Рефераты

Налог на прибыль предприятия

Налог на прибыль предприятия

20

Работа на тему:

«Налог на прибыль предприятия»

2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Налог на прибыль

2. Анализ действующей налоговой системы

3. Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше-ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово-ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого-вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выде-лить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо-щи откупщиков. На втором этапе (XVI -- начало XIX вв.) в стра-не возникает сеть государственных учреждений, в том числе фи-нансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавли-вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на-конец, третий, современный, этап - государство берет в свои ру-ки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог на при-быль предприятий и организаций. За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики -- все предприятия и орга-низации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с ино-странными инвестициями, международные объединения и орга-низации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие от-дельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуще-ствляющие предпринимательскую деятельность на территории России.

С 1994 г. плательщиками налога на прибыль стали коммер-ческие банки и иные кредитные учреждения, на деятельность которых два предыдущих года распространялся Закон РФ "О налоге на доходы банков".

Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (или увеличенная) в соответствии с положениями Закона "О на-логе на прибыль предприятий и организаций". Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации про-дукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества пред-приятия и доходов от внереализационных операций, уменьшен-ных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реали-зации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себе-стоимость продукции. Перечень затрат, включаемых в себестои-мость, установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестои-мость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования фи-нансовых результатов, учитываемых при налогообложении при-были Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федера-ции от 5 августа 1992 г. №552..

Предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы.

При определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества учитывается превышение продажной це-ны над первоначальной или остаточной стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов от внереализационных операций включа-ются: доходы от долевого участия в деятельности других пред-приятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и пр. Сюда же входят суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (так называемая фи-нансовая помощь).

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к тому, что предприятия часто получают доходы в свободно конвертируемой валюте. В этом случае они подлежат налогооб-ложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в руб-ли по курсу Центробанка РФ, действовавшему на день опреде-ления предприятием выручки от реализации продукции.

Для целей налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы рентных платежей, вносимых в бюджет из прибыли; доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федера-ции; доходов казино, видео салонов, от проката видео- и аудиокассет, от игровых автоматов с денежным выигрышем; прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, прибыли от посреднических операций и сделок. Перечисленные виды налогов облагаются отдельно. Бюджетные учреждения и некоммерческие организации, имеющие доходы от предприни-мательской деятельности, вносят налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

При исчислении прибыли для целей налогообложения наибо-лее важно правильно определить себестоимость продукции (работ, услуг). Опыт работы Государственной налоговой инспекции по г. Москве свидетельствует, что именно здесь финансовыми и бухгалтерскими службами предприятий допускается наибольшее количество ошибок, выявляемых при документальных проверках. Здесь же допускают умышленные искажения те, кто пытается уй-ти от налогообложения, ведь любое завышение себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль. Не все фактические затраты, произведенные предприятием, можно включать в себе-стоимость продукции (работ, услуг). Некоторые виды затрат мож-но производить только из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. Некоторые затраты включа-ются в себестоимость, но не целиком, а лишь в пределах утвер-жденных нормативов. Примером последних являются командиро-вочные расходы, представительские расходы и т. п. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

* затраты, непосредственно связанные с производством про-дукции (работ, услуг), обусловленные технологией производ-ства;

* затраты, связанные с использованием природного сырья, зе-мель, древесины, воды и т. д.;

* затраты на подготовку и освоение производства;

* затраты некапитального характера, связанные с совершенст-вованием технологии и организации производства, с улуч-шением качества продукции;

* затраты на проведение опытно-экспериментальных работ, изобретательскую и рационализаторскую работу;

* затраты по обслуживанию производственного процесса.

Сюда входят расходы по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментами и пр., по поддержанию в рабочем состоянии основных производственных фондов -- технический осмотр, ремонт, по обеспечению выпол-нения санитарно-гигиенических требований, нормальных усло-вий труда и техники безопасности;

* текущие затраты, связанные с эксплуатацией фондов приро-доохранного назначения: очистных сооружений, фильтров, золоуловителей, расходы по очистке сточных вод, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, другие виды текущих природоохранных затрат. Особо надо сказать о пла-тежах за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в при-родную среду. За предельно допустимые выбросы платежи

осуществляются за счет себестоимости продукции, а за их превышение -- за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов;

* затраты, связанные с управлением производством. Сюда от-носится содержание аппарата управления, включая матери-ально-техническое и транспортное обслуживание его дея-тельности, а также содержание и обслуживание технических средств управления; вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и т. д., расходы на командировки, оп-лата информационных, консультационных и аудиторских ус-луг, услуг сторонних организаций по управлению производ-ством, если штатным расписанием не предусмотрены какие-либо функциональные службы, представительские расходы. В состав себестоимости из числа расходов на управление нельзя включать затраты, связанные с ревизией финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, проводимой по инициативе одного из участников или собст-венников этого предприятия. Не включаются также затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управ-ления, это ложится на собственную прибыль;

* затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

* затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, где отсутствует транспорт общего пользования;

* выплаты, предусмотренные законодательством о труде;

* отчисления на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости, в фонд обязательного медицинского страхования, в специ-альные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;

* платежи по кредитам банков в пределах ставки, установлен-ной законодательством. Платежи по кредитам сверх этих ставок относятся на финансовые результаты;

* оплата услуг кредитных учреждений по выдаче сотрудникам заработной платы, осуществлению торгово-комиссионных (факторинговых) операций;

* затраты, связанные со сбытом продукции: упаковка, хране-ние, погрузка, транспортировка, реклама в пределах установ-ленных норм, участие в выставках, ярмарках и т. д.;

* затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемые в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений на полное восстановление;

* износ по нематериальным активам;

* налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законода-тельством порядком.

Помимо некоторых видов затрат, отмеченных выше, не под-лежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) рас-ходы, не связанные непосредственно с производством продукции. Это работы по благоустройству территории, оказанию помощи сельскому хозяйству, строительству, оборудованию и содержа-нию культурно-бытовых объектов, оказанию помощи или уча-стию в деятельности других предприятий и организаций.

Современное предприятие может не только получать доходы в иностранной валюте, но и нести расходы в валюте. Они в пре-делах перечисленных выше статей учитываются в составе себе-стоимости продукции. Основной вопрос здесь -- определить точно день расходов, так как они тоже пересчитываются в рубли по курсу Центробанка. При приобретении за иностранную ва-люту материальных ценностей берется курс Центробанка на дату оприходования их в бухгалтерском учете, а при импортных опе-рациях датой служит день составления грузовой таможенной декларации. Расходы по оплате каких-либо выполненных для предприятия работ или услуг, произведенные в иностранной ва-люте, пересчитываются в рубли по курсу на дату составления актов принятия работ (услуг). Если в иностранной валюте вы-плачена заработная плата, берется курс валют на последний ка-лендарный день того периода, за который она начислена. Затра-ты, произведенные за счет средств, выданных под отчет, пере-считываются в рубли по курсу, установленному на день утвер-ждения авансового отчета.

За пять лет ставка налога на прибыль предприятий и органи-заций несколько раз претерпевала изменения. Первоначально при принятии соответствующего Закона она была установлена в размере 32%, а для посреднической деятельности -- 45%. Так она функционировала в 1992--1993 гг. Напомним, что кредит-ные учреждения платили вместо налога на прибыль налог на доходы банков. В 1994 г. и ставки, и механизм взимания налога на прибыль подверглись переменам. Налог на доходы банков был отменен и кредитные учреждения стали вносить в бюджет налог на прибыль. Этот налог как бы раздвоился и стал состоять из двух частей: федеральной и региональной. Было установлено, что 13% прибыли любого предприятия независимо от формы собственности и подчиненности поступает в федеральный бюд-жет. Региональные власти могут установить налог еще в пределах 25%. Если они не примут решения, то налог на прибыль в региональные и местные бюджеты взимается по ставке 22%. Та-ким образом для предприятия данный налог повысился с 32% в 1993 г. до 35--38% в 1994 г. В следующем году произошли новые уточнения. Теперь законодательные органы субъектов Федера-ции могут устанавливать ставку налога на прибыль не выше 22%. Практически повсеместно в Российской Федерации общая ставка налога составляет в настоящее время 35% (13+22). Более высокие ставки применяются к банкам, биржам, брокерским конторам и прибыли от посреднической деятельности. Для них ставка регионального налога может быть установлена до 30%, а общая ставка --до 43%.

Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лица-ми, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

Доходы от игорного бизнеса, включая игровые автоматы, об-лагаются по ставке 90%, прибыль видео салонов -- 70%.

Сумма прибыли, полученная за пределами Российской Фе-дерации, включается в общую сумму прибыли, подлежащую на-логообложению. В состав затрат, имевших место для получения дохода за границей, включается и сумма уплаченного там налога на прибыль. Но при этом размер засчитываемой суммы не мо-жет превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации по прибыли, полученной за границей.

Налог на прибыль предприятий и организаций, оставаясь сугубо федеральным, играет важную роль в регулировании всей бюджетной системы страны. С самого начала он был определен в качестве регулирующего источника доходов. Отчисления от него направлялись в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по расчетам Минфина России. А затем нормативы бы-ли узаконены, региональные власти получили широкие полно-мочия в установлении своей части налога. Эти полномочия ка-саются и налоговых льгот. В настоящее время налог на прибыль стоит на первом месте среди доходных статей регионов.

Для усиления регулирующей роли налога на прибыль с 1995 г. введен и действует новый порядок обложения несамо-стоятельных филиалов и других структурных подразделений предприятий и организаций. Теперь территориально обособлен-ные структурные подразделения, даже не имеющие хозяйствен-ной самостоятельности, платят налог соответствующим территориальным бюджетам исходя из удельного веса среднесписочной численности или фонда оплаты труда. Выбор предоставляется предприятию-налогоплательщику. С помощью этой меры про-исходит "перекачка" финансовых ресурсов из крупных городов, где расположены базовые предприятия, в более мелкие и сель-скую местность, где располагаются филиалы.

Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривает большое количество налоговых льгот. Это под-вергается нападкам, частично справедливым, со стороны авторов проекта Налогового Кодекса РФ. Мы рассмотрим здесь только льготы, установленные федеральным законодательством. Но представительные органы субъектов Федерации могут вводить свои налоговые льготы в части, поступающей в их бюджеты. Льготы не могут предоставляться отдельным конкретным нало-гоплательщикам. Их можно применить только к категориям предприятий исходя из приоритетов экономического и социаль-ного развития регионов. В этом отношении российское законо-дательство переняло, хотя и не сразу, американский опыт.

Итак, пока в соответствии с требованиями будущего Налого-вого Кодекса льготы не отменены, облагаемая прибыль уменьша-ется на суммы:

* направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения в отраслях материального производства и в жилищное строительство во всех отраслях;

* в размере 30% от капитальных вложений на природоохран-ные мероприятия;

* затрат предприятий на содержание находящихся на их ба-лансе учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, дет-ских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жи-лищного фонда, а также затрат при долевом участии в со-держании данных объектов.

Следует иметь в виду, что затраты принимаются -- не полно-стью по фактическим расходам, а в соответствии с нормативами, утвержденными местными органами государственной власти:

* взносов на благотворительные цели в пределах 5% облагае-мой налогом прибыли;

* направленные государственными предприятиями на погаше-ние государственного целевого кредита.

Кроме этого, льготируется основная деятельность государст-венных предприятий связи и образовательных учреждений.

Ставка налога на прибыль уменьшается в два раза, если на предприятии инвалиды и пенсионеры составляют не менее 70% среднесписочной численности.

Для предприятий, находящихся в собственности обществен-ных организаций и объединений, творческих союзов, благотво-рительных фондов, налогооблагаемая прибыль снижается на сумму, направленную на осуществление их уставной деятельно-сти. Эта льгота не относится к политическим партиям и движе-ниям, профессиональным союзам.

С 1996 г. освобождается от налога прибыль средств массовой информаций за исключением прибыли, полученной от публика-ции рекламы и эротической продукции.

Если предприятие по данным годового бухгалтерского отчета получило убыток, то освобождается от уплаты налога часть при-были, направленная на его покрытие в течение последующих пяти лет при условии полного использования на эти цели средств резервного фонда.

Но при этом не учитываются убытки, возникшие в результа-те сокрытия или занижения прибыли, а также убытки, получен-ные до 1 января 1996 г. в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, убытки, полученные от превышения норм и нормативов, установленных законодательством РФ по учету затрат, включае-мых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

С 1997 г. предоставлена налоговая льгота товариществам -- собственникам жилья, жилищно-строительным кооперативам по уменьшению налогооблагаемой прибыли на суммы, направлен-ные на обслуживание и ремонт жилья и нежилых помещений, инженерное оборудование жилых домов.

Значительные льготы по налогу на прибыль предоставляются малому бизнесу. При введении в действие Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" было предусмотрено, что помимо общих льгот в первые два года после регистрации не уплачивают налог малые предприятия по производству и пере-работке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% об-щей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

С 1994 г. малые предприятия освобождены от обязанности вносить авансовые платежи. Они рассчитываются с бюджетом по фактическим квартальным результатам, что в условиях ин-фляции является заметной налоговой льготой.

В 1996 г. вступил в действие Закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и от-четности для субъектов малого предпринимательства". Примене-ние упрощенной системы для организаций предусматривает за-мену уплаты совокупности федеральных, региональных и мест-ных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь дейст-вующий порядок уплаты таможенных пошлин, госпошлин, на-лога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджет-ные фонды.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система предлагает замену уплаты подоходного налога на доход от пред-принимательской деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Упрощенная система функционирует наряду с принятой ра-нее системой. Их выбор всецело принадлежит налогоплатель-щику.

Применить упрощенную систему имеют право организации, численность которых не превышает 15 человек. В это количест-во включаются работающие в филиалах, работающие по догово-рам подряда и иным договорам гражданско-правового характера.

Объектом обложения единым налогом устанавливается сово-купный доход или валовая выручка. При его определении принцип добровольности уже отсутствует. Выбор объекта предоставляется органу государственной власти субъекта Федерации.

При обложении совокупного дохода в федеральный бюджет налог зачисляется по ставке 10%, в региональный бюджет налог может быть установлен в пределах 20%. Если объектом обложе-ния служит валовая выручка, то в федеральный бюджет направ-ляется 3,33% от ее суммы, в региональный бюджет может быть установлена ставка до 6,67%.

Стоимость патента индивидуальных предпринимателей уста-навливается государственным органом субъекта Федерации и полностью идет в региональный бюджет.

Под действие упрощенной системы не подпадают организа-ции, занятые производством подакцизной продукции, организа-ции, созданные на базе ликвидированных структурных подраз-делений действующих предприятий. Не относятся к малому бизнесу кредитные и страховые организации, инвестиционные

фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса независимо от количества работающих.

Данный Закон по сути впервые делает попытку законода-тельно определить критерии и границы понятия малого бизнеса. Помимо численности, жестко ограниченной числом 15 человек, имеется и объемный ограничитель. В п. 3 ст. 2 говорится, что субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произош-ла подача заявления, совокупный размер валовой выручки дан-ного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда.

В течение ряда лет налог на прибыль служил регулятором фонда оплаты труда. Механизм был следующим. Для исчисле-ния облагаемой налогом прибыли валовая прибыль увеличива-лась на сумму превышения расходов на оплату труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, в составе себе-стоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их норми-руемой величиной. Эта добавка составляла более 20% всей сум-мы налога на прибыль. Начиная с 1996 г. налогообложение фон-да оплаты труда отменено. Этот шаг имеет серьезные как пози-тивные, так и негативные последствия. Позитивные состоят в большей экономической свободе предпринимателей, руководи-телей предприятий и акционерных компаний, трудовых коллек-тивов в распоряжении прибылью, а также в возможности суще-ственного увеличения оплаты труда работников. Но нельзя сбра-сывать со счета и негативные последствия. Прежде всего это значительные потери доходов бюджета, затем возможность со-кращения прибыли как таковой и, следовательно, налога на прибыль, а также снижение доли прибыли, направляемой на расширение производства. Эти последствия не все и не сразу будут смягчены увеличением доходов бюджета от подоходного налога и отчислений в Пенсионный фонд.

Финансовые итоги 1996 г. подтвердили преждевременность этой меры, доходная часть федерального бюджета и абсолютного большинства региональных бюджетов оказалась не выполнен-ной. Анализ и сопоставление цифровых данных показывает, что произошло это по причине недопоступления налога на прибыль в размерах, перекрыть которые другими налогами не удалось. Это еще один пример, когда снижение налога -- отнюдь не благо и для него сначала должны созреть условия, возникнуть экономические предпосылки.

До отмены налога на превышение фонда оплаты труда налог на прибыль выполнял функцию некоторого перераспределения доходов среди юридических лиц. Ведь известно, что происходит не просто социальное расслоение общества по доходам индиви-дуумов. Образовался громадный разрыв в оплате труда между предприятиями и организациями различных отраслей. Этот раз-рыв отнюдь не в пользу товаропроизводящих отраслей, не в пользу тех, кто создает национальный доход государства. Пока существовал налог на превышение фонда оплаты труда органи-зации с повышенными доходами, могущие выплачивать высо-кую заработную плату своим сотрудникам, вынуждены были определенную долю средств вносить в бюджет. Государство в свою очередь имело возможно эти дополнительные финансовые ре-сурсы (напомним, каждый пятый рубль из налога на прибыль) направлять на социальные нужды. Средства поступали как в фе-деральный, так и в региональные бюджеты по тем же принци-пам, по которым распределялся налог на прибыль в целом.

Нельзя не сказать, что данный налог как регулятор экономи-ческих отношений действовал плохо. Дело в том, что нормируе-мая величина фонда оплаты труда не отвечала реальным эконо-мическим условиям и не соответствовала темпам инфляции. Тем не менее эффективнее было бы поправить нормативы, чем от-менять налог, дающий в бюджет десятки триллионов рублей.

Отмена налога на фонд потребления, как его часто называли, привела к падению значения налога на прибыль. Он утратил од-ну из своих важных функций, снизился по размеру. Соотноше-ние между двумя главнейшими налогами: на добавленную стои-мость и на прибыль меняется в пользу первого -- НДС. В связи с этим возникает вопрос, не следует ли вернуться к дискуссии об объекте обложения основным прямым налогом? Эта дискус-сия бурно развивалась среди экономистов в самом начале 90-х гг. при зарождении новой налоговой системы России. Она даже вылилась в одновременное принятие Верховным Советом в кон-це 1991 г. двух противоречащих друг другу законов. Один из них действует с 1992 г. и поныне: Закон "О налоге на прибыль пред-приятий и организаций". Другой, хотя и был принят, никогда не вступал в силу: Закон "О подоходном налоге с предприятий".

Как читатель уже понял, предметом дискуссии был объект налогообложения: прибыль или доход предприятия. Иначе говоря, каким образом оплата труда должна влиять на налоговую базу?

Еще в 1990 г. в журнале "Вопросы экономики" была опуб-ликована статья "Актуальные проблемы налоговой реформы". Ее авторы возражали против использования прибыли в качестве

основного объекта налогообложения, что представлялось им в современных условиях необоснованным. Они предлагали: "В ка-честве альтернативного варианта на период финансового оздо-ровления экономики и формирования рынка... можно ввести систему налогообложения не прибыли, а дохода" Маневич В., Сигиневич А. Актуальные проблемы налоговой реформы //Вопросы экономики. -- М., 1990, № 3, С.80..

Этот взгляд имел и имеет немало сторонников. Они приво-дят достаточно серьезные доводы. В рыночных отношениях мо-жет размываться граница между прибылью и заработной платой. Это характерно для акционерных обществ, товариществ, коопе-ративов, семейных предприятий. В этих случаях интересы хо-зяйствующего субъекта заключаются в получении не столько прибыли, сколько предпринимательского дохода. Если объектом налогообложения служит прибыль, то нормативы заработной платы приходится заранее определять и ограничивать. Налого-обложение дохода этого не требует. Сейчас, когда налог на при-быль перестал выполнять функцию регулирования фондов по-требления со стороны государства, стоит еще раз вернуться к указанной проблеме, по крайней мере в научном плане, в плане проработки.

Конечно, выбор прибыли в качестве основного объекта на-логообложения достаточно обоснован. Сущность налога состоит в распределении прибавочной стоимости между предприятием и государством. К экономической категории прибавочной стоимо-сти ближе всего категория прибыли. В западных странах нало-гом чаще всего облагается именно прибыль компании. Вся сис-тема учета построена на взимании налога на прибыль. Пока к этому добавлялась функция регулирования фондов оплаты тру-да, мы твердо склонялись к тому, чтобы сохранить именно налог на прибыль и не ломать сложившуюся систему. Утрата данной функции существенно облегчает возможности уклонения от на-логообложения, затрудняет налоговый контроль. Подобные со-ображения заставляют задуматься о возможности замены объек-та обложения на доход предприятия. Но хотелось бы подчеркнуть, что практическое решение вопроса требует глубокой про-работки всех последствий не только для бюджета, но и для раз-личных категорий плательщиков, то есть для экономики страны в целом.

А пока продолжаются отдельные частные изменения во взима-нии налога на прибыль. В 1996--1997 гг. происходит некоторое уточнение порядка определения валовой прибыли предприятия. Готовится федеральный Закон "О перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирова-ния финансовых результатов, учитываемых при расчете налого-облагаемой прибыли". Предполагается, что состав затрат будет расширен. К вычету при определении налогооблагаемой базы будут приниматься все необходимые и обоснованные расходы, связанные с получением прибыли. В частности, предусматрива-ется снять ограничения на проценты по банковским кредитам, на расходы на рекламу.

В прибыль от реализации основных фондов теперь входит и прибыль, полученная от реализации земельных участков. Отри-цательный результат от реализации основных фондов и немате-риальных активов не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Расширен перечень средств предприятий, не подлежащих обложению налогом на прибыль. К ним относятся средства, по-лученные в порядке безвозмездной помощи от иностранных го-сударств в соответствии с межправительственными соглашения-ми; средства, полученные приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов; средства, передаваемые между основными и дочерними предприятиями, если доля основного предприятия пре-вышает 50% в уставном капитале дочерних предприятий.

Начиная с 1997 г. изменился порядок взимания налога на прибыль. Точнее, право его изменить предоставлено налогопла-тельщикам за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц. Остальные предприятия по желанию или сохраняют старый порядок уплаты авансовых платежей с квартальными перерасчетами или могут перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога исходя из фак-тически полученной прибыли за предшествующий месяц. В этом случае месячные расчеты налога на прибыль представляются предприятиями в налоговые инспекции не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, а налог вносится не позднее 25 числа того же месяца. До введения данной меры авансовые платежи вызывали большое количество нареканий со стороны предпринимателей.

С другой претензией: налог чрезвычайно высок и носит лишь фискальный характер -- согласиться трудно. Достаточно сопоставить ставку российского налога (35%) со ставками, дей-ствующими в различных странах, чтобы убедиться, что наш налог в основном отвечает общемировому уровню.

Анализ действующей налоговой системы

 

Действующая в России уже пять с половиной лет налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что пер-вым шагом новых людей, пришедших в выборные органы вла-сти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законода-тельные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершен-ствуют, а критика остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов. Но что же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все -- от предпринимате-лей до ученых, от корреспондентов газет до чиновников Мин-фина? Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавли-вает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распростра-няется и на налоги: хочу плачу, хочу -- скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда за-держивается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.

Далее предметами для критики выступают: излишне фис-кальный характер налоговой системы; отсутствие должного сти-мулирования отечественных производителей; чрезмерное нало-гообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение иму-щества; высокое налогообложение физических лиц при неболь-шой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о кото-ром ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санк-ции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность при-нимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изме-нения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать еще долго. Наибо-лее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозмож-но, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в за-падных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в об-ласти налогообложения, способных не только усовершенство-вать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от про-ведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существо-вания развивается в условиях экономического кризиса. В тяже-лейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефи-цита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного ап-парата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улуч-шения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответ-ствие с текущими проблемами экономической политики.

И все-таки на некоторых аспектах хотелось бы еще остано-виться. В чем сходится большинство критиков, так это в требо-ваниях снижения налогового бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть налоги -- высо-кими или низкими -- это извечная проблема в теории и практи-ке мирового налогообложения.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неот-ложными нуждами финансирования хозяйства, решения соци-альных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспече-ния обороноспособности государства. С другой стороны, поми-мо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаро-производителей. В 70--80-е гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий, как, например, кризис перепроизводст-ва, оказаться губительным с точки зрения сохранности окру-жающей природной среды.

Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на неста-бильность российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это действительно. Без острой необходи-мости часто вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под влияни-ем той или иной группировки политиков или экономистов дела-ется попытка совместить несовместимое, учесть всё те предло-жения, о которых говорилось выше. Иначе чем можно объяс-нить, что в январе 1996 г. принимается решение о существенном смягчении подоходного налога с физических лиц, причем зад-ним числом за предыдущий год, а затем в 1996 г. подоходный налог существенно ужесточается. Тот же подоходный налог, но уже на 1997 г., с сентября 1996 г. по январь 1997 г. прошел три законодательные стадии: ужесточение, отмена принятых мер, вновь ужесточение, но в меньшей степени. Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь возвращают нас к мысли о необходимости созда-ния научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие из-менения, следует иметь в виду, что налоговая система сегодня не сможет быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производ-ства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять эко-номическому и финансовому кризису. Все это обусловило необхо-димость введения ряда изменений, дополнений, поправок в на-логовое законодательство. Налоговая реформа продолжается. Существенным этапом ее будет введение Налогового Кодекса Российской Федерации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основы налоговой системы будут определяться и Налоговым Кодексом РФ, а не соответствующим Законом РФ. Надо ска-зать, что ряд принципиальных положений проекта Налогового Кодекса уже находят практическое воплощение. Мы имеем в виду Указ Президента Российской Федерации № 685 от 8 мая 1996 г. "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисцип-лины".

В Указе направления налоговой реформы представлены сле-дующим образом:

* построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей;

* сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены не-которых налогов, не приносящих значительных поступлений;

* облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения пу-тем четкого определения налогооблагаемой базы;

* расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных минимальной величине месячной оплаты труда и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в на-туральном измерении;

* замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ре-сурсными платежами в форме соглашений о разделе продук-ции или стабильных ежемесячных платежей по каждому ме-сторождению в натуральных единицах измерения добывае-мого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, уста-навливаемому Центробанком Российской Федерации на дату платежа;

* консолидация в федеральном бюджете государственных вне-бюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;

* развитие налогового федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступлений доходов от каж-дого налога в бюджеты разных уровней;

* сокращение льгот и исключений из общего режима налого-обложения;

* увеличение роли экологических налогов и штрафов.

Чрезвычайно важным является содержащееся в данном Указе коренное изменение порядка амортизационных отчислений. Вместо индивидуальных нормативов предполагается введение групповых нормативов, при котором имущество, подлежащее амортизации, будет объединяться в несколько категорий. На-пример, к одной категории будут относиться здания, сооруже-ния и их структурные компоненты, к другой - технологическое, энергетическое и иное оборудование, к третьей -- автотранс-порт, информационные системы, включая компьютерную тех-нику, офисное оборудование, к четвертой -- нематериальные активы и т. д. Введение этой меры в корне изменит расчеты прибыли, а следовательно, налога на прибыль предприятий и организаций и других налогов, уплачиваемых из прибыли. Но главное, такая мера будет способствовать развитию производст-ва, ускорению обновления оборудования. Цель состоит в том, чтобы приблизить сроки амортизации к принятым в других раз-витых странах.

Дальнейшая перспектива основ налоговой системы связана с принятием Налогового Кодекса. Он должен быть всеобъемлю-щим документом, полностью определяющим отношения госу-дарства и налогоплательщиков, функции и полномочия феде-ральных и региональных органов государственной власти по ус-тановлению и взиманию налогов и сборов. Он должен также устранить недостатки существующей налоговой системы, сохра-нив все то рациональное, что в ней содержится, накопленный положительный опыт. Налоговым Кодексом будет создана еди-ная законодательная и нормативная база налогообложения. На наш взгляд. Налоговый Кодекс призван стабилизировать систе-му налогов по крайней мере в пределах финансового (в России это календарный) года, а впоследствии в течение нескольких лет. Он должен искоренить порочную практику принятия нало-говых законодательных актов задним числом. Все изменения должны проводиться только вместе с формированием бюджета на будущий год и заранее становиться известными налогопла-тельщику. Более того -- готовящиеся изменения следует заранее широко обсуждать со специалистами, включая и сторону нало-гоплательщиков. Налоговому Кодексу предстоит создать единую комплексную систему налогов в стране, устранить накопившие-ся противоречия, в том числе между законами и подзаконными актами, четко определить функции, полномочия и ответствен-ность всех уровней власти в проведении налоговой политики, во введении и отмене налогов, сборов и налоговых льгот.

Нужно более четко, чем в настоящее время, определить взаимоотношения государственной налоговой службы и налого-плательщиков, снять с налоговых инспекций не свойственные им функции толкования налоговых законов, которые им прихо-дится вынужденно брать на себя, зато придать им отсутствую-щие сегодня функции разъяснительной работы с налогопла-тельщиками, включая консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока проводится лишь в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой ча-стью государственной налоговой политики.

Предстоящая замена Закона РФ "Об основах налоговой сис-темы в Российской Федерации" Налоговым Кодексом РФ от-нюдь не означает коренной ломки системы. Мы не можем от-бросить мировой опыт, а российские налоги базируются именно на нем. Адекватность налогов России и налогов других развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики в мировую, для избежания двойного налогообложе-ния при взаимных инвестициях капитала, для создания совмест-ных предприятий и осуществления совместных проектов. Учет специфических особенностей и традиций России совершенно необходим, но он отнюдь не подразумевает особого пути эконо-мического развития страны.

ЛИТЕРАТУРА

1.         С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика”, Москва, “Дело”,1997г.

2.         Д.Г. Черник “Налоги в рыночной экономике”, Москва, “Финансы”, 1997г.

3.         Линвуд Т. Гайгер “Макроэкономическая теория и переходная экономика”, Москва, “Инфра-М”, 1996г.

4.         Налоговый Кодекс Российской Федерации. Общая часть. Проект. Комментарии С.Д. Шаталова. Москва, “Международный центр финансово-экономического развития”, 1996г.

5.         Справочная правовая система “Гарант” (Законодательство России; Налогообложение и бухучет), 1997 НПП “Гарант-сервис “.



© 2010 Современные рефераты