Рефераты

Великие философы мира

Абай рано начал свою творческую деятельность. По данным Ауэзова, уже в неполных 12 лет он стал сочинять стихи и распространять их среди народа от имени своих друзей. Начиная с 1886 г., Абай стал распространять и печатать свои произведения под собственным именем. Им написано достаточное количество содержательных произведений, затрагивающих самые жгучие проблемы казахской общественной мысли.

Первый сборник его стихов был опубликован лишь после его смерти в 1909 г. в Петербурге.

Абай был врагом эксплуататоров и искренним другом и радетелем трудящихся. Во множестве своих стихов, таких ,как «О, казахи мои! Мой бедный народ», «Бай живет и охраняет свой скот», «Звереет бай» и многих других, поэт с глубоким страданием и сочувствием описывает те невероятные бедствия, на которые обрекают казахскую бедноту их угнетатели.

Изучение русской культуры, полагал Абай, не только помогает познанию действительной сущности окружающего нас мира, но и в определенном смысле может помочь в борьбе передовых людей против притеснения народа со стороны царизма и других угнетателей.

В творческом наследии Абая большое внимание занимают проблемы религии и особенно ислама. Абай Кунанбаев критически относился к представителям мусульманского духовенства, считая, что верой во всемогущество Аллаха они пытаются прикрыть свою гнусную душу и свои коварные цели. Однако он решительным образом оберегал веру во Всевышнего от религии и не проявлял никакой склонности отождествлять религию с искренней верой (иман), которая как он полагал, должна быть основана на глубоком понимании сущности Божественного духа.

Центральным вопросом в философии Абая были нравственно - этические проблемы. Основное свое философское произведение «Книга слов» он написал в форме афоризмов .

Умер Абай в 1904г., не успев достигнуть полных 60 лет. Весь казахский народ переживал это событие как свою собственную трагедию. Но Абай оставил будущим поколениям не только свое богатое творческое наследие, но и своих талантливых учеников.

Основные произведения: «Книга слов», «Основные положения философии будущего» и другие.

ШАКАРИМ КУДАЙБЕРДИЕВ

(1858 - 1931)

Родина Шакарима Кудайбердиева - Предгорья Чингистау нынешнего Абаевского района Семипалатинской области. В семилетнем возрасте он остался без отца, и его принял на воспитание родной дядя - великий Абай. Шакарим был сыном старшего брата Абая Кунанбаева. До сих пор нет достоверных сведений о том, как складывались отношения между Абаем и Шакаримом. Но достаточно известно, что Абай сумел точно уловить способности своего племянника и направить его на путь поиска истины, необходимой не только ему одному, но и всем.

Систематического образования Шакарим получил, зато он усиленно занимался самообразованием. Круг его научных интересов был весьма широк. Он страстно увлекался литературой, историей, философией, географией, естественными науками, особенно физикой элементарных частиц.

После смерти сыновей Абая Шакарим стал отшельником, уединился в дальних местах Чингистау, где в одиночестве писал стихи. излагал раздумья и обосновывал свои научные открытия.

Многогранное творческое наследие Шакарима, весьма разнообразное по форме своего выражения, является достаточно сложным по содержанию. Особенно трудно трактуются его теоретические, философские воззрения.

Центральный объект философии Шакарима, конечно, - человек, он предмет его особой заботы и внимания. Согласно казахской просветительской традиции, мыслитель считал, что сущность человека, его природа и назначение заключается в знании, и прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах.

Сам философ был совершенно независимым и мыслил самостоятельно. Тогда он еще не знал, что философствовать самостоятельно в обществе, раздираемом противоречиями либо же полностью придавленном властями, дело рискованное и далеко не безопасное для мыслящей личности. Впоследствии он жестоко поплатился за это. Но что бы там ни было, Шакарим никогда не отказывался от своих убеждений, которые формировались у него не наспех, а были результатом длительных поисков и настойчивых поисков и настойчивых исследований, а также глубоких размышлений. Убедительным свидетельством тому является его произведение «Три истины», существенным дополнением к которому являются его труды «Каноны мусульманства», «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», а также другие продукты его художественного творчества.

Основные произведения: «Три истины», «Каноны мусульманства», «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» и другие.

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ

(1853 - 1900)

Владимир Сергеевич соловьев - выдающийся, истинно гениальный мыслитель России. Он обладал удивительной эрудицией и прежде всего глубоким знанием мировых философских систем и учений и критиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобще и рационализм, а другие впадали в противоположную крайность

- эмпиризм частное. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно - волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказуемой за грехи. Именно Бог олицетворяет положительной всеединство сущего. Все материальное многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым стержнем философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства.

Рассматривая роль философии в истории человечества, Соловьев ставит вопрос: «Что же делала философия?» - и отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание.

Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства - оригинального и глубоко продуманного принципа философии. Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.

Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно - сущего, - это тело или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства, посредником между ними выступала София - Мудрость Божия.

Как центральная фигура во всей истории российской философской мысли, Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составил религиозно - философское направление.

Основные произведения: «Оправдание Добра», «Кризис западной философии», «Философские начала цельного знания», «Чтение о Богочеловечестве» и другие.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

(1821 - 1881)

Огромное место в истории русской и мировой философской мысли занимает великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель Федор Михайлович Достоевский. В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства.

Достоевский - один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем искры Божий во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора - вот идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом - художником. Достоевский делал упор на «русской решение» социальных проблем, связанной с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы на основе христианского братства.

Философские взгляды Достоевского имеют небывалую нравственно-эстетическую глубину. Для Достоевского «истина есть добро, мыслимое человеческим умом, красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме». В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы» бытия. Он развивал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно - энергийной силой. Сильные религиозные мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивыми образом иногда сочетались в отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями. В области философии Достоевский был скорее великим прозорливым, нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Основные произведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие .

НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ

(1874-1948)

Русский религиозный философ, представитель персонализма. На рубеже 1900-х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства, примыкал к легальному марксизму, в дальнейшем обратился к религиозной философии; испытал влияние Достоевского, Соловьева, Несмелова.

Отказываясь монистически строить свою философию, выводить ее из единого принципа, Бердяев развертывает ее как совокупность нескольких независимых идейных комплексов, каждый из которых вырастает из определенной индивидуальной первичности: идея свободы, идея творчества, идея личности, идея «метаисторического» эсхатологического смысла истории. Общей основой этих идей служит дуалистическая картина реальности, в которой взаимно противопоставляются два ряда начал: свобода, дух (бог), ноумен, субъект (личность, «Я»), - с одной стороны, необходимость, мир, феномен, объект - с другой стороны.

В учении с безосновной и безначальной свободе как первоистоке, рождающем лоне бытия Бердяев следует Беше, воспринимая его понятие «неисследуемой бездны», существующей до времени и бытия, некоего «ничто», тяготеющего к тому, чтобы превратиться в «нечто».

Смысл теории - в избавлении от объективации, которая связана, однако, с неустранимыми свойствами здешнего бытия, поэтому достижение этого смысла мыслится в мистической философии Бердяева лишь как конец истории, как радикально иной мир.

Личность в концепции Бердяева не совпадает с эмпирической индивидуальностью; она мыслится как средоточие всех духовных и душевных способностей человека, его «внутренний экзистенциальный центр», осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы.

Конфликт между личностью и объективации - главное содержание учения Бердяева о человеке и обществе. Объективация стремится сделать личность частью общества и тем поработить ее.

В своем отношении к христианству Бердяев резко критикует искажение его «вечной правды» эмпирической церковью, однако связывает смысл творчества и истории с «завершением христианского откровения» и созданием обновленного «эсхатологического христианства».

Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма.

Основные произведения: «Духовный кризис интеллигенции», «Смысл творчества», «О назначении человека», «Самопознание», «Смысл истории», «О рабстве и свободе человека» и др.

БЕРТРАН РАССЕЛ

(1872-1970)

Английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В области философии проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к томизму. После кратковременного увлечения неогегельянством в его английской версии Рассел перешел к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж.Мура и А.Уайтхеда - к неореализму. В 20-30-х годах, сблизившись с неопозитивизмом, Рассел признавал реальность лишь «чувственных данных», трактуемых в духе концепции «нейтрального монизма», согласно которой истолковывал понятия «дух» и «материя» как логической конструкции из «чувственных данных». В 40-50-х гг. Рассел обращается к идеям Юма: он допускает существование фактов, которые в отличие от элементов «опыта», объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внешнего мира.

Философской эволюции Рассела соответствовали изменения в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Рассела эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, но в дальнейшем Рассел вновь признал самостоятельное значение философских проблем.

Рассел был создателем концепции логического атомизма (начиная с 20-х гг.) и основоположником философии логического анализа. Большое место в его трудах занимает разработка философских вопросов математики. Открытый Расселом один из парадоксов теории множеств привел его к построению оригинального варианта аксиоматической теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике.

По социологическим взглядам был близок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, по Расселу, лежат их инстинкты, страсти. В этике и политике Рассел придерживался позиции буржуазного либерализма, выступал против теорий, проповедующих поглощение личности обществом и государством. Он отрицательно относился к христианству. Особенностью этической и общественно-политической позиции Рассела являлась активная борьба против фашизма, непримиримость к войне. В 1950 г. Расселу была присуждена нобелевская премия по литературе.

Основные произведения: «Проблемы философии», «Человеческое познание», «Почему я не христианин», «История западной философии» и другие.

ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН

(1889-1951)

Австрийский философ, логик и математик. Представитель аналитической философии. С 1929 г. жил в Великобритании. В «Логико-философском трактате» (1921 г.) Витгенштейн под влиянием Рассела выдвинул концепцию логического анализа языка, основанную на идее так называемого логически совершенного, или идеального, языка, образцом которого он признавал язык математической логики. Логико-гносеологическая модель знания, сформулированная Витгенштейном, представляла собой неоправданную попытку экстраполяции на структуру знания в целом свойств частного логического формализма - классической двузначной математической логики. Модель Витгенштейна исходила из возможности сведения всего знания к совокупности элементарных предложений. Утверждения логики и математики рассматривались при этом как образец выражения схем формального преобразования содержательных утверждений о мире. Этой модели знания Витгенштейн предпослал онтологическое обоснование в виде доктрины логического атомизма, которая представляет собой проекцию структуры знания, предписываемой логико-гносеологической моделью, на структуру мира. Все, что не вписывается в эту модель - традиционная философия, этика и т.д., - объявляется Витгенштейном лишенным познавательного смысла. Философия признается возможной лишь как «критика языка». Идеи «Логико-философского трактата» были восприняты логическим позитивизмом, хотя последний и отвергал логический атомизм Витгенштейна, как неправомерную метафизику».

Начиная с 30-х годов Витгенштейн отказался от односторонней ориентации на логику и идеи логически совершенного языка, рассматривая его лишь как одну из возможных «языковых игр». Абсолютизация логического моделирования языка сменяется у Витгенштейна культом многообразия форм обыденного языка и их эмпирического описания. Витгенштейн резко выступал против всяких унификаций и генерализаций в подходе к языку, выдвигая концепцию значения как употребления, противопоставляя теории обобщения идею «семейных сходств». Эти взгляды Витгенштейга, нашедшие выражение в его посмертном труде «Философские исследования», оказали большое влияние на развитие лингвистической философии. В поздней своей концепции Витгенштейн занимал позицию идеалистического конвенционализма, согласно которой язык толкуется как продукт произвольного соглашения.

Основные произведения: «Логико-философский трактат», «Философия исследования» и другие.

КАРЛ ЮНГ

(1875-1961)

Швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - «аналитической психологии».

В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе разработал технику свободных ассоциаций, превратив ее в один из основных методов психиатрического исследования. В 1907-1912 гг. был одним из ближайших сотрудников Фрейда. Пересмотр Юнгом основных положений психоанализа привел к разрыву с Фрейдом.

В работе «Метаморфозы и символы либидо» Юнг исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, которое, по Юнгу, есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляет общечеловеческие первообразы - архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т.д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди архетипов Юнг отводил архетипу «самости» как потенциальному центру личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного - цель прогресса становления личности (самореализации, индивидуализации). Основная задача психотерапии - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиционных культурах динамическое равновесие между ними осуществляется, по Юнгу, с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного бессознательного позитивистские идеи переплетаются Юнга с метафизическими представлениями о психике как некой безличной субстанции и т.п. Юнг разработал типологию характеров, в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внешний и внутренний мир. Оказал большое влияние на сравнительное изучение религий, мифологии, фольклора, а также эстетику и литературно-художественную критику.

Основные произведения: «Психоз и его содержание», «Метаморфозы и символы либидо», «Психологические типы» и другие .

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР

(1889-1976)

Немецкий философ - экзистенциалист. В мировоззрение Хайдеггера слились различные тенденции идеалистической философии конца 19-начала 20 вв.: феноменология Гуссерля Шелера, философия жизни Дильтея, отдельные мотивы диалектической теологии. В сочинении «Бытие и время» Хайдеггер ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забытым» традиционной европейской философией. Пытаясь строить онтологию на основе гуссерлевской феноменологии, Хайдеггер стремится раскрыть «смысл бытия» через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия. По Хайдеггеру онтологическую основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия. Хайдеггер стремится переосмыслить европейскую философскую традицию, рассматривавшую чистое бытие как нечто вневременное.

Переживание временности отождествляется у раннего Хайдеггера с острым чувством личности. Сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что «мир вещей», мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Такие понятия, как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» и т.п., выражают у Хайдеггера духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность. В дальнейшем Хайдеггер пытается постигнуть самого человека, исходя из «истины бытия».

Истоки метафизики восходят, по Хайдеггеру, к Платону и даже к Пармениду, положивших начало рационалистическому пониманию бытия, а также пониманию мышления как созерцания вечных идей, т.е. чего-то самотождественного и пребывающего. В противоположность этой традиции Хайдеггер употребляет для характеристики истинного мышления термин «вслушивание»: бытие нельзя созерцать, ему можно только внимать.

В последние годы Хайдеггер в поисках бытия все чаще обещал свой взор на Восток, в частности к дзэн-буддизму, которым его роднила тоска по «невыразимому» и «неизреченному», склонность к мистическому созерцанию.

Основные произведения: «Бытие и время».

ЖАН ПОЛЬ САРТР

(1905-1980)

Французский философ и писатель, представитель экзистенциализма. Формирование философских взглядов Сартра протекало в атмосфере сближения феноменологии и экзистенциализма, впервые осуществленное Хайдеггером. Основной трактат Сартра - «Бытие и ничто» - представляет собой сплав идей Э.Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля; вместе с тем в его «феноменологической онтологии» звучат отголоски картезианского дуализма и фихтеанских идей. С позиций феноменологии онтологическая проблема сводится у Сартра к интенциональному анализу форм проявления бытия в человеческой реальности. По Сартру подобных форм три: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». «Бытие-для-себя» - непосредственная жизнь самосознания - само по себе есть чистое «ничто» по сравнению с плотной массивностью «бытия-в-себе» и может существовать только как отталкивание, отрицание. «Бытие-для-другого» обнаруживает фундаментальную кофликтность межличностных отношений, примером которой для Сартра служит гегелевская модель господского и рабского сознания.

Человек есть всего лишь «тщетное стремление». Сартр не только развенчает идею бога, но и раскрывает иллюзорность ницшеанского идеала сверхчеловека как безграничного самоутверждения. Свободы человека, по Сартру, неотчуждаема и неистребима.

Идея свободного выбора и разоблачения губительных иллюзий «дурной веры» образует лейтмотив драматургии Сартра и его прозаической незавершенной тетралогии «Дороги свободы». После войны, постепенно осознавая расплывчатость своего «экзистенциального гуманизма», Сартр пытается сблизиться с марксизмом (пьеса «Дьявол и господь бог»), в то же время не отказываясь философских установок онтологического трактата.

Итог этого процесса - 1-й том «Критики диалектического разума с программой теоретического обоснования» марксистской диалектики. Сартр переосмысливает марксистскую концепцию социально-исторической практики в духе идеи «экзистенциального проекта» и выдвигает на первый план понятие «индивидуальной практики».

Основные произведения: «Бытие и ничто», «Дороги свободы», «Тошнота», «Критики диалектического разума» и другие .

АЛЬБЕР КАМЮ

(1913-1960)

Французский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957.Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24 км к югу от г. Бон, в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г.Алжир, где Камю прожил до 1939. В 1930, заканчивая лицей, он заболел туберкулезом, от последствий которого страдал всю жизнь. Став студентом Алжирского университета, изучал философию, перебивался случайными заработками. Озабоченность социальными проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год он вышел из нее. Организовал самодеятельный театр, с 1938 занялся журналистикой.B 1942 вступил в подпольную организацию Сопротивления «Комба»; редактировал ее нелегальную газету с тем же названием. Оставив в 1947 работу в «Комба», писал для прессы публицистические статьи, собранные впоследствии в трех книгах под общим названием «Злободневные заметки».

В 1953 Камю возвращается к театральной деятельности: ставит спектакли по собственным инсценировкам, в т.ч. «Реквием» по монахине У. Фолкнера, «Бесы» Ф.Достоевского; готовится возглавить субсидируемый государством экспериментальный театр, чему помешала смерть в автомобильной катастрофе 4 января 1960.

Камю начал писать, не достигнув 20 лет, первые свои книги - «Изнанка и лицо» и «Брачный пир» - издал в Алжире.. Незаконченный автобиографический роман «Первый человек», черновик которого был найден на месте гибели Камю, опубликован в 1994. «Посторонний» и «Миф о Сизифе» содержат основные ключи к философии Камю. Сознание Мерсо, героя Постороннего, пробуждается лишь к самому концу повествования, когда он оказывается перед лицом смертной казни за случайное, беспричинное убийство незнакомого араба. Прототип современного антигероя, он бесит судей неприятием их лицемерия и отказом признать собственную вину. В Мифе о Сизифе мифологический герой Сизиф начинает там, где кончил Мерсо. В романе «Чума» эпидемия бубонной чумы обрушивается на алжирский портовый город. Внимание автора сосредоточено на группе людей, которые, подобно Сизифу, сознают тщетность своих усилий и, тем не менее, продолжают работать не покладая рук, дабы облегчить страдания сограждан.

Основные произведения: «Посторонний», «Чума», «Падение», «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек», «Злободневные заметки» и другие.

ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР

(1880-1936)

Немецкий философ и культуролог. Родился 29 мая 1880 в Бланкенбурге (Германия). Изучал философию, историю, математику и искусство в Мюнхенском и Берлинском университетах, докторскую степень получил в 1904. Работал учителем в Гамбурге. Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако после прихода к власти нацистов в 1933 и изъятия одной из его книг вел уединенную жизнь.

В 1918 вышел в свет первый том его известного труда «Закат западного мира». В этой самой значительной из своих работ Шпенглер предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, которая последует за жестокой «эпохой цезаризма». Сама история, на его взгляд, есть калейдоскоп из восьми «органических» культурно-исторических типов, или культур: египетской, индийской, вавилонской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магической (византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Девятая - культура будущего, русско-сибирская.

Приводя разнообразные исторические данные, Шпенглер пытался доказать два тезиса в отношении этих культур. Согласно первому тезису, все культуры, которые он рассматривал как «организмы», следуют одной и той же схеме развития и гибели, которая разворачивается в продолжение одного и того же исторического цикла. Все они проходят через стадии пред-культуры, культуры и цивилизации и отмечены кризисами одного и того же типа и аналогичными событиями и фигурами. Так, Александр играет ту же роль в античной культуре, что и Наполеон в западной, аналогично соотносятся Пифагор и Лютер, Аристотель и Кант, стоики и социалисты. Согласно второму тезису, каждая культура обладает своей уникальной «душой», или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Западная «фаустовская» душа характеризуется стремлением к бесконечности, которое одинаково выражено в готическом соборе, исчислении бесконечно малых, музыке Баха, империалистической дипломатии силы, радио и банковском кредите.

Основные произведения «Закат Европы» , «Человек и техника» , «Годы решений» и другие.

КАРЛ ЯСПЕРС

(1883-1969)

Немецкий философ, представитель экзистенциализма. Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой. В 1909-1915 работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 был назначен ассистентом по психологии, в 1920 ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910 и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937. В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остался в Гейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны (1945) был восстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны.

Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969.

Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 в. Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни «фанатизма» Кьеркегора, ни «исступления» Ницше, ни «индифферентного мышления» университетских профессоров. В поздних работах он все же предпочитал говорить о «философии разума» или «мировой философии», а не о «философии существования». С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность - открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается - в особой межличностной коммуникации - только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Хотя Ясперс ценил то, что он называл «религией Библии», он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру и знание.

Основные произведения: «Общая психопатология», «Психология мировоззрения», «Философия», «Об истине» , «Проблема немецкой вины», «Великие философы», «Философская вера и откровение» и другие.

ХОСЕ ОРТЕГА - И -ГАССЕТ

(1883-1955)

Испанский писатель и философ, один из выдающихся интеллектуалов 20 в. Ортега родился в Мадриде 9 мая 1883. Получил образование в Малаге и Мадриде, стал доктором философии в 1904. Уже в 1902 писал статьи для газеты «Эль Импарсиаль». Стажировался в Марбургском университете у Германа Когена, который оказал на него значительное влияние. В 1910 стал профессором метафизики Мадридского университета.

В 1914 Ортега опубликовал свою первую книгу - “Размышления о Дон-Кихоте” и прочитал знаменитую лекцию “Старая и новая политика”, в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. В 1915 в сотрудничестве с Асорином, Барохой и Пересом де Айела основал журнал «Испания», а в 1917 - «Эль Соль». Вскоре Ортега стал известен в Латинской Америке; в 1916 он прочитал серию лекций в Аргентине. В 1923 учредил журнал «Ревиста де Оксиденте», в котором испаноязычному миру предлагались новейшие достижения в области философии, науки и литературы.

Сочинения Ортеги, такие, как “Размышления о Дон-Кихоте” и “Бесхребетная Испания” (1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца. Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких работах, как “Тема нашего времени” (1923) и “Дегуманизация искусства” (1925). Однако как раз в прологе к “Размышлениям о Дон-Кихоте” можно найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он дает определение человека: «Я есть Я и мое окружение», т.е. человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории. Ортега искал компромисса между идеализмом (преувеличивающим значение разума) и реализмом (преувеличивающим значение вещей) и предложил философию жизни, соединение Я и вещей. Всемирную славу Ортеге принесла его работа “Восстание” массами не имеется в виду пролетариат. Согласно Ортеге, человечество разделено не на общественные классы, а на два типа людей: элиту (духовную аристократию) и массу. Последняя лишена способности к самооценке и в результате нетребовательна к себе. Человек «массы» посредствен , скучен и желает оставаться таким, какой он есть, быть «таким, как все». Масса, следовательно, представляет собой совокупность индивидов, ориентированных на жизнь в массе.

Основные произведения : “Старая и новая политика” , “Размышления о Дон Кихоте”, “Бесхребетная Испания” , “История как система” , “Восстание масс” и другие.

МИШЕЛЬ ФУКО

(1926-1984)

Французский философ и историк культуры, книги которого о безумии, социальных науках, медицине, тюрьмах и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей в современной французской литературе. Фуко родился в Пуатье 15 октября 1926 в семье врача. Получив образование в Сорбонне, преподавал в университете Клермон-Феррана в 1960-1968, а затем в новом университете в Венсене. В 1970 занял кафедру истории систем мышления в Коллеж де Франс.

Фуко впервые изложил свои идеи в книге “История безумия” в классическую эпоху, где утверждал, что в «эпоху разума», когда разум пытается определить себя, исключая любые элементы неразумия, возникает совершенно новое понимание безумия. Безумных людей начинают заключать в больницы. В конце этого периода изобретают дома умалишенных, а также возникает новая врачебная профессия, в задачи которых входит контроль над больными и жесткое обращение с ними. Другой пример такой исторической трансформации понятий приводится в книге “Рождение клиники” (1963), прослеживающей появление клинической медицины в период Великой французской революции. Новые клиники - не просто изменение в медицинской практике, но также изменение в мышлении врача. Теперь лечатся отдельные органы больного, а не человек в целом.

Все эти темы разрабатываются в его главном труде - “Слова и вещи” (1966), исследовании гуманитарных наук и тех структур мышления, которые им предшествовали. Публичный дискурс о труде, жизни и языке - экономика, биология и филология - имеет свое особое происхождение, это мутация классического (картезианского) анализа богатства, естественной истории и общей грамматики. «Человек», существо, являющееся одновременно и объектом изучения и его субъектом, есть побочный продукт нового дискурса о жизни, труде и языке. Фуко утверждает, что гуманитарные науки должны иметь другой предмет, и книга завершается драматическим, но не вполне ясным рассуждением, по которому выходит, что псевдопредмет «человек» скоро исчезнет и будет заменен анонимным и автонимным дискурсом, в котором полярное противопоставление субъективного и объективного, присущее понятию «человек», будет преодолено. К главному труду примыкает попытка описать новую методологию, предпринятая в книге “Археология знания” (1969).

Основные произведения : “История безумия в классическую эпоху”, “Рождение клиники” , “Слова о вещи” , “Археология знания” и другие.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

(1452-1519)

Великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете. Возможно, в 1467 (в возрасте 15 лет) Леонардо был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо. В 1472 Леонардо вступил в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых дисциплин. В 1476 он все еще работал в мастерской Вероккьо, по-видимому, в соавторстве с самим мастером К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Людовика Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи. После изгнания Людовика Сфорца из Милана французами в 1499 Леонардо уехал в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулся во Флоренцию; сообщается, что он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал из города в город, работая на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория.Затем Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. Все эти годы он продолжал заполнять свои тетради разнообразными идеями на столь различные сюжеты, как теория и практика живописи, анатомия, математика и полет птиц. Но в 1513, как и в 1499, его покровители были изгнаны из Милана. Леонардо уехал в Рим, где провел три года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный отсутствием материала для анатомических исследований, Леонардо возился с экспериментами и идеями, которые ни к чему не приводили.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты