Рефераты

Ясперс и философская вера

Ясперс и философская вера

13

Министерство образования РФ

Московский Открытый Университет

РЕФЕРАТ

по философии

на тему: «Ясперс и философская вера»

Выполнил: студент группы

Проверила:

Москва

Содержание:

  • Введение 3
  • 1. Сходство и отличие идей Ясперса и других философов о вере 4
  • 2. Философствование по Ясперсу 5
  • 3. Философствование о вере не тождественно знанию 6
  • 4. Философская вера и человеческая коммуникация 9
  • Вывод 11
  • Литература 13

Введение

Экзистенциализм (от лат. exsistentia -- существование), или философия существования, играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии XX в. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, свя-занные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.

Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создает как бы свое особое учение. Во многом это объясняется тем, что среди ее представителей известнейшие писатели и мыслители XX в. Но систематическое упорядочение идей философии существования мы находим у немецких филосо-фов, прежде всего в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера (1927), и в трехтомной «Философии» К. Ясперса (1932), а также у француз-ского философа Ж.-П. Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943).

Нередко экзистенциализм подразделяют на атеистический и религиозный. Но это деление достаточно условное, так как все представители этого направления сосредоточивают внимание на общих для них экзистенциальных проблемах, прежде всего смысле человеческого бытия в мире, и не просто человека во-обще, а каждой личности.

В данной работе я изложу понимание философской веры у Ясперса.

1. Сходство и отличие идей Ясперса и других философов о вере

Карл Ясперс (1883--1969) -- выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Для него идею «философской совестливости» символизировал И. Кант, а идею удивительной широты кругозора -- И.В. Гете, хотя в самом начале своего философского пути он испытывал интеллектуальное переживание, выброшенное из кантовско-гетевского «культур-ного рая».

Ясперс решительно отмежевался от рационалистичес-кой традиции в философии, связанной с Р. Декартом, И. Кантом и Г. Гегелем, отрицал возможность развития философии как науки. Настоящая философия, по Ясперсу, -- это прежде всего сам про-цесс философствования. Таким образом, он делает акцент на прин-ципиальной незавершенности и тем самым на открытости процесса философского размышления, в котором вопросы преобладают над ответами: истинное философствование как раз и состоит в поисках. В этом отношении Ясперс близок таким мыслителям, как С. Кьеркегор и Ф. Ницше: они не занимались систематической филосо-фией, т.е. не стремились привести свои философские воззрения в систему. Для Ясперса идея философствования означает и меньше, и больше, чем философия как система целостного мировоззрения. Меньше в том смысле, что она связана с определенным «творчес-ким ослаблением»: в наше бурное время уже нет той духовной мощи, которая позволяла, например, Платону, Аристотелю, Спи-нозе, Гегелю и др. возводить стройные мировоззренческие системы из абсолютизированной «изначальности» (эйдосы, абсолютный дух), поэтому нам должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. А больше потому, что философствованию свойствен-на жизненность «экзистенциального высветления» проблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то ос-мыслить наполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой» наше существование. Дело в том, что под существованием имеется в виду прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. «Су-ществование есть сознание, -- писал Ясперс, -- и я существую как сознание... Анализировать существование значит анализиро-вать сознание» Ясперс К. Философия. Т. 1. М., 1972. С. 17.. Ясперс полагал, что философию нельзя ограни-чить, как науку, строгими рамками определенного предмета и ме-тода. История философии в отличие от истории науки -- это не процесс приращения знаний, поскольку каждое крупное философ-ское учение, подобно произведению искусства, уникально. (Прав-да, в истории философии происходит приращение категорий и ме-тодов, а сходство с историей религии заключается в последователь-ном выражении разных позиций веры.) Философия призвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, «осве-тить» экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, по-мочь совершить скачок к «безусловному бытию», которое непости-жимо для научного познания, но имманентно присуще сознанию.

2. Философствование по Ясперсу

Философствование, по Ясперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия. Первый уровень членения бытия -- предметное бытие («бытие-в-мире»), или «существование». Это внешний уровень бытия. Перед его лицом философствование достигает лишь «ориентации-в-мире», по существу это и есть экзистенция; она составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особой силой открывается человеку в по-граничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конеч-ности своего существования. Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир; его существование, таинственным образом связанное со своим собственным, освещает новым смыс-лом и человеческую экзистенцию.

Второй уровень членения бытия -- это озарение, прояснение экзистенции, осознание души, и наконец, третий уровень -- чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осо-знанием Бога. По Ясперсу, для философствования основную цен-ность представляют понятия метафизики, именно они выражают поиски смысла бытия философской мыслью. Итогом философство-вания выступает философская вера, и если религиозная вера осно-вана на откровении, то философская является результатом раз-мышления.

Ясперс стремился доказать, что духовный прогресс человечест-ва, в том числе и связанный с демифологизацией, не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условии существования осо-бого бытия, трансцендентного мысли. При этом даже скептицизм, высвечивая границы знания, указывает вместе с тем не на ничто, а на нечто сущее, но непостижимое; оно выступает как предмет не-знания и, стало быть, веры, которая отличается от религиозной, в частности от христианской, тем, что должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, до-ступном любому человеку. По Ясперсу, вера не противостоит ра-зуму, а существует в единстве с ним, и ее нельзя рассматривать как нечто иррациональное. Допущение полярности рационального и иррационального лишь запутывает проблему экзистенции.

3. Философствование о вере не тождественно знанию

Осно-вой веры не может быть то, что в своей сущности только ирраци-онально. Для веры мыслящего человека, человека философствую-щего, характерно то, что она существует только в союзе со знани-ем: она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя. Таким образом, незнание выступает не просто как своего рода субъектив-ный свидетель наличия таинственного вида бытия, именуемого трансценденцией. Философская вера потому и вера, что трансцен-дентное не может быть доказано рациональными доводами, но она потому и философия, что все же предполагает именно какое-то знание о трансцендентном, которое косвенно подтверждается хотя бы отрицательными аргументами. Следовательно, скептическое незнание вместе с тем есть своего рода знание о существовании особого рода бытия. Трансценденция -- это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываются слиянными. Философская вера находится как бы на границе между религиозной верой и научным знанием. Она может рассматриваться как своего рода «прафеномен и религии, и науки».

Однако философствование о вере не может быть знанием, ибо она необъективируема, а представляет собой только выявление эк-зистенции, а это есть именно мышление, а не просто эмоциональ-но-психологический феномен. Но такое мышление по самой своей сути неадекватно: оно принуждено осуществлять себя в словах, на-правляя свою интуицию на то, что «за ними». Ясперс различает два вида мышления: философское, которое устремлено «за явления» и может рассчитывать лишь на «удовлетворенность», и рациональ-ное (научное) мышление, устремленное на сами явления и выраба-тывающее знания. Настаивая на принципиальном различии между ними, Ясперс никоим образом не отрицает ценности знания: оно необходимо и для помощи «высветляющему мышлению».

Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограни-чивает вещное «бытие-в-мире». Но и сама экзистенция сущест-венным образом ограничена, причем эта ее ограниченность (в от-личие от эмпирической ограниченности человеческих знаний, сил и возможностей) не только не негативна, но и содержательно-по-зитивна и потому не может быть от нее, так сказать, «отмыслена» в акте интеллектуального абстрагирования, а принадлежит самому ее бытию: она есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с другой экзистенцией и с трансценденцией. Соотнесенность экзис-тенции с другой экзистенцией осуществляется в акте коммуника-ции, а соотнесенность ее с трансценденцией -- в акте веры. Ком-муникация, по Ясперсу, -- это универсальное условие человечес-кого бытия. Она буквально составляет его всеохватывающую сущ-ность. Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации. Вне коммуникации немыслима и че-ловеческая свобода со всеми ее степенями. Недаром в лексиконе Ясперса термин «коммуникация» означает глубоко истинное, лич-ностное общение «в истине». Коммуникация есть центральное по-нятие не только этики и аксиологии, но и гносеологии и вообще всего миропонимания Ясперса, она возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Согласно Ясперсу, мысль философски истинна в той мере, в какой «промысли-вание этой мысли» помогает коммуникации. Разум тождествен не-ограниченной воле к коммуникации. Поскольку разум в своей всеоткрытости устремлен на Единое во всем сущем, он противодейст-вует прерыванию коммуникации, но именно она «дарит» человеку еГО подлинную сущность. Ясперс афористично и очень тонко заме-чает: «Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью». Этим подчеркивается соци-альная сущность человека. Социальное, интеллектуальное и мо-ральное зло есть, по Ясперсу, прежде всего глухота к «окликанию» со стороны чужой экзистенции, неспособность к дискуссии, прини-мающая облик противоразумного фанатизма, но также и поверх-ностного, обезличенного массового общения, безнадежно отрав-ленного ядом демагогии.

Второй предел, на который наталкивается и благодаря которо-му приходит к себе экзистенция, -- это, как уже говорилось, трансценденция. Она выступает как абсолютный предел («абсо-лютно-объемлющее») всякого бытия и мышления: трансценденция «столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена, пребывая непознанной». Если «бытие-в-мире» есть «Все», а эк-зистенция противостоит «Всему» на правах «Единственного», то трансценденция бытийствует во «Всем» и в «Единственном» как их объемлющее «Единое». Перед лицом трансценденции мышле-ние принимает свой третий облик -- облик метафизики. Но мыс-лить трансценденцию можно лишь весьма неадекватным образом, «вмысливая» ее в предметное.

Вера не есть знание, которым я об-ладаю, но «уверенность, которая меня ведет». Идеал философской веры у Ясперса подчас представляется модернизированным вари-антом кантовского идеала религии в пределах одного только разу-ма. Однако Ясперс острее, чем Кант, ощущает границу, грозящую философской вере опасностью переродиться из высокой надпред-метности в пустую беспредметность и тем самым утратить характер субстанции. Это вынуждает философскую веру «просить помощи» У своей, казалось бы, преодоленной сестры -- у религиозной веры. По Ясперсу, религия, чтобы остаться правдивой, нуждается в «совестливости философии», а философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии.

4. Философская вера и человеческая коммуникация

Еще одной важной темой в философии существования является тема человеческой коммуникации, взаимообщения или интерсубъ-ективности. Человек в экзистенциализме изначально выступает как социальное существо. В отчужденном бытии, например в толпе, в массе, каждый поступает так, как поступают остальные, следуя моде, установившимся схемам общения, обычаям, при-вычкам. Экзистенциалисты не просто описывают факты, но яв-но выражают протест против массовой, бульварной культуры, ханжеской буржуазной морали. Правда, это часто делается с по-зиций нигилизма и анархизма.

Характерно, что выступая против массовой культуры 60-х гг., сам экзистенциализм стал впоследствии модой и элементом той же самой массовой культуры.

Социальность личности, глубоко выраженная Марксом, ко-гда он говорил, что человек становится человеком, только смот-ря на другого как в свое зеркало, подробно и убедительно ана-лизируется во многих работах экзистенциалистов. Экзистенци-альная коммуникация предполагает связь людей во внутренней любви. Для этого, по Ясперсу, необходимы три условия:

* одиночество. «Неудовлетворенность в коммуникации является поэтому началом прорыва к подлинному существованию»;

* риск. Тот, кто свое интимное переживание доверяет другому, рискует быть отвергнутым и осмеянным. Но коммуникация противоречива: «Я не могу стать собой, не вступая в комму-никацию, и не могу вступить в коммуникацию, не будучи в одиночестве»;

* борьба. Но это «любящая борьба». В ней другого хотят не уничтожить, а завоевать. В ней нет обмана и хитрости, нет превосходства над другим, но есть искренность и беспощад-ное раскрытие своих слабостей.

Ясперс придерживается принципа историзма, который приоб-рел у него аксиологический характер: для всемирной истории ло-рнируются универсальный смысл и смысловая связь времен. Вера Ясперса в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и во времени поверх всех культурных барьеров связана с его исключительно интимным и прочувствованным ощуще-нием философской традиции как братства мыслителей всех времен. По Ясперсу, пока человек философствует, он ощущает свою связь с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей. Наличие этой связи времен гарантируется особым «осевым временем», вы явившим универсальный смысл истории. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны обновлять свою связь с «осевым временем» и возвращаться к его изначальности, подыскивая новые средства для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины. Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма -- этой главной опасности XX в., ввергающее людей в кровавые революции и истребительные войны.

Вывод

Философия жизни к 30-м годам нашего столетия постепен-но стала сходить на нет, уступая свое место экзистенциализму, в котором более органично, нежели в философской жизни, опи-сываются многообразные стороны бытия человека в мире. Фи-лософия жизни, считают экзистенциалисты, перегружена психологизмами.

Экзистенция в позднелатинском языке буквально означает существование. Само это существование понимается в экзистен-циализме как непосредственное единство субъекта и объекта, на-правленность субъекта вовне, открытость перед иным и движе-ние к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма у Ясперса этим иным является Бог, к нему движется лич-ность в своей свободе.

Перед человеком -- бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответствен за свой выбор прежде всего перед самим собой, и совсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что, "самосозидая" себя, ты тем же самым актом тво-ришь других, мир в целом. В своем подлинном существовании человек "заброшен" в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциональная тревога, ожидание.

Экзистенциализм -- это онтология, учение о бытии, о суще-ствовании. Для экзистенциалиста человек существует в мире, во-прос о самостоятельном существовании природы для него мало-интересен. Природа дана человеку изначально. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект. И пос-кольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна вы-разить существование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция -- это не просто переживание, а переживание бытия-в-мире.

Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен. Быть свободным -- это значит быть самим собой, не ориенироваться на "посторонних".

Один из главных представителей экзистенциализма Ясперс видел инстанцию бытия человека пре-жде всего в его сознании. Он превыше всего ставил субъективность человека.

Экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сто-ронам человеческого бытия, которые отчасти невыразимы на язы-ке науки. Важное значение имели предупреждения экзистенциа-лизма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весь-ма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы челове-ка, выбора жизненных путей. Экзистенциалисты разработали но-вый способ философствования, который усвоен новейшей философией.

Литература

Аверинцев С.С. Ясперс. // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1990.

Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблемы культуры. М., 1963.

Миронова Я. Ясперс. // Современная западная философия. М., 1991.

Ясперс К. Сочинения. М., 1971.

Ясперс К. Смысл истории. М., 1963.


© 2010 Современные рефераты