Рефераты

Администрирование упрощенной системы налогообложения

ЕН = (Д - Р) x 15%; (2)

МН = Д x 1%, (3)

где ЕН - единый налог;

МН - минимальный налог.

если ЕН МН, то в бюджет уплачивается единый налог,

если ЕН МН, то в бюджет уплачивается минимальный налог.

Организация будет платить минимальный налог, если величина расходов составит:

(Д - Р) x 15% Д x 1%,

15Д - 15Р 1Д,

15Р 15Д - 1Д,

Р 14/15 х Д.

Принимая доходы за 100% (Д = 100), получаем:

Р 14/15 х 100%, Р 93,33%.

Если доля расходов организации в доходах составляет более 93,33%, она уплатит минимальный налог.

Пример. ООО "Ласточка" применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы". Определить возможность уплаты минимального налога при следующих данных: доходы - 2 млн руб., расходы - 1,9 млн руб.

1. Сумма единого налога равна:

ЕН = (Д - Р) x 15 = (2 000 000 - 1 900 000) x 15% = 15 000 руб.

2. Сумма минимального налога:

МН = Д x 1% = 2 000 000 x 1% = 20 000 руб.

или

3. Доля расходов в общей сумме доходов:

Р 1900000/2000000 х 93,33% = 95%, тогда сразу рассчитывают минимальный налог.

Использовать данную схему могут только либо вновь созданные организации, либо организации, переходящие на упрощенную систему налогообложения. Те организации, которые уже применяют упрощенную систему, не вправе менять объект налогообложения в течение трех лет с начала применения специального налогового режима (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

В начале деятельности организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, целесообразно рассчитать такой размер заработной платы, который позволит в полной мере оптимизировать величины единого налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Это касается организаций, которые выбрали в качестве объекта доходы, поскольку они начисляют своим работникам взносы на пенсионное страхование и уменьшают единый налог не более чем на 50% (ст. 346.32 НК РФ).

Расчет единого налога в квартал будет следующим:

ЕН x 50% = ФОТ x 3 месяца, (4)

где ЕН - единый налог;

ФОТ - фонд оплаты труда;

14% - ставка взноса в Пенсионный фонд РФ;

3 месяца - количество месяцев в отчетном периоде (квартал).

ФОТ =50/14 x 1/3 - ЕН = 1,2ЕН.

Средний размер оптимальной заработной платы каждого работника рассчитывается:

СР = ФОТ/ n, (5)

где СР - средний размер оптимальной заработной платы;

n - количество работников.

Разделив фонд оплаты труда всех работников на их количество, компания получит средний размер оптимальной заработной платы каждого работника.

Пример. ООО "Ласточка" применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы". Доходы за налоговый период (2007 г.) составили 2 млн руб. Количество работников - 4. Рассчитаем средний размер оптимальной заработной платы.

1. Рассчитаем единый налог (ЕН) за 2007 г.:

ЕН = 2 млн руб. x 6% = 120 тыс. руб.

2. Годовой фонд оплаты труда (ФОТ) будет составлять:

ФОТ = 50/14 х ЕН = 3,57ЕН, ФОТ = 3,57 x 120 000 = 428 400 руб.

3. Рассчитаем средний размер заработной платы одного работника в год (СР):

СР = 428,4 тыс. руб. / 4 = 107,1 тыс. руб.

4. Средний размер ежемесячной заработной платы равен:

107,1 тыс. руб. / 12 = 8925 руб.

5. Сумма взносов в Пенсионный фонд составит:

СВ = ФОТ x 14%, (6)

где СВ - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,

СВ = 428,4 тыс. руб. x 14% = 59 976 руб.

6. Налог к уплате в бюджет составит:

Н = ЕН - СВ (не более 50% от ЕН),

120 000 руб. x 50% = 60 000 руб.

60 000 > 59 976 руб., поэтому налог к уплате в бюджет составит:

Н = 120 000 руб. - 59 976 руб. = 60 024 руб.

По результатам примера можно сделать вывод, что ООО "Ласточка" при прочих равных условиях устанавливать ежемесячную заработную плату в размере 8925 руб. не рекомендуется, поскольку это максимальный размер вычета.

Критерий оптимальности относителен, поэтому, устанавливая величину заработной платы, целесообразно учитывать интересы работников, средние отраслевые тарифы по видам деятельности, минимальный размер оплаты труда, установленный в регионе.

При применении упрощенной системы налогообложения налоговая нагрузка снижается автоматически, поскольку четыре налога заменяются на один (приложение 5).

Пример. Организация занимается продажей товаров в розницу населению. В 2007 г. доход организации составил 1 900 000 руб. (в том числе НДС 18%). Покупная стоимость товаров, которая уменьшает доход, составила 560 000 руб. (НДС 18%). В 2007 г. сотрудникам выплачена зарплата 300 000 руб. Определить наиболее выгодную систему налогообложения.

1. По общей системе налогообложения:

- ЕСН = 300 000 x 26% = 78 000 руб.;

- НДС, начисленный к уплате в бюджет, можно уменьшить на сумму налога, которая перечислена поставщикам за товары. В результате НДС к уплате:

1 900 000 руб. x 18 / 118 - 560 000 руб. x 18% = 289 831 руб. - 100 800 руб. = 189 031 руб.;

- налог на прибыль составит: ((1 900 000 - 289 831) - (560 000 - 100 800) - 300 000 - 78 000) x 24% = 137 129 руб.

Всего организация заплатит в бюджет: 78 000 руб. + 189 031 руб. + 137 129 руб. = 404 160 руб.

2. Если организация платит единый налог с доходов, сумма его составит:

1 900 000 руб. x 6% = 114 000 руб.

С зарплаты работников надо заплатить взносы в Пенсионный фонд в сумме:

300 000 руб. x 14% = 42 000 руб.

Сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 72 000 руб. (114 000 руб. - 42 000 руб.).

Всего организация заплатит в бюджет: 114 000 руб. (72 000 руб. + 42 000 руб.).

3. Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, сумма единого налога составит: (1 900 000 - 560 000 руб. - 300 000 руб. - 78 000 руб.) x 15% = 744 300 руб.

Всего организация заплатит в бюджет: 144 300 руб. + 78 000 руб. = 222 300 руб.

Таким образом, организации выгоднее применять упрощенную систему с объектом "доходы". Экономия составит: 404 160 - 114 000 = 290 160 руб.

Организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, занимающимся розничной торговлей, целесообразно пользоваться своим правом не платить НДС (п. 2 ст. 346.11 НК).

Еще одним направлением оптимизации налогообложения признается перевод видов деятельности и операций, которые "освобождаются" от НДС, на упрощенную систему, поскольку, если организация осуществляет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, она обязана обеспечить раздельный учет сумм налога, что является достаточно трудоемким процессом.

Снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций также можно за счет перевода доходов с общего режима на упрощенный, поскольку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют кассовый метод, тогда как организации, находящиеся на общем режиме налогообложения - метод начисления (за исключением случаев применения кассового метода), то есть в данном случае такие организации могут начислять и учитывать расходы раньше, чем получит доходы организация, находящаяся на УСН (рис. 4).

Посреднические договоры. Наиболее популярным вариантом оптимизации налогообложения с использованием упрощенной системы является заключение договора комиссии, который достаточно широко используется организациями торговли. Вместо договора поставки с продавцом товара организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, оформляет договор комиссии, в рамках которого действует в роли посредника.

При использовании такой схемы основная прибыль посредника (наценка) остается у комиссионера в виде комиссионного вознаграждения. При этом комиссионное вознаграждение в таком случае будет облагаться единым налогом (6 или 15% в зависимости от выбранного объекта налогообложения).

Таким образом, НДС и налогом на прибыль у посредника будет облагаться лишь небольшая наценка, необходимая для обеспечения минимальной рентабельности сделки.

Основная выручка будет аккумулироваться у комиссионера, применяющего УСН.

Пример. ООО "Тюльпан" (комиссионер, работающий по упрощенной системе налогообложения) продало ООО "Ромашка" (покупатель) партию цветов. Товар принадлежит ОАО "Хризантема" (комитент). Выручка поступила на расчетный счет ООО "Тюльпан" 1 500 000 руб. (в том числе НДС 18%), из которой комиссионер удержал свое вознаграждение 200 000 руб. Оставшиеся средства перечислены ООО "Ромашка".

Посредники, участвующие в расчетах (ООО "Тюльпан"), получают от покупателей всю выручку за реализованные товары, удерживают из нее свое вознаграждение, а оставшуюся сумму перечисляют комитенту (ОАО "Хризантема").

Консервация основных средств. Если организация, стоимость основных средств и нематериальных активов которой превышает 100 млн руб., желает перейти на упрощенную систему налогообложения, то она может часть неиспользуемого имущества перевести на консервацию, таким образом, основные средства перестают быть амортизируемым имуществом в соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ. Данный лимит не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Консервация проводится на основании приказа директора. Подтверждением перевода объекта основных средств на консервацию является акт. Поскольку унифицированной формы такого акта нет, организации должны сами разработать его форму и утвердить ее использование в учетной политике.

Акт о переводе объекта основных средств на консервацию подписывает комиссия, утвержденная приказом руководителя организации. Данный акт должен содержать наименование основного средства, его инвентарный номер, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, причины и сроки консервации, а также подписи членов комиссии.

Такое имущество не должно использоваться в деятельности организации. Схему можно применять также при отправке основных средств на реконструкцию или модернизацию сроком свыше 12 месяцев (п. 3 ст. 256 НК РФ).

Договор о совместной деятельности. Поскольку лимит применения упрощенной системы касается не только стоимости амортизируемого имущества (100 млн руб.), но и выручки от реализации (15 млн руб. с учетом коэффициентов-дефляторов), то не превысить лимит позволяет использование в бизнесе двух и более организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. В таких случаях возможно заключение договора о совместной деятельности (простого товарищества) между фирмами или использование организаций с разными объектами налогообложения. Максимально допустимый доход организации, уже применяющей упрощенную систему налогообложения, в 2008 г. ограничен пределом в 26,8 млн руб. (Приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. N 357).

Поскольку при образовании простого товарищества не создается новое юридическое лицо, то товарищество не может признаваться плательщиком каких-либо налогов. Налогоплательщиками могут быть только организации - участники совместной деятельности, каждая из которых в данном случае уплачивает единый налог, установленный гл. 26.2 НК РФ. Доходом, полученным от совместной деятельности, признается прибыль, распределенная в пользу участника простого товарищества (п. 9 ст. 250, ст. 278 НК РФ).

Договор о совместной деятельности позволяет распределять величину дохода каждой из организаций, применяющих УСН, таким образом, чтобы выручка каждого участника договора не превысила 15 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора (в 2008 г. - 1,34, следовательно, на 2009 г. предельный объем выручки составит 20,1 млн руб.).

К недостаткам данной схемы относятся следующие: товарищи обязаны применять в качестве объекта налогообложения исключительно доходы минус расходы (п. 3 ст. 346.14 НК РФ), также необходимо платить НДС по операциям в рамках товарищества (ст. 174.1 НК РФ с 1 января 2008 г.). Клиенты товарищества могут теперь получать счет-фактуру с выделенной суммой НДС и совершенно законно поставят ее к зачету.

Пример. ООО "Георгин" и ООО "Роза" работают на упрощенной системе налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", платят единый налог по ставке 15%. Выручка в рамках договора простого товарищества составила 2 360 000 руб. за 2007 г., расходы за налоговый период - 1 200 000 руб. Вклад каждого участника составил 50%.

Таким образом, налоговая база составит 1 160 000 руб. Каждый из участников договора уплатит единый налог в сумме:

(800 000 руб. / 2) x 15% = 60 000 руб.

НДС в сумме:

2 360 000 руб. / 2 x 18 / 118 = 180 000 руб.

Если бы организации находились на общем режиме налогообложения, налоговая нагрузка составила бы:

-НДС:

2 360 000 руб. / 2 x 18 / 118 = 180 000 руб.;

- налог на прибыль:

((2 360 000 - 360 000) - 1 200 000) / 2 x 24% = 96 000 руб.

Общая сумма налоговых платежей в первом случае: 60 000 руб. + 180 000 руб. = 240 000 руб., во втором - 276 000 руб. (180 000 руб. + 96 000 руб.).

Если у организации есть договоренность с контрагентом о выполнении заказа, то можно использовать схему с поступлением оплаты в две организации. В организацию 1, уплачивающую единый налог с разницы между доходами и расходами по ставке 15%, и в организацию 2, которая начисляет налог по ставке 6%. Экономия заключается в том, что организация регулирует налоговую базу при расчетах с клиентом.

Совместное выполнение одного заказа допускается законодательством (ст. 706 ГК РФ). Однако снижение налоговой базы у организаций может признаваться работниками налоговых органов незаконным.

Сложность заключается в том, что с заказчиком приходится заключать два договора и выставлять разные счета на оплату. Заказчик может не пойти на участие в этой схеме, поэтому для оптимизации налогообложения в данной ситуации лучше заключить посреднический договор, так как в этом случае организация будет платить налог только со своего комиссионного вознаграждения.

3.2 Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения

Конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей и организаций в том случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налогооблагаемой базы [13]. Законодатель вправе использовать дифференцированный подход к регламентации порядка исчисления налогов в том случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, а также связана с необходимостью реализации одного из основных начал законодательства о налогах и сборах, заключающегося в установлении налогов исходя из фактической способности налогоплательщика к уплате налога [14].

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, Налоговым кодексом РФ установлено четыре специальных налоговых режима, составляющих часть системы налогообложения, это:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговые режимы обладают не только особым порядком применения бухгалтерского и налогового учета, но и характеризуются наличием таких элементов юридической конструкции налога, как налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая ставка, налоговый период, порядок и сроки уплаты налога. Это позволяет выделить юридическую конструкцию каждого из специальных налоговых режимов, близкую по структуре к юридической конструкции налога, но в то же время обладающую своеобразием.

Таким образом, особенностью специальных налоговых режимов являются сочетание и одновременное использование в налогообложении двух факторов:

1) в качестве основы специального налогового режима используется юридическая конструкция базового налога. При этом иные налоги могут не уплачиваться или уплачиваться в особом порядке;

2) вводятся элементы учета, отличные от общих правил бухгалтерского учета. Это создает особую форму учета - налогового, т.е. установленного нормами Налогового кодекса РФ.

Анализ юридической конструкции налоговой составляющей специального налогового режима позволяет применить к ней приемы юридической оптимизации.

Опираясь на общефилософскую характеристику оптимизации, правомерно предположить, что юридическая оптимизация налоговой составляющей специального налогового режима выражается в подборе и гармоничном соединении элементов юридической конструкции базового налога на основе правил юридической техники. Юридическая оптимизация связана с реализацией в нормах права таких параметров элементов этих юридических конструкций, которые в совокупности складывались бы в оформленное в правовом порядке равновесие частного интереса налогоплательщика и публичного интереса государства.

В целях оптимизации элементов юридической конструкции базового налога возможно применение модели юридической конструкции налога, включающей более простые подсистемы, которые образуют системное множество, располагающееся в определенной иерархии, обусловленной системными связями. Эти системные связи опосредованы соподчиненностью нижестоящих подсистем. В качестве подсистем выступают группы элементов, объединенные в конструктивные модели, образующие в совокупности юридическую конструкцию конкретного налога. Каждая из этих подсистем включает группу логически и структурно взаимосвязанных основных, вспомогательных и дополнительных элементов юридической конструкции налога. Это следующие подсистемы:

1) подсистема юридического фактического состава;

2) подсистема субъекта налогообложения;

3) подсистема налоговой обязанности;

4) подсистема ответственности налогоплательщика.

Подсистема юридического фактического состава включает взаимосвязанные внутренним единством элементы юридической конструкции налога "объект налогообложения - предмет налогообложения - источник налога"; в подсистему субъекта налогообложения входят налогоплательщик и носитель налогового бремени, льгота; подсистема налоговой обязанности образована взаимосвязанными группами элементов, это налоговая база и ставка налога, взаимосвязанные масштабом налога и единицей налогообложения, налоговый период и отчетный период, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога и способы уплаты налога; подсистема ответственности налогоплательщика образована одним, но довольно сложным по структуре дополнительным элементом юридической конструкции налога - ответственностью налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения сочетает в себе элементы юридической конструкции налога и налогового учета. Юридическая оптимизация элементов базового налога в этой системе будет прямо воздействовать на оптимизацию налогового учета.

Юридической оптимизации требует юридический фактический состав налога, который определен лишь частично. В ст. 346.14 Налогового кодекса РФ в качестве объекта налогообложения называются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. В действительности же доход - это источник налога, а доход, уменьшенный на величину расходов, является предметом налогообложения. Учет первого или второго варианта при определении налоговой базы в данном случае определяет особенности применения различных налоговых ставок. Объектом налогообложения является юридический факт, выраженный в юридически значимых действиях налогоплательщика, определяемых получением дохода. Предметом налогообложения являются те формы, в которых получены доход от реализации и внереализационные доходы. Налоговый учет по определению и признанию доходов и расходов содержит ряд отсылочных норм, что затрудняет не только определение предмета налогообложения, но и организацию налогового учета.

Необходимо четко выразить в нормах гл. 26.2 Налогового кодекса РФ и элементы, составляющие подсистему субъекта налогообложения. Указание на виды налогоплательщиков содержится в ст. 346.11 "Общие положения" и ст. 346.12 "Налогоплательщики". К ним закон относит организации и индивидуальных предпринимателей. Нормы, определяющие основные характеристики налогоплательщика, содержат много ограничений. Это ограничения по структуре организации, ее организационно-правовой форме, виду деятельности, используемой системе налогообложения, численности работающих, стоимости основных средств и нематериальных активов, участию в других организациях. Закон содержит ограничивающий характер использования упрощенной системы налогообложения, поэтому норма права, определяющая налогоплательщика, размывается. Чтобы ее конкретизировать, следует придать ей иной характер - разрешительный.

В числе налогоплательщиков особым статусом наделяются индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента. Эту особенность также следует отразить в ст. 346.12 "Налогоплательщики". Статья 346.25.1, определяющая особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента, является рамочной для субъектов Федерации. Им предоставлено право в законодательном порядке принимать решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента в пределах перечня, установленного ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ. Это положение также можно расценивать как льготу, предоставляемую индивидуальным предпринимателям.

Носителем налогового бремени может являться лишь налогоплательщик, получающий доход, что и следует указать в законе. Упрощенная система налогообложения является льготной, так как ее пользователи организации не уплачивают ряд налогов: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России. Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц), налога на добавленную стоимость, за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России. Вместе с тем закон не содержит указания на льготный характер упрощенной системы налогообложения.

Налоговая база и ставка налога должны быть взаимосвязаны масштабом налога и единицей налогообложения. Однако закон не содержит упорядоченного выражения этих элементов. Так, в соответствии со п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения является денежное выражение доходов и доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговая база имеет стоимостное выражение. Масштабом налога является рубль, единицей налогообложения соответственно - один рубль. Размер налоговых ставок определен в ст. 346.20 Налогового кодекса РФ исходя из порядка формирования базы. Если налоговой базой признается денежное выражение доходов, применяется налоговая ставка в размере 6%. При признании налоговой базой денежного выражения доходов, уменьшенных на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Нормы, определяющие налоговую ставку и налоговую базу, требуют юридической оптимизации. Так, в ст. 346.18 "Налоговая база" устанавливается еще одна налоговая ставка в размере 1%. Она применяется вместо ставки 15% в том случае, если сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 15% за налоговый период, составляет менее 1%. Полагаем, что введение так называемого минимального налога по налоговой ставке 1% нарушает законные интересы налогоплательщика, так как увеличивает размер взимаемого налога в том случае, когда налогоплательщик несет убытки. Ведь именно в таких ситуациях 15% будет составлять сумму меньшую, чем 1%. Поэтому положение п. 6 ст. 346.18 должно быть изъято из гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.

В ст. 346.19 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается год, а отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Таким образом, при исчислении налога и его уплате должны учитываться авансовые платежи. Однако закон не содержит ясности при установлении элемента сроки уплаты налога. Если в отношении авансовых платежей в п. 7 ст. 346.21 срок платежа установлен не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, то в отношении платежа по итогам налогового периода имеется лишь отсылочная норма к срокам подачи декларации по итогам налогового периода. Организациями указанная налоговая декларация подается не позднее 31 марта, индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, установлен порядок уплаты налога по декларации. В то же время декларация подается и по итогам отчетных периодов. Полагаем, что в соответствии со ст. 80 Налогового кодекса РФ следует вместо налоговых деклараций по итогам отчетных периодов ввести налоговый расчет. Это значительно облегчит положение налогоплательщиков, так как за непредставление налоговой декларации в установленный срок ст. 119 Налогового кодекса РФ предусмотрена налоговая ответственность. За непредставление налогового расчета налоговая ответственность не предусмотрена.

Из смысла нормы ст. 346.24 "Налоговый учет", где указано, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, следует, что под налоговым учетом законодатель понимает только эти действия налогоплательщиков. Полагаем, что все особенности учета доходов и расходов, перехода на упрощенную систему налогообложения, определения налоговой базы составляют содержание налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, юридическая оптимизация налоговой составляющей специальных налоговых режимов позволит более четко и доступно для налогоплательщика и контролирующих органов выразить сущность каждого из них. А следовательно, будет способствовать снижению налоговых правонарушений и ошибок налоговых органов при проведении налоговых проверок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, налог как определенная финансово-правовая категория требует постоянного администрирования. Это связано с добровольностью его уплаты, а также с тем, что налог является не только правовой категорией, но также и экономической, политической, финансовой и социальной категорией.

Фактически администрирование налогов включает в себя две основные стадии: добровольного исполнения обязанным субъектом налоговой обязанности и принудительного исполнения и привлечения его к налоговой ответственности. Оптимальная реализация налогового администрирования будет заключаться в не наступлении стадии принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности и привлечения к налоговой ответственности.

Улучшение деятельности органов, занимающихся налоговым администрированием путем определения четких процедур и построения ясной схемы налогового процесса, который не должен быть подвержен воздействию плановых показателей сбора налогов, между субъектами налоговых правоотношений, будет способствовать обеспечению законности и созданию простой и эффективной налоговой системы.

Упрощенная система налогообложения - это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, которым в том числе может быть предусмотрена и замена совокупности налогов и сборов одним налогом.

Упрощенная система налогообложения освобождает налогоплательщика от уплаты налогов, наиболее сложных по порядку исчисления и уплаты, таких как налог на прибыль (налог на доходы физических лиц), налог на имущество и единый социальный налог;

При проверке правомерности применения плательщиками УСН (соблюдение условий и ограничений, предусмотренных п. п. 2 - 4 ст. 346.12 Налогового кодекса) рассматриваются следующие позиции:

- соблюдение плательщиками сроков подачи заявлений о переходе на УСН;

- соблюдение налоговыми органами срока рассмотрения заявлений о переходе на УСН. Обоснованность направления плательщикам уведомлений о возможности или невозможности применения УСН. Соблюдение сроков направления уведомлений;

- соблюдение плательщиками сроков направления в налоговые органы сообщений (уведомлений) о переходе на общий режим налогообложения;

- соблюдение плательщиками ограничений, установленных п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса;

- соблюдение порядка повторного перехода на УСН плательщиками, ранее утратившими право на ее применение (отказавшимися от ее применения);

- соблюдение плательщиками, впервые перешедшими на УСН, срока направления в налоговые органы уведомлений об изменении ранее избранного ими объекта налогообложения;

- правильность исчисления налоговой базы, определения доходов и расходов, а также правомерности уменьшения налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов;

- правильность уплаты минимального налога;

- правомерность уменьшения суммы единого налога, подлежащей уплате за отчетный (налоговый) период, на сумму исчисленных и уплаченных за этот же период времени по всем основаниям страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных работникам из средств плательщика пособий по временной нетрудоспособности;

- полнота и своевременность уплаты единого и минимального налогов, а также иных налогов и сборов, не перечисленных в ст. 346.11 Налогового кодекса.

С 1 января 2009 года вступил в действие закон от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ, который внес ряд поправок в порядок применения специальных налоговых режимов, в том числе УСН: прежде всего модификация Налогового кодекса нацелена на устранение изъянов и противоречий, выявленных правоприменительной практикой; применяющие УСН налогоплательщики должны будут отчитываться исключительно по итогам налогового периода, то есть календарного года.

В целом, следует отметить достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения.

Преимущества:

1) По процедуре ведения:

1. Максимально упрощается ведение бухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других требований, усложняющих работу. То есть весь бухучет сводится к ведению Книги учета доходов и расходов.

2. Облегчается документооборот за счет значительного сокращения форм отчетности.

3. Упрощается порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. Они фиксируются по мере совершения в хронологической последовательности на основе первичных документов.

2) В сфере налогообложения:

1. Юридические лица платят единый налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

2. Индивидуальные предприниматели не платят налог на доходы физических лиц. Для них уплата налога на доходы физических лиц заменяется стоимостью патента на занятие предпринимательской деятельностью, в которой уже заложена ставка единого налога (размер зависит от вида деятельности).

3. Субъектам федерации предоставляется право выбора объекта налогообложения - это может быть либо совокупный доход (который определяется как разница между валовой выручкой и конкретным перечнем расходов), либо валовая выручка.

Недостатки упрощенной системы налогообложения:

1) По процедуре ведения:

1. Ведение бухучета усложняется, если:

а) организация (Индивидуальный предприниматель) занимается несколькими видами деятельности (например, производством и торговлей) и ведет их раздельный учет, а это сложно отображать в Книге доходов и расходов;

б) необходимо отражать хозяйственные операции, возникшие до перехода на упрощенную систему (к примеру, авансы, полученные от покупателей), но нет определенной ясности, как это сделать, так как отражение подобных операций в упрощенной системе не предусмотрено;

в) необходимо перейти к традиционному учету. Возникают сложности в отображении множества хозяйственных операций, которые в упрощенной системе не фиксируются, но необходимы при обычном ведении. К тому же сложно просчитать, насколько эффективно работает компания, так как упрощенная система учета не дает представления об основных показателях финансовой деятельности, которые лежат в основе оценки.

2. Нет конкретных инструкций отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. В законе четко прописан только перечень расходов, тогда как состав доходов не уточнен.

2) В сфере налогообложения:

Для юридических лиц:

1. Отсутствует перечень налогов, замененных единым налогом с совокупного дохода (валовой выручки).

2. Никакие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу в том случае, если в качестве объекта налогообложения выбрана валовая выручка.

3. Сумма НДС, включенная в цену товара поставщика, не предъявляется к возмещению из бюджета, а относится на издержки.

4. На практике партнерам часто не выгодно работать с организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения. Они вынуждены платить весь "входной" НДС, а не разницу между "входным НДС" и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам. ("Входной НДС" - сумма НДС, полученная от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги).

5. Утрачивается право применять льготы к выплатам в пользу работников, произведенным за счет средств, остающихся после уплаты налога на прибыль.

Для физических лиц:

1. Происходит ущемление прав ИП, которые, в отличие от юридических лиц, вынуждены платить НДС. В Законе говорится о замене уплаты налога на доходы физических лиц стоимостью патента. Но в то же время это противоречит принципу "недопущения дискриминации налогоплательщиков" (п. 1.2 ст. 3 НК), согласно которому не допускается различное применение одного налогового режима (в нашем случае - упрощенной системы) в зависимости от организационно-правовой формы его участников.

2. Увеличивается налоговое бремя на ИП. Он платит ЕСН как с выплат в пользу работников, так и с дохода от предпринимательской деятельности, исходя из стоимости патента (п. 3 ст. 236 НК).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации: часть первая, принят ГД ФС РФ 16.07.1998, ред. от 26.11.2008, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации: часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ, принят ГД ФС РФ 19.07.2000, ред. от 30.12.2008, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009

3. Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (Письмо ФСС РФ от 15.01.2003 № 02-18/05-195).

4. Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/00 (Приказ Минфина России от 16.10.2000 № 91н).

7. Формы документов для применения упрощенной системы налогообложения (Приказ МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495). Носят рекомендательный характер, поэтому представлять эти документы можно и в произвольной форме.

8. Форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (Приказ МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606).

9. Форма налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, и Порядок её заполнения (Приказ МНС России от 12.11.2002 № БГ-3-22/647).

10. Методические рекомендации по применению главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-22/706).

11. Постановление Госкомстата России от 07.12.98 № 121 « Об утверждении Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения», в соответствии с которым определяется средняя численность работников, являющаяся одним из ограничений для применения УСНО.

12. Постановления Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а (в ред. от 28.01.2002) об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации используется налогоплательщиками для учета расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов.

13. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" // ВКС РФ. 2005

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты