Умозаключение, в котором из истинных (правдоподобных) посылок мы получаем правдоподобное умозаключение называют «вероятностным» т.к. вывод будет истинным не безусловно, а только с некоторой степенью надежности, т.е. вероятности
Виды вероятностных умозаключений
? Умозаключения по «обратной импликации»
? Индуктивные
? По-аналогии
Обратная импликация modus ponens
Обратная импликация modus tollens
Обратная импликация на основе modus ponens:
Обратная импликация на основе modus tollens
Вероятность «обратной импликации»
Мы получим истинное заключение лишь с вероятностью 80% (в 80 проц. одинаковых случаев)
Индукция
Индуктивное умозаключение это такая форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит преимущественно вероятностный характер
Виды индукции
Полная индукция - умозаключение, в котором общее заключение делается на основе изучения всех предметов или явлений данного класса.
Схема полной индукции
S1 -- P (S1 обладает признаком P)
S2 -- P
………
Sn -- P
Только S1…Sn составляют класс К
Любой предмет класса К обладает признаком P
Неполная индукция - это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых элементов или частей класса делают вывод о его принадлежности признака классу в целом.
Схема неполной индукции
S1 -- P (S1 обладает признаком P)
S2 -- P
………
Sn -- P
S1…Sn входят в класс К (но не исчерпывают его
Вероятно каждый предмет класса К обладает признаком P
Виды неполной индукции
а) Популярная (энумеративная) индукция. В популярной индукции вывод делается на основе первых встретившихся конкретных случаев. В результате, по исследовании некоторых явлений определенного класса в условиях отсутствия противоречащего примера (контрпримера), делается поспешный вывод о всем классе (степень вероятности не велика).
б) Научная индукция (элеминативная, статистическая) - умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержаться также информация о зависимости этого признака от определенных свойств явлений
Индуктивные методы установления причинно-следственных связей
1) метод сходства. Индуктивные случаи S1,S2…Sn. исследованные случаи, на основании которых делаются выводы. Если индуктивные случаи сходны только в одном обстоятельстве, то вероятно, что это обстоятельство и есть причина явления А.
2) метод различия: если в индуктивном случае явление «А» наступает в одном случае при наличии некоторого условия а и не наступает при отсутствии этого условия, то вероятно оно и является причиной А.
Объединенный метод сходства и различия: если в индуктивном случае явление А наступает в одних случаях при наличии некоторого условия а ин е наступает в случаях отсутствия этого условия, то вероятно оно и является причиной А.
3) метод сопутствующих изменений. Если в индуктивном случае мы имеем разновидности одного типового условия a1,a2,a3 и разновидности следствия А1, А2, А3( при прочих равных условиях), то вероятно типовое условие является причиной типового следствия
4) метод остатков -- если из сложного явления АВС вычесть изученную часть, то остаток этого явления будет следствием оставшегося условия
Умозаключение по-аналогии
Умозаключение по-аналогии -- такое умозаключение, когда информация с одного предмета -- модели переносится на другой -- прототип. Часто говорят, что в аналогии знания развиваются от одной степени общности к знаниям такой же степени общности, т.е. на основании сходства модели и прототипа в одних признаках, делается вывод о сходствах модели и прототипа в другом признаке
1) аналогия свойств -- умозаключение, в котором прототипом выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком -- свойства этих предметов
2) аналогия отношений -- умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком -- структура этих отношений.
Умозаключение по-аналогии
Условия состоятельности выводов по аналогии.
1) сравнение предмета и явления должны быть связаны по существу. Вывод состоятелен лишь в случае, если выявлено и зафиксировано действительное сходство в существенных признаках.
2) учет различий между уподобляемыми объектами. В любом случае существуют различия, если они не существенные, то не исключают применение аналогии.
3) чем меньше существенных различий модели и прототипа, тем больше вероятность умозаключения
4) знание о наличии связи между сходным и переносимым признаком
5) Сравниваемых существенных признаков должно быть по возможности больше
Логика вопросов и ответов
? Вопрос - выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного или базисного знания