Операции по купле центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков и населения разрешает осуществить дополнительную денежную эмиссию за одновременного возрастания покупательной способности населения и увеличение кредитных ресурсов коммерческих банков.
Обратная операция, в которой центральный банк продает ценные бумаги коммерческим банкам и населению имеет противоположный результат, который приводит к уменьшению общей судьбы ликвидности финансовых активов. Если коммерческий банк покупает у государства ценные бумаги, это влияет, прежде всего, на уменьшение его избыточных резервов и соответственно его возможность к предоставлению кредитов падает. Вследствие этого масса денег, что находится в оборота, а также ликвидный потенциал субъектов рынка снижается.
Проведение центральным банком операций на открытом рынке дает возможность решить определенные тактические цели денежно-кредитной политики, а именно:
- осуществление бездефицитного финансирования государственных затрат и, соответственно управление на этой основе государственным долгом;
- предоставление субъектам рыночной экономики высоколиквидных и высоконадежных инструментов для временного размещения собственных финансовых ресурсов;
- предоставление возможности центральному банку экономическими средствами влиять не только на спрос и предложение денег, а и на соотношение их структурных агрегатов -М1, М2 и МЗ;
- определение средствами рыночного механизма реальной стоимости государственного долга, а значит и ценных бумаг, которые его обслуживают. Определенная на рынке пруда проценту от ценных бумаг государства есть ориентиром рыночного проценту для других (корпоративных и частных) инструментов финансового и денежного рынков[6 c.109].
Другим существенным фактором, который используется в денежно-кредитной политике и влияет на денежную массу есть норма обязательного резерва. Норма обязательного резерва устанавливается решением центрального банка и есть обязательной для всех коммерческих банков. Обязательные резервы - это частица банковских депозитов и других пассивов, которые аккумулированные коммерческим банком. Эта частица, соответственно установленным нормативам иd существующего Законодательства масс сохраняться каждым коммерческим банком на специальном счете центрального банка. Обязательные резервы, определенные для коммерческих банков создают своеобразную систему защиты интересов вкладчиков банка, они повышают степень надежности и ликвидности коммерческих банков. Особое значение страхование депозитов через создание обязательных резервов спешное проявляется в период финансовых кризисов и быстрого возрастания инфляционных процессов.
И кроме страхования вкладов и поддержки стабильности и надежности коммерческого банка обязательные резервы являются одним из важных инструментов денежно-кредитной политики. Изменение нормы обязательных резервов влияет на избыточные резервы и соответственно на кредитоспособность банка. Так, уменьшение обязательной резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные, а эти самим увеличивает кредитные ресурсы банка и создает дополнительную денежную массу в оборота. Если норма резерва повышается, то часть избыточных резервов используется для формирования обязательных резервов, который приводит к уменьшению кредитоспособности банка. Изменение резервной нормы влияет на возможность относительно создания кредитных ресурсов двумя способами: 1) влияет на размер избыточных резервов; 2) изменяет размер денежного мультипликатора. Величина денежного мультипликатора -m обратно пропорциональной величиной нормы обязательного процента ~ МR и может быть выражена формулой: m = 1/МR х 100.
Определение кредитного мультипликатора в денежном выражении имеет такой вид:
M = E x m = Е х 1/MR x 100
где: М - сумма новых денег, которые создаются банками на основе данной суммы сверхнормативных резервов E.
Изменение нормы резерва как существенный инструмент денежно-кредитной политики, в разных странах неодинаковая. Так, низкая резервная норма характерная для стран с стабильной финансово-кредитной системой. В странах с переходной экономикой норма резерва довольно высокая, и ее изменение отвечает состоянию кредитной системы, например, в период финансового кризиса осенью 1997 г. Национальным банком Украины резервные требования были увеличены с 11 процентов до 15.
Еще одним важным инструментом денежно-кредитной политики есть регулирование учетной ставки процента, который формируется на базе предоставления центральными банками займов коммерческим банкам, плата за указанные кредитные ресурсы выступает в форме учетной ставки процента. Такой заем предоставляется коммерческим банкам, которые имеют стойкое финансовое положение, но столкнулись с необходимостью срочного получения дополнительных денежных ресурсов. Центральный банк может предоставлять межбанковские кредиты тем коммерческим банкам, которые находятся в режиме финансового оздоровления и имеют потребность в дополнительном средстве. За получение коммерческим банком займа он переводит центральному банку свое долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением, как правило, государственными ценными бумагами. Полученная коммерческим банком заем переходит в избыточные резервы, увеличивая его возможности из предоставления кредитов.
Из позиций коммерческих банков учетная ставка представляет собой дополнительные затраты, вызванные получением определенного займа. Соответственно падение учетной ставки стимулирует коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов в способ получения займа у центрального банка. Кредиты коммерческих банков, которые увеличиваются благодаря цим займам увеличивают денежное предложение и наоборот, возрастание учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных резервов при условии займа у центрального банка. Поэтому повышение учетной ставки приводит к уменьшению предложения денег на кредитном рынке.
Необходимо указать, что изменение учетной ставки и нормы обязательного резерва е менее гибким инструментом денежно-кредитной политики в отношении к операциям на открытом рынке. Центральный банк проводит такие изменения лишь в крайних случаях, связанных с необходимостью преодоления финансовых кризисов или при условии прохождения экономикой границы фаз деловой активности. Коррекция учетной ставки и резервной нормы не является популярной формой еще и потому, что она поднимает стабильность и плановый прогноз деятельности финансово-кредитных институтов, вызовет неудовольствие последних к действиям правительства и центрального банка. Вместе с тем операции на открытом рынке носят более скрытый и постепенный характер, поэтому их проведение не приводит к резким изменениям в стратегической деятельности коммерческих банков. Рассматривая масштабность и величину влияния любого из инструментов денежно-кредитной политики, можно указать, что наибольшее влияние на денежное предложение имеют операции на открытом рынке, тогда как изменение учетной ставки и нормы резерва не может быть значительной и при этом оперативно и направлено влиять на изменения на денежно-кредитном рынке.
В зависимости от состояния экономики и стадии фазы экономического цикла центральный банк определяет конкретные целые и регулирует употребление мероприятий из использования инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение последних. Если экономика находится в кризисном состоянии то необходимо стимулировать увеличения совокупных затрат для возрастания ее объемов и занятость, а денежно-кредитную политику направлять на увеличение предложения денег. Основными направлениями такой политики будут:
- операции Центрального банка по купле ценных бумаг на открытом рынке, который приведет к увеличению резервов коммерческих банков и их возможностей в предоставлении кредитов;
- уменьшение резервной нормы решением центрального банка автоматически переводит обязательные резервы к избыточных и увеличивает размер денежного мультипликатора;
- уменьшение учетной ставки будет стимулировать коммерческие банки к получению займов у центрального банка и использования их для предоставления кредитов.
Все указанные выше мероприятия реализуют механизм денежно-кредитной политики, направленный на увеличение денежного предложения задачи которой сделать кредит более дешевым и доступным, что разрешит увеличить совокупные затраты производства и занятость. Такая политика получила название «политика дешевых денег».
В другой ситуации, если экономика находится на подъеме, а совокупные затраты возросли и привели к раскрутке инфляционной спирали, денежно-кредитная политика использует свои инструменты для достижения уменьшения предложения денег в оборота, уменьшая резервы коммерческих банков:
- за такой ситуации центральные банки начинают продавать государственные облигации на открытом рынке, уменьшая этим резервы коммерческих банков;
- увеличение резервной нормы приводит к тому, что часть избыточных резервов переходит в обязательные, уменьшая при этом размер денежного мультипликатора;
- подъем центральным банком учетной ставки уменьшает заинтересованность коммерческих банков в увеличении своих резервов способом займа у центрального банка.
Все это приводит к возрастанию проценту из кредита и цены денег, соответственно уменьшается денежное предложение, которое сокращает затраты и сдерживает инфляционные процессы. Такой подход обусловил название политики - «дорогих денег». Практика применения данных инструментов денежно-кредитной политики указала на их неоднозначное и разностороннее влияние на отдельные экономические показатели и, в случае его применения, может возникнуть противоположный эффект. Поэтому на сегодня теоретически и практически доказано, что наиболее целесообразным есть объединение средств монетарной политики с либерализацией влияния на рыночную конъюнктуру. Такой подход разрешает использовать как возможность рынка к саморегуляции, так и соответствующие инструменты монетарной политики.
5. Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины
Оценивая сегодняшнее состояние экономики Украины надо указать, что одной из главных предпосылок создания социально-рыночной экономики есть ее структурная перестройка. Структурная перестройка, охватывая основы экономики, оказывает непосредственное влияние на стабилизацию производства, сбалансированность рынка, другие наиболее весомые макроэкономические показатели, дает возможность национальному производителю войти в процесс международного разделения труда, создать адекватную социальную базу.
Становление рынка базируется на частной форме собственности, на возрастании экономической обособленности товаропроизводителя, его самостоятельности. В одно время это реально предопределяет прекращение его планового финансирования, материально-технического снабжения, гарантированной закупки изготовленной продукции. Понятно, что в такой ситуации основная часть производителей оказалась на пороге банкротства. Своей очередью такая ситуация в экономике породила проблему взаимных неплатежей и обнищания производственных потребителей и население, и как следствие, разбалансированность розничного рынка, его засилие низкокачественными иностранными товарами, падение реальных доходов населения, снижение позиций национальной валюты и снижение темнел внутреннего производства.
Структурные пропорции, которые сложилось в экономике на сегодня, не отвечают возможности создания в Украине экономически независимой, самостоятельного государства, не оказывают содействие повышению конкурентоспособности собственного производителя и вхождению к мировому рынку как равноправного партнера. Ресурсоемкие и преимущественно затратного характера производства, рассчитанный на дешевые ресурсы бывшего СССР, не дает возможности быть конкурентными украинским товарам на мировом рынке.
Сегодня Украина оказалась без таких важных ресурсов, как нефть, каучук, целлюлоза, апатит. На 80 процентов ее экономика зависит от импорта естественного газа. цветных металлов, автомобилей, станков и инструментов, химических волокон. Собственное производство лишь на половину удовлетворяет потребности в химическом оснащении, электротехнических и кабельных изделиях, лесоматериалах, продукции текстильной и медицинской промышленности. При этом постоянно возрастает задолженность Украины за снабжение этих ресурсов. Так. на начало 1998 р. задолженность перед Россией превысила 2 млрд долларов США, а перед Туркменистаном составила 563 млн долларов США.
Значительным фактором необходимости структурной перестройки, возрастание государственного долга Украины, на конец 1998 г. по данным Министерства финансов он составил 50.5 млрд грн., увеличился дефицит платежного и торгового баланса. Постоянный дефицит Государственного бюджета, возрастание внутренней и внешней задолженности государства, все эти факторы свидетельствуют о том, что сегодня государство не имеет собственных ресурсов для подъема экономики.
Следует признать, что реальная ситуация в экономике Украины не разрешает одновременно поддерживать жизнедеятельность всех областей и производств, на необходимом уровне финансировать социальную сферу. Распыление финансовых ресурсов, как правило, приводит к их неэффективного и не целевому использованию и не дает желательных результатов. Необходимо виделить приоритеты развития экономики, вложение средств в которые дало бы возможность в сжатые сроки выйти на мировой рынок, преодолеть тенденцию падения объемов производства и занятост. Выделение приоритетов в экономическом развитии разрешает повысить эффективность финансирования, создает условий для дальнейшего рефинансирования средства и перехода к самофинансированию.
Важным фактором, который определяет структурную перестройку экономики в Украине является денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика разрешает аккумулировать свободные средства государства, предприятий, население и использовать наиболее рационально и эффективно. Это прежде всего, предопределяется тем, что продукция предприятий не может конкурировать с аналогичными товарами импортного производства. Основные причины две: 1) устаревшая технология производства, а также, высокие дополнительные затраты, связанные с сохранением, транспортированием, процессом реализации, делают отечественную продукцию намного более дорогой, чем импортную; 2) низкий уровень жизни граждан Украины, стойкая тенденция к снижению доходов на душу населения приводит к падению покупательной способности. В основному население покупает низкокачественные, но дешевые импорте товары, в то время как отечественная продукция не имеет сбыта. Поэтому основной задачей денежно-кредитной политики государства есть создание условий для прорыва отечественного производителя на национальный и международный товарные рынки. Такими условиями в ситуации что сложилась в экономике, могут быть:
- определение приоритетов в структурной перестройке экономики;
- льготное кредитование приоритетных областей и предприятий. Установление государственного контроля за обязательностью предоставления кредитов коммерческими банками определенным государством предприятиям на льготных условиях;
- создание более гибкой системы налогообложения, которая бы разрешала стимулировать использования части прибыли на развитие производства;
- создание соответствующей законодательной базы, которая дает возможность одновременно реализовывать интересы предпринимателя и государства в целом.
Приоритетными направлениями структурной перестройки экономики, прежде всего должны быть:
- усиление социальной ориентации экономики и решение на этой основе комплекса задач, направленных на возрастание уровня и качества жизни большинства население, которое в свою очередь расширит внутренний рынок и создаст стимулы для национального производителя;
- стимулирование развития наименее ресурсоемких производств, а также таких, которые ориентированы на внутренние ресурсы Украины, которые дадут возможность разрабатывать и использовать свои ресурсы;
- опыт, нагроможденный в сфере наукоемких технологий воинского производства, а также всего научно-технического потенциала страны, который даст возможность увеличить объемы экспорта, определить и закрепить свою специализацию на мировом рынке;
- развитие агропромышленного комплекса, эффективное использование лучших земельных угодий, повышение эффективности перерабатывающей промышленности, расширение ассортимента и качества продукции, ее выход не только на внутренний, но и на внешний рынок;
- внутреннее сбалансирование рынка, который объективно определяет переориентацию производства средств производства, областей машиностроения, металлургической, химической промышленности на создание национальной межотраслевой кооперации, ее выход с конечной продукцией на международный рынок, который даст возможность вырабатывать в Украине не только сырье, производство которого, как правило, экологически опасное, но и получать необходимые средства для охраны окружающей среды, воссоздавать естественные ресурсы, создавать безотходное производство.
Рассматривая процесс финансирования структурной перестройки через государственный бюджет, необходимо указать, что существует несколько подходов к решению этой проблемы. Один из них базируется на прежде принятых принципах финансирование областей народного хозяйства, то есть, процесс финансирования на следующий год базировался на показателях предшествующего года. И только отдельные области могли получить больше финансовых ресурсов, которые, как правило, происходило в случае строительства или ввода в эксплуатацию новых объектов.
Сегодня, принимая государственный бюджет, можно указать, что каждое Министерство «отвоевывает» финансовые ресурсы для себя. Мы видим, что, с одной стороны, такой принцип финансирования через государственный бюджет невозможный в силу дефицита самого бюджета. С другой стороны, уменьшение финансирования отдельных областей неминуемое приведет к социально-экономическим противоречиям: невыплаты заработной платы, уменьшение количества работающих, закрытие некоторых предприятий.
Другой подход к финансированию государственных предприятий через бюджет состоит в определении рыночных приоритетов среди производителей. Под этим понимается необходимость определить те области народного хозяйства и направления развития экономики, которые в ближайшее время могут выйти с своей продукцией на рынок и быть конкурентоспособными, а это означает, иметь доход. Возможность получения прибыли предприятиями дает возможность государству иметь поступления в бюджет с этих предприятий через систему налогообложения.
На первый взгляд такой подход еще большее заострит социально-экономические противоречия в обществе, приведет к еще большей дифференциации в прибылях разных слоев населения соответственно их отраслевому назначению. Но необходимо указать, что такая дифференциация на сегодняшний день уже достигла грандиозных масштабов. 90 процентов населения, согласно социологическим исследованиям, живое ниже прожиточного минимума. Поэтому проблема состоит не в том, как финансовые ресурсы распределяются через государственный бюджет, а в том насколько эффективно они используются. Эффективность использования финансовых ресурсов е одной из главных проблем становления рыночного механизма в Украине.
Эта проблема имеет как объективную так и субъективную сторону, причем они тесно взаимосвязаны. Объективная сторона данного процесса базируется на необходимости перехода к рыночным формам хозяйствования через становление частных форм собственности. Становление частных форм собственности неминуемо приводит к изменениям в структуре производства, в формах его организации, распределения прибыли, финансировании развития. Вместе с тем изменение формы собственности задевает экономические интересы участников производственного цикла. Субъективная сторона определяется правовым обеспечением данного процесса, его соответствием реальному механизму воплощение на практике. Но здесь необходимо указать, что процесс приватизации в Украине прошел в интересах той группы, которая его осуществляла, прежде всего бывшего партийно-административного аппарата, который и сегодня управляет этим процессом, закрепив свои привилегии даже в законе о приватизации.
Поэтому ссылка на нецелесообразность определения приоритетов государственного финансирования можно считать необоснованной. Такие приоритеты уже существуют, они определены в зависимости от степени их контроля со стороны отдельных административно-финансовых групп. Исходя из той экономической ситуации, которая сложилась на сегодня в Украине, главным есть не перераспределение уже сформированной собственности, а создание законодательной базы, которое бы дало возможность предпринимателям получать прибыль, государству иметь равновеликие поступления в бюджет и через бюджет решать социально-экономические проблемы всего общества.
Важным рычагом реструктуризации экономики есть использование ресурсов коммерческих банков. Но на сегодняшний день этот источник не может использоваться, в связи с тем, что с одной стороны, не существует соответствующей правовой базы, а с другой стороны нестабильность экономической ситуации в стране не создает условий для заинтересованности коммерческих банков в вложении средств в структурную перестройку.
Существует ряд ограничений в законодательных документах Украины, которые не разрешают коммерческим банкам иметь любую частицу уставного фонда предприятия, которое разрешило бы им быть заинтересованными в функционировании данного предприятия и вкладывать средства в его развитие. Снятие такого ограничения дало бы возможность, в особенности банкам, которые имеют отраслевое направление кредитование выделить наиболее приоритетные направления, наиболее конкурентоспособные предприятия и осуществить долгосрочное инвестирование. Двусторонняя заинтересованность предопределяется общей формой собственности, которая своей очередью, уменьшает и кредитный риск.
В условиях нестабильности ситуации на финансовом рынке государство должно создать условия для коммерческих банков для уменьшения риска при долгосрочном кредитовании. Банк должен быть уверен в получении стабильной прибыли, что бы отвечал ее расчетам. Мы видим, что учетная ставка Национального банка все время изменяется. Так с осени 1997 г. она выросшая от 13 до 82% на конец 1998 г., а потом снизилась до 60% в секущие 1999 г. При условии такой нестабильности учетной ставки о долгосрочном кредитовании - кредитование под структурную перестройку - не может быть и речи.
Одним с путей заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных кредитов может быть льготное налогообложение определенных направлений кредитования. То есть, банк может частично или полностью освобождаться от уплаты налогов за финансирование средств на производственное строительство, преимущественно на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, создание социально-бытовых объектов, инновационных программ, программ занятости и других. Важным инструментом в данном механизме есть создание Украинского банка развития и реконструкции, что бы координировал такую деятельность, проводил систематизацию и анализ инвестиционных проектов и давал рекомендации коммерческим банкам, а будучи государственной структурой, выступал бы гарантом для коммерческих банков.
Значительную роль в процессе долгосрочного кредитования современной рыночной экономики может сыграть парабанковская система. Финансово-кредитные институты этой системы имеют значительные денежные ресурсы, которые могут использоваться на долгосрочный период, о чем свидетельствует опыт стран рыночной экономики. В Украине функционирует значительное количество пенсионных, профсоюзных, страховых и других фондов, ресурсы которых могли бы использоваться как источник инвестирования структурной перестройки. Для этого необходимо обеспечить правовую основу данного направления их деятельности, а также создать механизмы и институты функционирования данного процесса. Важную роль в этом процессе может сыграть Украинский инвестиционный банк. Имея научно-информационную базу, он может систематизировать инвестиционные проекты, провести их анализ и наиболее эффективно использовать средств фондов.
Важным фактором, который определяет приоритеты структурной перестройки Украины являются прямые иностранные инвестиции. Динамика объемов зарубежных инвестиций в отдельные области экономики дает возможность более точно определить конкурентоспособность отдельных наших предприятий и областей, соответствие их продукции конъюнктуре мирового рынка. Прямые иностранные инвестиции дают возможность определить приоритетность развития предприятий за счет государственного финансирования, возможность получения будущих поступлений в государственный бюджет из этих предприятий. Определение структуры государственного финансирования, ее приоритетных направлений в условиях дефицита государственных финансовых ресурсов требует принятие и реализации экономико-правового механизма, который бы обеспечил наиболее эффективное использование привлеченных средств в интересах инвесторов и государства в целом. Приоритетность поступления иностранных инвестиций в отдельные области экономики разрешает определить основные ориентиры структурной перестройки экономики Украины.
Особая роль в этом процессе принадлежит денежно-кредитной политике НБУ, которая должна с одной стороны, оказывать содействие привлечению иностранных инвестиций, а из другого, осуществлять государственный контроль за их целевым и эффективным использованием. Рассматривая структуру прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по отдельным областям мы можем определить, что иностранных инвесторов наиболее интересуют те области экономики, которые дают возможность получить быструю прибыль (внутренняя торговля, пищевая промышленность, сфера обслуживания), а также предприятия машиностроения и металлообработки, которые сохранило значительный научно-технический и трудовой потенциал (многие из них входили в военно-промышленный комплекс) и продукция которых конкурентоспособная и ценится на мировом рынке. Значительный интерес представляют также предприятия связи, транспорта, финансовый сектор, без которых невозможное функционирование современного рыночного механизма и эффективное использование привлеченного капитала.
Определение приоритетных направлений иностранного инвестирования разрешает государственным структурам с помощью экономико-правовых факторов проводить соответствующую политику их регулирования, а также дает возможность наиболее рационально использовать государственные финансовые ресурсы. То есть, с помощью фискальной и денежно-кредитной политики государство должно регулировать объемы инвестиционных поступлений, осуществлять перераспределение доходов с необходимым учетом интересов социально-экономического развития страны.
Цель государственного регулирования структурной перестройки - это не только рыночные преобразования, а и налоговая политика, которая может сопровождать эти преобразования. Одним из основных инструментов государственного регулирования есть налоговая политика. Именно она определяет приоритеты развития отдельных социальных групп, областей, форм хозяйствования. Налоги являются наиболее эффективным и действенным инструментом государственного регулирования экономики. Налогообложение определяет прямая взаимосвязь между государством и субъектами хозяйственной деятельности, выступает системой рычагов, которые регулируют сбалансированность экономического возрастания, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности.
В мировой практике государственного регулирования экономики налоги используются параллельно с такими инструментами, как бюджетное финансирование, механизм денежно-кредитной политики центрального банка, инвестиционная политика государства, которые составляют единый механизм определения приоритетных направлений и структурного развития экономики.
Заключение
Итак, переход Украины к рыночным отношениям диктует необходимость создания эффективной банковской системы и проведение Национальным банком действенной денежно-кредитной политики, которое бы лучшее стимулировала развитие новых экономических процессов. Такая денежно-кредитная политика, ее задача и условия реализации определяются уровнем развития экономики государства, политическими процессами, состоянием банковской системы и денежно-кредитного рынка в целом. Соответственно Закону Украины "О Национальном банке Украины" функции изготовления и реализации денежно-кредитной политики положен на Национальный банк Украины, которая формулирует общие основы, определяет методы и конкретные инструменты ее реализации, разрабатывает соответствующие нормативные и инструктивные документы, а также осуществляет контроль за выполнением этих инструкций уполномоченными банками.
Денежно-кредитная политика является важнейшей составной общей экономической политики государства. Формирование основ и принципов денежно-кредитной политики государства происходит из времени создания Национального банка Украины. Относительно изменений в экономической политике и банковской системе Украины существенно изменились не только методы, а и инструменты реализации денежно-кредитной политики, усовершенствуются при этом денежно-кредитные, открытый, межбанковский рынки, условия использования соответствующих инструментов и т.п.. Однако в связи с динамическими изменениями в экономике, в финансово-кредитной сфере и банковской системе существует настоятельная потребность усовершенствования методов и инструментов реализации денежно-кредитной политики, оперативного решения проблем сбалансирование денежного рынка, отладка надлежащего контроля за соблюдением коммерческими банками регулирующих нормативов, рефинансирование банков, осуществление надзорных функций и т.п.
Применение того ли другого инструмента регулирования денежно-кредитного рынка (проведение денежно-кредитной политики) зависит от исторических традиций использования финансовых инструментов в государстве, развитости рыночных отношений, наличия банковско-финансовых учреждений, общегосударственного состояния экономики, урегулирования вопросов фискальной политики и т.д.
Основными монетарными инструментами, с помощью которых обеспечивается реализация центральными банками денежно-кредитной политики в том или другом государстве в зависимости от его экономического развития, есть:
-- установление "кредитных потолков" на кредитные вложения;
-- определение минимальных обязательных резервов для коммерческих банков;
-- осуществление операций на открытом рынке;
-- осуществление операций на валютном рынке;
-- регулирование импорта и экспорта товаров;
-- выпуск депозитных сертификатов центрального банка.
В Украине институциональная основа для проведения денежно-кредитной политики появилась с созданием суверенной банковской системы и национального денежно-кредитного рынка, оформлением деятельности Национального банка Украины в этой сфере соответствующим документом: "Основные направления (ориентиры) денежно-кредитной политики и проведения реформы денежной системы Украины". Национальным банком Украины проведена значительная работа относительно разработки, внедрение и использование разных методов и инструментов денежно-кредитной политики [ 5 c.12].
И все же с каждым годом с поступью рыночной экономики развивались и совершенствовались денежно-кредитный рынок и инструменты его регулирования, которое нашло отображения и в обобщающем документе "Основные основы денежно-кредитной политики на 2000 год", в котором предполагалось, что Национальный банк Украины осуществляет монетарную политику путем регулирования денежно-кредитного рынка через соответствующие инструменты, которые будут оказывать содействие удержанию достигнутой экономической и финансовой стабильности, подъему уровня социального развития и не будут провоцировать раскручивания инфляционной спирали, падение реального уровня жизни, а именно:
-- осуществление контроля за денежной массой, установление границы возрастание "широких денег" на 18-20%, что отвечает реальному изменению внутреннего валового продукта и может удерживать воздержанный темп инфляции;
-- увеличение валютных резервов для поддержки покупательной способности национальной денежной единицы к уровню, который бы давал возможность надлежащим образом сбалансировать интересы субъектов внешнеэкономической деятельности, в особенности общегосударственные;
-- достижение внутренней и внешней стабильности гривны;
-- внедрение комплекса мероприятий, направленных на дедоларизацию отечественной экономики при условии повышения привлекательности гривневых активов сравнительно с инвестициями в иностранной валюте;
-- содействие эффективному функционированию национальной валюты через сбалансированность платежного баланса на основе гармонизации интересов экспортеров и импортеров;
-- усовершенствование структуры внутреннего валютного рынка с учетом международной практики и внедрения новых видов расчетов;
-- содействие погашению правительством платежей за внешними обязательствами;
-- содействие развития рынка государственных ценных бумаг как одного из важнейших инструментов национального рынка заемных капиталов и регулирования денежно-кредитных отношений;
-- отладка благоприятных условий для вложения средств резидентами
и нерезидентами Украины в национальную экономику;
-- стимулирование (через экономические, интересы) наращивание денежных вложений населения к кредитно-банковским учреждениям путем повышения гарантированности их возвращение, введение надежных механизмов страхования депозитов и ориентации коммерческих банков на установление процентных ставок за депозитами (вкладами) с реальным учетом инфляции;
-- стимулирование инвестиционного направления деятельности коммерческих банков, в частности, увеличение объемов долгосрочного кредитования через обеспечение финансовой стабилизации и на этой основе -- возрастание депозитных вкладов, привлеченных на долгосрочной основе;
-- важная кредитная поддержка отечественных субъектов экономикичерез интенсификацию кредитной активности коммерческих банков;
-- обеспечение удержания положительного уровня учетной ставки Национального банка Украины относительно уровня инфляции путем осуществления оперативного регулирования учетной ставки в зависимости от ситуации на денежно-кредитном рынке и на этой основе -- уменьшение процентных ставок за кредитами коммерческих банков;
-- полное и своевременное обеспечение потребностей экономики в денежной наличности и эффективное ее использование в экономических процессах;
-- содействие ускорению процесса внедрение национальной системы массовых электронных платежей с помощью пластиковых карточек.
Обеспечение стабильности национальной валюты возможное при условии стабильного функционирования банковской системы. С целью достижения стабильности банковской системы необходимое осуществление дополнительных мер, направленных на повышение платежеспособности и надежности работы банковской системы (повышение уровня капитализации банков, эффективное использование системы раннего реагирования на функциональные проблемы банков), что может уменьшить риск банковской деятельности, обеспечить стратегию работы Нацбанка государства с проблемными коммерческими банками и т.п..
Основными монетарными инструментами регулирования денежно-кредитного рынка, которые Национальный банк Украины может использовать, управляя денежно-кредитным рынком, должны быть:
-- нормативы обязательного резервирования средства банковской системой;
-- учетная ставка Национального банка Украины (уровень учетной ставки должен быть положительной относительно инфляции);
-- депозитные сертификаты Национального банка Украины;
-- операции на валютному и на открытому рынках;
-- рефинансирование коммерческих банков через операции прямого и обратного РЕПО с коммерческими банками;
-- ломбардное кредитование.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование методов и инструментов денежно-кредитной политики может оказывать содействие дальнейшему сбалансированию денежно-кредитного рынка, отладке действенного контроля за деятельностью коммерческих банков, а также укреплению финансово-кредитной и банковского систем государства в целом.
Литература
Гроші та кредит: підручник /под ред. Івасіва Б.С. . - Тернопіль “Карт-бланш”, 2000
Гроші та кредит: підручник/ под ред. Славлука М.І.- К.: КНЕУ, 2001
Костіна Н.І. Гроші та грошова політика: навчальний посібник . - К.: НІОС, 2001
Єпіфанов А.О. Грошово-кредитна політика в Україні: тенденції та перспективи // Фінанси України . - . 2000 . - №9 . - с.11-18
Лютий І.О. Грошова-кредитна політика в умовах перехідної економіки . - К.: “Атіка”, 2000
Лютий І.О. Грошово-кредитна політика та особливості її реалізації в Україні
// Фінанси України . -2000 . - №3 . - с.20-24
Мельник О.М. Законодовчі основи та найважливі параметри грошово-кредитної політики // Фінанси України . - 2000 . - № 7 . - с.34-44