2.2 Совершенствования налогообложения при наличии обособленных подразделений…………………………………………………………….682.3. Исчисление налога на имущество…………………………………..74
2.4. Упрощенная система налогообложения……………………………77
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы…………………………………………...64
Введение
Известно, что динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства в экономических процессах, которое реализуется, прежде всего, в его финансовой политике и определяется состоянием финансов государства.
Конкретная практика выполнения задач государственными органами в сфере управления государственными финансами характеризует степень участия государства в экономических процессах и определяет полноту реализации его функций. Экономической основой для осуществления традиционных функций государства и инструментом государственного регулирования экономики является бюджет - основная и главная составляющая государственных финансов в любом государстве.
Являясь аккумулятором денежных средств, в форме налоговых доходов государство перераспределяет их на формирование национальной обороноспособности, социальной политики, образования, поддержки сельскохозяйственных предприятий и прочих не менее значимых отраслей, которые по своей функциональной природе не могут выжить без поддержки государства. Связано это в первую очередь, с некоммерческой средой большинства национальных институтов и высоким уровнем рисков при ведении хозяйственной деятельности.
Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают налог на прибыль в порядке, установленном ст. 288 Налогового Кодекса (далее НК). Российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм налога производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
Таким образом, если организация приняла в установленном порядке решение уплачивать налог на прибыль в региональный бюджет через уполномоченное обособленное подразделение (в Вашем случае по месту регистрации в ИФНС по Советскому району), то по месту нахождения обособленного подразделения (ИФНС по Ленинскому району) декларация не представляется и налог не уплачивается.
Налогообложение обособленных подразделений включает в себя:
Ш Налог на добавленную стоимость
Ш Налог на доходы физических лиц
Ш Единый социальный налог
Ш Транспортный налог
Ш Земельный налог
Ш Налог на имущество
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Понимая всю значимость данных отраслей и их влияние на национальную и продовольственную безопасность страны государство должно стремится к их поддержке и развитию. Кроме того, большинство перечисленных национальных институтов являются локомотивом практически любой экономически развитой страны.
Поэтому мною и была выбрана тема "Налогообложение обособленных подразделений организации", которая является одной из фундаментальных в современном налогообложении.
1. Классификация доходов в бюджет
Данная классификация является общей группировкой доходов всех уровней бюджетной системы. Она основывается на законодательных актах, определяющих источники доходов.
Согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, доходы подразделяются на:
Общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом.
Текущие доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений.
Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков.
Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету, утвержденному на 2005 г., сумма налоговых поступлений составляет 93,4 % общих доходов бюджета. Соответственно, неналоговые доходы в составе доходных источников занимают невысокий удельный вес -- 5,6%.
Наряду с указанной фискальной функцией налоги выполняют также регулирующую функцию, с помощью которой государство оказывает воздействие на производство. Регулирующая функция проявляется в том, что размеры налогообложения и различия в тяжести налогов по отдельным секторам экономики и отраслям оказывают влияние на производство ВВП, реальный сектор экономики, платежеспособный спрос и капиталообразование. Налоговая система не должна ослаблять стимулы к экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать ей.
Основными налоговыми поступлениями являются следующие:
1) подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков, а также на прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли;
2) отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды - пенсионный, социального страхования, медицинского страхования. Отчисления в социальные внебюджетные фонды рассматриваются вместе с налогами, а не как страховые взносы в силу их обязательности.
Обязательность обусловлена тем, что в противном случае значительное число людей может не позаботиться о сбережениях для обеспечения приемлемого уровня доходов после выхода на пенсию или в случае наступления нетрудоспособности. В странах с развитой рыночной экономикой существуют включаемые в бюджет отчисления на социальные нужды государственных служащих и отчисления в различные частные социальные фонды. В российской практике отдельные социальные фонды для государственных служащих не формируются, а сохраняется исторически сложившееся формирование внебюджетных социальных фондов для всех категорий населения. Отчисления в эти фонды, как видно из их названия, не включаются в бюджет, а образуют источники поступлений в эти самостоятельные фонды.
Включение этих отчислений в схему обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так и внебюджетных фондов;
3) налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (кроме отчислений в социальные фонды), например, транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий на содержание милиции, благоустройство территории, содержание общеобразовательных учреждений;
4) налоги на собственность. В эту группу входят налоги на имущество юридических и физических лиц, имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств;
5) внутренние налоги на товары и услуги. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, содержание жилищного фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах, лицензионные сборы за право производства и торговли спиртными напитками. Налог на добавленную стоимость взимается на каждой стадии производства от суммы добавленной стоимости, определяемой как разность между ценой продажи и расходами на покупку факторов производства. Если сложить налоги, уплаченные на каждой стадии производства, то итоговая сумма практически является налогом на розничную торговлю, взимаемым по общей ставке со всех продаваемых товаров. НДС практикуется в европейских странах. В США вместо него взимается налог на розничную торговлю - налог с продаж;
6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Основными налогами этой группы являются импортные и экспортные пошлины;
7) прочие налоги, сборы и пошлины.
Наиболее значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины.
Текущие неналоговые поступления. В состав текущих неналоговых поступлений включаются все возмездные, невозвратные поступления, за исключением доходов от продажи капитала.
Соответственно в состав неналоговых поступлений входят: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи и доходы от продаж, поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов, и все добровольные, безвозмездные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников. Данная категория не включает доходы, получаемые государственными органами от налогов, официальные трансферты, заимствования, платежи в счет предоставленных в прошлом государственных кредитов, доходы от реализации основного капитала, запасов товаров, земли и нематериальных активов, а также поступления безвозмездных средств из негосударственных источников, предназначенных для капитальных целей.
К доходам от собственности и предпринимательской деятельности относятся все государственные доходы, поступление которых связано с владением собственностью, предприятиями, финансовыми активами или нематериальными активами, а также кассовая (фактическая) прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного управления.
Административные сборы и платежи. Данная группа охватывает сборы и платежи, полученные в обмен на товары непроизводственного назначения и предоставление услуг некоммерческого характера, а также выручку от продаж, осуществляемых ведомственными предприятиями, издержки производства которых не могут быть определены отдельно. Эта категория включает как оплату товаров и услуг, характер которых не связан с государственным регулированием, так и обязательные платежи за услуги, связанные с таким регулированием (например, выдача водительских прав, паспортов, судебные сборы).
Поступления по штрафам и санкциям включают поступления от уплаты штрафов и применения конфискационных мер, которые не имеют отношения к нарушению налогового режима. В данную категорию включаются все пени и штрафы, которые невозможно идентифицировать отдельно и отнести к нарушениям налогового законодательства либо связать с какими-либо причинами.
Доходы от операций с капиталом. В данную категорию включаются: продажа государством основного капитала, доходы от реализации государственных запасов, земли и нематериальных активов, а также поступления трансфертов из негосударственных источников. В российской практике доходы от операций с капиталом объединяются с общим объемом налоговых поступлений и выделяются отдельно в их составе.
В объем продажи основного капитала включаются реализованные здания и другие сооружения, транспортное оборудование, машины и прочее оборудование. Эта категория включает только основные фонды, которыми владеют государственные органы управления.
Доходы от реализации государственных запасов формируются в результате продажи органами государственного управления запасов стратегических материалов, чрезвычайных и стабилизационных запасов товаров, осуществляемой государственными организациями, регулирующими рынок (т.е. некорпоративными единицами, не занимающимися реализацией товаров и услуг в значительных масштабах), а также продажи запасов зерна и других товаров, которые имеют особо важное значение для государства. В особых случаях сюда могут включаться доходы от реализации большого количества товарных излишков других видов.
Доходы от продажи земли и нематериальных активов. К объектам продажи относятся земля, леса, внутренние водоемы и месторождения за исключением расположенных на них сооружений или строительных объектов. Если стоимость земли невозможно отделить от стоимости реализованного сооружения, общая стоимость сделки должна показываться на основе преобладающего компонента. К нематериальным активам относятся права на разработку месторождений полезных ископаемых и занятие рыбной ловлей, другие концессии и арендные договоры, касающиеся земли, патентов, авторских прав и товарных знаков.
Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников. Под ними понимаются поступления добровольных, безвозмездных, невозвратных платежей на капитальные нужды, полученных государственными органами из негосударственных источников. В отличие от безвозмездных текущих трансфертов капитальные трансферты из негосударственных источников в основном осуществляются за счет накопленного богатства прежних лет. Их целью является финансирование процесса капиталообразования, расходов, предстоящих в долгосрочной перспективе, или приобретения материальных ценностей. Сюда относятся капитальные трансферты на строительство или покупку больниц, школ, музеев, театров, культурных центров или других государственных сооружений и оборудования. Также включаются капитальные трансферты в денежной форме, полученные от частных лиц, частных некоммерческих учреждений, негосударственных организаций, корпоративных и частных квазикорпоративных предприятий и других источников, за исключением средств, полученных от других органов государственного управления и международных организаций.
Полученные официальные трансферты. В данную категорию входят все невозвратные, безвозмездные платежи, полученные от других органов государственного управления или международных организаций. Это репарации, дарения, средства, предназначенные для осуществления особых проектов или программ, поддержки основного бюджета или другой цели.
К трансфертам от других уровней управления относятся невозвратные безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления другим уровням. В российской практике они имеют форму финансовой поддержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.
Различают собственные и регулирующие доходы бюджета. К собственным относятся виды доходов, закрепленные на постоянной основе за соответствующими бюджетами законодательством. К регулирующим относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты.
Структура поступления налогов в консолидированный бюджет на примере Самарского региона
В 2001 году - до начала налоговой реформы, основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета Самарской области являлись налог на прибыль организаций (20,4% от общей суммы налоговых доходов), налог на пользователей автомобильных дорог (16,8%), подоходный налог с физических лиц (16,0%), налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (12,5%) и налог на добавленную стоимость (11,2%). Налоговая реформа, начавшаяся в 2002 году и сопровождающаяся изменениями в межбюджетных отношениях существенно изменила структуру налоговых доходов бюджета области. Таблица 1
Структура доходов консолидированного бюджета области, %
Источники доходов
2001 год (с учетом налоговых доходов дорожного и экологического фондов)
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
Налоговые доходы
96,3 (100,0)
92,5 (100,0)
89,0 (100,0)
87,4 (100,0)
86,9 (100,0)
Налог на прибыль
20,4
29,9
21,5
20,9
32,2
Налог на доходы физических лиц
16,0
24,8
30,5
35,9
34,1
Налог на добавленную стоимость
11,2
-
-
-
-
Акцизы
2,5
3,0
2,9
3,6
5,3
Налог с продаж
3,8
3,7
4,6
4,1
0,4
Налоги на имущество
9,2
11,0
14,5
14,9
12,1
Налоги на совокупный доход
0,7
0,8
0,9
1,3
2,2
Платежи за пользование природными ресурсами
4,9
5,6
9,5
12,5
9,9
Налог на пользователей автомобильных дорог
16,8
16,9
14,2
4,1
1,0
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
12,5
3,2
-
-
-
Прочие налоги
2,0
1,1
1,4
2,7
2,8
Неналоговые доходы
2,7
3,6
5,6
7,1
8,2
Безвозмездные перечисления
1,0
3,9
5,2
5,5
4,7
Прочие доходы
0,0
0,0
0,1
0,1
0,2
ВСЕГО ДОХОДОВ
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия при частичном переносе ее на население, а в отраслевом разрезе - усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В 2002 году изменение налоговой системы началось с реформы налогов, взимаемых с оборота (самых обременительных для предприятий): произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а ставка налога на пользователей автомобильных дорог понижена с 2,5% до 1%. Отменили налоги на приобретение автотранспортных средств и на реализацию горюче-смазочных материалов. Была введена «плоская» шкала по подоходному налогу - ставка налога для всех уровней доходов населения установлена в размере 13%. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Ввели регрессивную ставку ЕСН, понизив ее на 0,9 п.п. относительно суммарной ставки страховых взносов (35,6% вместо 36,5%). Данные изменения в налогообложении заработной платы привели к выводу некоторого объема заработной платы из тени, что способствовало росту поступлений в бюджетную систему подоходного налога и ЕСН, заменившего собой страховые взносы во внебюджетные социальные фонды. Произошло перераспределение налоговых платежей между федеральным и региональным бюджетами. Налог на добавленную стоимость был централизован на федеральном уровне. Компенсацией послужила передача на региональный уровень дополнительного норматива по подоходному налогу с физических лиц (с 84% до 99%). Кроме того, федеральным законодательством была предоставлена возможность местным органам самоуправления повысить ставку налога на прибыль организаций с 30 до 35%. Данной возможностью воспользовалось подавляющее большинство муниципальных образований Самарской области. В результате изменений налоговой системы в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета повысилась роль налога на прибыль организаций и подоходного налога с физических лиц. Объем поступлений налога на пользователей автомобильных дорог не уменьшился лишь за счет активного погашения задолженности прошлых лет. В 2003 году следующим шагом по снижению налоговой нагрузки на предприятия стало снижение ставки налога на прибыль организаций до 24%. В совокупности изменения амортизационной политики и учета затрат при определении налоговой базы по налогу на прибыль привели к тому, что поступления по данному налогу были ниже уровня предыдущего года. Даже изменение нормативов распределения налога на прибыль между федеральным и консолидированном бюджетом области с 36,7/63,3 до 30/70 не привело к росту этого источника в доходах консолидированного бюджета области. Исчерпали себя резервы по погашению задолженности в бюджет по налогу на приобретение автотранспортных средств и по налогу на пользователей автомобильных дорог. Компенсация выпадающих доходов произошла за счет изменений в налогообложении добывающей отрасли. Вновь введенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) заменил собой отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, часть платежей за пользование недрами и часть акцизов на нефть. Размер НДПИ поставлен в зависимость от уровня цен на углеводородное сырье на мировом рынке. Положительная конъюнктура на рынке сырьевых ресурсов привела к двукратному росту данного налога в бюджетную систему по сравнению с 2002 годом. Кроме того, изменения в сфере налогообложения природопользователей коснулись и земельного налога, ставки которого были увеличены в 2 раза. В 2003 году продолжился рост официальной заработной платы. В результате в структуре доходов консолидированного бюджета области на первое место в общей сумме налоговых доходов вышел налог на доходы физических лиц, обойдя налог на прибыль организаций. Следующим по значимости стал налог на имущество предприятий. Несколько уменьшилась в доходах бюджета области доля налога на пользователей автомобильных дорог. С 2003 года платежи за пользование природными ресурсами в полной мере можно назвать бюджетообразующими. Очередным шагом налоговой реформы в направлении снижения налогового бремени стала полная отмена с 2004 года налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Вместо этих налогов, являющихся источниками формирования целевого бюджетного дорожного фонда, был введен транспортный налог. Доходы территориального дорожного фонда резко сократились. Отчисления от земельного налога и акцизов на нефтепродукты не компенсировали выпадающие доходы дорожного фонда. Отмена налога на покупку иностранных денежных знаков также сократила число налоговых источников бюджета области. Произошли изменения в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства: на федеральном уровне был упорядочен перечень налогоплательщиков (расширен по сравнению с существующим ранее на региональном уровне) по единому налогу на вмененный доход, а также снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В результате перехода ряда налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход произошел резкий в 2,5 раза данного налога и рост (в 1,5 раза) поступлений налогов на совокупный доход и снижение налога с продаж (93,7 % относительно 2003 года). Изменилась схема распределения акцизов: на алкогольную продукцию - в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты - в пользу регионального. Однако, в результате изменения механизма уплаты акцизов на нефтепродукты поступления в бюджетную систему РФ с территории Самарской области снизились в 2,5 раза. Норматив отчислений от налога на прибыль организаций вновь был изменен в пользу региональных бюджетов - с 30/70 до 25/75. Но сохранение неустойчивого финансового положения предприятий области не позволило увеличить долю налога на прибыль в доходах бюджета области.
По-прежнему самым значимым источником в налоговых доходах бюджета области в 2004 году являлся налог на доходы физических лиц, увеличивающийся в соответствии с ростом фонда оплаты труда (123,4%). Его доля в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета возросла с 30,5% в 2003 году до 35,9% в 2004 году.
Сохранение цен на нефть на высоком уровне в течение года способствовало росту поступлений налога на добычу полезных ископаемых. В совокупности с индексированной в очередной раз ставкой земельного налога в 1,8 раза налог на добычу полезных ископаемых привел к тому, что платежи за пользование природными ресурсами стали еще более значимыми в формировании доходов консолидированного бюджета области (доля в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета возросла на 3 п.п. и составила 12,5%). Единственным налогом, которого до 2005 года не коснулась налоговая реформа, является налог на имущество предприятий. В течение 2002-2004 годов наблюдается устойчивый рост поступлений по данному налогу (2002г. - 139,2%, 2003г. - 142,2%, 2004г. - 107,2%). Причиной стали рост предпринимательской активности в области, приток инвестиций в развитие торговой сети, сферы массовых развлечений, пищевой промышленности и т.д., в результате чего были введены в действие в течение последних лет ряд крупнейших объектов строительства. Рост поступлений по налогу на имущество предприятий привело к возрастанию его доли в налоговых доходах бюджета на протяжении 2002-2004 годов (с 12,1 % до 14,9% соответственно), что особенно заметно на фоне уменьшения поступлений по другим видам налогов. В целом, проведенные мероприятия в сфере налогово-бюджетного законодательства в течение 2002-2004 годов привели к снижению налоговой нагрузки на предприятия области, а также к снижению доли налоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета области с 96,3% в 2001 году до 87,4% в 2004. В абсолютном выражении в 2002-2004 годах наблюдался снижающийся темп роста налоговых доходов - 115,9%, 107,6%, 105,0% в 2002, 2003 и 2004 годах соответственно к предыдущему году.
В 2005 году продолжились изменения налоговой и бюджетной политики, касающиеся налоговых доходов бюджета области: - ставка налога на имущество предприятий была увеличена с 2% до 2,2%, при значительном сокращении налоговой базы. В результате в 2005 году значительного роста по налогу на имущество предприятий не произошло: темп роста поступлений в консолидированный бюджет области налога на имущество организаций составил 106,2% по сравнению с итогами 2004 года; - ставка налога на добычу полезных ископаемых была увеличена, но нормативы отчислений по данному налогу изменены в пользу федерального бюджета. В результате общая сумма поступлений налога на добычу полезных ископаемых в бюджетную систему РФ за 2005 года увеличилась в 1,4 раза по сравнению с 2004 годом, однако доходы консолидированного бюджета области по данному виду налога остались на том же уровне;
- отменен налог с продаж, занимающий в налоговых доходах консолидированного бюджета области по итогам 2004 года 4,3%, что привело к соответствующим потерям бюджета;
- компенсацией выпадающих доходов в 2005 году послужило очередное увеличение регионального норматива отчислений от налога на прибыль организаций. В совокупности со значительным улучшением финансового состояния предприятий и организаций такое перераспределение привело к росту поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет области по состоянию на 01.01.2005 в 2,0 раза по сравнению с поступлениями на 01.01.2005, а его доля в налоговых доходах бюджета области по результатам 2005 года увеличилась на 11,3 п.п., достигнув 32,2%;
- корректировка механизма взимания акцизов на нефтепродукты, способствующая более равномерному распределению акцизов между регионами, а также передача акцизов на алкогольную продукцию в полном размере на региональный уровень привели к росту акцизов в доходах консолидированного бюджета области: за 2005 год поступление акцизов в бюджет области увеличилось в 1,9 раза по сравнению с 2004 годом.
Наряду с увеличением поступлений в бюджет области налога на прибыль организаций, в 2005 году наблюдался рост таких налогов, как налоги на совокупный доход - в 2,3 раза, налог на имущество физических лиц -в 1,6 раза, налог на доходы физических лиц - в 1,2 раза, налог на игорный бизнес - в 5,1 раза, что подтверждает эффективность проводимых в предыдущие годы реформ налоговой сферы и их позитивное влияние на развитие экономики региона, в том числе на благосостояние населения.
В 2005 году впервые за годы налоговых реформ тенденция снижения темпов роста доходов консолидированного бюджета области, в том числе налоговых доходов сменилась на позитивную. Так, по результатам 2005 года темпы роста доходов по сравнению с 2004 годом составили 131,6% и 130,8% соответственно.
1.1 Исчисление налогов с учетом особенностей связанных с наличием обособленных подразделений
Понятие обособленного подразделения
В гражданском законодательстве обособленными подразделениями признаются представительства и филиалы. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ). Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).
Основы правового положения представительств и филиалов закреплены в п.3 ст.55 ГК РФ. Названные обособленные подразделения наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В налоговом законодательстве термин обособленное подразделение трактуется значительно шире. Согласно п.2 ст.11 НК РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
При этом признание обособленного подразделения организации таковым для целей налогообложения производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Отдельный баланс
По решению организации создаваемое обособленное подразделение может быть выделено на отдельный баланс. Это может повлечь определенные налоговые последствия. Например - необходимость исчисления и уплаты налога на имущество организаций по месту нахождения обособленного подразделения. При этом определение термина «отдельный баланс» в действующем законодательстве отсутствует.
Данному вопросу посвящено письмо Минфина России «О формировании отдельного баланса подразделения организации» (от 29.03.2004г. №04-05-06/27). В нем обращается внимание на то, что в соответствии с п.8 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина России от 06.07.2003г. №43н), бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
При этом организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения организации и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления организацией.
Учитывая, что такое понятие, как «отдельный баланс», было исключено из ПБУ 4/99, по мнению Минфина России, для целей применения главы 30 НК РФ под отдельным балансом следует пониматьперечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.
Создание обособленных подразделений
Как уже отмечалось, признание подразделения организации обособленным для целей налогообложения производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации. С точки зрения НК РФ возникновение обособленного подразделения связано исключительно с созданием стационарных (на срок более одного месяца) рабочих мест вне места нахождения организации.
На практике встречаются случаи, когда в целях решения определенных задач на работу в организацию принимаются физические лица, проживающие в других регионах, с сохранением их места жительства. То есть данные лица выполняют свои функции вне места нахождения организации.
Возможность выполнения работы на дому предусмотрена трудовым законодательством. В соответствии со ст.310 ТК РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомниками за свой счет. Оформление трудовых отношений работодателя и работника подразумевает создание рабочего места. Это, в свою очередь, означает, что у организации возникло обособленное подразделение.
Следовательно, организация должна встать на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения. Обязанность постановки на учет в налоговом органе предусмотрена п.1 ст.83 НК РФ, согласно которому организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сроки постановки на учет определены п.4 ст.83 НК РФ. При осуществлении деятельности через обособленное подразделение соответствующее заявление подается в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца после его создания.
При оформлении отношений с физическими лицами, постоянно проживающими в других регионах, возможно заключение договоров гражданско-правового характера (например, договора подряда). В этом случае трудовые отношения между организацией и физическим лицом не возникают. Гражданско-правовые договоры по выполнению работ и оказанию услуг являются объектом не трудового, а гражданского права. Отношения, которые возникают между сторонами таких договоров, регулируются ГК РФ.