сознание человека не является “хозяином в своём собственном доме”. Поэтому сам человек - прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).
8. 8. Человек: индивид и личность
Человек является существом биосоциальным, носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и в рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношения индивида и личности.
С биологической стороны человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной - как личность.
Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид - это всегда один из многих, он всегда безличен. В этом смысле понятия “индивид” и “личность” являются противоположными как по объёму, так и по содержанию.
“Личность” - это понятие, весьма богатое по социальному содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Личность - и есть социальная индивидуальность т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, социальная самобытность.
Личность имеет сложную структуру, поэтому возможны различные подходы к её рассмотрению, которые хотя и взаимосвязаны между собой, имеют важные отличия.
8. 9. Экология и здоровье человека
Экология человека, являясь составной частью общей экологии, определяется прежде всего негативным воздействием на людей ими же изменяемой окружающей среды обитания.
Ещё в XVIII в. человечество находилось в гармонии с природой. Но уже в конце XIX в. возник дисбаланс между человеком и окружающей средой. Сейчас объём допустимого воздействия на биосферу превышен в 8 - 10 раз.
Хотя экологическая проблема, в принципе, имеет глобальный характер, но в различных странах она проявляется по-разному. Мы будем рассматривать её применительно к условиям современной России, в которой экологическое состояние природы и населения является, по некоторым оценкам, наихудшим в мире.
В стране имеется 13 зон с опасной экологической ситуацией. К ним относятся, прежде всего такие районы, как зона аварии Чернобыльской АЭС, Южный Урал - окрестности Челябинска, где появилось новое для врачей понятие - “хроническая лучевая болезнь” и др.
Поэтому закономерно, что здоровье населения ухудшается.
Таким образом, экологическая проблема в нашей стране выдвигается на первый план, прежде всего в связи с угрозой физическому и психическому развитию и даже выживанию.
Перед обществом встаёт ещё одна важнейшая задача - формирование экологического сознания населения.
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебное пособие
Подписано в печать 1. 10. 2000 г. Формат 60 х 84/16. Бумага ксероксная “Светокопи” 80 г/см. Гарнитура Таймс. Печать оперативная. Печ. л. 3,25. Тираж 300 экз.
Лицензия серия ЛП № 000061 от 15. 01. 1999 г.
Издательство “Нива”
Генеральный директор изд-ва Забавичев А. П.
191119, Санкт - Петербург, Лиговский проспект, 108- Б