Рефераты

Налоги и налогообложение в России

Налоги и налогообложение в России

21

Содержание:

  • Содержание: 1
    • Введение: 2
      • 1. Налоговая система России. 3
      • 2. Основные налоги Российской Федерации. 6
      • 2.1. Налог на добавленную стоимость. 6
      • 2.2. Налог на прибыль предприятий и организаций 9
      • 2.3. Налог на имущество предприятий 14
      • 2.4. Налог на операции с ценными бумагами. 16
      • 3. Функции налогов. 18
      • Заключение: 20
      • Список литературы: 22

Введение:

Сегодняшнее состояние налоговой системы РФ характеризуется сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знаниях предыдущих поколений, поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы в России необходимо сделать краткий экскурс в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.

Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- защита территории;

- выполнение управляющих и распределительных функций;

- поддержание внутреннего порядка;

- сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

1. Налоговая система России.

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

В этом отношении "объективно необходимым и чрезвычайно важным для совершенствования налоговой системы России является изучение опыта организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб зарубежных стран- США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и искоренению следов крайней идеологизации в отечественной науке, объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому вопросу.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.

На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях". Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и "налоговыми гаванями" далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.

Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д. По- этому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами стран - "налоговых гаваней", особенно если учесть, что для реальной деятельности важны состояние инфраструктуры, доступности источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, в чем "налоговые гавани", очевидно, уступают развитым странам.

Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в стране - "налоговой гавани". Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога. Киперман Г. Я., Белялов А. З. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации". М., 2002

Компании с международным масштабом деятельности могут даже пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными международными налоговыми соглашениями; страны - "налоговые гавани" таких соглашений не имеют.

Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в "налоговые убежища", которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выбор страны размещения капитала.

При всем этом давление развитых стран Запада на страны - "налоговые гавани" никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых властей западных стран к "налоговым гаваням", при всей остроте официальной критики, остается в рамках "резервируемой благосклонности". Большинство из стран - "налоговых гаваней" при желании могли бы быть сокрушены простыми политическими и экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только "базируются" в налоговых гаванях", а реально они вкладываются и функционируют в тех же западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к "налоговым гаваням" могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну. Наконец, страны - "налоговые убежища" играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на наличие этих "налоговых убежищ" за рубежом.

Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.

2. Основные налоги Российской Федерации.

2.1. Налог на добавленную стоимость.

В налоговой системе Российской Федерации главным является налог на добавленную стоимость, обеспечивающий свыше 1/3 всех доходов государства. Введённый с 1 января 1992 года в России НДС заменил налог с оборота и налог с продаж. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Как косвенный налог НДС выступает в форме надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает доходность предпринимателя. Это налог на потребителя, а не на предприятие, которое по существу выступает лишь сборщиком. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы.

По сравнению со своими предшественниками (налогом с оборота и налогом с продаж) НДС имеет определённые преимущества. Он более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, с расширением налоговой базы и ставок поступления могут увеличиваться. Для отдельного производителя этот налог менее обременителен, поскольку налогообложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога распределяется по всей цепи товарооборота, чем достигается равное положение всех участников рыночных отношений. Это более простая форма обложения, так как для всех плательщиков установлен единый механизм взимания на всей территории России. Для государства он более предпочтителен, ибо от него трудно уклониться, что уменьшает случаи финансовых нарушений. Также этот налог в большей степени повышает заинтересованность в росте дохода предпринимателя, поскольку автоматически освобождает предприятие от налога на производственные затраты.

Итак, этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Поэтому налогооблагаемая база для НДС равна цене реализации продукции минус цена покупаемых материальных ценностей.

Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования, а также малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Объектами налогообложения выступают:

Обороты по реализации товаров на территории РФ:

* всех товаров собственного производства и приобретенных на стороне;

* ввозимыми на территорию РФ в соответствии с таможенными режимами;

* без оплаты стоимости в обмен на другие товары;

* внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

* безвозмездно или с частичной уплатой другим предприятиям или физическим лицам, включая работников предприятия;

* предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении им обеспеченного залогом обязательства.

Обороты по реализации выполненных работ, в том числе:

* внутри предприятия для собственного потребления, если затраты не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

* без оплаты стоимости в обмен на другие выполненные работы.

В данном случае объектом налогообложения являются объемы выполненных работ: строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательных, реставрационных.

Обороты по реализации оказанных услуг, в том числе:

* внутри предприятия для собственного потребления при условии, что затраты не относятся на издержки производства и обращения;

* без оплаты стоимости в обмен на другие услуги;

* безвозмездно или с частичной уплатой другим предприятиям или физическим лицам, включая работников предприятия.

Объектом налогообложения при реализации услуг выступает выручка, полученная от оказания услуг пассажирского и грузового транспорта, услуг от сдачи в аренду имущества, в том числе по лизингу, посреднических услуг, услуг связи, бытовых и жилищно-коммунальных услуг и других платных услуг.

Любые денежные средства, полученные предприятиями, если их получение связано с расчетами при оплате товаров (работ, услуг), в том числе:

* авансовые и иные платежи, поступившие в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) на счет учреждения банка или в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по документам за реализованные товары (работы, услуги);

* авансовые платежи, полученные российскими организациями от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров (работ, услуг);

* штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров поставки товаров, выполненных работ, оказание услуг;

* полученные финансовые ресурсы во временное пользование при отсутствии лицензии на проведение банковских операций.

Ставки налога. На добавленную стоимость установлены две ставки: в размере 10% и 20%. Первая действует для продовольственных товаров (кроме подакцизных) и товаров для детей по перечням, утвержденным постановлениями Правительства РФ. Вторая - по остальным товарам, работам, услугам, включая продовольственные товары. С 1 июня 2000 года введен новый перечень продовольственных товаров для детей, по которым применяется ставка 10%.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 10% и 20%, применяются расчетные ставки 9,09% и 16,67%:

НДС=НДС*100/(100+НДС), или 10*100/(10+100)=9,09%, или 20*100/(20+100)=16,67%

Эти ставки используются предприятиями, оказывающими платные услуги.

С 1 января 2000 года предприятия розничной торговли и общественного питания, а также аукционная продажа товаров облагаются не по расчетным ставкам, а по основным - 10% или 20%

Порядок исчисления НДС и сроки уплаты. Каждый предприниматель как потенциальный плательщик НДС выступает продавцом своей продукции и покупателем материальных ценностей по свободной рыночной цене, в которую включен НДС. Он перечисляет в бюджет не всю сумму НДС, а лишь часть ее, которая равна разнице между суммой НДС, полученной как доля свободной цены при реализации товаров (работ, услуг) от своих покупателей, и суммой НДС, уплаченной в составе свободной цены поставщикам при приобретении материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), то есть действует зачетный механизм. Зачетный механизм - это возможность для предприятия исключить из полученной от покупателя суммы НДС при реализации товаров (работ, услуг) сумму НДС, выплачиваемую поставщику за приобретаемые товары. Предприниматели имеют право на зачет (возмещение из бюджета) при выполнении трех условий:

1) приобретенные товары (работы, услуги) оплачены поставщику, то есть в первичных и расчетных документах сумма НДС выделена отдельной строкой;

2) приобретенные товары (работы, услуги) оприходованы, то есть приняты на балансовый учет;

3) приобретенные материальные ценности использованы для производственных целей;

4) все плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры (составляются поставщиками и направляются покупателям) на реализованную продукцию (работы, услуги).

Зачетный механизм не допускается:

1) по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, по которым уплата НДС осуществляется за счет соответствующих источников финансирования;

2) по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным за счет бюджетных средств;

3) по товарам (работам, услугам), приобретенным за наличный расчет у предприятий розничной торговли, общественного питания, а также у населения.

Расчет представляется в налоговые органы по месту нахождения в сроки, установленные для уплаты НДС. Срок уплаты зависит от суммы налога: чем она больше, тем чаще платеж. В настоящее время действуют три срока платежа:

1. ежедекадно при среднемесячных платежах более 10 тыс. рублей - 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца в размере 1/3 суммы по последнему месячному расчету с последующими пересчетами по сроку 20-го числа месяца, следующего за отчетным, исходя из фактических оборотов реализации;

2. ежемесячно при среднемесячных платежах от 3 до 10 тыс. рублей - не позднее 20-го числа следующего месяца;

3. ежеквартально при среднемесячных платежах до 3 тыс. рублей - не позднее 20-го числа следующего за отчетным кварталом.

Размер среднемесячного платежа определяется плательщиком, самостоятельно исходя из данных последнего квартала. Ответственность за правильность и своевременность уплаты НДС в бюджет возлагается на плательщиков и их должностных лиц.

2.2. Налог на прибыль предприятий и организаций.

Среди прямых налогов с юридических лиц выделяется налог на прибыль предприятий и организаций, введенный Законом РСФСР "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (27 декабря 1991 г.) и действующий с 1 января 1992г. взамен налога с доходов кооперативов и нормативного отчисления в бюджет с доходов предприятий ряда отраслей, а также налога на прибыль, введенного с 1991г.

Налог на прибыль предприятий и организаций - один из основных федеральных налогов. На его поступления приходится вторая (после НДС) по величине сумма доходов консолидированного бюджета России. Так, по итогам 1999г. доля налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета России составляла 18,4%, а по итогам первого полугодия 2000г. она возросла до 19,9%.

Спецификой налога на прибыль предприятий является фактически совместная юрисдикция Российской Федерации и ее субъектов в части установления налоговых ставок и налоговых льгот по данному налогу. Так, федеральное законодательство устанавливает перечень налогоплательщиков, определяет объект налогообложения и порядок формирования налоговой базы, устанавливает ставку налога на прибыль, в соответствии с которой суммы этого налога зачисляются в доход федерального бюджета. Федеральное законодательство устанавливает и предельную величину налоговой ставки, которая может быть установлена субъектами Федерации.

В свою очередь субъекты Федерации, во-первых, имеют право устанавливать ставку налога на прибыль, в соответствии с которой этот налог зачисляется в бюджет субъекта Федерации. Во-вторых, им предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, которые применяются при расчете налога на прибыль, поступающего в доход бюджета субъекта Федерации.

Кроме того, с 2001г. органам власти местного самоуправления предоставлено право устанавливать собственную ставку налога на прибыль (в пределах 5%), в соответствии с которой налог на прибыль подлежит зачислению в доход бюджета муниципального образования.

Таким образом, в формировании режима исчисления налога на прибыль предприятий и организаций сегодня фактически принимают участие власти всех трех составляющих бюджетной системы - что отнюдь не упрощает процедуру налогообложения этим налогом.

Плательщиками налога на прибыль предприятий и организаций являются:

* юридические лица (в том числе бюджетные), включая созданные на территории России предприятия и организации с иностранными инвестициями;

* филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий (за исключением филиалов Сбербанка РФ), имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

* коммерческие и другие кредитные учреждения, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензии России, а также ЦБ России и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения;

* страховые организации, получившие лицензии в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью;

* территориальные обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, при условии, что они и основная организация, частью которой они являются, находятся на территории разных субъектов РФ;

* малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Не являются плательщиками налога на прибыль:

* предприятия любых организационно-правовых форм, реализующие производственную, сельскохозяйственную и охотохозяйственную продукцию;

* малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения;

* ЦБ РФ и его учреждения - по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;

* организации - по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса (налог на игорный бизнес);

* предприятия, переведенные в соответствии с законодательными актами субъектов РФ на уплату единого налога на вмененный доход.

Объектом налогообложения является прибыль организаций, полученная в рублях и иностранной валюте, является валовая прибыль, которая включает три компонента:

* прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

* прибыль (убыток) от реализации основных фондов (включая земельные участки, ценные бумаги) и другого имущества;

* доходы от внереализованных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы:

* доходов в виде девидентов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия эмитента, а также доходы в виде процентов на ценные бумаги РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления;

* доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами РФ;

* доходов казино, другого игорного бизнеса, видеосалонов, от проката носителей с аудио-, видеозаписями и иными программами и записями на них;

* прибыли от посреднических операций и сделок и от страховой деятельности, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в субъект бюджета РФ, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ;

* прибыли от реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства;

* прибыли, полученной инвестором при исполнении соглашений о разделе продукции.

Валовая прибыль, полученная в инвалюте, суммируется с валовой прибылью в рублях. При этом доходы в инвалюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день определения предприятием выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Налоговые льготы в РФ при обложении прибыли юридических лиц имеют большое социально-экономическое значение. Они действуют в соответствии с налоговым законодательством. Их можно дифференцировать на несколько групп.

1. От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм - с суммой выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждого работника, являюжегося инвалидом I, II и III группы.

2) следущие категории налогоплательщиков-работодателей - с суммой выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представителисоставляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;

организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

3) налогоплательщики, указанные в пункте 2), являющиеся инвалидами I, II и III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода.

4) российские фонды поддержки образования и науки - с суммой выплат гражданам Российской Федерации в виде грандов (безвозмездной помощи), предостовляемых учителям, школьникам, студентам и (или) аспирантам госуларственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

2. В случаях, если в соответствии с законодательством РФ иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории РФ деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, не не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования, они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответствующие фонды.

При большим разнообразии налоговых льгот законом предусмотрены для всех плательщиков ограничения.Общая сумма налогов на прибыль не должна уменьшать фактическую сумму прибыли, исчисленную без учета налоговых льгот, более чем на 50%.

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций устанавливается в размере 24 процентов. При этом:

* сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

* сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

* сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.

Порядок исчисления налога на прибыль и сроки уплаты. Сумма налога определяется плательщиком самостоятельно на основе бухгалтерской отчетности нарастающим итогом с начала года. Сумма налога вносится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартального бухгалтерского отчета, а по годовым - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета и баланса за год.

В течение квартала все плательщики (кроме малых и бюджетных организаций, имеющих прибыль от предпринимательской деятельности), производят авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период с учетом предоставленных льгот и ставки налога нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Уплата авансовых платежей происходит не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы налога всеми плательщиками.

Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль предприятия предоставляют налоговым органам по месту своего нахождения до начала квартала справки о предполагаемой сумме прибыли по установленной форме.

При изменении в течение квартала предполагаемой прибыли плательщик по согласованию с финорганом может пересмотреть сумму предполагаемой прибыли и авансовых взносов в бюджет налога на прибыль и представить справки об этих изменениях не позднее, чем за 20 дней до окончания отчетного квартала. Разница между суммой налога, подлежащей, несению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в истекшем квартале.

2.3. Налог на имущество предприятий

Налог на имущество предприятий включается в группу региональных налогов. В мировой практике он известен давно.

В России этот вид налога выполняет следующие задачи:

* обеспечивает субъекты бюджетов Федерации и местные бюджеты (районные, городские) стабильными доходами для финансирования расходов;

* создает для предприятий стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества.

Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные учреждения), организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. ЦБ РФ и его учреждения не платят этот налог.

Объектом обложения выступают основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, учитываются по остаточной стоимости.

Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество по предприятиям, учреждениям, организациям, применяющим План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Минфином РФ от 1 января 1991г. №56.

Банки и иные кредитные учреждения, а также страховые компании имеют на которые особенности при расчете налогооблагаемой базы.

Для целей налогообложения используется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Она определяется делением на четыре суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

По этому налогу предусмотрена широкая система льгот. Их можно разделить на две группы:

К первой отнесены отдельные субъекты, полностью освобожденные от этого налога:

* бюджетные учреждения и организации, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления и четыре внебюджетных социальных фонда;

* предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, включая имущество колхозов и совхозов;

* клубы, библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, цирки;

* жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные кооперативы;

* автомобильные дороги общего пользования;

* железнодорожные пути сообщения;

* общественные организации инвалидов, а также предприятия, организации, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников;

* некоторые другие.

Вторая группа льгот предусмотрена для отдельных объектов, находящихся на балансе предприятий, это:

* объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, находящиеся на балансе налогоплательщика, и другие;

* объекты, используемы исключительно для охраны природы, пожарной безопасности, гражданской обороны;

* имущество, используемое для отдыха или оздоровления детей до 18 лет;

* земли.

Субъекты РФ и местные органы самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.

В целях правильного применения налоговых льгот предприятия обязаны вести раздельный учет облагаемого и необлагаемого налога на имущество.

Ставка и порядок уплаты налога в бюджет. Предельная ставка налога на имущество предприятий установлена в размере 2% налогооблагаемой базы. Конкретные ставки, определяемые в зависимости от вида деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Не допускается вводить ставку налога для отдельных предприятий.

Сумма налога на имущество исчисляется плательщиком самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из фактической среднегодовой стоимости имущества за отчетный период и установленной ставки налога.

Исчисленная сумма налога вносится в бюджет в виде обязательного платежа с отнесением затрат на результаты предприятия, а по банкам и другим кредитным учреждениям - на операционные и разные расходы.

Расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период по установленным формам представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Уплаты налога на имущество производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год. Для обеспечения полного поступления платежей в бюджет предприятия до наступления срока сдают платежное поручение в банк на перечисление налога в соответствующий бюджет.

Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в бюджет субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения предприятия.

2.4. Налог на операции с ценными бумагами.

Налог на операции с ценными бумагами был введен в российскую налоговую систему, как большинство других налогов, с 01.01.92. Налог на операции с ценными бумагами является федеральным налогом, и вся сумма средств от его сбора зачисляется в доход федерального бюджета.

На протяжении всего периода действия этого налога в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Наиболее существенным изменением было исключение налогообложения купли-продажи ценных бумаг. Фактически в настоящее время налог на операции с ценными бумагами сводится к налогообложению только в процессе регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг.

Налоговый кодекс РФ не предполагает сохранение данного налога как самостоятельного, поэтому после принятия и введения второй части Налогового кодекса РФ в полном объеме данный налог будет отменен, а большая часть тех элементов, которые сегодня подпадают под обложение им, будут, вероятно, включены в базу обложения государственной пошлиной.

Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг.

Объектом налогообложения признается номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом при регистрации проспекта эмиссии.

Возникновение объекта налогообложения связано не просто с выпуском ценных бумаг, а с фактом регистрации этого выпуска. Это означает, что налог на операции с ценными бумагами распространяется только на эмиссионные бумаги. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" к эмиссионным относятся ценные бумаги, обладающие одновременно признаками:

* закрепления совокупности имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных этим Законом норм;

* размещения выпусками;

* равных объемов и сроков осуществления прав внутри полного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Согласно этому при выпуске организацией товарного векселя налог на операции с ценными бумагами уплачиваться не должен, поскольку вексель не является эмиссионной ценной бумагой и его выпуск не должен регистрироваться.

Однако не всегда при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг законом требуется уплатить налог на операции с ценными бумагами.

Так, не является объектом налогообложения номинальная сумма выпуска ценных бумаг АО:

* осуществляющих их первичную эмиссию (в процессе учреждения АО);

* увеличивающих уставный капитал на величину переоценок основных фондов, проводимых по решению Правительства РФ;

* конвертируемых в акции АО, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера уставного капитала присоединяемого общества;

* при образовании АО в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ;

* при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала АО;

* при конвертации размещенных ранее акций в акции другого типа без изменения уставного капитала;

* в случае уменьшения АО уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций.

Освобождение от уплаты налога характерно в основном для случаев, когда эмиссия ценных бумаг не связана с увеличением уставного капитала и проводится для замены ценных бумаг одних видов другими или ценных бумаг одного общества ценными бумагами другого.

Исключение составляют лишь первые две позиции. Освобождаются от уплаты налога на операции с ценными бумагамиорганизации в процессе первичной эмиссии, то есть непосредственно в процессе образования АО, а также когда увеличение уставного капитала является следствием переоценки основных фондов, то есть практически не связано с реальным или физическим наращиванием капитала.

Ставка налога на операции с ценными бумагами составляет 0,8% номинальной суммы их выпуска.

Налог на операции с ценными бумагами уплачивается при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Сумма налога уплачивается налогоплательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. Если в результате рассмотрения документов в регистрации проспекта отказано, то налог налогоплательщику не возвращается.

Источник уплаты налога на операции с ценными бумагами - чистая прибыль предприятия, остающаяся у него после уплаты налога на прибыль. 1. Материалы газеты "Финансовые известия" и журнала "Экономика и жизнь".

3. Функции налогов.

Регулирующая

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.2. Черник Д. Г. “Налоги”. М., "Финансы и статистика" , 1994.

Наконец, последняя функция налогов - Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Заключение:

Налоговая система -- один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хо­зяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к но­вым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в во­просах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных нало­гов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные по­требности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, за­путанность, наличие большого количества льгот для различных кате­горий пла­тельщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увели­чение выпуска товаров народного потребления. Действующее законо­дательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует при­влечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свиде­тельствует, что налоговое законодательство -- не застывшая схема, оно постоянно изме­няется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день -- главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдви­гаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элемен­тов налого­вой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соот­ветствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развер­нуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...

Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному по­ложению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

Список литературы:

1. Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 544 с.

2. Галкин В.Ю. “Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета”. М., Минфин СССР, 1991.

3. Киперман Г. Я., Белялов А. З. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации". М., 2002.

4. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку, 1992.

5. Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. Киев, 2000.

6. Черник Д. Г. “Налоги”. М., "Финансы и статистика" , 1994.

7. Налоговый портфель /Д.Н. Акуленок. М., "Соминтек", 1993.

8. “Налоги - 92”, жур. "Экономика и жизнь", №4, 1992 год.

9. “Налоги”, жур. "Экономика и жизнь", №36, 1992 год.

10. Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в РСФСР", журнал "Финансы", № 9, 2003год.

11. Материалы газеты "Финансовые известия" и журнала "Экономика и жизнь".


© 2010 Современные рефераты