«Брестский государственный технический университет»
Экономический факультет
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«ГОСУДАРСТВЕНЫЙ БЮДЖЕТ»
ВЫПОЛНИЛ: Студент 5-го курса
ВАРИАНТ №8
ПРОВЕРИЛ
БРЕСТ 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
№15 Расходы на общеобразовательные школы, их планирование и финансирование
№38 Бюджетное регулирование: задачи и методы
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача
ЛИТЕРАТУРА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
№15 Расходы на общеобразовательные школы, их планирование и финансирование
Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Производство и образование являются взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами национальной экономики.
Национальная система образования РБ состоит из государственных и негосударственных образовательных и воспитательных заведений и включает: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научно и научно-педагогических кадров; самостоятельное образование граждан.
Управление системой образования носит государственно-общественный характер. Учебные заведения независимо от их подчиненности и форм собственности имеют статус юридического лица, самостоятельны в решении вопросов организации учебного процесса, финансово-хозяйственной и других видов деятельности при соблюдении государственных интересов.
Материальную базу учебных заведений РБ составляют земли, здания, сооружения, оборудование, материалы, переданные им на льготных условиях. На обновление и развитие материальной базы выделяются материальные и финансовые ресурсы, предусматриваются капвложения в форме государственного заказа.
Основным источником финансирования государственных учреждений образования выступают средства государственного бюджета. В соответствии с Законом РБ «Об образовании в РБ» развитие системы образования ради сохранения и умножения интеллектуального потенциала республики обеспечивается государственным финансированием в размере не менее 10% от национального дохода республики с возможностью увеличения за счет сверхплановых средств бюджета. Государственную дотацию могут получать и негосударственные учебные заведения при успешном осуществлении их учебно-образовательной деятельности.
Важное место в финансировании учебных заведений занимают их собственные доходы, полученные от образования платных услуг, производственной и научной деятельности, а также средств организаций и граждан. На республиканском и местном уровнях могут создаваться внебюджетные целевые фонды финансирования образования.
Расходы на образование подразделяются на три основные группы: текущие расходы, на оборудование и капитальный ремонт, капитальные вложения. К текущим расходам относятся: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендии, расходы на питание, приобретение мягкого инвентаря и прочие расходы. Эта группа расходов является самой большой. Наибольший удельный вес в ней занимает заработная плата. В целом же структурные различия в затратах связаны с особенностями деятельности отдельных учреждений образования, видами материального обеспечения учащихся и студентов.
Основными показателями, которые характеризуют объем работы школ и определяют расходы на их текущее содержание, являются количество классов и число учащихся. Количество классов устанавливается по группам классов: 1-4, 5-9 и 9-11 и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т.е. числа учеников в среднем на один класс. В настоящее время предельная наполняемость устанавливается в 1-9 классах до 30 человек, в 10-11 (12) классах до 25 человек.
Фактическая наполняемость нередко не соответствует предельной, что связано с плотностью населения, контингентом учащихся, количеством школ в данной местности, типом школьного здания. В сельских районах с незначительной плотностью населения, где нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, начальные классы объединяются в классы-комплекты. Класс-комплект в бюджетных расчетах приравнивается к классу.
Количество школ, классов и учащихся определяется на 01 января и на 01 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. Число учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в плане экономического и социального развития с учетом приема, перевода и выпуска учащихся. Прием в первые классы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполнится 6 лет. Прием в последующие классы определяется исходя из числа учащихся предшествующих классов.
Для упрощения расчетов расходов по школам исчисляется среднегодовой контингент. Исходный контингент финансируется в течение 8 месяцев ( с 1янв до 1сент), а новый - в течение 4 месяцев (с 1сент до конца года). Отсюда расчет среднегодового контингента может быть произведен по следующим формулам:
Кн*8+Кк*4 2Кн+ Кк
Кс= ----------------; Кс= ----------------;
12 3
Кн-Кк
Кс= К1 + --------------,
3
где Кс - среднегодовой контингент; Кн и Кк - контингент на начало и конец года; К1 - исходный контингент.
Расчет производится по группам классов. Среднегодовое количество классов является исходным показателем для определения расходов на текущее содержание школ.
При планировании фонда заработной платы в школах, где она выплачивается два раза в месяц (городские школы), среднегодовое количество классов исчисляется иначе: исходное число классов умножается на 8,5, новое - на 3,5 и сумма полученных произведений делится на 12.
Фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает заработную плату учителей, заработную плату административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Рассчитывается отдельно для педагогического, административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала.
Ставка заработной платы устанавливается в зависимости от вида квалификационной категории (при наличии высшего образования) и образования (при отсутствии квалификационной категории). Квалификационные категории бывают : высшая, первая, вторая. Право присвоения второй категории дано совету школы. Первая и высшая категория устанавливается по решению аттестационной комиссии. Учителям, имеющим среднее специальное образование и которым решением аттестационной комиссии присвоена квалификационная категория, ставка заработной платы устанавливается на 10% ниже ставок, предусмотренных для учителей, имеющих высшее образование и соответствующую категорию. Ставки заработной платы повышаются на 25% минимальной заработной платы педагогическим работникам, владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе, а также занятым в школах для детей и подростков с недостатками в физическом и умственном развитии, нуждающихся в особых условиях или длительном лечении, до 40% минимальной заработной платы в месяц.
Заработная плата учителя зависит от объема учебной работы, определяемой учебными планами школ, в которых предусматривается число часов занятий в неделю по всем предметам и по каждому классу. Полная ставка зарплаты выплачивается при выполнении установленной нормы учебной нагрузки в неделю: учителям 1-4 классов 20 ч, 5-11 классов - 18ч. Месячная зарплата учителя определяется путем умножения ставки зарплаты на его фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную норму часов.
Фонд заработной платы учителей в смете определяется исходя из количества педагогических ставок и размера средней ставки учителя по группам классов. Эти показатели рассчитываются по данным тарификационного списка, составляемого директорами школ на 1 сентября каждого года.
Общее число часов по уч.плану
Кол-во пед.ставок для данной группы классов
по группе классов = --------------------------------------------
Норма учебной нагрузки учителя
для данной группы классов
Число часов по ученому плану может быть увеличено за счет дополнительных часов в связи с освобождением учителей начальных классов по состоянию здоровья от уроков физкультуры и пения, делением старших классов на группы для занятия по иностранному языку, физкультуре, трудовом обучению.
Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется на основе типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов. рассчитывается путем умножения среднегодового числа ставок на средний должностной оклад. Зарплата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости от числа учащихся в школах. При этом число учащихся учитывается по списочному составу по состоянию на начало учебного года. Должностные оклады руководителей школ могут увеличиваться за работу в особых условиях, при наличии в школе двух и более групп продленного дня, знание и применение в практической работе иностранного языка.
Учителям общеобразовательных школ производится дополнительная оплата за проверку тетрадей. Классное руководство, заведование кабинетами, учебно-опытными участками, мастерскими, проведение внеклассной работы и др.
Размеры доплат дифференцированы по их видам, группам классов и установлены в процентах к минимальной заработной плате в месяц. Так, за проверку тетрадей предусмотрены следующие: учителям 1-4 классов - 20%, 5-11 (12) классов по русскому, белорусскому языкам, литературе - 30%, иностранному языку и стенографии - 10, химии, физике, биологии - 10%.
Если учитель имеет нагрузку более 18ч в неделю по предметам, по которым установлена дополнительная оплата за проверку письменных работ, то доплата соответственно увеличивается.
Сумма расходов на зарплату педагогическую, учебно-вспомогательного и административного персонала составляет плановый фонд заработной платы. Для премирования, выплаты надбавок за высокие творческие и производственные достижения, выполнение особо важных работ предусмотрено создание премиального фонда в размере 10% планового фонда заработной платы. Общий итог фондов заработной платы и премиального составит фонд заработной оплаты труда работников школы, отражаемый в смете по статье «Заработная плата».
Расходы по статье «Начисления на заработную плату» представляют затраты, связанные с уплатой взносов по государственному социальному страхованию. Определяются в установленном проценте к сумме фонда оплаты за труд.
В школах с группами продленного дня предусмотрено двухразовое питание, оплачиваемое в основном за счет родителей. Исполкомам местных Советов дано право освобождать от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве 25% всех учащихся, из них 10 - полностью и до 15% - до половины стоимости питания. Среднегодовое число учащихся, освобожденных от платы за питание, определяется отдельно по полностью и частично освобожденным. На базе этих показателей рассчитывается среднегодовое число освобожденных от платы за питание в перерасчете на полностью освобожденных. Сумма расходов на питание определяется путем умножения установленных норм расходов на одного учащегося, на среднегодовое число учащихся и на количество дней питания в году.
Бесплатное питание учащихся предусмотрено в школах, расположенных в зонах повышенной радиации, в соответствии с Законом РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» за счет средств, выделенных на ликвидацию последствий.
Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в централизованном порядке. Действующим школам ассигнования на эти затраты представляются по их заявкам в пределах общей суммы средств, предусмотренной на указанные цели по бюджету местного Совета.
В сметах школ с продленным днем и имеющих группы продленного дня предусматриваются расходы на приобретение мягкого инвентаря и оборудования (ст14). В основном они связаны с приобретением постельных принадлежностей для учащихся. Их планирование осуществляется на основе перечня приобретаемого инвентаря с учетом его фактического наличия и степени износа, а также в пределах выделенных ассигнований.
По расходам на капремонт (ст16) составляется подробный расчет, в котором перечисляются все необходимые работы, их расценки и стоимость. При этом также учитывается сумма выделяемых бюджетных ассигнований.
К прочим расходам (ст18) относятся расходы на хозяйственное обслуживание, оплату командировок и служебных разъездов персонала, учебные и другие, связанные с текущим содержанием школ.
В группу расходов на хозяйственное обслуживание включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хознужды, а по школам, расположенным в сельской местности, также ассигнования на бесплатное предоставление педагогическим работникам и членам их семей квартир с отоплением и освещением. При составлении индивидуальной сметы эти затраты планируются по действующим материальным нормам на принятую единицу (1м3, 1м2, 1 учащийся и др). При этом учитывается их фактический уровень, сложившийся за ряд лет.
Планирование учебных расходов, связанных с приобретением книг для библиотек, материалов и письменных принадлежностей для учебных работ, классных журналов и т.д., осуществляется по нормам, которые установлены на 1 класс по группам классов. Бюджетные ассигнования, выделяемые на бесплатное предоставление учебников, отражаются в смете на централизованные мероприятия, составляемой в отделе образования исполкома. Прочие расходы на текущее содержание предусмотрены на проведение культурно-просветительной и спортивно-массовой работы среди учащихся, выдачу похвальных листов и медалей. Они планируются по денежным нормам на среднегодовое количество классов в школе.
В общеобразовательных школах создается фонд всеобуч, средства которого предназначены для оказания материальной помощи учащимся 1-11 классов в виде бесплатного питания, приобретения одежды, обуви и др. Он образуется за счет бюджетных ассигнований в размере не менее 1% суммы расходов на текущее содержание школ, а также средств колхозов, профсоюзных и кооперативных организаций. В фонд всеобуча может поступать часть средств, получаемых школами от платных концертов и вечеров, сбора макулатуры и металлолома, доходов от пришкольных хозяйств и учебно-опытных участков.
Особенности планирования и финансирования расходов на школы-интернаты.
Школы-интернаты - это общеобразовательные школы, где совмещаются функции школьного и внешкольного воспитания детей. Они подразделяются на: ш/и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или не имеющих благоприятных условий для воспитания в семье; санаторные ш/и для детей и подростков, нуждающихся в оздоровлении и лечении; специальные ш/и для детей с недостатками в физическом и умственном развитии; ш/и для способных и талантливых детей с углубленной подготовкой в области науки, искусства, спорта и т.д. Они имеют в своем составе 1-9 или 1-11 классы. Наполняемость классов до 20чел, в специальных ш/и - до 15 и в особых условиях может быть еще ниже.
Основными показателями для расчета расходов на ш/и служит число воспитанников, количество классов и педагогических ставок. Методика планирования расходов на зарплату работников школ полностью соответствует методике планирования аналогичных расходов общеобразовательных школ, но в составе педагогического персонала на группу учащихся дополнительно предусматриваются должности воспитателей, которым выплачивается полная ставка за 30 часов в неделю. В специальных школах-интернатах эта норма уменьшена до 25ч. Должностные оклады педагогических работников по сравнению с окладами учителей общеобразовательных школ повышаются в размере 15% минимальной заработной платы. Ставки старших воспитателей устанавливаются на 10% выше ставок зарплаты воспитателей с соответствующим образованием и квалификационной категорией. Ставки зарплаты пед. работников руководителей школ-интернатов повышаются также за работу с особым контингентом детей в размере 40и 60% минимальной заработной платы в месяц. По сравнению со штатными нормативами, установленными для учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала общеобразовательных школ, дополнительно вводятся должности медработников, поваров, ночных нянь и др.
Воспитанники школ-интернатов обеспечиваются трехразовым горячим питанием. Расходы на питание рассчитываются исходя из натуральных норм расхода на питание одного воспитанника в день, числа воспитанников и среднего числа дней их пребывания в школе-интернате. Воспитанникам в зависимости от материального положения семьи оказывается помощь в приобретении одежды и обуви. Сумма расходов на эти цели определяется на основании перечня, составленного руководителем учреждения, и отражается по ст.14 «Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования» в виде фонда материальной помощи. Для воспитанников школ-интернатов всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расходы на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря определяются на основе установленных денежных норм первоначального и последующего ежегодного материального обеспечения. Расходы на приобретение хозинвентаря, предметов личной гигиены, игр, книг для библиотек и культурно-массовую работу рассчитываются по нормам затрат на одного воспитанника в год. В прочие затраты включаются также расходы на первоначальные нужды воспитанников, не имеющих родителей, при направлении их на работу или в другие учебные заведения.
За содержание учащихся родители в зависимости от среднего совокупного дохода на члена семьи вносят плату, которая поступает в бюджет. Размер платы определяется в установленном проценте к минимальной заработной плате в месяц. В пониженном размере взимается плата за содержание детей в школах-интернатах для способных и талантливых детей. На полном государственном обеспечении находятся воспитанники школ-интернатов всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных и специальных школ-интернатов.
Кроме бюджетных ассигнований и платы родителей, на содержание школ-интернатов направляются и другие средства. В частности, для пополнения фонда материальной помощи могут привлекаться средства кооперативных и общественных организаций, часть доходов, полученных от деятельности подсобных хозяйств интерната, и т.д.
№38 Бюджетное регулирование: задачи и методы.
На этапе формирования рыночной экономики значительно расширился спектр общественных процессов, попадающих в сферу регулирования посредством бюджетного механизма. Это потребовало не только его активизации, но и разработки новых форм и методов бюджетного регулирования, их увязки с уже действующей системой в рамках бюджетного процесса.
В условиях разнообразия применяемых бюджетных методов регулирования целесообразно провести их классификацию для создания возможности выбора оптимального их сочетания с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности. Для этого выделим следующие уровни бюджетного регулирования:
· общегосударственный - устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;
· межтерриториальный - регулирует уровень развития территорий;
· межбюджетный - обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
· межгосударственный - регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.
Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинация форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максимального эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание. С этой целью классифицируют формы и методы бюджетного регулирования в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:
· формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;
· формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.
· В первую группу относятся:
· изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;
· предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;
· перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования предполагает использование следующих методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.;
· резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов;
· регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредством внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.
Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:
· финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;
· выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются следующие методы регулирования: принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы;
· перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передача трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;
· регулирование погашения государственного долга предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним;
· участие в формировании доходов международных организаций, бюджета Союзного государства Беларуси и России. Метод регулирования - уплата взносов в соответствии с международными договорами.
Кроме того, классифицируют формы и методы бюджетного регулирования в соответствии с задачами, на решение которых они направлены. В данном случае важно обеспечить разнообразие в сочетании форм и методов первой и второй групп с целью расширения спектра их действия для достижения цели. В частности:
· для регулирования народнохозяйственных и отраслевых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, представление им льгот по налогам, приоритетное финансирование, субсидирование, дотирование;
· регулирование доходов населения и уровня жизни может осуществляться следующими методами: перераспределением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;
· для обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и услуги, целевое субсидирование;
· выравнивание уровня социально-экономического развития достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования;
· для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения диспропорций в развитии экономики, предупреждения и ликвидации стихийных бедствий используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий;
· регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения кредитов, займов;
· формирование бюджета Союзного государства Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях обеспечиваются посредством следующих форм и методов регулирования: перечислением доли Беларуси в доходной части бюджета Союзного государства Беларуси и России; финансированием совместных программ и мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета Союзного государства; уплатой взносов в международные организации и т.д.
Эффективность использования бюджетных методов регулирования воспроизводственных процессов обуславливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, т.к. находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.
Таким образом, в условиях рыночной трансформационной экономики роль бюджета неизмеримо усилилась. Он выступает гибким инструментом экономического воздействия государства на ход воспроизводственного процесса в условиях складывающихся рыночных отношений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На основе исходных данных, помещенных в таблице 1, 2 рассчитать бюджет города по формам приведенных таблиц.
По результатам расчетов произвести анализ, а именно:
1. Рассчитать удельный вес доходов и сделать соответствующие выводы.
2. По расходам сделать экономический анализ структуры расходов бюджета, результаты которого оформить в виде аналитической таблицы. Охарактеризовать основные направления расходования средств городского бюджета.
3. Оценить дефицит (профицит) бюджета в абсолютной и относительной величинах. Определить практические способы решения проблем покрытия дефицита городского бюджета (устранения профицита). Дать конкретные предложения устранения профицита покрытия (или устранения) дефицита. При этом ориентироваться на последние планируемые экономические преобразования (строительство и ввод в действие новых предприятий, повышение удельного веса оплаты потребителей за коммунальные услуги, решения социальных программ и др.). Улучшение социально- экономического положения в городе следует увязывать с увеличением поступлений налогов и сборов в процессе возможного ввода в действие новых производств (рост НДС, налога на прибыль, подоходного налога, налога на имущество предприятий и др.). Результатом роста доходной части бюджета города может быть улучшение управления имуществом, введение новых местных налогов и сборов, совершенствование механизма продажи городского имущества.
Таблица 1. Исходные данные для определения доходов бюджета на планируемый год.
Категория
Группа
Подгруппа
Вид
Раздел
Подраздел
Наименование доходов
Планиру
емый контингент, тыс.руб.
Сумма поступлений, тыс. руб.
1
0
0
0
00
00
Доходы
1741446
1
1
0
0
00
00
Налоговые доходы
1535893,6
1
1
1
0
00
00
Налоги на доходы и прибыль
151650,41
1
1
1
1
01
01
Подоходный налог с физических лиц
185922,13
139145,49
1
1
1
2
02
01
Налог на прибыль организаций
56840,54
12504,92
1
1
2
0
00
00
Налоги на фонд заработной платы
55006,56
55006,56
1
1
3
0
00
00
Налоги на собственность
117163,93
1
1
3
1
08
00
Земельный налог
95711,5
47855,75
1
1
3
2
09
00
Налог на недвижимость
69308,18
69308,18
1
1
4
0
00
00
Налоги на товары и услуги
1071723
1
1
4
1
00
00
Налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг)
228527,66
1
1
4
1
10
00
НДС
650077,43
162519,36
1
1
4
1
11
00
Налог с продаж
66008,3
66008,3
1
1
4
2
00
00
Налоги на отдельные товары (продукцию)
1
1
4
2
14
00
Акцизы
716185,24
716185,24
1
1
4
3
00
00
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности
1
1
4
3
16
02
Налог на услуги
58445,54
58445,54
1
1
4
4
00
00
Сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности
1
1
4
4
17
00
Сборы с пользователей
46782,54
46782,54
1
1
4
4
20
00
Налоги и платежи за пользование природными ресурсами
21781,99
21781,99
1
1
5
0
00
00
Налоговые доходы от ВЭД
1
1
6
0
00
00
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи
1
1
6
1
31
01
Государственная пошлина
140349,76
140349,76
1
2
0
0
00
00
Взносы на государственное социальное страхование
1
3
0
0
00
00
Неналоговые доходы
205552,35
1
3
1
0
00
00
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности
1
3
2
0
00
00
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности
1
3
2
4
00
00
Доходы от реализации государственного имущества
117652,92
117652,92
1
3
3
0
00
00
Административные штрафы и экономические санкции, удержания
72772,84
72772,84
1
3
4
0
00
00
Прочие неналоговые доходы
15126,59
15126,59
1
4
0
0
00
00
Безвозмездные поступления
Для расчета доходов городского бюджета ряд доходных поступлений используется как регулирующие налоги, с помощью которых осуществляется бюджетное выравнивание (через областной бюджет) на территории области. Часть налогов по законодательству сразу распределяется между государственным и местным бюджетами. Нормативы отчислений от налогового контингента в городской бюджет установлены в следующих размерах:
подоходный налог с физических лиц - 70%,
НДС - 25%,
налог на прибыль - 22%.
Налог на имущество предприятий будет зачисляться в городской бюджет в размере 50% от поступающей суммы, земельный налог в размере 50% его контингента.
Налоговые доходы в общем объеме бюджета составят 88,1%, неналоговые доходы в представленном бюджете составляют 11,8%.
Самый значимый доходный источник - налог на товары и услуги (64.4%), который в свою очередь формируется за счет налогов от выручки от реализации товаров, акцизов, налога на услуги, сборов с пользователей и налогов и платежей за пользование природными ресурсами.
Неналоговые доходы сформированы из доходов от реализации государственного имущества, штрафов и экономических санкций и других видов поступлений.
Исходные данные для определения расходов бюджета, тыс.руб.
Код
Наименование статей расходов
Бюджет отчетного года
назнач
исполн
в том числе
бюджет текущ. расходов
бюджет развития
1
2
3
4
5
6
01 01
Государственные органы общего назначения
39701,28
39804
39804
-
01 10 03
Иные общегосударственные расходы
68865,2
55019,4
53617,7
1401,7
03
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
5941,71
5790,84
5790,84
-
04 04
Промышленность, энергетика, строительство и архитектура
4023,2
2039,42
2039,42
-
05
Охрана окружающей среды (расходы за счет земельного налога)
588,5
6601,9
6601,9
-
04 05
Транспорт, связь и информатика
41195
38958,7
33319,8
5638,9
04 05 01
-автомобильный транспорт
12840
12091
11091
-
04 05 07
-прочие виды транспорта
28355
26867,7
21228,8
5638,9
06 02
ЖКХ:
262834,8
226315,7
226315,7
-
-жилищное хозяйство
109824,8
93518
93518
-
-коммунальное хозяйство
151940
131941,7
131941,7
-
в т.ч. теплоснабжение
85600
75970
75970
-
-прочие структуры коммунального хозяйства
1070
856
856
-
03 10
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий
906,29
770,4
770,4
-
09
Образование
229941,9
215225,2
208259,5
6965,7
-оплата труда
72651,93
72760
72760
-
-продукты питания
13169,56
10849,8
10849,8
-
-приобретение оборудования
4530,38
5490,17
1199,47
4290,7
-капитальное строительство
10700
8881
6206
2675
-прочие
-
-
-
-
08 01 02
Культура и искусство
9598,97
6543,05
6543,05
-
08 03
СМИ
224,7
107
107
-
07
Здравоохранение
155145,7
117075,1
115619,9
1455,2
-оплата труда
25974,25
26894,45
26894,45
-
-медикаменты, продукты питания
22129,74
19634,5
19634,5
-
-приобретение оборудования
2889
3745
2289,8
1455,2
-капитальное строительство
11770
10700
5350
5350
-прочие
-
-
-
-
08 01 01
Физическая культура
11770
11128
11128
-
10
Социальная политика
56735,68
55201,3
55201,3
-
-оплата труда
54816,1
53339,5
53339,5
-
-детские компенсации
1919,58
1861,8
1861,8
-
-адресная помощь
-
-
-
-
10 05
Молодежная политика
4526,1
2043,7
2043,7
-
ИТОГО РАСХОДОВ
657519,3
583175,7
562075,3
21100,4
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТОВ
I. Расчет затрат, занимающих наибольший удельный вес в объеме бюджетных ассигнований отдельных отраслей на планируемый год, осуществить на основе следующих положений:
1. Транспорт.
Исходные данные и результаты расчета ассигнований из бюджета (субсидий):
Автотранспорт:
· планируемый объем перевозок пассажиров - 1,88 млн. чел/год;
· средний тариф перевозки 1 пассажира - 278,2 руб./пасс
На основе этих данных необходимо определить доходы автотранспорта.
· количество рейсов согласно утвержденной городской маршрутной сети - 345096 рейсов/год;
По этим данным определяются расходы ТТУ, а затем - превышение расходов над доходами (требуемые субсидии из бюджета).
Доходы автотранспорта:
1,88*278,2=523,02 млн.руб.
Расходы автотранспорта определены в размере 345096*3317 = 1144683432 руб
Превышение расходов над доходами по автотранспорту составит
1144,68-523,02 = 621,66 млн.руб
Доходы ТТУ:
2,99*160,5 =479,895 млн.руб
Расходы ТТУ составят
366218*2675 = 979633159 руб.
Превышение расходов над доходами по ТТУ:
979,633- 479,895 = 499,738 млн.руб
2. Жилищно-коммунальное хозяйство:
Отопление
Исходные данные:
планируемая реализация тепловой энергии 1913,2 тыс.Гкал/год;
средний тариф 1 Гкал (отпускной) 78,6 руб./Гкал.
2
По этим данным определяются доходы теплосети.
Себестоимость 1 Гкал составляет 149,9 руб/Гкал. С учетом этого рассчитываются расходы теплосети, на основании чего определяются субсидии из бюджета (превышение расходов над доходами).
ЖКХ
Исходные данные:
В связи с принятием в муниципальную собственность жилого фонда от различных предприятий и ведомств планируется увеличение ассигнований из бюджета в размере 23,3%.
Доходы теплосети:
1913,2*78,6 = 150377,52 тыс.руб
Расходы составят:
1913,2*149,9 = 286788,68 тыс.руб
Превышение расходов над доходами:
286788,68-150377,52 = 136411,16 тыс.руб
По ЖКХ размер ассигнований из бюджета на планируемый год составят:
226315,7*1,223 = 276784,1 тыс.руб
II. Сделать расчет ассигнований по расходам на государственные органы общего назначения, образование, культуру, здравоохранение с учетом планируемого сокращения или роста бюджетных ассигнований по отдельным статьям экономической классификации расходов в планируемом году.
1. Государственные органы общего назначения
Исходные данные
в связи с принятием новых законодательных актов предусматривается сокращение бюджетных ассигнований в проекте бюджета планируемого года на содержание управленческого персонала на 30%.
Расходы на содержание государственных органов общего назначения составит 39804*0,70 = 27862,8 тыс.руб
2. Образование
Исходные данные:
в связи с изменением разрядов оплаты труда (переаттестация) предусматривает рост фонда оплаты труда по сравнению с базовым периодом (бюджет отчетного года) в размере 37,6%, что потребует дополнительных бюджетных ассигнований.
В объеме ассигнований выделить расходы, относящиеся на бюджет развития и на бюджет текущих расходов (по фактическому соотношению отчетного года).
Оплата труда в планируемом периоде определена в размере
72760*1,376 = 100117,76 тыс.руб
3. Культура и искусство
Исходные данные:
ассигнования на содержание культурно-просветительных учреждений в проекте бюджета города на планируемый год предусматриваются в размере 1,3% объема расходов бюджетных назначений базового периода.
Ассигнования на содержание культурно-просветительных учреждений в проекте бюджета города на планируемый год:
6543,05*0,013 = 85,06 тыс.руб
4. Здравоохранение
Исходные данные:
в связи с принятием новых нормативных актов об оплате труда в планируемом году действующие ставки и должностные оклады работников здравоохранения повысятся еще на 39,2%, что обуславливает соответствующий рост ассигнований на заработную плату по сравнению с базовым периодом.
Оплата труда в планируемом году определена в размере
26894,45*1,392 = 37437,07 тыс.руб
В планируемом году предполагается произвести индексацию текущих материальных затрат (медикаменты, продукты питания) в 1,2 раза. В объеме ассигнований выделить расходы, относящиеся на бюджет развития и на бюджет текущих расходов (по фактическому соотношению отчетного года).
Расходы на медикаменты и продукты питания с учетом индексации составит
19634,5*1,2 = 23561,4 тыс. руб
III. Расчет неотмеченных статей затрат осуществляется в следующем порядке:
· правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности - в процентах от расходов на государственные органы общего назначения по исполнению отчетного бюджета:
· Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности в планируемом году составит:
· охрана окружающей среды - принимаются равными 50% поступлений от земельного налога - 47855,75*0,50 = 23927,88 тыс.руб
· прочие структуры коммунального хозяйства - в процентах от теплоснабжения по исполнению отчетного бюджета;
· Теплоснабжение составит 1,13%. Тогда прочие структуры коммунального хозяйства равны
· 856*0,0113 = 9,67 тыс.руб
· остальные статьи и группы затрат - принимаются равными бюджетным назначениям отчетного года.
Расходы планируемого года, тыс.руб
Код
Наименование статей расходов
Бюджет планируемого года
бюджет текущ. расходов
бюджет развития
01 01
Государственные органы общего назначения
27862,8
-
01 10 03
Иные общегосударственные расходы
55019,4
-
03
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
52,11
-
04 04
Промышленность, энергетика, строительство и архитектура
2039,42
-
05
Охрана окружающей среды (расходы за счет земельного налога)
23927,88
-
04 05
Транспорт, связь и информатика
1121398
-
04 05 01
-автомобильный транспорт
621660
-
04 05 07
-прочие виды транспорта
499738
-
06 02
ЖКХ:
413204,9
-
-жилищное хозяйство
276784,1
-
-коммунальное хозяйство
136411,2
-
в т.ч. теплоснабжение
136411,2
-
-прочие структуры коммунального хозяйства
9,67
-
03 10
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий
770,4
-
09
Образование
121146,5
4192
-оплата труда
100117,8
-
-продукты питания
10849,8
-
-приобретение оборудования
1298,17
4192
-капитальное строительство
8881
-
-прочие
-
-
08 01 02
Культура и искусство
85,06
-
08 03
СМИ
107
-
07
Здравоохранение
74494
949
-оплата труда
37437,07
-
-медикаменты, продукты питания
23561,4
-
-приобретение оборудования
2796
949
-капитальное строительство
10700
-
-прочие
-
-
08 01 01
Физическая культура
11128
-
10
Социальная политика
55201,3
-
-оплата труда
53339,5
-
-детские компенсации
1861,8
-
-адресная помощь
-
-
10 05
Молодежная политика
2043,7
-
1995014
5141
ИТОГО РАСХОДОВ
2000155
Расходы бюджета составили 2000155 тыс.руб.
Расходы на транспорт являются самыми большими в составе бюджета расходов - 56,06%. Кроме того высокую статью затрат занимают расходы на ЖКХ - 20,6%.
Расходы на здравоохранение составят - 3,7%, на образование - 6,05%
Дефицит бюджета определен в размере 258709 тыс. руб.
Источниками финансирования дефицита бюджета города м.б. внутренние источники в следующих формах:
· займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
· кредиты, полученные от кредитных организаций;
· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
· поступления от продажи имущества, находящегося в городской собственности;
· изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета города.
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.В. Сорокина Государственный бюджет. Учебное пособие. Мн.: БГЭУ 2001
2. Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич, Т.В. Сорокина и др. Под общей ред. М.И. Ткачук Государсвенный бюджет: Учебное пособие Мн. Выш. школа 1995г
3. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь»
4. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»
5. Правила составления исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные фонды и их использование. Приказ Минфина №316 от 30.12.1998г