Налогообложение и месторождения полезных ископаемых
Принципы законодательного оформления налога дополняется требованием регулярности пересмотра налоговых законов. Например, в Норвегии обязательна процедура подтверждения или пересмотра налогового законодательства по истечении срока полномочий парламента. Общепринятым является принцип юридического равенства граждан перед налоговым законом. Предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков и персональные льготы должны обязательно оформляться законом Принцип справедливого обложения налогами также закреплен в большинстве стран на конституционном уровне. При этом в ряде случаев подчеркивается необходимость соблюдения прогрессивного характера налогообложения.
Не менее важным является и законодательное закрепление правила, согласно которому закон не имеет обратной силы. Однако законодательства отдельных государств содержат те или иные особенности в отношении фактора времени. Так, в США в случае реализации долгосрочных инвестиционных программ, объекты. попадающие под обложение по налоговым ставкам, выводятся из под действия этих ставок.
Налоговые поступления, как правило, не предназначены для покрытия конкретных государственных расходов. В то же время зарубежное законодательство допускает учреждение целевых или специальных налогов, с помощью которых формируются средства для финансирования определенных программ.
Налоговое законодательство предусматривает и ответственность за совершенные налоговые правонарушения (просрочку платежей, представление ложных сведений и т.д.). Специфические вопросы об ответственности за налоговые правонарушения представлены и в отдельных законах о налогах.
Налоговая система США.
Анализируя современную налоговую систему промышленно развитых стран мира, следует подробно остановиться на налоговой системе США. Безусловно, она не является эталоном решения всех вопросов налогообложения любого общества. Однако солидный опыт, накопленный американцами в этой области может помочь сегодня нашей стране в вопросе совершенствования действующей в Российской Федерации налоговой политики.
Бюджетно-налоговое регулирование экономики.
В послевоенный период одним из широко используемых инструментов государственного регулирования экономики стал в США государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений в экономике или для создания искусственных стимулов по поддержанию снижающихся темпов экономического роста. В настоящее веря через бюджет перераспределяется около 25% ВНП страны.
Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеются и три условия финансовой структуры:
1. Федеральный бюджет;
2. бюджет штатов;
3. бюджеты местных органов власти.
В целях экономического регулирования могут быть использованы как расходная, так и доходная части федерального бюджета. Расходная часть делится на 20 основных бюджетных категорий в том числе расходы на национальную оборону, на ведение международных дел, на сельское хозяйство, транспорт, развитие энергетики, здравоохранение, социальное страхование, на выплату процентов по государственному долгу и т.д.
Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 49% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местных органов власти.
Центральное место в экономической политике правительства США в 30-е годы заняли мероприятия в налоговой сфере. В 1986 году осуществлен радикальный пересмотр всей системы федерального подоходного обложения населения и корпораций.
Налоговая реформа 1986 года.
Значительным недостатком старой налоговой системы признавались ее экономическая неэффективность и чрезмерная сложность.
Принятый в сентябре 1986 г. Новый Закон о налоговой реформе стал крупнейшим за послевоенный период налоговым мероприятием в США. Остальные цели реформы - это упрощение системы федерального налогообложения, попытка придать налогообложению более равномерный и “справедливый” характер и посредством этого стимулировать ускорение темпов экономического роста в стране. В результате данной реформы весьма существенной перестройке подвергаются как система индивидуального подоходного налогообложения, так и система налогов на прибыль корпораций.
Новый закон предусматривает лишь две ставки индивидуальных подоходных налогов - 15 и 2% вместо существовавших ранее 15% (с максимальной ставкой в 50%), понижена и максимальная ставка налогов на доходы корпораций до 34% вместо прежней ставки в 46%. Кроме того ликвидированы многие из существовавших прежде налоговых льгот, пересматриваются методы определения побочных доходов и потерь при исчислении.
Таким образом, в этом случае “прогрессивный” подоходный налог фактически уступил место “модифицированной” форме налога с фиксированной ставкой, хотя некоторая прогрессия и сохраняется. По низшей из двух указанных ставок налоги, начиная с 1988 г., уплачиваются приблизительно на 80% индивидуальными налогоплательщиками.
Законом 1986 г. устанавливается, что независимо от общего объема прибыли, подлежащей налогообложению, первые 50 тыс. долл. облагаются по низшей ставке - 15%, следующие 25 тыс. - по ставке 25%, наконец, по высшей ставке в 34% - доходы свыше 75 тыс. долл. По расчетам налогообложению по высшей ставке подлежат свыше 85% всех доходов корпораций. Новые правила налогообложения корпораций введены в действие с 1 июля 1987 г. На доходы от 100 тыс. долл. до 335 тыс. долл. устанавливается дополнительный налог в 5% (подобный такому же дополнительному налогу для индивидуальных налогоплательщиков).
2) увеличить суммы сбережений среди населения в расчете на последующее расширение инвестиционной базы и, наконец, сделать более равномерным налогообложение доходов корпораций;
3) оказывать стимулирующее воздействие на темпы экономического роста, за счет повышения деловой активности роста в стране, расширения базы налогообложения в результате уменьшения масштабов доходов, неподлежащих обложению налогами или облагавшихся на льготных условиях, снижение минимальных размеров суммы, с которой применяется ставка налогов, более свободного распределения инвестиций по отраслям и предприятиям исходя из реальной эффективности капитальных вложений.
Налоговая система США.
Для современной американской налоговой системы характерно параллельное использование основных видов налогов как федеральным правительством, так и правительствами штатов и местными органами власти. Это относится як подоходным налогам и акцизам на отдельные товары, к налогам с наследств и дарений, к взносам в фонды социального страхования.
В результате население уплачивает три вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), два вида поимущественного налога и универсального акциза (штатный и местный). В цене ряда товаров широкого потребления, например, табачных и винно-водочных изделий, горючего содержится пять видов акциза (федеральный акциз, штатные и смежные универсальные и специфические акцизы) акцизы на отдельные товары в отличие от общего, или универсального, акциза (общего налога с продаж, которым облагаются все виды товаров и целый ряд услуг). Отдельные налоги взимаются либо только федеральным правительством (таможенные пошлины), либо правительствами штатов и местными органами власти (поимущественные налоги и универсальные акцизы).
Наиболее значительными в современной налоговой системе федерального правительства являются подоходные налоги, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог.
Более 70% всех налоговых поступлений дают прямые налоги.
В прямых налогах большой удельный вес в настоящее время занимают федеральные подоходные налоги - более 10%.
Прямые и косвенные налоги в США.
Прямые налоги
Косвенные налоги
1. Подоходные налоги с населения:
федеральный налог, налоги шта- тов и местные.
1. Акцизы и таможенные пошлины:
федеральные налоги, налоги штатов и местные.
2. Налоги на прибыли корпораций:
федеральный налог, налоги штатов и местные.
2. Федеральные взносы частных предпринимателей на социальное страхование.
3. Поимущественные налоги штатов и местные.
3. Сборы с транспортных средств и др. налоги, налоги штатов и мест-ные, взимаемые с предпринимателей.
4. Взносы трудящихся на социальное страхование: федеральные налоги, налоги штатов.
5. Налоги с наследств и дарений, федеральные налоги, налоги штатов и местные.
6. Сборы с транспортных средств, взимаемые с граждан и др.
К прямым налогам относятся подоходный и поимущественные налоги, налоги с наследств и дарений, а также взносы на социальное страхование, уплачиваемые трудящимися непосредственно из заработной платы (жалованья).
К косвенным налогам относятся федеральные таможенные пошлины, разнообразные акцизы, сборы с транспортных средств, взносы предпринимателей на социальное страхование, поскольку они включаются в основном в себестоимость продукции и их фактическим плательщиком являются покупатели. По степени пропорциональности к облагаемой сумме налоги делятся на прогрессивные (т.е. растущие в большей степени, чем облагаемая сумма). регрессивные - увеличивающиеся относительно медленнее. Последние в большей мере связаны с косвенным налогообложением.
На всех уровнях взимаются:
1. индивидуальные подоходные налоги;
2. налоги с прибыли корпораций;
3. налоги и взносы в фонды социального страхования;
4. налоги на наследство и дарение;
5. акцизы.
Различия между ними на разных уровнях заключаются в порядке определения облагаемой суммы, величине ставок и удельном весе в совокупных бюджетных поступлениях. Только в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины. Штаты и местные органы взимают налоги с розничной продажи большинства товаров, местные органы власти получают налог на движимую и недвижимую собственность.
А. Федеральные налоги.
Федеральные налоги обеспечивают подавляющую часть всех налоговых поступлений в США.
Федеральный подоходный налог.
Этот вид налога дает большую часть доходов федерального бюджета - его доля в налоговых поступлениях составила: 1970 г. - 48,2%, 1980 г. - 42,7%, 1985 г. - 46,2%, 1986 г. - 46,6%, 1987 г. - 44,2%, в 1990 г. - более 45%.
Объектом обложения подоходным налогом с населения является личный доход от некорпорированного бизнеса. При исчислении суммы дохода, подлежащей обложению подоходным налогом с населения, в налоговом законодательстве различаются три основных вида дохода: “валовый доход”. т.е. общая годовая сумма доходов из любых источников, очищенный (“чистый доход”), т.е. валовый доход за вычетом расходов делового характера и “стандартные скидки”. “Облагаемый доход”, т.е очищенный доход после вычета ряда расходов и необлагаемого минимума.
С января 1988 года введены только две ставки: 15 и 28%.
Таблица № 1.
Ставки подоходного налога с населения в зависимости
от семейного статуса налогоплательщика.
Годовой облагаемый доход (долл.)
Сумма налога (долл.)
I . Для супружеской пары, заполняющей совместную
налоговую декларацию.
от 0 до 29750
15% от облагаемого дохода
от 29750 до 71900
4462,50 + 28% от суммы свыше 29759
от 71900 до 171090
16254,50 + 33% от суммы свыше 71900
от 171090 и выше
28% от облагаемого налога
II. Для главы семейства
от 0 до 23900
15% облагаемого дохода
от 23900 до 61650
3585 + 28% от суммы свыше 2990
от 61650 до 123790
14155 + 33% от суммы свыше 61650
от 123790 и выше
28% от облагаемого дохода
III. Для одинокого налогоплательщика.
от 0 до 17850
15% облагаемого дохода
от 17850 до 43150
267750 + 28% от суммы свыше 17850
от 43150 до 89560
976150 + 33% от суммы свыше 43150
от 89560 и выше
28% от облагаемого дохода
Согласно современным воззрениям представителей теории “эконо-мики предложения” высокие предельные (маржинальные) ставки налогов отрицательно сказываются на процессе принятия экономических решений, снижают стимулы к труду, влекут отток ресурсов в “подпольные” (необлагаемые налогами) сферы деятельности, например, в спекулятивные операции и прочие.
В соответствии с реформой 1986 г. налогоплательщик имеет право производить из “очищенного дохода” вычет в форме т.н. “стандартной скидки”, размер которой возрос и в 1988 г. составил 3000 долл. для одинокого налогоплательщика, 5000 долл. для супругов, заполняющих совместную декларацию, 2500 долл. для супругов, заполняющих раздельную декларацию и 4400 долл. для главы домохозяйства. Дополнительную единицу в размере 600 долл. получают престарелые налогоплательщики и лица, потерявшие зрение. С 1989 г. предусмотренные скидки подлежат индексации в зависимости от темпов роста инфляции.
Из “очищенного дохода” вычитается “ необлагаемый минимум”. В 1986 году для одинокого налогоплательщика он составил 1080 долл., в 1987 г. он увеличен до 1900 долл., в 1988 г. - до 1950 долл., а в 1989 г. - до 2000 долл.
После 1990 года вводится индексация “необлагаемого минимума” в зависимости от темпов роста инфляции. Скидка в таком же размере предоставляется также на супруга и иждивенцев налогоплательщика.
Налог на прибыли корпораций.
Для налога на прибыли корпораций характерным является снижение обеспечиваемой им доли в доходах федерального бюджета: В 1960 г. - 24%, в 1980 г. - 13%, в 1986 г. - лишь 8,4%, в 1990 г. - свыше 10%. Это объясняется тенденцией к снижению законодательных ставок обложения, введением ряда льгот корпорациям при его уплате, использование компаниями ускоренной амортизации оборудования и законодательно установленным ускоренным нормам амортизационных списаний.
Американские специалисты из национального бюро экономических исследований отмечают, что только законодательное снижение ставок обложения прибылей корпораций в последние 25 лет способствовало сокращению объема поступлений налога на прибыли корпораций почти 50%.
Максимальная ставка понизилась с 1 июля 1981 г. до 46%, с 1 июля 1988 г. - 34%.
Оценивая новые явления в налогообложении, наметился сущест-венный сдвиг от традиционной опоры на индивидуальный подоходный налог в качестве основной базы обеспечения доходов федерального бюджета к усилению фискальной роли налога на прибыли корпораций (см. схему).
Федеральные налоги на социальное страхование.
Государственная система социального страхования была введена в 1935 г. Специальным актом были предусмотрены две системы страхования: федеральная система страхования престарелых и федерально-штатная система страхования по безработице.
Основной принцип социального обеспечения - участие трудящихся в его финансировании. Для финансирования программ страхования созданы особые доверительные фонды, на счета которых зачисляются специальные налоги - взносы на социальное страхование, уплачиваемые предпринимателями и трудящимися. Взносы носят обязательный характер и предполагают, что уплаченные суммы не возвращаются непосредственно тому лицу, которое их внесло, что, однако, не исключает возврат налогов в виде различных государственных расходов. В доходах федерального бюджета наблюдается тенденция к росту федеральных налогов на социальное страхование: 1960 г. - 12,4%, 1970 г. - 20,9%, 1980 г. - 27,7%, 1986 г. - 34%.
Ставки этого налога для лиц свободных профессий выше, чем для лиц наемного труда.
СХЕМА РАСЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
АМЕРИКАНСКИХ КОРПОРАЦИЙ
Валовый
доход
Валовая прибыль: валовая выручка от реализации товаров валовая выручка от реализации услуг дивиденды (100% суммы включается в валовый доход) поступление рентных платежей и роялти доход от прироста капитала (т. е. доход от реализации на рынке ценных бумаг) прочие доходы (убытки) от продажи прочие доходы
минус
Заработная плата рабочих и служащих Расходы на ремонт Безнадежные долги
Обычные скидки с валового дохода
Рентные платежи Налоги (уплаченные местным органам и штатам, поимущественные, акцизные и др.) Проценты за кредит Взносы (в фонды, в бесприбыльные организации) Амортизация (в обрабатывающей промышленности) Скидки на истощение ресурсов (в добывающей промышленности) Расходы на рекламу Взносы на рекламу Взносы в пенсионные фонды и фонды участия работающих в распределении прибылей Расходы на проведение НИОКР Убытки
минус
Специальные
скидки
Чистые операционные убытки 85% от суммы полученных дивидендов (100% для некоторых корпораций) Прочие специальные скидки
равняется
Применяются ставки обложения в 15% к облагаемому доходу корпорации в сумме до 50 тыс. долл. в год; с 50 до 75 тыс. долл.- 25%; свыше 75 тыс. долл.-34%
Облагаемый
доход
Из исчисленной суммы налога могут быть вычтены: оценочные налоговые платежи Инвестиционный налоговый кредит (упразднен в 1986 г.) Налоговый кредит с целью поощрения создания дополнительных рабочих мест Налоговый кредит на федеральные акцизы на бензин, специальное топливо, смазочные масла, используемые на специальные цели, не подпадающие под налогообложение Скидка в форме “кредита на прирост НИОКР”
Федеральные акцизы.
Фискальное значение этих налогов невелико, их доля в налоговых поступлениях в федеральный бюджет снизилась с 13% в 1960 г., и 4% в 1986 г. а в 1990 г. до 3,5%. Это объясняется отменой ряда акцизов или их уменьшением на ставки, соль и др. марки. Акцизами облагаются разнообразные товары и услуги, а также некоторые виды деятельности. Подавляющую часть акцизов взимают штаты и местные органы.
Почти 90% всех ныне действующих акцизов приходится на винно-водочные (около 40% всех акцизов), табачные изделия (около 20%). Из менее значительных сохранились акцизы на спички, огнестрельное оружие, рыболовное оборудование и др.
Ставки налогов выражаются лишь в 5 к цене товаров и услуг, либо в долларах или центах по отношению к определенному количеству, весу или объему товаров, а также стоимости услуг.
В настоящее время действуют следующие ставки федеральных акцизов: на спиртные напитки - 12 долл. 50 центов за галлон; пиво - 9 долл. - за баррель; сигареты - 8 долл., или 16,8 долл. за 1 тыс. штук; бензин - 9 центов за галлон; рыболовные снасти - 10% (от розничной цены); телефон - 3% от стоимости услуг; пассажирские авиалинии - 8% стоимости услуг.Ставки налога на нефть действующих месторождений установлены: 70, 60 и 30%. По вновь открытым месторождениям ставка составляет 15%.
В связи с обострением дефицита федерального бюджета принято решение об увеличении некоторых акцизов на ряд товаров, например, вино и пиво. В 1995 г. бюджет должен пополниться на 0,3 млрд. долл. ожидается рост акцизов на табак.
Таможенные пошлины.
Таможенные пошлины дают незначительную часть доходов федерального бюджета (с 1960 г. к началу 1990 г. их доля практически не изменилась и оставалась на уровне 1,6%). Цел данных налогов - торговый протекционизм в отношении некоторых товаров и ряда стран. Ставки таможенных пошлин устанавливаются в центах или долларах за меру веса или в процентах к стоимости товара.
Налог с наследства и дарения.
Налогоплательщик должен заполнить специальную налоговую декларацию, опережающую полученные за год подарки, если их сумма превышает 10000 долл. в год. Если сумма получаемого наследства превышает 600000 долл. налогоплательщик обязан заполнить специальную налоговую форму по налогу с наследства. Применяется единая унифицированная шкала обложения наследства и дарений.
Минимальная ставка обложения налогами с наследства и дарения составляет 18% применяется к суммам наследства и дарений, превышающим 10 тыс. долл., а максимальная ставка составляет 50% и применятся к суммам, превышающим 2,5 млн. долл. При подсчете облагаемой величины наследства из его суммы полностью вычитается доля наследства, причитающаяся оставшемуся в живых супругу умершего наследователя.
К разрешенным законом вычетам относятся расходы на похороны наследователя, на управление состоянием или имуществом, уплаченные за последние 3 года налоги с дарений, расходы на погашение долгов, на пожертвования в благотворительных целях. Специальная скидка с налога, рассчитываемая по сложной схеме, предоставляется с учетом суммы налога с наследства, уплаченной в бюджет штата (см. таблицу №2).
Штаты и местные органы власти начали взимать налоги с тех субъектов и объектов, которые облагаются правительством. Это относится к подоходному налогу с населения (увеличение в 9 раз).
Таблица № 2
СТРУКТУРА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США
Фактически (финансовый год) оценка
1980
1983
1986
1987
1988
1989
1990
1992
Подоходный налог с населения, млрд. долл.
244,1
288,9
349
392,6
401,2
445,7
466.9
529,5
в % к общей сумме доходов
47,2
48,7
47,5
46,0
44,1
45,0
45,3
45,4
Налог на прибыль с корпораций, млрд. долл.
64,6
37,0
63,7
83.9
94,5
103,3
93,5
101,9
в % к общей сумме доходов
12,5
6,2
8,2
9,8
10,4
10,4
9,1
8,7
Взносы в фонды социального страхования, млрд. долл.
157,8
209,0
283,9
303,3
334,3
359,4
380,0
429,3
в % к общей сумме доходов
30,5
34,8
36,9
35,5
36,8
36,3
36,8
36,8
Акцизы, млрд. долл.
24,3
35,3
32,9
32,5
35,2
34,4
35,3
47,8
в % к общей сумме доходов
4,7
5,8
4,3
4,3
3,9
3,5
3,4
4,1
Налоги с наследства и дарения млрд. долл.
6,4
6,1
7,0
7,5
7,6
8,7
11,5
13,3
в % к общей сумме доходов
1,2
1,0
0,9
0,9
0,8
0,8
1,1
1,1
Таможенные пошлины млрд. долл.
7,2
8,7
13,3
15,1
16,2
16,3
16,7
19,3
в % к общей сумме доходов
1,4
1,4
1,7
1,8
1,8
1,6
1,6
1,6
Прочие поступления млрд. долл.
12,7
15,6
19,9
19,3
19,9
22,8
27,0
23,9
Всего доходов
517,1
600,6
769,1
854,1
909,0
990,7
1031,3
1165,0
Параллельно происходит увеличение доли акцизов (удельный вес возрос в 2,5 раза).
Преобладание поимущественного и косвенного обложения в налоговых системах штатов и местных органов власти предопределяет их резко регрессивный характер. Поимущественный налог по существу не связан с доходом налогоплательщика и резко регрессивен. Регрессивный характер этого налога усугубляется тем, что значительная часть его перекладывается. Это относится прежде всего к местным налогам на имущество корпораций, дающим основную часть всех поступлений от поимущественного обложения. Крупные домовладельцы также перекладывают большую часть своего налога на квартиросъемщиков. Существует преобладание прямых налогов над косвенными. Прямые налоги в настоящее время дают более 60% всех налоговых поступлений штатов и местных органов власти.
Прямые налоги - подоходный налог, взносы трудящихся на социальное страхование и налоги с наследств и дарений.
Структура налогов штатов и местных органов власти неодинакова.
Б. Налоговые системы штатов.
Общий налог с продаж или универсальный акциз.
Общий налог с продаж превратился в самый массовый налог в штатах в последний период. Его доля в совокупных налоговых поступлениях штатов равна около 70%.
Объектом обложения является валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара. Это относится в равной степени к продукту конечного и промежуточного потребителя. Облагается также оборот по оказанию услуг населению.
Формальным плательщиком налога выступает продавец. Однако в процессе обращения товара сумма налога перекладывается на покупателя. Фактическим плательщиком налога оказывается покупатель. Ставка налога минимальная по отношению к розничной цене - 3% (в штатах Колорадо, Джорджия,Канзас, Северная Каролина в штате Вашингтон), максимальная ставка - 7,5% (в зависимости от штата). Средняя ставка в большинстве штатов - 3-4%.
Помимо общего налога с продаж в штатах взимаются прочие налоги с продаж или специфические акцизы (на бензин, сигареты и винно-водочные изделия).
Акцизы взимаются и при розничной продаже. Ставки акцизов устанавливаются в абсолютных денежных единицах с определенного количества товара.
Подоходный налог с населения.
По своей структуре налог очень похож с федеральным подоходным налогом, но отличается от него, а также друг от друга уровнем ставок и системой льгот и вычетов. разрешенных при исчислении налоговой базы. Этот предусмотрен в 44 штатах (кроме Флориды, Невады, Южной Данаты, Техаса, Вашингтона и Вастоминга).
В большинстве штатов ставки налогов градуированы, однако прогрессия незначительна и полностью исчезает при доходах в 10-15 тыс. долл. Поэтому если обложение низких и частично средних доходов прогрессивно, то в обложении высоких доходов прогрессия отсутствует.
Ставки подоходных налогов с населения в штатах, как правило, не достигают даже низшей ставки федерального подоходного налога и значительно ниже федеральных ставок на соответствующий уровень дохода. В большинстве штатов ставка налога на облагаемый доход от 1 до 5 тыс. долл. не превышает 1-4%, а максимальная ставка колеблется от 3 до 11%. Однако даже столь незначительный размер ставок обеспечивает благодаря некоторой прогрессии более резкий рост налогов, чем доходов.
Налог на прибыли корпораций.
Налог взимается в 40 штатах и обеспечивает примерно 7% их налоговых поступлений. База налога определяется в основном так же, как и для федерального налога на прибыли корпораций. Ставки налогов в большинстве штатов пропорциональные.
Налоги с наследств и дарений.
По всей своей структуре эти налоги подобны федеральным, но ставки их гораздо ниже и менее прогрессивны. Их доля в налоговых поступлениях не превышает 2%.
Поимущественный налог.
Многие штаты взимают поимущественные налоги, однако их значение как доходных источников невелико, менее 3%. Структура этих налогов подобна структуре местных поимущественных налогов, на долю которых приходится подавляющая часть поимущественного обложения в США.
Штаты взимают взносы и на социальное страхование (по болезни, от несчастных случаев на производстве), различные лицензионные и регистрационные сборы, главным образом связанные с предоставлением права владения и вождения транспортных средств.
В. Местные налоги.
В США насчитывается 8 тыс. административных единиц, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тысяч городских самоуправлений, 15 тыс. школьных округов, 24 тыс. специальных районов, 3 тыс. округов.
Таблица № 3
Структура налоговых поступлений в штатах по видам налогов в %.
Вид налога
Доля в %
1. Общий налог с продаж
32
2. Подоходный налог с населения
30
3. Акциз на горючее
6,2
4. Акциз на табак
2
5. Акциз на спиртные напитки
1,6
6. Налог на владельцев автотранспорта
3,5
7. Налог на прибыль корпораций
7,9
8. Поимущественный налог
2,0
9. Налог с наследств и дарений
1
Налог с продаж.
Его доля в налоговых поступлениях составляет около 30%, включая медикаменты. Размер налога варьирует в зависимости от штата, его минимальная ставка - 3% (к розничной цене) и максимальная ставка - 6,5%.
По законам США объектом обложения общим налогом с продаж является не только валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, но и оборот по оказанию услуг населению, что значительно расширяет налоговую базу штатов и муниципалитетов в условиях роста сферы услуг.
Местный подоходный налог.
Относительно широкое распространение, особенно в 70-80-е годы, среди прямых налогов получил местный подоходный налог с населения, взимаемый в штатах и местных органах власти.
С 80-х годов этот налог в США взимается в 44 штатах, причем в ряде из них соответствующими правами наделены и местные органы власти.
Налогообложение доходов населения в штатах производится по единой схеме, но ставки и величина льгот различны в разных штатах. Так максимальные ставки составляют в среднем 2-4%, максимальные - 10-12%. В каждом штате предусматривается необлагаемый минимум на каждого налогоплательщика.