Единый социальный налог: назначение, сущность и методы взимания
База для исчис-ления взносов на ОПС па каждое физическое лицо, нарастающим итогом с начала года (в руб.)
Для застрахован-ных лиц 1966 г. рождения и старше
Для застрахованных лиц 1967 г. рождения и моложе
Страховая часть трудовой пенсии
Страховая часть трудовой пенсии
Накопительная
часть трудовой
пенсии
до 280 000
14.0%,
8.0% (10%)
6,0% (4%)
от 280 001 до 600 000
39 200 руб. + 5,5% с суммы, свыше 280 000 руб.
22 400 руб. + + 3,1% (28 000 руб. + 3,9 %) с сум-мы, свыше 280 000 руб.
16 800 руб. + 2.4% (11 200 руб. +
1,6 %} с суммы, свыше 280 000 руб.
свыше 600 000
56 800 руб.
32 320 руб. (10 480 руб.)
24 180 руб. (16 320 руб.)
Для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, зани-мающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крес-тьянских (фермерских) хозяйств, действуют следующие тарифы страховых взносов на ОПС:
Таблица 1.3- Ставка отчислений в пенсионный фонд (НКРФ)
Бала для исчис-ления взносов на ОПС на каж-дое физичес-кое лицо, нарастающим итогом с начала года (в руб.)
Для застрахованных
лиц 1966 г. рождения
и старше
Для застрахованных лиц 1967 г. рождения и моложе
Страховая часть трудовой пенсии
Страховая часть трудовой пенсии
Накопительная
часть трудовой
пенсии
до 280 000
10.3%
4,3% (6,3%)
6,0% (4%)
от 280 001 до
600 000
28 840 руб. + 5,5% с суммы, свыше 280 000 руб.
12 040 руб. + 3,1% (17 640 руб. + 3,9%) с сум-мы, свыше 280 000 руб.
16 800 руб. + + 2.4% (11 200 руб + 1,6 %) с сум-мы, свыше 280 000 руб.
свыше 600 000
46 440 руб.
21 960 руб. (30120 руб.)
24 480 руб. (16 320 руб.)
Организации и предприятия инвалидов и пенсионеров освобождаются от уплаты налогов в ПФР.
При недостатке поступления средств в Пенсионный фонд РФ, Банк России обязан предоставлять ему кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.
Кроме ЕСН, поступающего от организаций и физических лиц, в ПФР перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
В обязанности Правительства РФ входи выделение для ПФР валютных средств, необходимых для приобретения вычислительной техники.
Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца; пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются и различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.
Выплаты государственных пенсий и пособий осуществляются на возвратной основе из федерального бюджета и беспроцентного кредита Центрального Банка РФ.
Фонд социального страхования РФ. Социальное страхование - один из видов государственного материального обеспечения населения при нетрудоспособности по болезни и в иных, предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация пособий и прочее). Социальное обеспечение населения во всех государствах - одна из важнейших задач правительства и парламентов. В России способствовать материальному обеспечению лиц, не принимающих участие в трудовом процессе по ряду причин, призван государственный фонд социального страхования, действующий в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года и с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Фонд социального страхования РФ (ФСС) управляет средствами государственного страхования РФ. Денежные средства фонда - государственная собственность, которые входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС и отчеты об их исполнении - после рассмотрения правлением ФСС утверждаются председателем ФСС.
Основные задачи ФСС:
- обеспечение гарантированных государственных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ;
- участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую деятельность ФСС, организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда социального страхования РФ образуются за счет единого социального налога (взноса), доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда социального страхования в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады (помещение этих средств в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий период), добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством, ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектов гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других, установленных законом случаях, прочих доходов.
Средства Фонда социального страхования РФ используются на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (доля вышеперечисленных расходов составляет около 70%), финансирование санитарно-курортного обслуживания трудящихся, частичное финансирование содержания санаториев профилакториев и оздоровительных детских лагерей, пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся, финансирование исполнительной дирекции фонда.
Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.
Фонды обязательного медицинского страхования. Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с законом РСФСР от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1993 года.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для Российской Федерации. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования. В России созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Деятельность Федерального фонда направлена на обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР», достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования, финансирование целевых программ.
Основная функция Федерального Фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:
-аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;
-осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;
-осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
-выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
-совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд единого социального налога;
-осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.
Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет уплат единого социального налога предприятиями и организациями, бюджетных ассигнований, кредитов банков и иных кредиторов, прочих поступлений (штрафы, пени, от вкладов на депозит).
Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
В системе обязательного медицинского страхования существуют медицинские страховые компании. Всем гражданам по месту жительства или работы компания выдает страховой полис, по которому гражданин получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг. В этот объем входит, как минимум, скорая медицинская помощь, лечение острых заболеваний, обслуживание беременных и медицинская помощь детям, пенсионерам и инвалидам. Однако, введение новой системы медицинского обслуживания в ряде регионов население не одобряет. Медицинские страховые компании в системе обязательного медицинского страхования, по мнению Министерства здравоохранения РФ, не нужны, их роль могут выполнять сами фонды, без посредников.
Наряду с обязательным медицинским страхованием есть добровольное медицинское образование, введенное с 1 октября 1992 года. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет прибыли предприятий и личных средств граждан путем заключения договоров. Оно позволяет гражданам получить дополнительные медицинские услуги сверх установленных обязательным медицинским обслуживанием.
Мы дали краткие характеристики конкретных государственных социальных внебюджетных фондов. Их значение состоит в том, чтобы поддерживать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим, защитить граждан на случай болезни, обеспечить доступ к благам, обладающими особыми достоинствами (лечение, восстановление трудоспособности). Все это осуществляется в нашей стране с помощью средств, поступающих во внебюджетные фонды, значительную часть которых составляет единый социальный налог.
Ниже рассмотрим сущность и теорию единого социального налога, определим налогоплательщиков, объекты налогообложения, размеры ставок единого социального налога, порядок его уплаты.
2. Краткая финансово-экономическая характеристика
ОАО «Курсмедстекло».
Открытое акционерное общество «Курский завод медстекла» расположен по адресу: 305040, г.Курск, ул.50 лет Октября, 126 А/1.
Уставной капитал Общества - 21534 рублей; количество размещенных обыкновенных акций - 86136 штук номинальной стоимостью 25 копеек. Реестродержатель Общества - Курский филиал ЗАО «Московский фондовый центр».
Завод расположен на трех площадках. Общая площадь закрепленных земельных участков равна 121226 квадратных метров.
Предприятие имеет три основных цеха: машино-ванный, в состав которого входит участок приготовления шихты; ампульный цех №1; ампульный цех №2; а также три вспомогательных участка: ремонтно-механический, транспортный, энергоучасток.
ОАО «Курскмедстекло» создано и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации и Курской области, Уставом предприятия.
Предприятие является производителем изделий для медицинской промышленности: трубок стеклянных медицинского назначения из боросиликатного, химически и термически стойкого стекла марки НС-3; ампул стеклянных для лекарственных средств типа «С» (спаренные вакуумного наполнения) и «ШП» (шприцевого наполнения с пережимом). Трубки стеклянные предназначены для изготовления ампул, пробирок, флаконов. Ампулы стеклянные предназначены для фасовки, хранения и транспортировки лекарственных средств. Предприятие имеет лицензию на производство и реализацию изделий медицинского назначения, а выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия по показателям безопасности, установленным Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Потребителями продукции являются предприятия химико- фармацевтической отрасли медицинской промышленности России, государств СНГ и Прибалтики.
В 2001 году на ОАО «Курскмедстекло» произведен целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение технологии производства, качества выпускаемой продукции и улучшений условий труда, на которые было израсходовано свыше 12 миллионов рублей. Например, упаковка стеклотрубки стала производиться в термоусадочную пленку с целью уменьшения запыленности продукции; в состав шихты введен полевошпатовый концентрат с целью уменьшения процентного содержания железа в стекле; приобретены два полуавтомата для нанесения керамического кольца на ампулы для увеличения спроса на продукцию и расширения рынка потребителей.
Здесь пересматривалась в сторону увеличения заработная плата работникам завода, которая выплачивалась в соответствии с коллективным договором.
В октябре 2001 года увеличен уставной капитал Общества на 5886 рублей путем размещения 23544 обыкновенных именных акций по закрытой подписке и составил на конец отчетного периода 21534 рублей. На величину уставного капитала выпущены обыкновенные именные акции в количестве 86136 штук номинальной стоимостью 25 копеек.
Для более полной характеристики деятельности ОАО «Курскмедстекло» рассмотрим показатели размеров предприятия, приведенные в таблице 2.1.
Данные таблицы свидетельствуют, что объем выпускаемой продукции и в натуральном и в денежном выражении имеет тенденцию к увеличению, что сказалось положительно на росте выручки от реализации продукции, возросшей на конец 2001 года на 94221 тысяч рублей. Это связано прежде всего с налаженным рынком сбыта и высоким качеством продукции, которая пользуется большим спросом не только на территории Курской области, но и за ее пределами.
Среднегодовая численность работников возросла на 113 человек. Это связано с открытой в 2002году столовой на 70 мест и увеличением рабочих мест на производстве.
Таблица 2.1. - Показатели размеров ОАО «Курскмедстекло»
Наименование показателей
Годы
Изменение
(+;-)
2002
2003
2004
Выпуск продукции в действующих ценах, тыс.руб.
139 647
141 742
186 199
46 552
Выручка от реализации произведенной продукции, тыс.руб.
90 131
141 485
184 342
94 211
Среднегодовая числен-
ность работающих, человек
575
641
688
113
Выпуск продукции в натуральном выражении:
-стеклотрубка, тонн
-ампулы для лекарственных средств, млн. шт.
3160
992
3260
1007
3161
1205
1
213
Для того, чтобы определить специализацию предприятия, рассмотрим денежную выручку за последние три года. Здесь она возросла с 90131 тысяч рублей в 2002году до 184342 тысячи рублей в 2004году. В структуре денежной выручки основную долю занимает производство трубок стеклянных медицинского назначения из стекла марки НС-3 (51%), 24% составляет производство ампул стеклянных вакуумного наполнения типа «С», 25% - ампул шприцевого наполнения с пережимом типа «ШП».
Финансовое состояние предприятия характеризуется комплексом показателей, среди которых важнейшее значение имеет оценка наличия, состояния и структуры имущества предприятия. Состав и структура имущества определяется рядом статей: внеоборотные и оборотные активы, денежные средства и так далее. Все изменения оцениваются по данным актива баланса в таблице 2.2.
Таблица 2.2. - Состав и структура имущества ОАО «Курскмедстекло»
в тыс.руб.
Показатели
2002од
2003од
2004од
Изменения 2004к 2002
Имущество, всего
60881
80436
106530
45649
в том числе
Внеоборотные активы
35861
36843
43929
8068
В % ко всему имуществу
58,9
45,8
46,8
из них
Основные средства
18986
24267
34367
15381
В % к внебюджетным активам
52,9
65,9
78,2
Незавершенное строительство
12298
12029
9557
-2741
В % к внеоборотным активам
34,3
32,6
21,8
Оборотные активы
25020
43593
62601
37581
В % ко всему имуществу
41,1
54,2
58,8
из них
Производственные запасы и затраты
10617
17410
21383
10766
В % к оборотным активам
42,4
39,9
34,1
Денежные средства
205
3786
6231
6026
В % к оборотным активам
0,8
8,6
9,9
Дебиторская задолженность
14198
22397
34986
20788
В % к оборотным активам
56,7
51,3
55,8
В структуре актива баланса происходят изменения: увеличивается доля внеоборотных активов. Из таблицы 2.2. видно, что за 2002-2004 годы доля внеоборотных активов снизилась с 58,9 % до 46,8 %. В абсолютном выражении они несколько выросли (на 8 068 тысяч рублей), но темп их прироста оказался значительно ниже темпа прироста валюты баланса (22,5% по отношению к 75%). При рассмотрении внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса (смотри приложение) видно, что изменения произошли за счет резкого снижения в 2003 году и полного отсутствия в 2004
году долгосрочных финансовых вложений. Доля машин и оборудования выросла за счет их покупки для увеличения объема производства. Теперь становится понятным и роль статьи «Запасы» оборотных активов. Это произошло за счет резкого роста покупки сырья для увеличения объема производства. Темп прироста статьи «Запасы» (101,4%) значительно выше темпа прироста валюты баланса (75%). Рост оборотных активов произошел за счет увеличения доли «Денежных средств», темп прироста которых составил 2 939,5 %.
Рассматривая структуру актива баланса, мы ясно видим истинную причину увеличения валюты баланса в течении 2002-2004 года. Это связано с активизацией производственной деятельности ОАО «Курскмедстекло» и увеличением объема выпускаемой продукции.
Но актив баланса неразрывно связан с пассивом. Считается, что у нормально функционирующего предприятия оборотные активы должны быть выше краткосрочных пассивов, то есть часть текущих активов погашает краткосрочные пассивы, другая часть погашает долгосрочные обязательства, оставшаяся идет на погашение собственного капитала.
Оборотные активы ОАО «Курскмедстекло» составили на конец 2004
года 25 020 тысяч рублей, на конец 2003 года - 43 593 тысяч рублей, на конец 2004 года - 62 601 тысяч рублей и превысили краткосрочные пассивы в абсолютной величине соответственно на 11 417 тысяч рублей, на 35 180 тысяч рублей, а на конец 2004 года на 51 168 тысяч рублей, что подтверждает нормальное функционирование предприятия.
По таблице 2.3. определим соответствие между заемными и собственными источниками средств предприятия.
Таблица 2.3. - Состав и структура источников формирования имущества предприятия
в тыс.руб
Показатели
2002од
2003од
2004од
Отклонения 2004 к 2002
Источники финансирования, всего
60881
80436
106530
45649
Собственный капитал
47278
72023
96097
47819
В % ко всем источникам финансирования
77,7
89,5
89,3
Заемный капитал
13603
8414
11433
-2170
В % ко всем источникам финансирования
22,3
10,5
10,7
из него
долгосрочные кредиты и займы
-
-
-
-
Краткосрочные кредиты и займы
3504
1573
5882
2378
В % к заемному капиталу
25,7
18,6
51,4
Кредиторская задолженность
10099
6840
5551
-4548
В % к заемному капиталу
74,3
81,4
48,5
Из таблицы видно, что за три года произошло повышение доли источников собственных средств на 47819 тысяч рублей. Темп прироста собственных средств составил 101,1 % при общем темпе прироста валюты баланса 75 %.
Долгосрочное кредитование на ОАО «Курскмедстекло» за анализируемый период отсутствует.
На фоне повышения доли собственных средств до 89,3 % произошло значительное снижение с 22,3 % до 10,7 % краткосрочных обязательств, в том числе доля кредиторской задолженности снизилась с 16,6 % до 5,2 %.
Итак, структура имущества предприятия улучшилась - несмотря на незначительное снижение доли «Внеоборотных активов» с 58,9 % до 46,8 5, доля «Капитала и резервов» существенно увеличилась с 77,7 % до 89,3 %. Главной причиной этого является снижение доли кредиторской задолженности с 16,6 % до 5,2 % и отсутствие краткосрочных заемных средств. Заметим, что это произошло несмотря на рост статьи «Запасы» оборотных активов с 17,5 % до 20,1 %, направленной на увеличение объема производства. Данный факт говорит, что финансовая политика предприятия решает не краткосрочные задачи, а занимается стратегическим планированием финансов.
В таблице 2.4. дадим оценку имущественного положения ОАО «Курскмедстекло».
Таблица 2.4. - Оценка имущественного положения ОАО «Курскмедстекло»
Наименование
показателя
2002год
2003год
2004год
2004 год в % к 2002
Доля активной части основных средств
0,5
0,7
0,6
120
Коэффициент износа основных средств
0,6
0,5
0,5
83,3
Коэффициент обновления основных средств
0,6
0,2
0,2
33,3
Коэффициент износа характеризует долю изношенной части основных средств. Его уменьшение говорит об улучшении материальной базы ОАО «Курскмедстекло». Коэффициент обновления показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства. Здесь значение показателя не велико, а это значит, что предприятие может направить часть финансов на приобретение новых основных средств.
В таблицу 2.5. сведем значения показателей ликвидности и платежеспособности.
Таблица 2.5. - Показатели ликвидности и платежеспособности предприятия
Показатели
2002
2003
2004
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,08
0,5
0,5
Коэффициент текущей ликвидности
1,05
5,2
5,3
Доля собственных оборотных средств в общей сумме оборотных средств
0,61
0,90
0,89
По данным таблицы можно сделать вывод, что ОАО «Курскмедстекло» относится к таким предприятиям, чьи обязательства подкреплены информацией, позволяющими быть уверенными в выполнении других обязательств с хорошим запасом на возможную ошибку. Коэффициент абсолютной ликвидности достиг оптимального значения, коэффициент текущей ликвидности превысил оптимальное значение в 2,75 раза.
В таблице 2.6. представим показатели, характеризующие финансовую устойчивость и финансовые результаты деятельности предприятия. Здесь значение коэффициента финансовой независимости выше «критической точки» (предприятие финансово независимо, если удельный вес собственного капитала в общей его величине не менее 50 %), что свидетельствует о благоприятной финансовой ситуации, то есть собственникам принадлежат более 80 % стоимости имущества. Коэффициент финансовой устойчивости принял оптимальное значение. Рентабельность показывает, что на конец периода на один рубль продаж приходится прибыли 32 копейки, на один рубль вложенного собственного капитала приходится прибыли 59 копеек и так далее.
Таблица 2.6. - Показатели финансовой устойчивости и финансовых результатов деятельности предприятия
Показатели
2002год
2003год
2004год
Коэффициент концентрации собственного капитала
0,5
0,2
0,1
Коэффициент финансовой
устойчивости
0,8
0,9
0,9
Коэффициент финансовой
независимости
0,7
0,9
0,8
Получено чистой прибыли (+), убытки (-), тыс.рублей
18100
41388
56437
Коэффициент рентабельности собственного капитала
0,49
0,57
0,59
Рентабельность основной
деятельности, %
0,29
0,46
0,46
Рентабельность продаж, %
0,20
0,31
0,32
ОАО «Курскмедстекло» достигло достаточных результатов для своей финансовой устойчивости, сохранения конкурентоспособности, обеспечения надлежащего качества жизни трудового коллектива. А ведь финансовая устойчивость - один из важнейших аспектов финансового состояния предприятия и при правильном его использовании на ОАО «Курскмедстекло» можно и дальше улучшать структуру активов и пассивов.
Устойчивое финансовое состояние исследуемого объекта может
сохраняться под воздействием внутренних и внешних факторов. Следовательно, ОАО «Курскмедстекло» имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля для привлечения инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков. Наконец, данное предприятие не вступает в конфликт с государством, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет и взносы в социльные фонды, заработную плату - рабочим и служащим, дивиденды - акционерам.
Ниже рассмотрим взаимоотношения ОАО «Курскмедстекло» с внебюджетными фондами социального характера за период 2002-2004 годы.
3 Взаимоотношения ОАО «Курсмедстекло» с Государственными внебюджетными фондами.
3.1 Исчисление и уплата средств в Пенсионный фонд РФ.
Рассмотрев финансово-экономическую характеристику ОАО «Курскмедстекло», мы пришли к выводу, что за исследуемый период предприятие не вступает в конфликт с государством, так как своевременно выплачивает налоги в бюджет и взносы в социальные фонды. Как же строились взаимоотношения исследуемого объекта с каждым из внебюджетных фондов?
Рассмотрим исчисление и уплату средств в Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с российским законодательством. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности.
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.
Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений - работающих граждан с трудоспособной частью населения. Под воздействием демографического фактора (постарение населения) и других факторов (производственных и так далее) нагрузка на работающих возрастает.
Пенсионный фонд осуществляет две основные функции: сбор страховых взносов от плательщиков и финансирование выплат назначенных пенсий всему контингенту пенсионеров (своевременно и в полном объеме).
Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление - исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и районах - уполномоченные отделения.
Средства Пенсионного фонда доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путем перевода на счета пенсионеров, открытых в филиалах Сбербанка РФ.
Аккумуляция и перераспределение средств происходит по следующему маршруту: страховые взносы собираются на счетах отделений (уровень субъекта федерации), откуда осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозируют и устанавливают объемы перераспределения средств между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учетом обеспечения неснижаемого остатка на счетах и оптимизации сумм в пути.
Бюджет Пенсионного фонда РФ и смета расходов на очередной год, а также отчеты об их исполнении составляются Правлением Пенсионного фонда РФ и в виде проектов от имени правительства вносятся на рассмотрение в Государственную думу и после принятия бюджета - в Совет Федерации, который после одобрения представляет его Президенту РФ на утверждение.
Денежные средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет единого социального налога, дотаций из федерального и республиканского бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц.
Организации и предприятия инвалидов и пенсионеров освобождаются от уплаты налогов в ПФР.
При недостатке поступления средств в Пенсионный фонд РФ, Банк России обязан предоставлять ему кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.
Кроме ЕСН, поступающего от организаций и физических лиц, в ПФР перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
В обязанности Правительства РФ входи выделение для ПФР валютных средств, необходимых для приобретения вычислительной техники.
Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца; пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются и различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты. Выплаты государственных пенсий и пособий осуществляются на возвратной основе из федерального бюджета и беспроцентного кредита Центрального Банка РФ.
Уплата страховых взносов в ПФР носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно, в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц.
Рассмотрим взаимоотношения ОАО «Курскмедстекло» с пенсионным фондом на основании данных таблицы 3.1.
Таблица 3.1. - Взаимоотношения ОАО «Курскмедстекло» с Пенсионным фондом РФ за период 2004-2004 годы
Наименование
показателя
Годы
2004год в % к 2002году
2002
2003
2004
Объект налогообложения, тыс.рублей
16697,6
27978,7
55383,6
331,7
Начислено взносов всего, тыс.рублей
5797,9
8603,9
14706,8
253,7
Перечислено взносов,
тыс.рублей
5372,2
8560,1
14706,8
273,8
Остаток на конец года, тыс.рублей
425,6
43,8
0
0
За анализируемый период объект налогообложения ОАО «Курскмедстекло» вырос в 3,3 раза. Это прежде всего связано с увеличением заработной платы работникам завода. Так как начисление взносов в Пенсионный фонд РФ исчисляется с фонда заработной платы, то соответственно и начисленная сумма взносов увеличилась.
В 2004 и 2006 годах ОАО «Курскмедстекло» перечисляло , в рамках единого социального налога, ПФР по тарифу 14 % ежемесячно путем безналичных расчетов расчетных счетов в сроки, установленные законодательством (сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы). За это время все начисления и перечисления взносов на счета ПФР производились своевременно и в полном объеме, поэтому пени и штрафы с ОАО «Курскмедстекло» не взыскивались. В противном случае, пени, штрафы и другие финансовые санкции взыскивались бы с работодателей в бесспорном порядке.
Как уже говорилось выше, с 1 января 2001 года взносы во внебюджетные фонды прекратили свое самостоятельное существование, но в рамках Единого социального налога сохранилась их достаточная обособленность.
Для исчисления и уплаты Единого социального налога установлена регрессивная шкала ставок распределения платежей между внебюджетными фондами. Ставка ЕСН для Пенсионного фонда РФ - до 14%. ОАО «Курскмедстекло» исчисляет и уплачивает ЕСН отдельно в Федеральный бюджет и каждый фонд, определяя процентные доли налоговой базы в соответствии с законодательством. Так как средняя заработная плата работников предприятия достаточно высока, на ОАО «Курскмедстекло» применяется регрессивная шкала ставок ЕСН.
Заметим, что с 1.01.2002 года все работодатели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и при осуществлении выплат работникам обязаны исчислить соответствующую сумму страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии. Объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект обложения и налоговая база по единому социальному налогу.
.
3.2.Взаимоотношения предприятия с Фондом социального страхования Российской Федерации
Фонд социального страхования РФ создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.
Этот фонд является вторым по объему аккумулируемых средств. Средства для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций можно объединить в две группы: одна группа включает социальную помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период, вторая группа охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей.
Денежные средства фонда - государственная собственность, которые входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС и отчеты об их исполнении - после рассмотрения правлением ФСС утверждаются председателем ФСС.
Основные задачи ФСС:
- обеспечение гарантированных государственных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ;
- участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую деятельность ФСС, организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда социального страхования РФ образуются за счет единого социального налога (взноса), доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда социального страхования в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады (помещение этих средств в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий период), добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством, ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектов гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других, установленных законом случаях, прочих доходов.
Средства Фонда социального страхования РФ используются на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (доля вышеперечисленных расходов составляет около 70%), финансирование санитарно-курортного обслуживания трудящихся, частичное финансирование содержания санаториев профилакториев и оздоровительных детских лагерей, пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся, финансирование исполнительной дирекции фонда.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхования возложен на ФСС РФ и Государственную налоговую службу РФ. Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профессиональных союзов.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждается федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Перечисление начисленной суммы в Фонд социального страхования играет для налогоплательщика особенно важную роль. Эти данные по ОАО «Курскмедстекло представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2. - Начисление и уплата средств в Фонд социального страхования Российской Федерации
Наименование
показателя
Годы
2004
год в % к 2002 году
2002
2003
2004
Объект налогообложения, тыс.рублей
16697,6
27978,7
55383,6
331,7
Размер страхового тарифа,
%
2,9
2,9
2,9
Начислено страховых взносов, тыс.рублей
1092,0
1594,0
2078,2
190,3
Перечислено страховых взносов,
тыс.рублей
1008,7
1594,0
2078,2
206,0
Остаток задолженности за страхователем на конец года, тыс.рублей
83,0
0
0
0
Данные таблицы показывают, что налогооблагаемая база из года в год увеличивается. Так, в 2004 году по сравнению с 2002 она увеличилась на 38686 тысяч рублей. Это увеличение произошло в основном за счет изменения заработной платы работников. В связи с этим происходит и рост начисленных страховых взносов.
Из-за стабильного финансового состояния предприятия перечисленные взносы соответствуют суммам начисленных. Срок перечисления - ежемесячно в установленный срок для получения заработной платы, а именно 17 числа. За исследуемый период штрафы и пени отсутствуют, а начисленные и перечисленные суммы увеличились в 2 раза в связи с увеличением заработной платы работников.
Средства Фонда социального страхования РФ используются на целевое финансирование социальных мероприятий. Не допускается зачисление средств на личные счета застрахованных. Контроль расходования средств на социальное страхование осуществляется с участием профсоюзов. По этой причине на ОАО «Курскмедстекло» уже много лет председателем комиссии по социальному страхованию является председатель профсоюзного комитета предприятия.
Расходы средств социального страхования в 2002-2004 годах представлены в таблице 3.3.
Здесь общая сумма расходов увеличилась в 3,8 раза. В структуре расходов лидирующее место занимают выплаты по временной нетрудоспособности. Второе - выплаты, связанные с беременностью, родами и с уходом за детьми в возрасте до полутора лет. Это доказывает, что жизненный уровень населения постепенно стабилизируется и повышается, из чего следует, что в нашей стране начали действовать реформы с положительным результатом. Третье место - на санитарно-курортное обслуживание работников и их детей. Здесь выплаты возросли в 6,7 раза. Это еще раз доказывает о стабилизации жизненного уровня за исследуемый период населения страны в целом и о надлежащем качестве жизни трудового коллектива ОАО «Курскмедстекло».
Однако, профсоюзы считают, что с введением ЕСН в 2001 году и отменой взносов произошло снижение уровня социальной защиты населения России, снизились социальные выплаты, число отдыхающих в санаториях и их детей. А с 2003 года были полностью отменены выплаты по государственному социальному страхованию на санаторно-курортное обслуживание работающих. В данной ситуации следует предположить, что финансово устойчивые предприятия, такие как ОАО «Курскмедстекло» в состоянии будут обеспечить всех нуждающихся работников санитарно-курортными путевками из прибыли, а предприятия с тяжелым финансовым положением этого сделать не смогут. Следовательно, в ближайшее время вопрос взаимосвязи финансово-экономического состояния предприятия (организации) и уровня жизни их работников встанет более остро: чем стабильнее работает трудовой коллектив, тем больше социальных благ могут получить его работники.
Таблица 3.3. - Использование средств фонда социального страхования
Наименование
показателя
годы
2004г. в % к 2002г.
2002
2003
2004
1.На выплату пособий всего, тыс. рублей,
в том числе:
- по временной нетрудоспо-
собности;
- по уходу за детьми-инва -
лидами;
- по беременности и родам;
- при рождении ребенка;
- по уходу за детьми в воз-
расти до 1,5 лет;
- социальное пособие на
погребение.
417,2
358,3
12,5
24,0
8,8
12,7
0,8
890,6
847,7
25,3
7,0
6,3
6,7
1,7
1570,4
1452,2
16,4
81,5
10,5
9,6
-
376,4
405,3
131,2
339,6
119,3
75,6
0
2.На санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, тыс. рублей
11,1
35,6
74,1
667,6
3 На новогодние подарки, тыс. рублей
6,5
17,9
-
0
4.На премирование страхо-
вого актива, тыс. рублей
-
0,7
2,0
-
Всего расходов, тыс. рублей
434,7
948,9
1646,3
378,7
Справочно: невыплаченные
пособия на конец отчетного периода
-
-
-
-
С введением единого социального налога в 2001 году взносы в Государственные социальные внебюджетные фонды прекратили свое самостоятельное существование, кроме страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С 1.01.2001 года это единственный вид обязательных внебюджетных страховых взносов в Российской Федерации. Взносы на указанный вид страхования раньше включались в состав взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Сейчас же согласно статьи 11 Федерального закона от 05.08.2000 года № 188-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» они не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
ОАО «Курскмедстекло» производит своевременно и в полном объеме начисления и перечисления взносов по средствам социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На конец 2004 года пени и штрафы отсутствуют. Размер страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска на предприятии равен 0,9 %.
Сведения о затратах, связанных с травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями по ОАО «Крскмедстекло» за период 2002-2004 годы сведем в таблицу 3.4.
Данные таблицы показывают, что затраты, связанные с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями на ОАО «Курскмедстекло» из года в год уменьшаются. Так, в 2004 году по сравнению с 2002 годом пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями снизились на 48 тысяч рублей и в 2004 году составили 974 тысячи рублей; ежемесячные страховые выплаты, пострадавшим на данном предприятии снизились на 64 тысячи рублей.
По данным таблицы можно сделать вывод, что на предприятии ведется большая работа по улучшению условий труда, по принятию мер техники безопасности и предотвращению несчастных случаев на производстве. Работе с кадрами здесь уделяется особое внимание, что способствует выпуску качественной продукции, повышению производительности труда и улучшению финансового положения ОАО «Курскмедстекло».
3.3 Порядок расчета и уплаты средств в Фонд обязательного медицинского страхования РФ
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации. Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.
Введение обязательного медицинского страхования означает появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования, где бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными, в числе которых определяющими являются обязательные страховые взносы работодателей и предпринимателей. Здесь бюджетные средства обеспечивают финансирование здравоохранения в части неработающего населения (пенсионеры, студенты, дети, домохозяйки и другие категории), а внебюджетные - работающих граждан. В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Во втором случае - предприятия, предприниматели, лица свободных профессий.
Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения стабильной государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов его проведения. Финансовые средства фонда находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. До 2001 года они формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование, а в настоящее время - за счет уплат единого социального налога и прочих поступлений.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. По объему аккумулируемых средств эти фонды занимают третье место среди государственных внебюджетных фондов социального характера.
Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ. Его основные задачи: обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования, разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации.
Территориальный фонд ОМС создается по решению органов государственной власти субъектов РФ для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Его основные задачи: обеспечение законодательных прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС.
Уплата страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования РФ носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно, в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц (для ОАО «Курскмедстекло» - 17 числа).
Рассмотрим взаимоотношения ОАО «Курскмедстекло» с Фондом обязательного медицинского страхования на основании данных таблицы 3.4. За анализируемый период объект налогообложения вырос более, чем в 3 раза. Это прежде всего связано с увеличением заработной платы работникам завода.
Таблица 3.4. - Взаимоотношения ОАО «Курскмедстекло» с Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования
Наименование показателей
В Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
В территориальный фонд обязательного медицинского страхования
2004 год в
%
к 2002 году
2002
2003
2004
2002
2003
2004
Федер.
Террит.
Объект налогообложения по всем основаниям, тыс.рублей
16697,6
27978,7
55383,:
16697,6
27978,6
55383,6
331,7
331,7
Начислено страховых взносов всего,
тыс.рублей
33,6
55,9
105,1
570,5
951,2
1785,8
310,0
310,0
Перечислено взносов, тыс. рублей
32,2
59,0
105,1
564,9
984,2
1785,8
330,1
330,1
Остаток на конец года,
тыс. рублей
3,1
4,2
-
32,9
70,9
-
-
-
В 2002 и 2004 годах ОАО «Курскмедстекло» перечисляло, в рамках единого социального налога, взносы по страховому тарифу в размере 3,1 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям (в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в размере 1,1 %; в территориальный фонд- в размере 2,0 %).
ОАО «Курскмедстекло» в рамках обязательного медицинского страхования через страховую медицинскую компанию всем работающим на предприятии выдает страховые полисы, по которым граждане получают бесплатно гарантированный объем медицинских услуг. В этот объем входят, как минимум, скорая медицинская помощь, лечение острых заболеваний, обслуживание беременных, другая медицинская помощь по программе обязательного медицинского страхования.
Наряду с обязательным медицинским обслуживанием трудовой коллектив получает дополнительные услуги, так как руководство ОАО «Курскмедстекло» ежегодно заключает договор со страховой компанией ЗАО СК «АСКО-Курск» на добровольное медицинское страхование каждого работника предприятия и членов их семей. Все нуждающиеся в течении года могут получить объем медицинских услуг в поликлиниках города на сумму на одного человека 1500 рублей и в больницах - на сумму 3500 рублей (здесь оплата производится из средств предприятия). Этот факт еще раз подтверждает, чем стабильнее работает предприятие, тем больше социальных благ получают члены его коллектива.
Из проведенного исследования видно влияние внебюджетных социальных фондов на уровень жизни населения. Отсюда можно сделать вывод, что реализация конституционных прав граждан и удовлетворение их социальных потребностей в нашей стране еще не достигли достаточно высоких результатов. Взаимоотношения предприятий с внебюджетными фондами порой достаточно сложны. Это обусловлено и объективными, и субъективными причинами, влияющими на реализацию социальной функции государства. Эффективность введения ЕСН для уменьшения налогового бремени и простоты расчетов и оформления документов с налоговыми и социальными органами пока тоже не оправдала надежды ни налогоплательщиков, ни государства. Но сегодня ясно одно: какой бы результат не дали проводимые государственные реформы, жизненный уровень работающей части населения почти полностью зависит от финансово-экономического состояния и социальной работы, проводимой на предприятиях, в организациях на местах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С введением единого социального налога большинство задач решено на уровне законодательного обеспечения, хотя следует признать, что снижение налоговой нагрузки на этом этапе будет мало заметным для большинства организаций и само по себе не слишком повлияет на их политику в отношении заработной платы.
Введенная регрессивная шкала налогообложения является важным шагом, создающим предпосылки для пересмотра отношений между работникам и работодателем. Но организация может заработать право на применение регрессивной шкалы в текущем году, только при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы в предыдущем году и сохранении ее на минимально допустимом уровне в текущем году. Поэтому большинству предприятий применение регрессивной шкалы не реально.
Все-таки сегодня ЕСН еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями.
Средств, поступающих в распоряжение этих фондов, основанных на допущении о том, что быстрых изменений в размерах официально выплачиваемой заработной платы не произойдет - на сегодняшний день не достаточно для финансирования всех основных социальных программ, осуществляемых этими фондами.
Правильность организации учета и налогообложения расчетов по ЕСН на предприятии должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь.
Целью дипломной работы является раскрытии сущности единого социального налога и его влияния на внебюджетные.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность ЕСН;
- рассмотреть порядок формирования налоговой базы ЕСН;
- исследовать структуру исчисления ЕСН;
Роль и значение данного налога велико. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, с его помощью решаются насущные проблемы жизнедеятельности народа и конкретно каждого человека.
Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельны-ми платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогопла-тельщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в Расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физиче-ским лицам.
Расчет по авансовым платежам по ЕСН представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоговая декларация по единому социальному налогу представляется налогоплательщиками по утвержденной форме, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
От того, как будут аккумулироваться средства, взимаемые через НДС во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности жизни нации за счет проведения своевременной квалифицированной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.
За последние годы наблюдаются отдельные подвижки в решении этих задач, однако, коренных улучшений все же не достигнуто. Мало того, многие из них обостряются. Главная причина - недостаток бюджетных средств, в том числе, формируемых данным налогом. Этот недостаток средств фактически прогнозируется самой системой взимания налога, которая заложена в установленной регрессивной шкале ставок платежей в зависимости от размера получаемого дохода.
Существенные недостатки имеет регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.
Решение социальных проблем в стране связано с дальнейшим ростом специальных бюджетных социальных фондов, что может быть достигнуто за счет установления единых ставок платежей в ЕСН независимо от размера получаемого дохода (налогооблагаемой базы).
Если попытаться ввести единую ставку платежей по ЕСН независимо от размера дохода создается предпосылки для снижения верхнего предела ставки без ущерба формирования самих специальных бюджетных социальных фондов
Снижение налоговой нагрузки приведет к снижению себестоимости продукции (работ, услуг) в этом секторе экономики, росту прибыли и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Одновременно, появление дополнительных средств у производителя расширит возможности инвестирования нового производства или его реконструкции и расширения.
Но уже сегодня, исходя из положительных результатов проделанной работы, можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.
СПИСОК НОРМОТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный Закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
Федеральный закон от 05.08.2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»
Федеральный закон от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Закон РСФСР от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1999 года.
«Гражданский кодекс Российской федерации (Часть вторая)» от 26.01.1996 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 26.03.2005)
Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. М.: ЭКМОС, - 2007.
Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2007.
Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. «Экономика и статистика».- М.: Финансы и статистика, 2004г.
Анашкина А.К. - «Единый социальный налог». М.: Статус кво 97, 2004г.
Васильева Т.В. «Оздоровление за счет средств ФСС России» Российский налоговый курьер, 2006, №10.
Воробьева Е.В. «Единый социальный налог и налог на доходы физических лиц.2002-2003» . - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2002.
Воробьева Е.В. «Заработная плата в 2004году с учетом требований налоговых органов» - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2004.
Гейц И.В. «Единый социальный налог. Практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов» - М.: НОУ ЛИК, 2003.
Дубова М.Д. «ЕСН в реализации социальной политики государства» - Финансы, 2005, №12.