Рефераты

Налоги и налогообложение в экономическом аспекте

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, и лицами, постоянно проживающими в этих местах, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Это право распространяется на количество или объем ресурсов, определяемых лимитом или квотами на вылов (добычу) каждого вида ресурсов, которые устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ставки. Разработаны три таблицы ставок сбора для каждой группы объекта обложения. Ставки дифференцированы по видам используемого ресурса и выражены в рублях. Для объектов животного мира установлена ставка в рублях за одно животное. Наибольшая ставка установлена за изъятие овцебыка - 15тыс. руб. При изъятии из животного мира медведя бурого ставка сбора составит 6тыс. руб., лося - 1,5тыс. руб., соболя - 120руб., европейской норки - 30руб., глухаря - 100руб.

Ставки сбора по второй группе объектов обложения установлены в рублях за 1т. Они дифференцированы не только по видам ресурсов, но и по водным бассейнам (Дальневосточный, Северный, Балтийский, Азово-Черноморский). Для одного вида ресурса установлены различные ставки сбора, например: за вылов трески в водах Дальневосточного и Балтийского бассейнов размер сбора составит 3тыс. руб. за 1т, а в водах Северного бассейна - 5тыс. руб. Наибольшие ставки сбора установлены за лов крабов - от 9тыс. руб. до 100тыс. руб. в зависимости от района промысла и разновидности крабов.

Ставки сбора по третьей группе объектов обложения установлены в рублях за одно млекопитающее. За улов одного китообразного (за исключением белухи) ставка равна 30тыс. руб., белухи - 3тыс. руб., морского котика - 800руб.

Ставка сбора установлена в размере 0 руб. в случае, если пользование объектом животного мира осуществляется в следующих целях:

– охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний животных, регулирования состава объектов животного мира;

– изучения запасов и промышленной экспертизы, в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций (по перечню, утвержденному Правительством РФ) устанавливаются в размере 15% от предусмотренных в разработанных таблицах.

Градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, где численность работающих с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины соответствующего населенного пункта и которые функционируют на 1 января 2002г. не менее пяти лет. Такое определение дано в целях нал-ия для применения понижающего коэффициента при исчислении размера сбора. Создаются условия для жизнеобеспечения населенных пунктов, которые были основаны при посредстве государственных структур и в экономических интересах страны.

Порядок исчисления и сроки уплаты сборов. Сумма сбора определяется как произведение соответствующего количества облагаемых объектов животного мира и ставки сбора, установленной для данного вида ресурса.

Плательщики первой группы, использующие объекты животного мира, сумму сбора уплачивают при получении лицензии. Плательщики второй группы сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса происходит при получении лицензии. Оставшаяся сумма сбора уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии ежемесячно не позднее 20-го числа.

Для контроля за полнотой и своевременностью уплаты сборов органы, выдающие лицензии, обязаны не позднее 5-го числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты.

Организации и индивидуальные предприниматели по истечении срока действия лицензии вправе обратиться в н. орган за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям.

С 1 января 2005г. Федеральным законом от 02 ноября 2004г. №127-ФЗ вводится в действие глава 25і НК «Государственная пошлина». В этой главе дано понятие государственной пошлины как сбора, взимаемого с физ. и юридических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Ставки налога едины на всей территории страны, их размер зависит от вида совершаемых действий. Для отдельных категорий плательщиков предусмотрены льготы.

4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

4.1. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

С появлением различных форм собственности и экономического соперничества между ними возникла необходимость взимания налогов не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия. Кроме этого, с введением налога на имущество организаций создается стимул для освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества и появился один из наиболее крупных и стабильных источников доходов региональных бюджетов, поскольку величина налога не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности организации. Эта тенденция соответствует мировой практике развития системы нал-ия. До 1 января 2004г. порядок исчисления и уплаты налога регулировался Законом РФ от 13 декабря 1991г. №2030-I «O налоге на имущество предприятий» и Инструкцией ГНС России от 8 июня 1995г. №33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

С 1 января 2004г. введена в действие глава 30 Н. кодекса Российской Федерации «O налоге на имущество организаций», которая внесла изменения в порядок определения объектов нал-ия, расчет облагаемой базы; значительно сократился перечень организаций и объектов имущества, не облагаемых налогом. Данный налог относится к региональным налогам и сборам. Поэтому законодательные органы каждого субъекта Российской Федерации обязаны принять закон, который определяет отдельные элементы налога в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством.

Плательщики налога. Ими признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2004г. плательщиками налога на имущество становятся:

– Банк России и его учреждения;

– бюджетные учреждения и организации;

– органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления;

– Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Не являются плательщиками налога организации, которые ведут н. учет в соответствии со специальными налоговыми режимами. К ним относятся: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система нал-ия, система в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в отношении имущества, относящегося к этому виду деятельности), система нал-ия при выполнении соглашений о разделе продукции.

Объектом нал-ия для российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство, признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н, установлено, что принятые к бухгалтерскому учету основные средства отражаются по дебету балансового счета 01 «Основные средства». В связи с определением объекта нал-ия и порядка ведения бухгалтерского учета возникают вопросы по определению имущества, которое является объектом обложения.

Рассмотрим подробнее порядок отражения этого имущества на счетах бухгалтерского учета. Облагаемые объекты учитываются не только по дебету 01 счета «Основные средства», а также по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Например, имущество, которое организации сдают в аренду или лизинг без права выкупа.

При передаче объектов основных средств в доверительное управление их остаточная стоимость отражается по дебету счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», не как объекты основных средств. В качестве объекта основных средств данное имущество будет отражаться на счете 01 у доверительного управляющего на отдельном балансе. Однако в Законе РФ «О налоге на имущество предприятий» отмечено, что основные средства, переданные в доверительное управление, являются объектом нал-ия у учредителя доверительного управления.

При передаче объектов основных средств в качестве вклада в простое товарищество (в совместную деятельность) переданное имущество отражается по остаточной стоимости по дебету счета 58 «Ф. вложения», субсчет «Вклады по договору простого товарищества». А в качестве объекта основных средств данное имущество будет отражаться на отдельном балансе у участника совместной деятельности, которому поручено ведение бухгалтерского учета по договору простого товарищества.

Не признаются объектами нал-ия земельные участки и иные объекты природопользования, имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Определение налогооблагаемой базы. Для целей нал-ия определяется среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом нал-ия. Имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость указанных объектов для целей нал-ия определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого н. (отчетного) периода.

Среднегодовая стоимость определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца н. (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Нал. база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества обязаны сообщать в н. орган по месту нахождения объектов сведения об их инвентаризационной стоимости в течение 10 дней со дня оценки или переоценки.

При определении налоговой базы необходимо учитывать место нахождения имущества и установленные ставки налога. Она определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, и каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и обособленного подразделения, а также в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам.

Ставка налога. Ставка налога на имущество юридических лиц устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Но она не может превышать 2,2%. Устанавливать нал. ставку для отдельных организаций не разрешается. Законодательством допускается ее дифференцирование по отдельным категориям плательщиков и имущества.

Налоговые льготы. По налогу на имущество организаций налоговые льготы устанавливаются федеральным законодательством. Они распространяются в основном на то имущество, которое используется по прямому назначению для осуществления основных функций организаций, а именно:

– организации и учреждения уголовно-исправительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

– религиозные организации;

– общероссийские общественные организации инвалидов;

– производство фармацевтической продукции;

– объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения;

– железнодорожные пути и федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи;

– имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

– имущество государственных научных центров;

– иное имущество согласно законодательству.

До 1 января 2006г. федеральным законодательством предоставлены льготы в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов российской Федерации и (или) местных бюджетов, объектов социально- культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Законодательные органы субъектов российской Федерации имеют право расширить перечень налоговых льгот.

Порядок исчисления налога. Налоговым периодом определен год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие, девять месяцев. Законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды. В этом случае поступления в региональный бюджет будут осуществляться один раз в год после окончания н. периода, что может привести к дефициту бюджета в течение календарного года. Поэтому вряд ли законодательные органы регионов воспользуются этим правом.

Сумма налога исчисляется нал-иками самостоятельно исходя из фактической среднегодовой стоимости имущества (с учетом льгот) и ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам н. периода, определяется с учетом ранее начисленных авансовых платежей.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества. В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, сумма авансового платежа исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую нал. ставку.

Сроки уплаты. Налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате в порядке и сроки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Нал-ики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а нал. декларацию по итогам н. периода - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые расчеты и декларация представляются в налоговые органы по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Налог и авансовые платежи российских организаций подлежат уплате в бюджет по месту нахождения имущества. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки на учет в налоговых органах. Если иностранные организации не осуществляют деятельность через постоянные представительства, то налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения имущества.

4.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Упрощенная система нал-ия была введена Законом РФ от 29 декабря 1995г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе нал-ия, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Цель ее введения - создание более благоприятных экономических условий для деятельности организаций малого бизнеса. Ныне действующая система вступила в действие с 1 января 2003г. Наряду с уже существующей тенденцией снижения количества уплачиваемых налогов расширился круг плательщиков, введены принципиально новые положения по порядку исчисления налога. Порядок исчисления и уплаты налога регламентируется положениями главы 26І Н. кодекса Российской Федерации.

Упрощенная система нал-ия является специальным налоговым режимом. Она применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой нал-ия. Переход или возврат от одной системы к другой осуществляется на добровольной основе.

Применение упрощенной системы нал-ия организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной, деятельности организаций за н. период.

Применение упрощенной системы нал-ия индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физ. лиц (по доходам, полученным от осуществления предпринимательской деятельности) и вышеуказанных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за н. период.

Сохраняется обычный порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Иные налоги организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему нал-ия, уплачиваются в соответствии с общим режимом нал-ия.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на упрощенную систему нал-ия при следующих условиях:

1) по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации не должен превышать 11млн. руб. (без налога на добавленную стоимость). Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено;

2) в уставном капитале доля других организации составляет не более 25%;

3) средняя численность работников за н. период не превышает 100 человек;

4) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, находящихся в собственности организации, не превышает 100млн. руб. Остаточная стоимость имущества определяется на 1-е число месяца, в котором нал-ик подает заявление о переходе на применение упрощенной системы нал-ия.

Ограничения по применению упрощенной системы установлены и на определенные виды деятельности. Не вправе ее применять:

– организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

– банки и страховщики;

– негосударственные пенсионные фонды;

– инвестиционные фонды;

– ломбарды;

– профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом и (или) являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, занимающиеся производством подакцизной продукции, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);

– нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Заявление о переходе на упрощенную систему нал-ия подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с начала которого нал-ики переходят на эту систему по месту своего нахождения.

Если по итогам н. (отчетного) периода доход нал-ика превысит 15млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов - 100млн. руб., то нал-ик обязан перейти на общий режим нал-ия с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

Объектом нал-ия признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта осуществляется нал-иком самостоятельно. Доходы и расходы признаются по методу оплаты. Расходы на приобретение основных средств имеют свои особенности:

1) средства, приобретенные в период применения упрощенной системы нал-ия, принимаются в расходы в момент ввода их в эксплуатацию при условии их фактической оплаты;

2) если средства приобретены до перехода на упрощенную систему нал-ия, то остаточная стоимость основных средств включается в расходы на приобретение в зависимости от срока их полезного использования:

– срок полезного использования до 3 лет - в течение одного года применения упрощенной системы нал-ия;

– срок полезного использования от 3 до 15 лет - в течение первого года - 50% стоимости, второго года - 30% стоимости, третьего года - 20% стоимости;

– срок полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет равными долями от стоимости основных средств.

При этом в течение н. периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.

Налоговые ставки:

– 6% - от дохода;

– 15% - от дохода, уменьшенного на величину расходов.

Порядок исчисления и уплаты. Налог исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Нал-ики, которые применяют в качестве объекта нал-ия доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог в размере 1% от доходов, если исчисленная в общем порядке сумма налога по итогам н. периода меньше минимального либо когда отсутствует нал. база. В этом случае они вправе в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога в расходы при исчислении налоговой базы за последующие налоговые периоды либо увеличить сумму полученных убытков, переносимых на будущие налоговые периоды.

Нал-ики также имеют право уменьшить нал. базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых применялась упрощенная система нал-ия в порядке, предусмотренном для общей системы нал-ия.

Нал-ики, которые применяют в качестве объекта нал-ия доходы, имеют право уменьшить сумму налога на сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50% от суммы налога.

Уплата единого налога производится не позднее срока подачи налоговых деклараций: по итогам года - 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного квартала - 25-го числа месяца, следующего за кварталом.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему нал-ия, действуют порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Они обязаны вести н. учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

4.3. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система нал-ия в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным налоговым режимом, применяемым нал-иком в обязательном порядке. Порядок исчисления и уплаты регулируется положениями главы 26і НК РФ и Методическими рекомендациями по применению этой главы, утвержденными приказом МНС России от 10 декабря 2002г. №БГ3-22/707, которые носят рекомендательный характер и предназначены для использования работниками налоговых органов. Однако знание требований контролирующих органов позволяет избежать разногласий при исчислении налогов. Налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации, которые определяют его элементы в пределах своей компетенции.

Система нал-ия в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении следующих видов деятельности:

– оказание бытовых услуг;

– оказание ветеринарных услуг;

– оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

– розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150мІ, палатки, лотки и другие объекты организации торговли;

– оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150мІ;

– оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых предпринимателями и организациями, использующими автомобили в количестве не более 20.

При этом надо учитывать, что ограничения по площади торгового зала или зала обслуживания посетителей должны соблюдаться по каждому объекту организации торговли и общественного питания. Если хоть по одному объекту будет превышение указанных размеров, то нал-ик не вправе применять данную систему нал-ия.

Уплата организациями и индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов исходя из общеустановленной системы нал-ия, а именно налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физ. лиц), НДС, налога на имущество организаций и единого социального налога.

Сохраняется обычный порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Нал-ики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. При осуществлении нескольких видов деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, и иных видов предпринимательской деятельности нал-ик обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении каждого вида деятельности.

Основные понятия, используемые при исчислении единого налога на вмененный доход:

вмененный доход - потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение дохода;

базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности;

корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, а именно:

К1 - учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях (в зависимости от места расположения) и определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности нал-ика к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной государственным земельным кадастром для данного вида деятельности;

К2 - учитывает прочие особенности ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности;

К3 - коэффициент- дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.

Объект нал-ия и нал. база. Объектом нал-ия для применения единого налога признается вмененный доход нал-ика.

При исчислении налоговой базы используется следующая формула:

ВД=(БДЧ(N1+N2+N3)ЧК1 ЧК2 ЧК3),

где ВД - величина вмененного дохода;

БД - значение базовой доходности, которая установлена для определенного вида деятельности и является одинаковой для применения на всей территории Российской Федерации;

N1, N2, N3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце н. периода;

К1, К2, К3 - корректирующие коэффициенты базовой доходности.

Нал. база рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется на коэффициенты К1, К2, К3. Значения коэффициента К2 определяются субъектом Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,1 до 1.

В случае изменения в течение н. периода величины физического показателя нал-ик при исчислении налоговой базы учитывает такое изменение с начала того месяца, в котором это изменение имело место.

Вновь зарегистрированные нал-ики исчисляют нал. базу за н. период исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации.

Н. период - квартал.

Нал. ставка - 15%.

Порядок исчисления единого налога на вмененный доход. Налог исчисляется нал-иком по итогам каждого н. периода по ставке 15% вмененного дохода по формуле

ЕН=ВДЧ15%,

где ВД - вмененный доход за н. период.

При этом сумма налога, исчисленная за н. период, уменьшается (но не более чем на 50%) на сумму уплаченных за этот н. период страховых взносов при выплате вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных предпринимателем за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (в полном размере). В целях исчисления единого налога на вмененный доход под суммой выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную нал-иком, превышающую за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации. На 1 января 2004г. его величина составляет 400руб.

Сроки уплаты. Уплата налога производится по итогам н. периода не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом.

Нал. декларация по итогам н. периода представляется в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего н. периода.

4.4. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

С 1 января 2003г. отменен налог на пользователей автомобильных дорог. Вместо налога с владельцев транспортных средств введен транспортный налог. Возможно, в ближайшее время вместо налога на пользователей автодорог введут дорожный налог, который предусмотрен частью первой НК РФ. Порядок исчисления и уплаты регулируется положениями главы 28 НК РФ и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Приказом МНС России от 9 апреля 2003г. №БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог», которые носят разъяснительный характер.

Нал-ики - лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом нал-ия. Если транспортное средство, зарегистрированное на физическое лицо, передано им на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента опубликования закона о транспортном налоге (до 1 августа 2002г.), то плательщиком является лицо, указанное в доверенности.

Объект нал-ия. К ним относятся автомобили, мотоциклы, автобусы, мотороллеры и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства, кроме указанных в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Нал. база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) по иным водным и воздушным транспортным средствам - как единица транспортного средства.

Н. период - год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1л. с. мощности двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства. Налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ не более чем в 5 раз по сравнению со ставками, установленными федеральным законодательством. Ставки, установленные федеральным законом, приведены в ст. 361 НК РФ.

Порядок исчисления налога. Нал-ики, являющиеся организациями, исчисляют налог самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате физ. лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств на территории РФ. Сумма налога исчисляется по каждому транспортному средству как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение н. периода, то сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на нал-ика, к числу месяцев в налоговом периоде (12 месяцев). При этом месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

Если в течение н. периода изменялась мощность транспортного средства (например, замена двигателя), то налог исчисляется с учетом изменений и месяца такого изменения.

По транспортным средствам, которые находятся в розыске, при наличии подтверждающих документов налог не исчисляется. При их возвращении владельцу исчисление налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении нал-ика.

Уплата налога производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ. Законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться авансовые платежи для плательщиков - юридических лиц. Величина их может определяться, например, в размере ј от суммы платежа за н. период. Это позволит обеспечить регулярные поступления в региональный бюджет и равномерно распределить нал. нагрузку в течение н. периода. Организации представляют в н. орган по месту вхождения транспортных средств нал. декларацию.

Нал-ику, являющемуся физ. лицом, налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налоговым органом не позднее 1 июня года н. периода. Если физическое лицо отнесено законом субъекта РФ о транспортном налоге к льготной категории, то необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие право на льготу по данному налогу.

4.5. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объекты нал-ия. К ним относятся:

1) игровой стол;

2) игровой автомат;

3) касса тотализатора;

4) касса букмекерской конторы.

Нал-ик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве нал-ика каждый объект нал-ия не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и в такие же сроки сообщать об установке новых объектов или выбытии ранее действовавших.

Нал. база определяется отдельно по каждому объекту нал-ия как общее количество соответствующих объектов нал-ия.

Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:

1) за один игровой стол - от 25000 до 125000руб.;

2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500руб.;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000руб.

В случае если ставки налогов не определены законами субъектов РФ, то применяется нижний предел ставок, установленных федеральным законодательством.

Н. период - календарный месяц.

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется нал-иком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту нал-ия, и ставки налога. В случае если игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей. При установке нового объекта нал-ия до 15-го числа текущего н. периода сумма налога исчисляется как за полный месяц, а после 15-го числа - исходя из одной второй ставки налога. При выбытии объекта нал-ия до 15-го числа текущего н. периода сумма налога исчисляется исходя из одной второй ставки, установленной для этого объекта, а после 15-го числа - исходя из ставки налога.

Порядок и сроки уплаты. Нал. декларация представляется в н. орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата производится не позднее срока, установленного для подачи декларации.

5. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

5.1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Плательщики налога:

– физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

– физические лица, не являющиеся резидентами РФ, но получающие доходы от источников, расположенных в России.

Объект нал-ия:

– для резидентов - доход, полученный от источников на территории и за пределами России;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты