Большое распространение в практике мировой торговли получили справочные цены. Они применяются на рынках нефти, химических товаров, отдельных видов цветных металлов и некоторых других товаров. Справочные цены выступают для продавцов и покупателя в качестве исходного пункта при определении контрактной цены фиксируемой в документе о сделке т. е. носят номинальный характер, представляя собой важный источник информации о ценах. Справочные цены используются как правило при поставках небольших и средних партий товаров и служат основой для установления скидок надбавок и т. п. с учетом особенностей в условиях поставки товаров в т. ч. скидок за размеры поставляемых партий по массовой крупносерийной продукции, особенно изделиям машиностроения. В практике международной торговли справочные цены на экспортируемые и импортируемые товары получили распространение в виде изданий (прейскурантов) фирм-поставщиков и специальных публикаций.
В отличие от цен «свободного» рынка цены «закрытых» рынков формируются при определенных специфических отношениях между продавцами и покупателями. При этом объективно складывающееся соотношение между спросом и предложением на данный товар существенного влияния на цены не оказывает. К ценам «замкнутых» рынков можно отнести цены внутрифирменной торговли цены региональных экон. группировок и цены специальных преферинциальных (льготных) соглашений.
Цены внутрифирменной торговли (трансферные) получили широкое распространение в хозяйственном обороте развитых и развивающихся стран в т. ч. при обмене товарами и услугами в рамках международной монополии. Объективной стороной расширения сферы применения трансферных цен явл. развитие производственной кооперации. Как правило данные об этих ценах ограничены они составляют комерческую тайну а их уровень и соотношения отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние по оценкам в 3-4 раза выше.
В послевоенный период в результате интеграционных процессов между капиталистическими странами прежде всего между рядом западноевропейских государств получили распространение региональные цены. На эти цены большое влияние оказывают отношения складывающиеся между странами той или иной группировки. Региональные цены действуют в торговле между странами ЕЭС по зерновым, сахару и некоторым другим видам продукции. Как правило, они выше цен «свободного» рынка, поскольку с их помощью осуществляется стимулирование производства некоторых товаров в рамках региона.
Префенциальные цены устанавливаются межправительственными соглашениями о поставках определенных товаров, в которых фиксируются специальные условия поставок и величины цен реализации, отличающиеся от цен «свободного рынка».
Особое место среди видов цен мирового рынка занимают цены долгосрочных контрактов. С одной стороны, при их установлении учитываются состояние и перспективы изменения соотношения спроса и предложения. С другой стороны, при заключении таких контрактов стороны исходят из особых отношений между собой и предусматривают, н-р, возможность участия покупателя в финансировании производства продукции. Данные о контрактной цене, являющейся окончательной ценой сделки - наиболее достоверная информация о внешнеторговых ценах.
35. Налоговая система РФ и ее структура. Налоговая политика
Налоги -- это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Налоги выполняют 2 осн. функции:-- фискальную, которая состоит в мобилизации (изъятии, привлечении) средств в бюджетную систему;-- регулирующую, связанную с вмешательством гос-ва в темпы развития экономики.
Налоговая система состоит из налогов и сборов.
Различают: косвенные налоги -- налоги, заложенные в цену товаров и услуг (н-р, НДС, акцизы, таможенные пошлины), которые оплачивают потребители товаров и услуг; прямые налоги -- это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на имущество.
Сбор -- это целевой платеж за оказанные его плательщику услуги (н-р, лицензионный сбор, регистрационный сбор).
Осн. элементы налога: субъект налога -- лицо, которое по закону явл. плательщиком налога; объект налога -- предмет, обладание которым дает основание обложить владельца налогом.
Объекты налогообложения: доход; прибыль; оборот (выручка); добавленная стоимость; имущество физических и юридических лиц; операции с ценными бумагами; передача имущества (продажа, дарение, завещание); определенные виды деятельности, установленные Законом; экологические платежи; социальные платежи и налоги с ФОТ;
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы их построения.
В зависимости от органа, который взимает налоги, различают федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.
Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установлены следующие налоги.
Федеральные налоги 1. Налог на добавленную стоимость (НДС). 2. Акцизы. 3. Налог на доходы от страховой деятельности. 4. Налог с биржевой деятельности. 5. Налог на операции с ценными бумагами. 6. Таможенная пошлина. 7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. 8. Платежи за пользование природными ресурсами (в ФБ, в бюджеты субъектов). 9. Налог на прибыль предприятия. 10. Подоходный налог с физических лиц.11. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов 12. Гербовый сбор. 13. Гос. пошлина. 14. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. 15. Сбор за использование наименование Россия, РФ и образованных на их основе слов и словосочетаний. 16. Транспортный налог.
Налоги субъектов федерации (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов)
1.Налог на имущество предприятий (в бюджет субъектов, районные и городские бюджеты по месту нахождения налогоплательщика). 2.Лесной налог. 3.Плата за воду. 4.Сбор на нужды образовательных учреждений.
Местные налоги 1.Налог на имущество физических лиц. 2.Земельный налог. 3.Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. 4.Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне. 5.Курортный сбор. 6.Сбор за право торговли. 7.Целевые сборы с граждан и предприятий на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования. 8.Налог на рекламу. 9.Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники. 10.Сбор с владельцев собак. 11.Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. 12.Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей. 13.Сбор за выдачу ордера на квартиру. 14.Сбор за парковку автотранспорта. 15.Сбор за право использования местной символики. 16.Сбор за участие в бегах на ипподромах. 17.Сбор за выигрыш на бегах. 18.Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе ипподрома. 19.Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. 20.Сбор за право проведения кино- и телесъемок. 21.Сбор за уборку территорий населенных пунктов. 22.Сбор за открытие игорного бизнеса. 23.Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. 24. И другие по усмотрению местной администрации.
Важным направлением финансово-бюджетной политики явл. проведение налоговой реформы, которая призвана снизить налоговую нагрузку на экономику, выровнять условия налогообложения для всех плательщиков, повысить уровень управления всей системой налогообложения. Осн. элементы налоговой реформы: - отмена неэффективных налогов и льгот; - снижение налогообложения фонда оплаты труда и общего размера отчислений в социальные внебюджетные фонды; - уменьшение налоговых ставок.
Сегодня отечественная налоговая система по общей структуре, принципам построения и перечню обязательных налоговых платежей в основ-ном соответствует наиболее распространенным в рыночной экономике системам налогообложения. Все действующие в России налоги делятся на три группы: федеральные, региональные и местные. По объекту налогообложения существующие платежи условно разделяют на налоги с доходов (выручки, прибыли), имущества (предприятий и граждан), с определенных видов операций, сделок и деятельности (операции с ценными бумагами). По экономическому содержанию существуют следующие осн. группы налогов: косвенные (акцизы, налог на добавленную стоимость), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, на наследование и на дарение), налоги, связанные с использованием природных ресурсов.
На сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции в бюджетно-налоговой политике : 1. Сохраняется высокая доля поступлений от косвенных налогов. 2. Возрастают в доходах федерального бюджета доля и объем налогов на внешнюю торговлю. 3. В структуре акцизов увеличивается доля акцизов на газ. 4. Снижается в доходах федерального бюджета доля прямых налогов, и прежде всего налога на прибыль. 5. Уменьшается в доходах федерального бюджета сумма подоходного налога с физических лиц.
Нынешние приоритеты и направления налоговой политики требуют создания единой и согласованной налоговой системы. Целью совершенствования налоговой системы должно быть построение стабильной налоговой системы в границах России, развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговая система должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. Она должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.
Проблема налоговых льгот в российском законодательстве стоит достаточно остро. По мнению некоторых экономистов налоговые льготы разъедают нашу налоговую систему, и одним из стратегических направлений совершенствования налоговой политики должно стать всемерное их сокращение. Показателен в этой связи опыт Грузии, законодательно отменившей все налоговые льготы ради спасения бюджета и в целях борьбы с криминализацией экономики.
В современных условиях в качестве основных принципов организации налоговой системы в условиях рыночной экономики можно назвать следующие : -- адекватная развитию рыночной экономики система налогов, их виды, соотношения прямых и косвенных налогов, позволяющих учитывать доходы юридических и физических лиц, а также их имущественное положение; -- универсализация методов налогообложения, которые позволяли бы установить единые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие как от форм собственности, так и от организационно-правовых форм собственности; -- одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики; -- обеспечение принципа однократности обложения и недопустимости двойного налогообложения; -- научное обоснование доли изъятия и определения ставки налога, которое создавало бы плательщику налога право иметь доход, обеспечивающий нормальное развитие предприятий и организаций, воспроизводство рабочей силы; -- установление системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно обеспечивающих принципы социальной справедливости, гарантирование гражданам прожиточного минимума; единство налоговых льгот для всех категорий налогоплательщиков; -- создание мощной, четко действующей, технически оснащенной налоговой службы; -- четкое распределение налогов по уровням государственного управления.
36. Характеристика источников налогов, уплачиваемых предприятием
Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и гос. внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоги могут взиматься следующими способами: 1) кадастровый, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. 2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода явл. то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. 3) у источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Осн. налоги, уплачиваемые предприятием:
1. Налог на добавленную стоимость (НДС). НДС введен законом РФ от 06.12.1991г. База для налогообложения - объем реализованной продукции. Первоначальная ставка налога 28%. С 01.01.1993 г. ставка НДС снижена до 20%, но одновременно введен так называемый Спецналог (полный аналог НДС) в размере 3%, который действовал до 1997 г. Для ряда товаров (детские товары, осн. продукты питания) действует ставка 10%. С 01.01.2001 г. НДС регулируется главой 21 НК РФ. Ставка налога 20%.
Механизм начисления НДС следующий. При продаже продукции НДС начисляется. При покупке продукции и товаров зачитывается НДС, уплаченный в составе приобретенных товаров. В бюджет перечисляется разница между начисленным и погашенным НДС.
2. Налог с продаж. Налог с продаж дополнил налоговую систему России с 31.07.1998. На территориях субъектов федерации НсП вводится нормативно-правовыми актами законодательных органов субъектов РФ. Ставка НсП устанавливается до 5%.Объектом обложения НсП явл. стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет физическим и юридическим лицам. Часть товаров освобождена от НсП. Перечень товаров не облагамых НсП близок с перечнем товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, не полностью не совпадает с ним. В отличие от НДС входной НсП к зачету не принимается, а относится на стоимость приобретаемых товаров, поэтому каждая перепродажа приводит к ощутимому удорожанию товаров.
3. Единый социальный налог (ЕСН). ЕСН введен в действие с 01.01.2001 года главой №24 НК РФ. ЕСН начисляется на Фонд оплаты труда (ФОТ), выплачиваемый за выполнение трудовых обязанностей. Налог начисляется и оплачивается работодателем и относится на себестоимость выпускаемой продукции. ЕСН объединил в себе ранее уплачиваемые взносы в страховые фонды.
С едением ЕСН платежи в соцфонды формально снизились на 2,9%, однако на практике это не совсем так. Законодательно введен дополнительный платеж в ФСС - страхование от несчастных случаев на производстве. Ставка платежа составляет от 0.2 % в торговле до 1,7% в строительстве до 4% на опасных производствах. На этом фоне снижение ставки платежей в соцфонды становится весьма призрачным.
4. Налоги в дорожные фонды. Сейчас сущесвтуют следующие налоги: -- Налог на пользователей автодорог. В настоящее время составляет 1% от объема реализации продукции без НДС и НсП. -- Налог на владельцев транспортных средств. Начисляется по ставкам от мощности двигателя в л.с.
5. Налог на прибыль. Действующий в настоящее время налог на прибыль введен Законом РФ от 27.12.1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Ставка налога для большинства предприятий 35% от прибыли. Распределяется по трем бюджетам: федеральный - 11%, республиканский - 19%, местный - 5%. Посреднические операции облагаются налогом по ставке 43%.
С 01.01.2002 г. введена в действие гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Закон о налоге на прибыль прекращает свою деятельность. Введение гл.25 НК РФ (Закон РФ от п.06.08.2001 №110-ФЗ) внесло значительные изменения в учете. Законодательно разделен бухгалтерский и налоговый учет.
Другие налоги, уплачиваемые предприятием.
1. Налог на имущество предприятий. Ставка налога составляет 2% от среднегодовой стоимости имущества предприятия. В стоимость имущества входят: осн. средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, материалы, незавершенное производство, готовая продукция на складе, расходы будущих периодов, отгруженная продукция, право собственности на которую не перешло покупателю. Налог относится на финансовые результаты и уменьшает налогооблагаемую прибыль.
2. Налог на рекламу. Налог на рекламу уплачивают юридические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.
3. Налог на доходы физических лиц. До 2001 года ставка налога увеличивалась в зависимости от величины дохода с 12% до 35%. С 2001 года ставка налога перестала быть прогрессивной (плоская шкала) и все доходы (кроме специально установленных) облагаются по ставке 13%.
Следует отметить, что налог на доходы физлиц не явл. налогом предприятия. В данной ситуации предприятие выступает налоговым агентом по сбору и перечислению налога.
37. Характеристика прямых и косвенных налогов (+36)
Налоги -- это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджет соответствующего уровня и гос. внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью, в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Налоги выполняют 2 осн. функции:-- фискальную, которая состоит в мобилизации (изъятии, привлечении) средств в бюджетную систему;-- регулирующую, связанную с вмешательством гос-ва в темпы развития экономики.
Налоги могут взиматься следующими способами: 1) кадастровый, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. 2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода явл. то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. 3) у источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Налоговая система состоит из налогов и сборов.
Различают: косвенные налоги -- налоги, заложенные в цену товаров, которые оплачивают потребители товаров и услуг; прямые налоги -- это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на имущество.
1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают: а) реальные; б) личные. К последним относятся: - подоходный налог с населения; - налог на прибыль юридических лиц; - налог на прирост капитала; - налог на доходы от денежных капиталов; - налог на сверхприбыль.
2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3 групп:
в) таможенные пошлины. Бывают: - экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров); - импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для гос-ва или производителя внутри страны); - транзитные.
38. Методы регулирования банковской деятельности
Осн. инструменты, при помощи которых ЦБР проводит кредитно-денежную политику:
* %-ная ставка по операциям ЦБР - официальная учетная ставка, по которой ЦБР готов учитывать векселя, предоставлять кредиты другим банкам, т.е. ЦБР выполняет функцию кредитора последней инстанции. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (золото, драгоценные металлы, валюта, ценные гос. бумаги, векселя, гарантии и поручительства).
* Регулирующие кредиты ЦБР размещаются в банках с целью поддержания ликвидности. С этой целью ЦБР проводит аукцион, на который допускаются КБ: 1) действующие на финансовом рынке более одного года; 2) регулярно представляющие отчетность в ЦБР; 3) соблюдающие все нормативы; 4) выполняющие резервные требования.
* Нормативное формирование обязательных резервов, депонируемых в ЦБР. Это часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на бес%-ный счет в ЦБР (нормы обязательного резервирования на 20.02.98 г. по счетам на срок до 30 дней - 14% , до 90 дней - 10%, свыше 90 дней - 8%, по валютным вкладам - 8%). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от обязательств кредитных организаций. Изменение резервных требований возможно только в объеме пяти пунктов единовременно. В настоящее время расчет отчислений в обязательные резервы производится по среднеарифметической формуле, исходя из суммы ежедневных балансовых остатков по привлеченным средствам на отчетный период (на каждое 15 и 30 число месяца).
* Операции на открытом рынке - операции ЦБР по купле-продаже ценных бумаг.
* Формирование общих внутр. нормативов для кредитных учреждений.
* Участие в деятельности международных банковских организаций.
* ЦБР принимает решения о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения и осуществляет контроль над объемом денежной массы.
* РЦБ организует налично-денежное обращение.
Официальные отношения между рублем и драгоценными металлами не устанавливаются. Банкноты и монеты явл. безусловным средством расчетов и обязательными к приему на всей территории России, а также обеспечиваются всеми активами ЦБР. Банкноты и монеты не могут быть объявлены недействительными без предупреждения о сроке их обмена.
* ЦБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию правительственных, исполнительных органов, казначейства, государственных внебюджетных фондов, воинских частей и МВД.
* Количественное и качественное стимулирование, или сдерживание в развитии определенных отраслей и территорий при полном объеме кредита процентов и сроков кредитования. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством или ЦБР инвестиционную программу развития отрасли или конкретной территории.
* ЦБР не имеет права заниматься операциями с теми банками и кредитными учреждениями, у которых нет лицензии, также не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, не имеет права пролонгировать кредиты, также не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью и приобретать доли или акции кредитных или иных организаций.
Осн. критерии надзора: 1) достаточность капитала, то есть отношение собственных средств к суммарным обязательствам; 2) оценка качества активов (с точки зрения риска и ликвидности); 3) качество менеджмента (квалификация работников и руководящего состава); 4) Л. - способность быстро и безболезненно выполнять свои обязательства.
Доходность или рентабельность - это уровень прибыли по отношению к собственному капиталу.
* ЦБР не отвечает по обязательствам правительства и наоборот, за исключением взятых на себя обязательств, в свою очередь ЦБР не несет ответственности за деятельность кредитных учреждений.
* Нормативный контроль над деятельностью кредитных учреждений и банков, этот контроль осуществляется на основе балансовых данных. Баланс банка - это бухгалтерский баланс, отражающий состояние привлеченных и собственных средств, их источники и вложение в кредитные и другие операции. По данным баланса осуществляется контроль над формированием и использованием банковских ресурсов и других банковских операций, а также правильностью их отражения в бухгалтерском учете.
39. Активные операции коммерческого банка
Банк -- учреждение, организация, сфера деятельности которого торговля деньгами и предоставление связанных с ними услуг (посредничество в платежах, кассовое обслуживание, управление депозитами и другим имуществом клиента).
Система коммерческих банков в ее современном виде формируется с 1988 г. в соответствии с Законом РСФСР от 2.12.90 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и Законом "О Центральном Банке Российской Федерации".
Активы банков - это направления размещения собственного капитала и привлеченных средств с целью получения прибыли. Они включают кассовую наличность, различные вложения в кредиты и ценные бумаги, осн. средства. Пассивы - это операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы для проведения кредитных и других операций. Пассивы состоят из собственных средств и заемных (привлеченных) средств на определенное время.
Операции банков делятся на пассивные и активные. Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами. Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке. Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:1) первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка. 2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов. 3) получение кредитов от других юридических лиц. 4) депозитные операции. Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов- собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы. Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи.
Активные операции коммерческих банков - это операции, связанные с размещением банковских ресурсов.
В зависимости от срока различают: срочные (на опред-й срок) и онкольные (возвращаемые по первому требованию) ссуды и кредиты.
В зависимости от обеспечения различают:
1. Вексельные ссуды, в том числе: --учет (дисконтирование) векселей, то есть их покупка до поступления срока платежа; -- акцептные операции, то есть выдача гарантий по оплате векселей своей солидной клиентуры за свой счет; -- аваль - выдача гарантий платежеспособности векселедателя. Ответственность по платежам переходит на банк в случае неспособности векселедателя оплатить вексель; -- выдача ссуд под залог векселей (под 50-70% от номинала).
2. Подтоварные ссуды - ссуды под залог товаров и товарораспорядительных документов: н-р, варрантов (свидетельств о принятии товаров на ответственное хранение на склад); железнодорожных накладных; коносаментов (свидетельств о приеме груза на борт корабля); накладных о перевозке грузов автомобилями, самолетами и т.д. Выдают ссуды в размере 50-70% стоимости товара.
3. Фондовые операции, то есть ссуды под обеспечение ценных бумаг (из расчета 50-60% обеспечения) и покупка ценных бумаг банком за свой счет (в основном это гос. ценные бумаги, акции нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий).
4. Лизинговые операции.
40. Банковская система РФ и ее элементы
Банковская система - важнейшая из структур рыночной экономики, проводящая, концентрирующая осн. массу кредитных и финансовых операций, ведущая часть кредитной системы, куда, наряду с собственно банками, органически включена и целая сеть так называемых "квазибанковских" (околобанковских) учреждений: факторинговые и лизинговые фирмы, кредитные союзы и товарищества, пенсионные фонды, финансовые компании и множество других специализированных кредитно-финансовых организаций - все эти структуры явл. элементами парабанковской системы. Основной объем кредитных и финансовых услуг клиенту любой страны предоставляют банки.
БС представляет собой сложноорганизованную иерархическую структуру составляющих ее элементов - кредитно-финансовых институтов, важнейшими из которых явл. эмиссионные и не эмиссионные (коммерческие и специализированные) банки.
Российская БС, начиная с 1988 года, претерпела впечатляющие изменения. Переход от жесткого государственного контроля над денежными потоками к рыночной системе перераспределения временно свободных денежных ресурсов потребовал слома прежней структуры финансовых институтов и реорганизации функций Госбанка. С принятием в декабре 1990 года таких важных документов, как закон РСФСР "О Центральном Банке РСФСР", "О банке и банковской деятельности в РСФСР", была сформирована двухуровневая банковская система. В 1995 году полным законодательным запретом прямого кредитования Центральным банком агентов хозяйственной деятельности процесс трансформации был окончательно завершен.
В современных условиях развития товарно-денежных отношений, экон. методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет - с 1781 по 1860 г., в других странах банков до сих пор намного меньше.
Двухуровневая БС осн-ся на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали осуществляются отношения подчинения между ЦБ как руководящим органом и низовыми звеньями - коммерческими универсальными и специализированными банками, по горизонтали - отношения равноправного партнерства между низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных, операционных функций, связанных с обслуживанием хозяйства. ЦБ остается банком в полном смысле этого слова лишь для двух категорий клиентов - коммерческих универсальных и специализированных банков, а также некоторых бюджетных и правительственных структур. Причем преобладающими становятся функции надзора за состоянием рынка кредитно-финансовых услуг, регулирования и контроля деятельности низовых звеньев БС.
Низовое звено БС состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей явл. универсальные коммерческие банки, поскольку специализированные (инновационные, инвестиционные, ипотечные и т. д.) банки в отличие от западной практики не получили пока достаточного развития в российской банковской системе.
Осн. назначение банка следует из самого его определения, сформулированного в ныне действующем «Законе о банках и банковской деятельности»: банк - коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим законом и на основании лицензии, выданной Центральным банком России, предоставлено право привлекать денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещать эти средства на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
БС РФ образуют ЦБР, Банк внешней торговли РФ, Сбербанк РФ, КБ разных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций. Для финанс-я отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные банки в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ.
Банки действуют на основании своих уставов, принимаемых в соответствии с законодательством РФ. ЦБР регистрирует уставы банков и ведет реестр (общереспубликанскую книгу регистрации) банков, получивших лицензии. Записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензий. Банки получают право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. При ликвидации или реорганизации банков их лицензии возвращаются в ЦБР, а запись в реестре аннулируется. Банк осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой ЦБР. В лицензии предусматривается перечень операций, выполняемых банком.
Все банки на территории РФ должны держать обязательные резервы в ЦБР и в соответствии со статьями 24 и 27 закона РФ ''О Центральном банке РФ" устанавливают нормативы обязательных резервных требований, депонируемых ими в ЦБР. Банки обязаны иметь свой страховой и резервный фонды, порядок формирования и использования которых устанавливается ЦБР и уставами банков.
Банки обязаны соблюдать следующие установленные ЦБР положения: · экономические нормативы; · минимальный размер уставного капитала банка; · предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; · показатели ликвидности баланса; · минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России; · максимальный размер риска на одного заемщика; · ограничение размеров валютного и курсового рисков; · ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.
Банки, включая ЦБР, гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов. Все служащие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов. Банки в РФ не отвечают по обязательствам гос-ва, гос-во не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законами РФ.
Банки в РФ независимы от органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций. Запрещается работникам органов государственной власти и управления участие (совмещение должностей) в органах управления банков.
В соответствии с российским законодательством государственной считается собственность федеральная и субъектов Федерации. Поэтому государственными должны считаться те банки (помимо Центрального), капитал которых явл. достоянием либо РФ в целом; либо республик в составе РФ, краев, областей и других субъектов Федерации; либо в акционерном капитале преобладают акции государственных учредителей (н-р, гос. предприятия и организации).
Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах. Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков, поскольку для них отсутствует правовая база.
Современная практика развития банковской системы, вышеназванные и прочие причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования функционирования банковской системы России, в частности, создания научной концепции стратегии развития банковской системы и ее согласования с ЦБ РФ и банковским сообществом.
41. Виды рисков в банковском деле и методы их минимизации
Риск - это поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду. Риски могут быть классифицированы как внешние и внутр..
Внешние риски связаны с воздействием внешней среды на банк, то есть факторов, определяющих состояние мирового финансового рынка и мирового хозяйства, развития национальной экономики, политики и др.
Внутр. риски связаны с видом банка, характером банковских операций, спецификой клиентуры, профессиональным уровнем персонала и уровнем контроля за проводимыми операциями.
В первую очередь, к рискам относят: кредитный, злоупотреблений, потери ликвидности, валютный, %-ный, рыночный, страховой, форс-мажорных обстоятельств.
Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. В то же время со структурой и качеством кредитного портфеля связаны осн. риски, которым подвергается банк в процессе операционной деятельности (риск ликвидности, кредитный риск, риск %-ных ставок и т.д.). Среди них центральное место занимает кредитный риск (или риск непогашения заемщиком основного долга и процентов по кредиту в соответствии со сроками и условиями кредитного договора). Прибыльность КБ находится в непосредственной зависимости от этого вида риска, поскольку на стоимость кредитной части банковского портфеля активов в значительной степени оказывают влияние невозврат или неполный возврат выданных кредитов, что отражается на собственном капитале банка. Кредитный риск не явл. "чистым" внутр. риском кредитора, поскольку напрямую связан с рисками, которые принимают на себя и несут его контрагенты. Поэтому управление этим риском (минимизация) предполагает не только анализ его "внутреннего" компонента (связанного, н-р, со степенью диверсификации кредитного портфеля), но и анализ всей совокупности рисков заемщиков.
Полностью устранить кредитный риск невозможно. Более того, проценты по выданным кредитам, по сути, явл. платой за риск, который принимает на себя коммерческий банк, выдавая кредит. Чем больше кредитный риск, тем больше, как правило, и %-ная ставка, уплачиваемая по данному кредиту.
Существует неск. проверенных способов минимизации кредитных рисков коммерческого банка.
1. Диверсификация портфеля ссуд. Суть политики диверсификации состоит в предоставлении кредитов большому числу независимых друг от друга клиентов. Кроме того, производится распределение кредитов и ценных бумаг по срокам (регулирование доли кратко-, средне- и долгосрочных вложений в зависимости от ожидаемого изменения конъюнктуры), а также по назначению кредитов (сезонные, на строительство и т.д.), по виду обеспечения под различные виды активов, по способу установления ставки за кредит (фиксированная или переменная), по отраслям и т.д. В целях диверсификации банки осуществляют рационирование кредита - устанавливают плавающие лимиты кредитования или кредитные потолки для заемщиков, сверх которых кредиты не предоставляются вне зависимости от уровня %-ной ставки.