Денежно-кредитная политика в современной экономике
Экономическая система как таковая может функционировать более или менее гладко, более или менее эффективно. Переход от одной экономической системы к другой, т.е. состояние общества, когда экономическая система глобально не функционирует, когда новая система рождается из старой или на развалинах старой, требует особо жесткой координации всех составляющих экономической политики.
2.1 Инструменты кредитно-денежной политики.
Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия) либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум. Для регулирования экономики ими используются следующие методы денежно-кредитной политики: общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом; селективные предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм. К общим методам относятся такие инструменты кредитной политики, как: Учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение этого инструмента было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций. Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце ХIХ -- начале ХХ в. В 30 -- 40-х г.г. нашего столетия центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику “дешевых денег”, то есть низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г. -- 1%. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах - от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими снизилось, т.к. начало наталкиваться на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в современных условиях, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет влияние этой политики на экономическую конъюнктуру.
В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организацией кредитных аукционов. При установление данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Со 2 декабря 1996 г. ставка рефинансирования составила 48% годовых против 60% в период с 21 октября по 1 декабря 1996 г.Операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования.
В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центробанком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, что, с одной стороны, способствуют улучшению банковской ликвидности, а с другой -- эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов -- метод прямого воздействия на кредитоспособность банков, поэтому многие экономисты считают последний слишком сильным, и он редко используется. Впервые его применили в США в 1933 г. К селективным же причисляют следующие:Контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить объемы потребительского спроса.Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском во всем мире усиливается в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через выданных кредитов с суммой собственных резервов. Так, при кредитовании клиентуры во многих странах банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или их взаимосвязанной группе (например, фирмам, разрабатывающим одно месторождение) должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка, в США не более 10, во Франции -- 75 %. В развитых странах определяется также соотношение объемов кредитных операций и собственных средств. К примеру, во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства. Таким образом, современные государства обладают целой системой методов регулирования экономики, причем, составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса.3. Цели и результаты денежно-кредитной политики
в 1998 году.
Основные цели денежно-кредитной политики на 1998 год были определены в “ Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 год”. В них была зафиксирована задача снижения инфляции до 5-8% в целом за год. При этом валовой внутренний продукт должен был составить 2840-2930 млрд. руб., или 100-103% в реальном выражении к уровню предыдущего года. Предполагалось, что предельный размер дефицита федерального бюджета в 1998 году составит 132,4 млрд. руб., или 4,7% ВВП. Среднее значение обменного курса должно было составить 6,1 рубля за доллар США.
Однако с начала года финансовая система России испытывала нарастание негативного воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Основополагающими причинами нестабильности явились:
налогово-бюджетные проблемы, связанные с низким уровнем собираемости налогов, увеличением задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
рост взаимных платежей и фактическое банкротство многих предприятий реального сектора;
резкое ухудшение состояния платежного баланса, обусловленное неблагоприятными изменениями конъюктуры на мировых рынках энергоресурсов, ростом расходов на обслуживание внешнего государственного долга и поддержанием завышенного курса рубля;
обострение ситуации на мировых финансовых рынках, выразившееся в оттоке международного капитала из стран с формирующимися рынками;
нарастание негативных ожиданий со стороны экономических агентов в отношении способности Правительства РФ выполнять свои финансовые обязательства.
В первые семь месяцев 1998 года Банк России осуществлял денежно-кредитную политику в условиях поддержания динамики курса рубля к доллару США в заданных пределах. Особенностью такой политики является то, что главным целевым ориентиром становится валютный курс, а динамика других характеристик денежной сферы, таких как денежная масса и процентные ставки, формируются исходя из задач поддержания заданной динамики валютного курса.
Банку России в первом полугодии удалось сохранить объявленную динамику валютного курса (снижение валютного курса рубля за семь месяцев составило 4,03%, а прирост инфляции - 4,2%). Однако это происходило в условиях сокращающихся золотовалютных резервов Банка России: за первые шесть месяцев 1998 года они снизились на 12,8 %. Ситуация осложнялась и уменьшением внутренних источников пополнение валютных резервов страны вследствие того , что в результате ухудшения условий внешней торговли России в первом квартале 1998 года сложилось отрицательное сальдо по счету текущих операций.
Таким образом, сложившееся в первой половине 1998 года положение свидетельствовало о существенном изменении макроэкономических условий, которым соответствовал иной, более низкий обменный курс рубля.
Летом 1998 года поддержание стабильного обменного курса осуществлялось в основном за счет резервов Банка России, а суммы, выплаченные Правительством РФ в результате погашения государственных ценных бумаг, в условиях отказа от новых займов стали оказывать дополнительное давление на валютный рынок.
Продолжающееся снижение стоимости такого банковского актива, как государственные ценные бумаги, обострило трудности с рублевой ликвидностью банков.
В этих условиях появилась реальная угроза неплатежеспособности российской банковской системы в целом.
Начиная с 17 августа 1998 года Банк России изменил границы валютного коридора. Был также изменен механизм установления валютного курса рубля по отношению к доллару США. Официальный курс рубля стал определяться в результате торгов на ММВБ.
1 сентября Банк России объявил об отказе от политики поддержания курса за счет значительных валютных интервенций, ограничив их роль сглаживанием крайне резких колебаний курса рубля, и перешел к режиму плавающего валютного курса.
Основное преимущество денежно-кредитной политики, проводимой в условиях плавающего валютного курса, состоит в том , что устраняется опасность возникновения дисбаланса, связанного с несоответствием валютного курса изменяющимся макроэкономическим условиям и оказывающего серьезное негативное воздействие на экономическое развитие. При режиме плавающего валютного курса Центральный банк получает возможность для повышения насыщенности экономики деньгами. Так, уже в сентябре-октябре Банк России несколько увеличил свои золотовалютные резервы.
Политика валютного курса.
В России начиная с 1992 года режим валютного курса претерпел ряд изменений. До середины 1995 применялся режим плавающего валютного курса. С середины 1995 в результате усиления бюджетной и денежно-кредитной политике стало возможным ввести режим односторонней привязке рубля к доллару, реализованной в виде ограничений на возможную динамику курса(валютный коридор).
В середине 1996 года произошло ослабление бюджетной политики, увеличился бюджетный дефицит и государственный долг. Это совпало с ухудшением конъюнктуры мировых товарных рынков. В этих условиях был введен наклонный валютный коридор. При этом государством были приняты международные обязательства по обеспечению конвертируемости российского рубля по текущим операциям. В конце 1997 года было объявлено о новом порядке формирования валютного курса и допустимых пределов отклонений, также в режиме односторонней привязки. В 1998 году баланс движения капитала изменился, начался чистый отток капитала из России.
Период, прошедший после объявления Правительством РФ и Банком России среднесрочных ориентиров политики валютного курса на период 1998-2000 годов, был отмечен существенным осложнением внешнеэкономической ситуации для России. Основными факторами этого стали:
снижение мировых цен на основные статьи российского экспорта, в первую очередь на нефть, приведшие к ухудшению показателей внешнеторгового баланса страны;
накопленное за последнее время существенное реальное укрепление российского рубля по отношению к валютам основных западноевропейских торговых партнеров России.
По ряду критериев сложившийся к середине 1998 года курс российского рубля (на уровне 6,2 рубля за один доллар США) являлся переоцененным.
В середине 1998 года сложилась ситуация устойчивого оттока иностранного капитала из сектора номинированных в рублях государственных ценных бумаг. В этих условиях Правительство РФ и Банк России во избежание дальнейшего расходования государственных золотовалютных резервов отказались от ранее объявленных параметров курсовой политики и перешли к режиму плавающего валютного курса.
Динамика денежных и кредитных показателей. За январь - сентябрь 1998 года денежная масса в обращении (агрегат М2) сократилась на 2,2%. В дальнейшем после введения режима плавающего валютного курса денежная масса стала расти, и в целом за год ожидается ее увеличение на 40,7% при первоначальном прогнозе 22-30%.
За 9 месяцев 1998 года банковские вклады населения в рублях сократились на 11,2%, а в реальном выражении - на 40%. Это было вызвано как растущим недоверием населения к банкам, так и тем, что в текущем году произошло сокращение реальных денежных доходов населения.
Падение доверия к банковской системе и стремлении населения в целях сохранности своих денежных накоплений перевести свои вклады в наличные деньги, что привело к дальнейшему росту объема наличных денег, находящихся в обращении, что ухудшает структуру денежной массы из-за повышения доли самого ликвидного элемента и ведет к увеличению скорости обращения денег.
Использование инструментов денежно-кредитной политики.. Обязательные резервные требования .В целях оказания помощи кредитным организациям по повышению их ликвидности для выполнения своих обязательств перед клиентами Банком России в августе-сентябре 1998 года принимались решения по снижению и дифференциации нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. С 1 сентября 1998 года были установлены следующие нормативы обязательных резервов:
для кредитных организаций , у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах на 1 августа 1998 года составлял от 40% и более, - в размере 5% вместо ранее действовавшего норматива в размере 10% ;
для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах на 1 августа 1998 года составлял от 20-40%, - в размере 7,5% вместо ранее действовавшего норматива в размере 10%;
по Сбербанку РФ - по депозитам юридических лиц в валюте РФ и юридический и физических лиц в иностранной валюте - в размере 5% вместо 10%, по депозитам физических лиц в валюте РФ - 5% вместо 7%.
В долгосрочном плане в ноябре 1998 года Банк России принял решение об установление единого норматива обязательных резервов по привлеченном средствам в валюте РФ и в иностранной валюте в размере 5%, начиная с регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций и Сбербанком РФ на 1 декабря 1998 года.
В целях постепенного и плавного перехода кредитных организаций к такому порядку расчета Банк России принял решение о взыскании недовнесенных сумм обязательных резервов.
Рефинансирование банков. В 1998 году Банк России осуществляет кредитование банков на рыночных принципах. Банк России представляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежной кредитной политики.
До середины июня 19998 года Банк России предоставлял банкам , выполняющим его требования , два вида кредитов:
ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг, входящих в Ломбардный список;
однодневные расчетные кредиты ( кредиты “овернайт”), не имевшие обеспечение. Эти кредиты предоставлялись только банкам - первичным дилерам на рынке государственных ценных бумаг в жестко установленных лимитах (до 50 млн. руб.).
с 8 июля 1998 года Банк России принял решение о сокращении срока предоставления ломбардных кредитов, ограничив его 7 днями, и о выдаче этих кредитов на аукционной основе.
После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм банка. В целях упорядочения процедуры проведения ломбардных аукционов и недопущения завышения банками процентных ставок начиная с 27 августа 1998 года банки, имевшие возможность получения кредитов “овернайт”, не допускались к участию в ломбардных кредитных аукционах Банка России.
Исходя из параметров денежно-кредитной политики, определенных до конца 1998 года, Банк России намерен в этот период ограничить кредитование банков в основном предоставлением им обеспеченных кредитов “овернайт” и внутридневных кредитов.
Процентная политика по операциям Банка России. Важным инструментом денежно-кредитной политики являются процентные ставки по операциям Банка России.
В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы.
Наряду с этим отмечалось сближение уровня процента по различным видам операций на денежном рынке. Данным положительным процессам способствовали меры денежно-кредитного регулирования, нацеленные на поддержание инфляции в заданных параметрах, и последовательная процентная политика Банка России, который постепенно в соответствии с ситуацией на денежном рынке снижал процентные ставки по всем видам своих операций.
В то же время с октября 1997-август 1998 приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса. Вначале февраля 1998 года было произведено повышение ставки рефинансирования (с 28-42%).
Повышение ставки рефинансирования давала возможность рынку ориентиру нового уровня доходности государственных ценных бумаг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный рынок. При очевидных признаках улучшения состояния денежного, валютного и фондового рынков Банк России снижал ставку рефинансирования. В истекшем периоде 1998 года Банк России 9 раз пересматривал ставку рефинансирования, в том числе 5 раз в сторону снижения.
В феврале и мае-июне Банку России удалось в целом решить поставленные задачи по снижению давления на валютный рынок путем повышения стоимости рублевых ресурсов с помощью изменения ставок рефинансирования, по операциям РЕПО, ставок по ломбардным кредитам и приему средств в депозиты а также изменения режима установления ставок и обращения к аукционной форме ломбардного кредитования. Однако к началу августа операции по ограничению ликвидности банковской системы обусловили дефицит рублевых средств и резкий рост ставок денежного рынка. Это способствовало практической парализации этого сектора финансового рынка.
3.1 Российская экономика в 1998 году.
1998 год должен был иметь отличия от предшествовавшего периода реформирования российской экономики. В среднесрочной перспективе 1998 год должен был закрепить наметившуюся в 1997 году тенденцию преодоления экономического спада, создать предпосылки для будущего стабильного экономического роста.
В связи с этим экономическая политика Правительства РФ предусматривала, что именно в текущем году будут сформированы условия для экономического роста и повышения инвестиционной активности.
Значительное внимание предполагалось уделить решению социальных вопросов, в основ6е которого лежат задачи обеспечения роста реальных доходов и потребления населения.
Как показывают итоги за 9 месяцев и предварительные оценки года, указанных целей экономической политики в 1998 году достичь не удалось. На достижимость намеченных целей во многом повлияли кризисные явления на мировых финансовых рынках, а также процесс углубления кризиса российской финансовой системы, который далеко не по всем параметрам определяется внешними причинами.
За 9 месяцев 1998 года ухудшились по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года показатели эффективности общественного производства.
ВВП, использованный на цели потребления и накопление, определялся в январе - сентябре 1998 года динамикой основных его структурообразующих элементов. Закрепилась имевшая место в 1997 году тенденция роста розничного товарооборота. Обострение бюджетных проблем привело к снижению бюджетных расходов, а следовательно, к уменьшению государственных расходов на конечное потребление товаров и услуг.
Под влиянием финансового кризиса во второй половине 1998 года произошло резкое ухудшение макроэкономической ситуации. Снизилась хозяйственная активность в большинстве отраслей сектора нефинансовых предприятий, происходило дальнейшее ухудшение экономической конъюктуры.
В августе в связи с финансовым кризисом произошло ухудшение условий хозяйствования. Снижение выпуска продукции оказало негативное влияние на объем производства промышленной продукции.
Состояние совокупного спроса. В основе ухудшения экономической конъюктуры в 1998 году лежит как сокращение конечного потребления, так и уменьшение валового накопления основного капитала.
Всплеск инфляции на фоне финансового кризиса, отсутствие у бюджета возможностей по выплате в полном объеме долгов населению, а также по компенсации инфляционного обесценения доходов обуславливает снижение реальных денежных доходов населения. Это, в свою очередь, приведет к сокращению расходов на конечное потребление домашних хозяйств. В 1998 году более трех четвертей объема ВВП израсходовано на цели потребления, что значительно снизило валовые сбережения и ограничило воспроизводственные возможности в перспективе.
Инфляция. Важную роль в создании условий для сохранения понижательной тенденции инфляционных процессов на протяжении 7 месяцев 1998 года сыграл сформированный в предшествующие годы механизм ограничения темпов роста цен и тарифов отраслях экономики, являющихся естественными монополиями.
Несмотря на низкий уровень инфляции в первой половине года, инфляционные ожидания на второе полугодие ухудшались из-за факторов институционального характера.
Среди таких факторов следует отметить решение о повышении таможенных пошлин на 3%, отмене льгот для ряда товаров в часть НДС, введении 5-% налога с продаж.
Начиная с августа доминирующем фактором, определяющем темпы инфляции, стал обменный курс рубля.
Занятость. Происходящие изменения в сфере занятости в 1998 году определялись в основном 2 процессами. С одной стороны увеличение числа безработных. С другой стороны, тем, что основной потенциал для роста безработицы все еще носит скрытую форму.
По данным официальной статистики к концу сентября 1998 года численность экономически активного населения составило 49% (72,7 млн. чел.) от общей численности населения страны.
Общая численность безработных имела тенденцию к росту. В сентябре получили статус безработного 233 тыс. чел.. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) увеличился по сравнению с концом августа 1997 года с 4,4-5 чел. в сентябре 1998 года.
Ситуация в реальном секторе экономики. Неблагоприятные внутренние и внешние спросовые ограничения в совокупности с ухудшившимся финансовом положением предприятий привели к осложнению ситуации во всех отраслях экономики России.
Рост промышленного производства в первом квартале на 1,3% в сопоставимых ценах во втором квартале сменился спадом на 1,3%. Во второй половине 1998 года усилился спад производства в с/х., что связано с сокращением производства продукции растениеводства. Сохранилось тенденция дальнейшего падения уровня хозяйственной активности в строительстве.
В течении 1998 года финансовое положение предприятий ухудшилось, чему во многом способствовало обострение дефицита доходов, которое было связано с интенсивным сокращением доходности в материальном производстве и расширением слоя убыточных предприятий.
Дополнительными факторами роста производственных издержек являются снижение эффективности основных фондов, увеличение трансакционных издержек, неэффективное использование трудовых ресурсов.
Сложное положение в производственной сфере негативно отражается на динамике задолженности по выплате заработной платы. Увеличилось недофинансирование из бюджетов всех уровней. Основной объем неплатежей государства приходится на отрасли социальной сферы.
Государственные финансы. Закон “О федеральном бюджете на 1998 год” утвердил федеральный бюджет на 1998 год по расходам в сумме 499,9 млрд. рублей. Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 год установлен в размере 312,4 млрд. рублей, или 4,7% ВВП.
За 9 месяцев 1998 года поступление налоговых доходов составило 50,4% от предусмотренных в бюджете сумм. Недовыполнение утвержденного бюджета имеет место и по неналоговым доходам. В целом уровень собираемости по ним составил 58,4%.
Столь значительное неисполнение бюджета по основным видам налогов и других обязательных платежей объясняется критическим сужением налогооблагаемой базы из-за реального падения производства, увеличением объемов неплатежей, сокращением налога на прибыль из-за роста убыточности предприятий.
Финансовый сектор. Финансовый сектор экономики является той сферой, через которую осуществляется непосредственное проведение Банком России денежно-кредитной политики, в этой связи его состояние и степень развития способствует повышению или, напротив, накладывают определенные ограничения на эффективность этой политики. Условия финансовых рынков служат важным сигналом для корректировки курса денежно-кредитной политики и текущего денежно-кредитного регулирования. Чем более проблемным является состояние банков, тем меньше возможностей у Банка России для точного достижения поставленных целей. Структура активов и обязательств банков, отражающая их деятельность по трансформации сбережений в инвестиции, определяет степень влияния денежно-кредитной политики Банка России на экономическую активность. В настоящее время это влияние невелико в связи с невысокой долей в активах банков вложений в реальный сектор.
Заключение.
Состояние государственных финансов, то как будут фактически исполняться бюджеты нынешнего и будущего года, решение вопросов о реструктуризации внешних долгов государства. Изменения в платежном балансе России, уровень доверия населения к экономической политике и банковской системе и другие существенные факторы могут оказать координальное воздействие на экономические и социальные условия в стране. В этих случаях следование направлениям денежно-кредитной политики, сформированным с позиций нынешней оценки возможного развития ситуации в России, может оказаться недостаточно эффективным. Банк России считает целесообразным предусмотреть при необходимости возможность внесения изменений в проводимую денежно-кредитную политику, если этого потребуют фактически складывающиеся условия, с тем чтобы эта политика была адекватной экономической ситуации.
Кроме того, Банк России предполагает наряду с постоянным мониторингом хода реализации основных направлений денежно-кредитной политики ежегодно предоставлять в Государственную Думу отчет о текущей экономической ситуации, степени и возможности достижения установленных целевых ориентиров единой государственной денежно-кредитной политики, возникающих проблемах и предполагаемых путях их решения для обеспечения наиболее полной координации действий всех законодательных и исполнительных органов власти в целях скорейшего выхода из кризиса.
Цели и средства достижения
Вид экономической политики
Примечание
денежная
кредитная
курсовая
А
1
2
3
4
1.Цели
Обеспечение экономики де-нежной массой в необходимом и достаточном объ-еме, выполнение одновременно двух условий: това-рооборот обеспечен день-гами, деньги пол-ностью обеспе-чены товарной стоимостью. Исклю-чение де-нежного фактора инфляции спроса (эффект “лишних денег”) и стагна-ции (дефицит денег в обороте).
Регулирование динамики экономического роста посредством изменения ценовой доступности кредита.
Поддержание условий для развития экономики страны и одновременно поставок критической массы импорта посредством регулирования курса национальной валюты.
К п.1. Все три составляющие политики в монетарной сфере должны быть субординационно подчинены единой цели экономической политики, состоящей в построении социально ориентированной рыночной экономики в оптимальном режиме, факторами которого выступают максимально сжатые сроки и минимальные социальные потрясения.
К п.1 кол.2. Практика экономического регулирования знает и случаи достаточно успешного проведения селективной кредитной политики (ФРГ после Второй мировой войны)*.
2.сред-ства
1. Регулирование первичной эмиссии (эмиссия центрального банка)
1.1. Операции на открытом рынке
1.1.1. Операции с ценными бумагами
1.1.2. Операции с иностранной валютой и драгоценными металлами
К п.1 кол.1. Излишек денежной массы ведет к гипертрофированному спросу и инфляции, недостаток - к гипертрофированному спросу и стагнации, вызывает демонетизацию экономики, неплатежи, способствуют уклонению от налогов и росту теневой экономики.
К п.1.2.кол.1. Данное средство использовалось ранее и является в значительной степени специфичным для российских условий, имея в виду его административный характер с точки зрения содержания и отсутствие до последнего времени четких норм с позиций формальных условий доступа. В других странах (например в США) доступ к кредитам центрального банка также не для всех случаев абсолютно четко формализован, однако эти случаи являются исключением из правил и касаются не проведения денежной политик, а вопросов поддержания ликвидности отдельных банков.
К п.2.2.кол.1. Ограничивая риск банков, пруденциальные нормы фактически выступают средством регулирования вторичной эмиссии, хотя данный эффект является побочным и не вытекает непосредственно из задач пруденциального регулирования.
( + )
(…)
(…)
1.Общее регулирование.
1.1.Регулирование ставки рефинансирования центрального банка.
1.2.Регулирование цены государственных заимствований (осуществляется правительством при возможном содействии центрального банка ,как агента правительства, выступающего от его имени и за его счет).
2. Селективное регулирование (осуществляется правительством совместно с центральным банком).Предоставление избранным (приоритетным) отраслям либо производствам (предприятиям) кредитов на условиях лучше рыночных (уровень ставки и прочее).
(…)
(…)
(…)
3. Операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и другими валютными ценностями, прямые (админиративные)
стративные) ограничения.
*Конституция Российской Федерации, вполне справедливо выделяя кредитную политику в качестве самостоятельной составляющей экономической политики, в то же время предписывает правительству обеспечить проведение единой не только денежной, но и кредитной политики. И если первое ставит вне закона реализацию сепаратистских настроений в денежной сфере, то второе, строго говоря, ставит вне закона любую попытку органов исполнительной власти осуществить меры селективной кредитной поддержки отдельных отраслей экономики или территорий.
Примечания: ( + ), (…), ( - ) - обозначает характер влияния действий в данной области монетарной политики на две другие области;
( + ), ( - ) - обозначает соответственно наличие или отсутствие влияния;
( - ) - обозначает, что влияние возможно при определенных обстоятельствах, обусловленных объемом или направленностью действий.
P Кредитная
политика Sb
S
Sa
Ob
Pb
2b
O
Po
Oa
2a
Pa
D
1b 1a
Q
Qb QoQa Денежная
Политика
P
S
O
P0
S1
P1 O1
D
Q0 Q1 Q
Q - объем денежной массы;
P - цена заемных средств (процентная ставка по кредитам);
S, Sa, Sb - кривые предложения денег;
D - кривая спроса на деньги.
Сводная информация по результатам экспресс-опроса
24 банков, %
Охват*
Средняя оценка**
Факторы, препятствующие развитию реальной экономики (% к итогу по п.3)
1. Отсутствие политической стабильности
2. Недостатки законодательства и правоприменительной практики, в том числе:
2.1 в области хозяйственного права
2.2 в области уголовного права
3. Недостатки управления экономикой в том числе:
3.1 чрезмерно высокие налоги
3.2 высокие процентные ставки по кредитам
3.3 низкий платежный спрос населения
3.4 демонетизация экономики
3.5 слишком дорогой доллар
3.6 слишком дешевый доллар
3.7 недостаточная защищенность российского производителя от недобросовестных иностранных конкурентов
3.8 неудовлетворительная структура цен
3.9 криминализация экономики
4. Другие факторы
75,0
87,5
75,0
54,2
100,0
95,8
66,7
54,2
37,5
33,3
-
29,1
37,5
33,3
17,3
19,6
13,8
5,8
55,6
21,0
9,8
7,5
6,3
4,8
-
4,0
5,4
5,2
7,5
ИТОГО (1+2+3+4)
100
Причины, сдерживающие кредитование реального сектора экономики (в % к итогу по п.2)
1. Недостаток кредитных ресурсов
2. Высокие риски кредитования, в том числе вследствие:
2.1 недостаточной защищенности залоговых прав
2.2 отсутствия или недостаточно определенной перспективы развития предприятий
2.3 инфляции
2.4 общего неустойчивого состояния экономики
2.5 политического курса
2.6 криминализации экономики
3. Другие факторы
29,1
100,0
87,5
79,2
58,3
87,5
66,7
37,5
5,8
98,0
28,5
15,8
9,6
23,4
7,9
3,8
5,2
ИТОГО (1+2+3)
100
____________________
*Охват - удельный вес респондентов, указавших на наличие данного фактора (к общему числу респондентов).
**Средняя оценка - среднее арифметическое значение фактора по всем респондентам.
Влияние факторов монетарной политики на экономические параметры
Экономические
параметры
Процентная политика
Курсовая политика
Комбинации
жесткая
мягкая
сильная
слабая
А
Б
В
Г
1
2
3
4
5(1+3)
6(1+4)
7(2+3)
8(2+4)
1.Производство
2.Потребление
3.Цены
4.Экспорт
5.Импорт
6.Миграция
капитала
7.Сбережения
8.Инвестиции
-0,5
-0,5
-0,5
0
0
0
+0,5
-0,5
+0,5
+0,5
+0,5
0
0
0
-0,5
+0,5
-1,0
+0,5
-0,5
-1,0
+1,0
-0,5
0
0
+1,0
-0,5
+0,5
+1,0
-1,0
+0,5
0
0
-1,5
0
-1,0
-1,0
+1,0
-0,5
+0,5
-0,5
+0,5
-1,0
0
+1,0
-1,0
+0,5
+0,5
-0,5
-0,5
+1,0
0
-1,0
+1,0
-0,5
-0,5
+0,5
+1,5
0
+1,0
+1,0
-1,0
+0,5
-0,5
+0,5
0 - влияние отсутствует либо является пренебрежимо малым на фоне действия других факторов,
0,5 - умеренное влияние,
1,0 - сильное влияние.
“+”, “-“ - характер влияния (рост либо снижение соответствующего параметра, для миграции капитала “плюс” означает приток, “минус” - отток)
Примечание: Приведенные оценки влияния факторов монетарной политики на экономические параметры отражают рациональное поведение экономических контрагентов и не учитывают специфику экономической и политической жизни страны. Учет этой специфики требует специальных комментариев и возможных корректировок.
Динамика некоторых обобщающих показателей функционирования ОРЦБ (1995-1998 гг.), %
Показатели
Январь
1996 г.
Январь
1997 г.
Январь
1998 г.
Июль 1998 г.
Сумма привлеченных средств на ОРЦБ
к М2
к ВВП
34,6
4,6
82,2
10,7
107,7
14,9
117,0
17,3
Удельный вес нерезидентов на ОРЦБ (по рыночным ценам портфеля)
0
0
26,0
32,0
Доходность инструментов ОРЦБ* (средняя за месяц, предшествующий указанной дате):
к уровню РИО**
к уровню депозитной ставки
2,87/4,52
1,74/2,74
1,95/3,0
1,05/1,66
5,47/6,88
2,00/2,51
11,7/14,68
2,75/3,45
Эффективность ОРЦБ (отношение привлеченных средств за минусом возвращенных к привлеченным средствам за год)
17
11
8
-10
__________________-
*В числителе - соотношение без учета, в знаменателе с учетом налоговых льгот по доходам от операций на ОРЦБ.
**РИО - рациональные инфляционные ожидания, расчетная величина, определяемая как (Rt-2+Rt-1+1/2Rt)/2,5, где Rt-2, Rt-1,Rt - инфляция по уровню потребительских цен на соответствующий период; t - месяц оценки (декабрь, для 1998 г. - июль). Уровень РИО из расчета на год определялся по методу сложных процентов на базе месячной величины РИО.
Процентная ставка и состояние производственной функции
r
Qr
Sh
rh
So
ro
rl
Rl
Qh Qo Ql Q
Q - объем производства,
r - процентная ставка,
Qr - производственная функция по фактору процентной ставки,
Sl, So, Sh - кривые предложения соответственно при низком, нормальном (умеренно позитивном в условиях невысокой инфляции) и высоком уровнях процентной ставки.
(а) При высоких значениях (б) При низких значениях
процентной ставки. процентной ставки.
r r
Sh
Sl
Q Q
Влияние изменений процентной ставки на динамику цен в
сбалансированной (а) и несбалансированной (б) экономике.
а) P
Sl
Oo
So
Po
Pl
Ol
Do
Dl
Q
б)
P
Sl
So
Ol
Pl
Po Oo
Do
Dl
Q
Литература.
Экономика: Учебник/Под ред. Доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство БЕК, 1997. - 425-432стр.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. - М.: Республика, 1992. - 298-319стр.
Курс экономической теории: Учебное пособие/Под ред.: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Киров: Издательство “АСА”, 1995. - 363-393стр.
П. Самуэльсон Экономика. В 2 т.: Пер. с англ. Т.1. - М.: НПО “АЛГОН” ВНИИСИ “ МАШИНОСТРОЕНИЕ”, 1994. - 285-299стр.
Симановский А.Ю., д-р экон. наук. “Монетарная политика и экономический рост в России: отдельные аспекты проблемы”; журн. “Деньги и кредит”, №11 1999. - 14-24стр.
Симановский А.Ю., д-р экон. наук. “К вопросу о целях денежной и кредитной политики”; журн. “Деньги и кредит”, №4 1999. - 15-21стр.
“Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год”; журн. “Финансовый бизнес” №1,2 1999. - 2-13; 9-22стр.