Глава 1. Бухгалтерский учёт и расчёт налогов, поступающих в бюджет 10
1.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков 11
1.1.1 Налог на добавленную стоимость 15
1.1.2 Налог на имущество 17
1.1.3 Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов 21
1.1.4 Налог на прибыль 25
1.1.5 Налог (сбор) на целевое содержание милиции 33
1.1.6 Налог на доходы физических лиц 34
1.1.7 Единый социальный налог 37
Глава 2. Анализ расчетов предприятия с бюджетом 46
2.1 Задачи и источники информационного обеспечения анализа 48
2.2. Анализ и оценка налога на прибыль 50
2.2.1 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли 51
2.2.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Регинтралснаб» 53
2.2.3 Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности и финансовых вложений 57
2.2.5 Анализ состава налогов ООО «Регионтралснаб» 59
2.3 Анализ и оценка налога на добавленную стоимость 60
2.4 Анализ и оценка налога - источника образования дорожных фондов 60
2.5 Анализ налога на доходы физических лиц 61
2.6 Общие выводы и рекомендации по анализу расчетов с бюджетом ООО «Регионтралснаб» 62
3. Аудит расчетов с бюджетными фондами 63
3.1 Аудит налога на прибыль 67
3.2 Аудит налога на добавленную стоимость 69
3.3 Аудит налога на имущество 72
3.4 Аудит налогов удерживаемых с доходов физических лиц 73
3.5. Аудит налога на пользователей автомобильных дорог. 75
Заключение 77
Список используемой литературы 78
Приложения………………………………………………………………………...80
Введение
Государственный бюджет является финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собрани-ем РФ как закон. Бюджет - главное звено в формировании государственных финансов. Через бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально - культурной сферы, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между её отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, регио-нальном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Доходы бюджетов Российской федерации формируются в основном из налогов в соответствии с её бюд-жетным и налоговым законодательством. Современная налоговая система РФ базируется на требованиях ры-ночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития.
В прошлом взаимоотношения юридических и физических лиц основывалось на административно -- централизованных формах хозяйствования. Будучи собственником средств производства, государство управляло экономикой, изымая в бюджет до 80-90% всей прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70% национального дохода. Действовавшая система налогообложения направлялась на перераспределение средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих предприятий - к плохо работающим. Кроме того, между бюджетами разного уровня возникали споры из-за доходов, поскольку не было четкого разграничения поступлений между ними.
Доходы бюджетов формируются на налоговой основе: предусмотренные налоговым законодательством России федеральные, региональные и местные налоги, пени и штрафы; и неналоговых доходах -доходах от внешнеэкономической деятельности, доходах от имущества, находящегося в государственной собственности. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
Так как основные доходы бюджетов всех уровней - налоговые поступления, налоговая система призвана:
- обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществле-ния которой невозможно проводить социально - экономическую политику государства;
- создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сфе-рам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения до-ходов различных групп населения.
Главная проблема налоговых взаимоотношений предприятий с государством - крайняя нестабильность налоговой политики, неопределенность изначальных «правил игры» предприятий с государством, внесение изменений и дополнений в законы о налогах и инструкции задним числом или в течение финансового года, что с точки зрения общих принципов рыночной экономики не допустимо. Постоянное «латание дыр» налогового законодательства усложняет производственное планирование и развитие, делает непредсказуемым инвестирование, и в конечном счете дезорганизует предпринимательство.
Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За последние годы произошли серьезные из-менения в этой области.
Формирование рыночных отношений в России привело к необходимости реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы были использованы накопленный отечественный опыт и практика зарубежных стран. Появились новые виды налогов. В настоящее время на территории России собирается свыше сотни установленных налогов и сборов.
Основные положения о налогах и сборах в РФ определены Конституцией РФ (ст.57). Налоговым кодек-сом РФ, первая часть которого введена в действие с 1 января 1999г., Законом РФ «Об основах налоговой систе-мы в Российской федерации» от 27 декабря 1991 г., федеральными законами о конкретных налогах и сборах.. Затем Налоговым Кодексом Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 24 марта 2001 года), а также Налоговым Кодексом Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 8 августа 2001 года) (ре-дакция, действующая с 1 января 2002 года), о введении в действие части второй Налогового кодекса Россий-ской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах (с изменениями на 24 марта 2001 года).
Порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов дополнительно разъясняется в постановлени-ях Правительства РФ, Министерства по налогам и сборам. Государственного таможенного комитета, Положе-ниями о бухгалтерском учете, различными инструкциями и т.п. В законодательном порядке определены общие принципы построения налоговой системы, основные виды взимаемых налогов и сборов, права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в налоговых отношениях.
К налоговым органам Российской федерации относятся органы Государственной налоговой службы, федеральные органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета. Для обеспечения уплаты налогов налоговые органы наделены полномочиями контролирующего характера и правами воздействия на нарушителей налогового законодательства.
Поэтому очень важна единая система контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевре-менностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что множественность установленных налогов и сборов, хотя и позволяет решать разнообразные государственные задачи и реализовывать различные функции, создает тенденцию увеличения расходов по их взиманию и условия уклонения от уплаты отдельных налогов.
Особое значение имеет налоговое стимулирование увеличения налогооблагаемой базы, являющейся основой роста налоговых поступлений в бюджет.
Цель дипломной работы: проследить на конкретном примере исполнение процесса расчета организации с бюджетом на основе выше перечисленных нормативных документов.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Регионтралснаб». соз-данное в городе Мурманске в 1997 году. Данное предприятие занимается производством и продажей орудий рыбного лова. Учетная финансовая политика в организации предусматривает исчисление налоговой базы по мере поступлений денежных средств от покупателей на расчетный счет предприятия.
Предметом исследования являются расчеты данного предприятия с бюджет-ными организациями.
ООО «Регионтралснаб» не участвует в неналоговых источниках бюджета.
Задачи дипломной работы:
- основываясь на теоретических знаниях изучить особенности бухгалтерского учета расчетов предприятия с бюджетом;
- провести анализ полученных расчетов и дать объективную оценку полученным результатам;
- провести аудит расчетов предприятия с бюджетом, а также сроков их исполнения.
Глава 1. Бухгалтерский учёт и расчёт налогов, поступающих в бюджет
В системе расчетных взаимоотношений предприятий денежные расчетные отношения с государствен-ным бюджетом и государственными, внебюджетными фондами (социальными, дорожными, экологическими и др.) занимают особое место.
Подавляющее число показателей, составляющих базу налогообложения, в том числе главные из них - объем реализации продукции (товаров, услуг) и сумма полученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия.
Организация их аналитического учета должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет и платежей во внебюджетные государственные фонды.
Поэтому каждое предприятие открывает по соответствующим синтетическим счетам субсчета в их развитие. Для учета этих операций используется счет 68 "Расчеты с бюджетом", к которому открываются суб-счета по видам налоговых платежей. На этом счете учитывается информация о расчетах с бюджетом по нало-гам, уплачиваемым предприятием.
Счет 68 «Расчеты с бюджетом» на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налого-вым платежам. При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 «Расчеты с бюджетом» отражается в активе баланса, а креди-товый -- в пассиве.
Для сверки расчетов с бюджетом, анализа уплаченных налогов, штрафных санкций по налогам, пени на-до знать не только общую сумму задолженности бюджету, но и ее расшифровку по налогу (подсубсчет 001), штрафам (002) и пени (003). Аналитический учет в таком разрезе можно вести с помощью современных систем автоматизации бухгалтерского учета.
1.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков
Состав налогов, оплачиваемых предприятием, определяется законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В соответствии с этим законом с предприятий взимаются федеральные, республи-канские и местные налоги.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и ви-ды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль предприятий; подоходный налог с физических лиц; налоги, перечисляемые в дорожные фонды; гербовый сбор; государствен-ная пошлина; сбор за использование названия "Россия"; транспортный налог с предприятий; единый социаль-ный (взнос) налог, сбор за регистрацию банков и их филиалов.
Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
К республиканским налогам, налогам краев, областей, автономных краев и областей относятся: налог на имущество предприятий; лесной налог; плата за воду; сбор за регистрацию предприятия; налог с продаж; единый налог на вмененный доход.
Эти налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе РФ или решениями органов госу-дарственной власти краев и областей.
К местным налогам относятся: земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; сбор за право торговли; целевые сборы; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на иппо-дромах; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Часть местных налогов (земельный налог) устанавливается законами РФ, часть районными и городскими органами власти.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплат6ельщики несут ответственность за налоговые нарушения. Каждый налогоплательщик обязан:
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговом органе, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расхо-дов) и объектов налогообложения, если такая обязанность пред-усмотрена законодательством о налогах;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установ-ленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
-выполнять законные требования налогового органа об уст-ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности долж-ностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих слу-жебных обязанностей;
- предоставлять налоговому органу необходимую информа-цию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоя-щим Кодексом;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для ис-числения и уплаты налогов, а также документов, подтверждаю-щих полученные доходы (для организаций -- также и произве-денные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
Налогоплательщики--организации и индивидуальные пред-приниматели помимо обязанностей, предусмотренных выше, обя-заны сообщать в налоговый орган по месту учета:
об открытии или закрытии счетов -- в 10-дневный срок;
обо всех случаях участия в российских и иностранных орга-низациях -- в срок не позднее одного месяца со дня начала та-кого участия;
обо всех обособленных подразделениях, созданных на терри-тории Российской Федерации, -- в срок не позднее одного меся-ца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
об объявлении о несостоятельности (банкротстве), ликвида-ции или реорганизации -- в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
об изменении своего местонахождения -- в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.
Обязанность физического лица по уплате налога прекращает-ся уплатой им налога, отменой налога, а также смертью налого-плательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Если предприятие оказывается не в состоянии уплатить налоги, то на-логовая служба вправе предъявить в арбитражный суд иск о признании данного предприятия банкротом.
С введением в действие части первой Налогового кодекса РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоя-тельным и полноценным видом юридической ответственности.
Кроме налоговой ответственности, определяемой НК, субъек-том которой является только непосредственно сам налогопла-тельщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах пре-дусмотрены также и другие виды ответственности, возлагаемые на должностных лиц, а именно административная и уголовная ответственность. Административная ответственность за наруше-ние законодательства о налогах и сборах регулируется Законом РФ"О государственной налоговой службе РФ", Кодек-сом РФ об административных правонарушениях, а также Указом Президента РФ "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и других обязательных платежей" от 23 мая 1994 г. № 1006 . Ответствен-ность за нарушения, содержащие признаки преступления, преду-смотрена Уголовным кодексом РФ, а именно ст. 173, 198, 199. На-логовый кодекс РФ (ст. 10) предусматривает также финансовую ответственность за правонарушения в связи с перемещением то-варов через таможенную границу РФ, регулируемую кроме На-логового кодекса Таможенным кодексом РФ.
Таким образом, неправомерные действия налогоплательщиков могут привести к трем видам ответственности:
налоговой (финансовой), налагаемой на налогоплательщика в целом;
административной, налагаемой на должностных лиц;
уголовной, налагаемой на должностных лиц.
1.1.1 Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость в налоговой системе РФ имеет статус федерального налога и действует на территории РФ с 1 января 1992 года.
Таблица 1.1
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
(в соответствии с #M12293 0 901765862 1540216064 24569 2929327695 4294960038 2347643964 682458184 24569 1265885411главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации#S)
тельщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с #M12291 9005480Таможенным кодексом Российской Федерации#S.
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
1) #M12293 8 901765862 7617406 1376109634 2054173439 4257889665 4201696445 1088328 4009851204 2251405042при реализации товаров (работ, услуг)#S;
2) #M12293 7 901765862 7617407 2024542340 2054173439 4257889665 4201696445 1088328 1759569737 303995079при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии)#S;
3) #M12293 6 901765862 7617408 2024542340 2054173439 4257889665 4201696445 596875540 1550039052 311270712при получении дохода на основе договоров поручения;
4) #M12293 5 901765862 7617409 2024542340 2054173439 4257889665 4201696445 4 2963312772 2140077019при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг ;
5) #M12293 4 901765862 7617410 2024542340 2054173439 4257889665 4201696445 1088328 4009851204 3851328691при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса#S;
6) #M12293 3 901765862 7617411 1376109634 2054173439 4257889665 4201696445 1088328 196004696 4255690997при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд;
8) #M12293 0 901765862 7617718 2024542340 2054173439 4257889665 4201696445 13 2416054012 403950332определение налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)#S
#M12293 1 901765862 80 4252911552 1406751650 458887092 4146843464 4294967294 3233935677 81не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом#S;
не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом#S
Учет налога на добавленную стоимость ведется на счетах 19 «Налог на добавленную стоимость по при-обретенным ценностям» по соответствующим субсчетам, 68 «Расчеты с бюджетом» в субсчете «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате организацией в бюджет (НДСб), определяется :
НДСб = НДСпод - НДСупл,
Где НДСпод - налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей по реализованной продук-ции, работам, услугам, основным средствам, материалам, нематериальным активам и др;
НДСупл - налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщиками, подрядчиками за приобретенные у них материальные ценности, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства.
Налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей, отражается по кредиту счета 68 в коррес-понденции со счетами в зависимости от принятого учетной политикой организации момента реализации для целей налогообложения:
по отгрузке - по дебету счета 90/3
по оплате - по дебету счета 76, 90/3
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». НДС со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» списывается после оплаты оприходованных материальных ценностей, при-нятых работ, услуг в уменьшение задолженности бюджету по данному налогу. В случае использования матери-альных ценностей, работ, услуг для непроизводственных целей сумма НДС, приходившаяся на эти ценности (работы, услуги) восстанавливается как задолженность бюджету.
В случае использования приобретенных материальных ценностей (работ, услуг для производства про-дукции (работ, услуги, освобожденной от НДС, сумма уплаченного поставщикам (подрядчикам) этого налога включается в стоимость приобретенных материальных ценностей, издержки производства.
Рассмотрим расчет НДС 000 «Регионтралснаб», подлежащего уплате в бюджет (НДСб):
1) Сумма от реализации товаров составляет :
оптовая торговля (сумма оплаченных счетов без НДС) - 170 872 тыс руб
производство (сумма оплаченных счетов по производству без НДС) -
- 33 333 тыс руб
170 872 +33 333 - 204 205 тыс руб
Сумма НДС = 204 205 х 20% = 40 841 тыс руб
2) Сумма налога, предъявленная 000 «Регионтралснаб» по счетам и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету- 35 693 тыс руб
3) Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет за период с 01.07.01 по 01.10.01 составляет: 40 841 - 35 693 = 5 148 тыс руб.
Форма №1 с расчетом НДС по предприятию 000 «Регионтралснаб» представлена в приложении 1.
1.1.2 Налог на имущество
В налоговой системе РФ налог на имущество предприятий относится к налогам краев, областей, авто-номной области, автономных округов, т.е. региональным налогам. Налогом на имущество облагаются основ-ные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика:
Где И - стоимость имущества, облагаемого налогом, руб.,
O01...097 - остатки по счетам, руб. (счета: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложения», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Производственные запасы», 11 «Животные на выращивании и от-корме», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов», 20 «Основ-ное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23'«Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 41 «Товары» (в розничной торговле без НДС), 43 «Готовая про-дукция», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», 97 «Расходы будущих периодов»);
Опр - прочие запасы и затраты, отражаемые по статье «Прочие оборотные активы»;
СД - стоимость имущества, связанного с осуществлением совместной деятельности;
Л - стоимость имущества, исключаемого из налогооблагаемой базы и отраженного по указанным выше счетам.
Стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения, объединенного предприятиями для со-вместной деятельности без образования юридического лица, учитывается в налогооблагаемой базе участников совместной деятельности, внесших это имущество.
Имущество созданное в процессе совместной деятельности, учитывается у каждого из участников пропорционально доле собственности по договору. Сведения о стоимости этого имущества должны быть заблаговременно получены у участника совместной деятельности, ведущего учет.
Таблица 1.2
взимаются на всей территории РФ
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
(в соответствии с #M12291 9003909Законом РФ от 13.12.91 N 2030-1#S#S;#M12291 9012229инструкцией ГНС РФ от 08.06.95 N 33#S)
#M12293 0 9003909 1265885411 84 1750442383 2286352660 1406751650 3833273845 4294967294 4233443393относится на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям - на операционные и разные расходы#S
#M12293 0 9003909 1265885411 83 446519060 1406751650 1789419133 4 3833273845 42949672941 раз в квартал
(нарастающим итогом)#S
Для целей налогообложения стоимость имущества организации уменьшается на остаточную стои-мость:
* объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;
* объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;
* имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
* земли;
* других объектов соответствии с законом.
Для расчета налога на имущество определяется среднегодовая стоимость имущества за отчет-ный период:
,
где И1,И2,И3,И4 - стоимостная оценка имущества организации по составлению соответственно на 01.01,01.04,01.07,01.09 отчетного периода;
И11 - стоимостная оценка имущества организации по составлению на 01.01 года, следующего за от-четным. Налог на имущество рассчитывается ежеквартально:
,
где Нимi-1 - налог на имущество за i, i -1- й период;
Н имi - среднегодовая стоимость имущества в i-м периоде;
Сим - ставка налога на имущество, %
Учет налога на имущество ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогу на имущество». Налог на имущество включается в состав внереализованных расходов организаций (дебет счета 99 «Прибыль и убытки» кредит 68 (им)).
Рассмотрим пример расчета налога на имущество 000 «Регионтралснаб»:
1) Для расчета по налогу на имущество высчитывается среднегодовая стоимость имущества предприятия по указанной выше формуле: складываются остатки по счетам O01 + О03 - О02 + О04 - O05 + О10 + О31(97) = 27 147 - 15 476 + 7 856 - 1 181+ 42 906 + 6 075 = 67 327 руб. - налогооблагаемая база
Среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества за отчетный период (9 мес)
,
2) Рассчитывается налог на имущество предприятия за отчетный период - 9 месяцев :
Среднегодовая стоимость облагаемого налогом на имущества за отчетный период х установленную став-ку налога ^ сумма по налогу на имущество по расчету за отчетный период
Ставка налога 2%, 43 980руб. х 2% = 880 руб.
Сумма, причитающаяся к уплате в бюджет налога на имущество по сроку = сумма по налогу на имуще-ство по расчету за отчетный период - начисление в бюджет за прошлый отчетный период
880 руб.- 532 руб. = 348 руб.
Формы по расчету налога на имущество предложены в приложении №2.
1.1.3 Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 N 1759-1, Инструкцией МНС России от 04.04.2000 N 59) целе-вые внебюджетные средства дорожных фондов образуются за счет:
* налога на реализацию горюче-смазочных материалов (до 01.01.2001);
* налога на пользователей автомобильных дорог;
* налога с владельцев транспортных средств;
* налога на приобретение автотранспортных средств (кроме приобретаемых гражданами в личное пользование легковых автомобилей) (до 01.01.2001);
сбора за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации.
Порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог: при уступке права (требования) у продавца продукции (товаров, работ, услуг), уступающего право (требование), выручка от реализации товаров (продукции, работ, услуг) определяется в соответствии с учетной политикой - по мере отгрузки товаров (отгрузки продукции, выполнения работ, оказания .услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (или иному моменту перехода права собственности на товары, продукцию) или по мере ее оплаты (в момент погашения дебиторской задолженности, числившейся за покупателем).
При учетной политике "по оплате" у продавца товаров (продукции, работ, услуг) в момент уступки права (требования) возникает выручка от реализации ранее проданных (поставленных) им товаров (продукции, работ, услуг).
Для целей налогообложения размер выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг) определя-ется исходя из договорных отношений и первичных документов, оформленных с покупателем товаров (продук-ции, работ, услуг), и не зависит от договорной стоимости уступаемого права (требования).
У лица, приобретающего право (требование) и затем реализующего его (в т.ч. дебитору), указанное право (требование) рассматривается как финансовое вложение. Инструкция МНС от 04.04.2000 №59
#M12293 0 9019557 1265885411 81 3923185455 2822 3222633283 1119032955 310777731 77выручка, полученная от реализации продукции(работ,услуг),сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, сбытовой и торговой деятельности#S
#M12293 0 9019557 1265885411 84 3770535500 4257893759 3280693583 446519060 4257893759 3280693583сумма налоговых платежей включается в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)#S
#M12293 1 901759065 24890 408577368 2822 4106026023 2827 4083209853 3874882817 27265254201 раз в месяц#S
#M12293 0 901759065 24889 408577368 1366188665 3464 1997878562 49547690 2726525420 31850380661 раз в квартал#S
Размер налога на пользователей автомобильных дорог (Ндор) рассчитывается:
,
где В - выручка от реализации продукции, работ, услуг, руб;
НДС - налог на добавленную стоимость, руб;
А - акциз (по организациям - производителям подакцизных товаров),руб;
Н - процентные надбавки к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры, руб;
Сдор - ставка налога на пользователей автомобильных дорог,%
Для заготовительных, торгующих и снабженческо - сбытовых организаций размер налога определяется по формуле:
,
где Спрод, Спок - соответственно продажная и покупная цена товаров, руб;
НДС - налог на добавленную стоимость, исчисленный от разницы реализованных товаров, руб. Сумма платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог включаемая в состав затрат по произ-водству и реализации продукции, работ, услуг, учитывается на дебетах счетов 26 «Общехозяйственные расхо-ды», 44 «Расходы на продажу» и кредите счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогу на пользователей автодорогами». Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в терри-ториальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог.
Пример расчета по налогу на пользователей автомобильными дорогами в части территориального до-рожного фонда 000 «Регионтралснаб»:
1) Выручка от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается с учетом положений Инструкции. Выручка от реализации по производству - это общая сумма оплаченных счетов без НДС, она составляет 114733руб.,
ставка налога 1 %
Сумма отчисляемого в бюджет налога =
= Сумма оплаченных счетов без НДСх1% = 44 733 х 1% = 1147 руб.
2) Сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате загото-вительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности , рассчитывается с учетом положений Инструкции.
Продажная цена - покупная цена = наценка
187 486 руб - 158 995 руб.= 26 390
Сумма, отчисляемого в части территориального дорожного фонда, налога = Наценка х 1% = 26 390х1% = 264 руб.
Форма с расчетом по налогу на пользователей автомобильных дорог представлена в приложении № 3.
Налогом с владельцев транспортных средств (Нвл) облагаются транспортные средства, находящиеся в собственности организации. Ставки налога зависят от вида и мощности транспортного средства. Суммы плате-жей по налогу с владельцев транспортных средств включаются в затраты .на производство: дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», кре-дит 68 "Расчеты с бюджетом по налогу с владельцев транспортных средств» Уплачивается один раз в год не позднее срока регистрации.
000 «Регионтралснаб» отчисления по налогу с владельцев транспортных средств не производит, так как не является собственником транспортных средств.
1.1.4 Налог на прибыль
Взимается на всей территории РФ. Прибыль представляет собой финансовый результат деятельности предприятия. Рассчитанная в соответствии с установленным порядком, прибыль является налоговой базой для исчисления налога на прибыль. Налогом на прибыль облагается валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответ-ствии с положениями, предусмотренными Инструкцией. Инструкция «О порядке расчетов организаций с местными бюджетами по налогу на прибыль в 2001 году» Мин РФ по налогам и сборам. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного иму-щества предприятия и доходов внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим опера-циям.
Прибыль от реализации продукции:
Пр = В - НДС - А - 3,
где В - выручка от реализации продукции, работ, услуг;
НДС - налог на добавленную стоимость;
А- акцизы;
3 - затраты на производство продукции, работ, услуг.
Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются Федеральным Законом.
Если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены раз-ные ставки налога, то его исчисление производится от прибыли, получаемой от каждого вида деятельности, по соответствующим ставкам, независимо от результатов деятельности в целом по предприятию. При этом расче-ты по налогу на прибыль представляются отдельно.
Для целей налогообложения валовая прибыль подлежит корректировке:
где Пост - прибыль в остатках отгруженной, но не оплаченной продукции, если моментом реализации яв-ляется оплата;
Ппер - прибыль полученная от перерасчета выручки при реализации, обмене и безвозмездной передаче продукции (работ, услуг) по цене не выше фактической себестоимости;
Уцб - разница между рыночной ценой с учетом предельных границ её колебаний и фактической ценой реализации ценных бумаг;
Увир - убытки от внереализационных операций.
Поскольку валовая прибыль организации определена по моменту реализации «отгрузка», то в случае, если для целей налогообложения моментом реализации принята «оплата», необходимо валовую прибыль откор-ректировать (уменьшить) на прибыль в остатках отгруженной, но не оплаченной продукции, выполненных ра-бот, оказанных услуг. Пересчет прибыли производится в том случае, если организация осуществляет реализа-цию товаров, работ, услуг по ценам не выше себестоимости.
Валовую прибыль для целей налогообложения необходимо корректировать (увеличивать) на все виды расходов, не отраженных в перечне внереализационных расходов Положения о финансовых результатах дея-тельности организации.
Прибыль, облагаемая налогом (Побл), рассчитывается следующим образом:
Побл = Пкорвал - Дцб - Дуч -Пп- Л
Дцб - доходы по акциям и государственным ценным бумагам;
Дуч - доходы от долевого участия;
Пп - прибыль от посреднических операций;
Л - льготы по налогу на прибыль.
Доходы по акциям, государственным ценным бумагам, от долевого участия, от посреднических опера-ций исключаются из балансовой прибыли, так как облагаются налогом по ставкам, отличными от общей ставки налога на прибыль. Льготы, исключаемые из облагаемой прибыли (Л), определяются в соответствии с Законом «О налоге на прибыль», при этом общая сумма льгот не должна превышать 50% налога на прибыль, исчислен-ного без учета льгот.
Расчет фактической суммы налога на прибыль производится ежеквартально нарастающим итогом с на-чала года:
где Нприбк - сумма налога на прибыль в рассчитываемом к-квартале (месяце), руб;
- размер облагаемой прибыли по всем кварталам (месяцам) с начала года до рассчитываемого,
руб;
Сприб - ставка налога на прибыль, %;
- сумма налога на прибыль, исчисленная с начала года по всем кварталам (месяцам), предше-ствующим расчетному.
При ежеквартальной уплате налога на прибыль предприятие должно платить авансовые платежи до 15-го числа каждого месяца в размере одной трети планируемой суммы налога на прибыль на квартал. Организации представляют в налоговую инспекцию до первого числа квартала справку о планируемой прибыли на квартал.
Если при квартальных расчетах возникает разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюд-жет по фактически полученной прибыли, и авансовыми платежами налога в течение квартала, то производятся дополнительные расчеты по налогу на прибыль. Если фактическая сумма налога больше суммы авансовых пла-тежей, то возникающая разница облагается дополнительным налогом (Ндоп):
где Нфпр - фактическая сумма налога на прибыль;
Навпр - сумма авансовых платежей налога в течение квартала (но не больше суммы, указан-ной в справке);
Суч - учетная ставка.
Если фактическая сумма налога меньше суммы авансовых платежей, то по возникающей разнице появ-ляется долг бюджета
где Дб - сумма, подлежащая возврату из бюджета.
Учет налога на прибыль ведется на счетах : дебет 99 «Прибыль и убытки», кредит 68 «Расчеты по налогу на прибыль предприятия». В соответствии с действующими нормативными документами бухгалтерская отчетность составляется исходя из принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности, согласно которому продукция считается реализованной после перехода права собственности на нее к покупате-лю (т. е. по моменту ее отчуждения или, как принято говорить, по отгрузке).
Составление расчета по налогу на прибыль 000 «Регионтралснаб»:
1. По строке 1 показывается валовая прибыль предприятия, т. е. сумма прибыли, выявленная в виде саль-до по счету 99 "Прибыли и убытки" (с учетом корректировки ) - 2 883 руб.
Данная сумма берется из строки 6 Справки к Расчету налога от фактической прибыли (6 607 руб. - 3 724 руб.)
2. По строке 2 отражаются доходы, подлежащие исключению из валовой прибыли в соответствии с п.4 Инструкции Госналогслужбы РФ № 37. В нашем примере отсутствуют.
3. По строке 3 отражаются льготы по налогу на прибыль в части прибыли, не подлежащей налогообло-жению согласно п. 4.6 Инструкции. В нашем примере отсутствуют.
4. По строке 4 отражаются сумма льгот по налогу на прибыль в соответствии с п. 4.1, 4.3, 4.4, 4.5 Инструкции и нормативным правовым актам. При этом предприятием в качестве приложения к Расчету по налогу на прибыль при заполнении строки 4 должен быть составлен специальный расчет указанных льгот.
5. По строке 5 отражается сумма налогооблагаемой прибыли (строка 1 - строка 2 - строка 3 - строка 4 -расчета по налогу на прибыль): 2 883 руб.
6. По строке 6 указывается ставка налога на прибыль всего в %: 35%, в том числе: а) в федеральный бюджет - 11 %
б) в бюджеты республик в составе РФ, краев и т.д. - 19%
в) в бюджеты районов, городов, поселков и т.д. - 5%
7. По строке 7 показывается сумма налога на прибыль всего - 1009 руб., в том числе: - в федеральный бюджет - 317 руб. (стр.5 х стр. 6 «а») :100
- в бюджеты республик в составе РФ, краев и т.д. - 548руб. (стр.5 х стр. 6 «б»): 100
- в бюджеты районов, городов, поселков и т.д. - 144 руб. (стр.5 х стр. 6 «в») : 100
8. В строке 8 записывается сумма арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений (износа)), подлежащей взносу в бюджет и исключаемой из налога на прибыль. Эта строка заполняется только арендными предприятиями, арендующими государственное имущество. В нашем примере отсутствует.
9. По строке 9 показывается сумма налога на прибыль, начисленная в бюджет за отчетный период (за 9 месяцев 2001г.) (строка 7 - строка 8) (данные строки 9 совпадают с данными строки 7):
10. По строке 10 отражается сумма начисленных в отчетном периоде в бюджет платежей по налогу на прибыль, т. е. сумма налога от фактической прибыли, начисленная по расчету за 6 месяцев 2001г. - 341 руб., в том числе:
в федеральный бюджет - 107руб.
в бюджеты республик в составе РФ, краев и т.д. - 185 руб. в бюджеты районов, городов, поселков и т.д. - 49 руб.
11. По строкам 11и 12 показывается сумма налога на прибыль, подлежащая доплате в бюджет (либо воз-врату из бюджета) по итогам отчетного периода, т. е. (строка 9 - строка 10): в нашем случае к доплате по сроку на 03.11.2001
-в федеральный бюджет -210руб.
-в бюджеты республик в составе РФ, краев и т.д. - 363 руб. в бюджеты районов, городов, и поселков и т.д. - 95 руб.
Форма расчета налога прибыль, а также справка и отчеты представлены в приложении № 4.
Следует отметить, что в связи с вступлением с 1 января 2002 года главы 25 НК РФ нормативными будут являться два метода определения доходов и расходов для исчисления налога на прибыль:
А) метод начислений - доходы учитываются в том периоде, в котором они были получены, а расходы -когда они были произведены. Данный метод во многом схож с методом определения выручки по «отгрузке».
Б) кассовый метод - его особенностью является то, что доходы (расходы) учитываются для целей нало-гообложения в том периоде, в котором они были фактически получены (оплачены).
С начала 2002 года на предприятиях кроме бухгалтерского учета ( по отгрузке), необходимо вести нало-говый учет с использованием регистров для исчисления налоговой базы налога на доходы.
В следствие этого с 2002 года в 000 «Регионтралснаб» была принята учетная политика для целей нало-гообложения ( в разрезе 25 главы) по методу начисления.
Таблица 1.4
взимаются на всей территории Российской Федерации
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
(в соответствии с #M12293 0 901765862 24573 2929327695 4294960038 1015782930 1097272549 3380049664 3172183004 3148164258главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации#S)
иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представитель-ства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
прибыль, полученная налогоплательщиком
денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со #M12293 0 901765862 7715691 3840339214 1135869455 2063298628 1135869455 3464 1406751669 2822статьей 247 Кодекса#S, подлежащей налогообложению
Календар-ный год
Отчетный период
первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года
налог уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период #M12293 3 901765862 1265885411 7716949 594938987 1912042219 77 408577368 3596155122 3154статьей 289#S Кодекса.
См. также: #M12293 2 901765862 7716946 1376109634 3359731583 1406751650 4 2963784191 3280693583 77порядок исчисления налога и авансовых платежей#S; #M12293 1 901765862 1265885411 7716947 353838200 4 3665988674 2140077019 1406751650 4сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей#S; #M12293 0 901765862 7716948 2024542340 3359731583 4 2140077019 1406751650 371217748 2233143300особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения#S