Рефераты

Налоговая реформа в России 1992 года, ее необходимость и значение

В отношении вновь созданных либо уничтоженных (полностью разрушенных) объектов налогообложения налог уплачивается в доле, пропорциональной продол-жительности соответствующего налогового периода в отношении указанного объек-та. При этом первым днем налогового периода в отношении вновь созданного объек-та признается день регистрации права собственности на него. Извещение об уплате налога вручается каждому налогоплательщику налоговым органом не позднее 31 марта текущего налогового периода. Порядок и сроки уплаты налога устанавлива-ются законом о налоге, принимаемым законодательным (представительным) орга-ном власти субъекта РФ.

3. Способы проведения налоговой реформы

В последние предреформенные годы состояние системы государст-венных финансов России и Советского Союза характеризовалось ста-билизацией поступлений по основным бюджетным источникам: плате-жам из прибыли предприятий и налогу с оборота. В то же время про-должал увеличиваться объем бюджетных расходов. Финансовое поло-жение государства резко ухудшилось в 1990 г., что было связано с эска-лацией социальных выплат, а также с ростом правительственных субси-дий после централизованного повышения закупочных цен на сельскохо-зяйственную продукцию (осень 1990 г.) и оптовых цен на промышлен-ную продукцию (январь 1991 г.) при неизменных розничных ценах. По-этому в конце 1990-начале 1991 г. союзное и республиканские прави-тельства в процессе бюджетного планирования старались увеличить до-лю государственных доходов в ВВП. Попытка сбалансировать доходы и расходы бюджета была осуществлена за счет введения дополнитель-ных налогов: налога с продаж; налога на фонд заработной платы, по-ступающего в фонд стабилизации экономики; за счет повышения ставки отчислений на социальное страхование до 26%; изъятия части (20%) амортизационных отчислений предприятий; обязательной продажи части валютной выручки предприятий-экспортеров по завышенной обменной ставке рубля. Эти меры должны были повысить норму обязательных налоговых изъятий, которая в Советском Союзе в предшествующие го-ды колебалась от 42 до 48% ВВП до примерно 55% ВВП.

В новых условиях согласно бюджетным расчетам должен был рез-ко снизиться удельный вес налогов на доходы предприятий и граждан, а обложение фонда заработной платы и имущества предприятий (отчис-лений от амортизации) предусматривалось увеличить. Причем сокраще-ние доли традиционно наиболее значимых для советского бюджета ста-тей предполагалось компенсировать за счет роста доходов внебюджет-ных фондов: пенсионного фонда и фонда стабилизации экономики.

Как и можно было ожидать, эти проекты не были реализованы. По-литическая ситуация к началу 1991 г. характеризовалась «войной зако-нов» между Союзом ССР и составлявшими его республиками. В ходе этих дезорганизующих экономическую жизнь процессов законодатель-ные органы и правительства всех уровней принимали решения, идущие вразрез с первоначальными бюджетными проектировками. Были сни-жены ставки налогообложения физических лиц, ставки налога на при-быль, налог на продажи превратился из кумулятивного адвалорного на-лога (что предполагалось в проектах) в аналог налога на добавленную стоимость, для многих товаров была установлена нулевая ставка нало-га на продажи.

Поступления налога на прибыль за 1992 г. составили 29,5% обще-го объема доходов консолидированного бюджета. На величину реаль-ного изъятия прибыли предприятий в настоящее время воздей-ствуют, с одной стороны, налоговые льготы, составившие за девять ме-сяцев около 110 млрд. руб., с другой-темпы роста заработной платы по сравнению с изменениями законодательно регулируемой величины оплаты труда, включаемой в себестоимость. Взаимодействие указанных факторов привело к тому, что норма изъятия балансовой прибыли уве-личилась с 17% в I квартале того же года до почти 33% за первое по-лугодие 1992 г. В III квартале фактическая ставка налога на прибыль составила 35,3%, за девять месяцев-37,6%. Следует отметить, что величина налоговых льгот, используемых предприятиями, равняется примерно 1\3 намечавшихся бюджетом Синельников-Мурылев С. Налоговая и бюджетная политика: итоги первого года реформ // Вопросы экономики. - 1993. - №2. С. 88..

На налог на добавленную стоимость в январе-декабре приходи-лось 37,6% общего объема поступлений в бюджет, на акцизы - около 4%. Эластичность поступлений налога на добавленную стоимость и ак-цизов по ВВП в I квартале 1992 г. была достаточно высокой. Это объясняется низкими объемами их поступлений в начале года и быст-рым ростом в феврале и марте, что связано с устранением организаци-онных трудностей при установлении новых для хозяйства налогов. Во II квартале резкое снижение темпов роста поступлений акцизов и НДС было вызвано развитием кризиса неплатежеспособности предпри-ятий и до некоторой степени - накоплением запасов готовой продукции.

На 1 января 1992г. просроченная взаимная задолженность предпри-ятий и организаций достигала 34 млрд. руб., на 1 апреля - 780 млрд. руб., на 1 июля -3004 млрд. руб. За январь-май реализованная про-дукция составила около 55% общего объема выпуска, а 38% отгружен-ной продукции осталось неоплаченной. Следует иметь в виду, что на подавляющем большинстве предприятий организация бухгалтерского учета предполагает учет реализации (соответственно и определение прибыли) не по отгрузке продукции, а по ее оплате. В результате отгру-женная, но неоплаченная продукция не учитывается при исчислении об-лагаемого оборота при уплате НДС так же, как и при определении налогооблагаемой прибыли.

Ускорение темпов роста поступлений НДС в июне по сравнению с динамикой ВВП объясняется изменениями, внесенными в порядок его взимания. Плательщики, чьи платежи превышали 300 тыс. руб., долж-ны были начиная с мая уплачивать подекадно не авансовые платежи, которые ранее занижались, а платежи, установленные на основе фак-тических оборотов. Кроме того, в конце мая было запрещено вычитать из обязательств предприятия по НДС суммы налога по поступившим материальным ценностям (кредит по НДС) в случае неоплаты соответ-ствующих счетов. Значительный (в 2,6 раза) рост поступлений НДС в июле по сравнению с июнем объясняется установлением авансовых платежей по НДС для крупных плательщиков. Сумма авансовых платежей определялась исходя из фактических платежей в I квартале, уве-личенных в 2,5 раза.

Резкий рост поступлений НДС и налога па прибыль в октябре объ-ясняется как значительным увеличением номинального объема ВВП в связи с инфляционными процессами, так и особенностями техники на-логообложения. В частности, в октябре поступили средства, начислен-ные по НДС в связи с разрешением включать в кредит по НДС лишь налог по списанным на издержки производства материальным ресур-сам, а также в связи с учетом в налогооблагаемом обороте всех средств, полученных от поставщиков (до соответствующего изменения порядка исчисления налога распространенным методом уклонения от него было занижение цен и перечисление поставщику средств в целевые фонды). По оценке Государственной налоговой службы, первая мера дала бюд-жету около 100 млрд. руб. Учет в налогооблагаемой базе средств, полу-ченных от поставщиков формально в виде финансовой помощи, а не как оплата продукции, увеличил поступления налога на прибыль на 40-50 млрд. руб. Доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по фактическим результатам по сравнению с авансовыми пла-тежами составили, по данным Госналогслужбы, около 200 млрд. руб.

Серьезное воздействие на рост налоговых поступлений в октябре оказало окончание процесса зачета задолженности предприятий, при котором средства с 725-го счета направлялись на погашение задолжен-ности предприятий перед бюджетом. Погашение задолженности по НДС, согласно данным ЦБ России, составило около 220 млрд. руб.

С октября был ужесточен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость. Плательщики с оборотом более 100 тыс. руб. в месяц должны уплачивать НДС ежедекадно по факти-ческим объемам реализации. При этом окончательные размеры налога с учетом кредита по НДС, уплаченного за использованные материаль-ные ресурсы, определяются по результатам месяца в целом.

Подоходный налог с физических лиц составил в 1992 г. около 8% поступлений в бюджетную систему России, и его сбор отличается высокой стабильностью. Эластичность поступлений этого налога по ВВП близка к единице, что объясняется одинаковыми темпами роста зара-ботной платы и ВВП при линейной шкале налога. По сравнению с 1991 г. в связи с увеличением необлагаемого налогом минимума денеж-ных доходов налоговое изъятие по отношению к фонду оплаты труда уменьшилось с 12 до 8% Синельников-Мурылев С. Указ. соч. С. 93..

В ноябре 1992 г. поступление налогов в бюджеты России сократи-лось по сравнению с октябрем примерно на ј. Это объясняется отсут-ствием таких факторов, действовавших в октябре, как перерасчет НДС и налога на прибыль по фактическим результатам и завершение зачета задолженности предприятий. В декабре 1992 г. продолжалось увеличе-ние объема налоговых поступлений, составившего по итогам года около 33,6% ВВП.

Усиление жесткости бюджетной (как и кредитно-денежной) по-литики осенью 1992 г. привело к декабрю месяцу к определенному сниже-нию темпов роста цен и стабилизации обменной ставки рубля. Однако произошедшее в декабре существенное увеличение денежной массы вследствие расширения кредита и роста дефицита федерального бюдже-та на 336 млрд. руб. (1,5% ВВП) по сравнению с ноябрем месяцем вы-звало новый виток роста цен уже со второй декады декабря и резкое падение обменной ставки рубля в конце января 1993 г. Каковы же пер-спективы бюджетной политики на 1993 г.? Совершенно очевидно, что в первую очередь они зависят от политических факторов. Смена Е. Гай-дара на посту главы правительства В. Черномырдиным вызывает серьезные опасения за последовательное осуществление политики фи-нансовой стабилизации. Заявления последнего, касающиеся актуальных макроэкономических задач, свидетельствуют о популистских настрое-ниях нового премьер-министра. С другой стороны, сохранение большей части состава старого правительства в новом кабинете дает возможность обеспечить преемственность в проводимой экономической политике.

Основные направления изменений налоговой системы в 1993 г. за-ложены в июльских (1992 г.) постановлениях Верховного Совета РФ, касающихся вопросов налогообложения, Законе «О внесении изменений и дополнении в налоговую систему России» и Законе «О внесении изме-нений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах», принятом 22 декабря 1992 г. В соответствии с этими решениями существенно из-менился порядок исчисления и взимания налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, подоходного налога.

В области налогообложения прибыли изменения произошли в ос-новном в части предоставляемых предприятиям льгот. С 1 июля 1992 г. ко всех отраслях разрешено уменьшать налогооблагаемую прибыль на величину затрат, направляемых на техническое перевооружение произ-водства, с 1 октября - на строительство объектов социальной инфра-структуры. Освобождается от налогообложения прибыль государствен-ных предприятий, направляемая на погашение государственного целе-вого кредита, используемого для пополнения оборотных средств. Для предприятий с участием иностранного капитала, действующих в сфере материального производства и зарегистрированных до 01.01 1992 г., со-храняются «налоговые каникулы» в отношении налога на прибыль в течение первых двух лет с момента получения балансовой прибыли.

В августе 1992 г. принято решение о переоценке основных фондов в связи с инфляцией, позволяющее обеспечить нормальные условия их воспроизводства. Для этого переоценку основных фондов проводят все предприятия и организации на территории России, независимо от форм собственности. Порядок переоценки предусматривает определение вос-становительной стоимости основных фондов исходя из балансовой стои-мости, увеличенной на установленный коэффициент пересчета, который дифференцирован в зависимости от вида фондов и даты их приобрете-ния. Для основных фондов, приобретенных до 1991 г., коэффициент ко-леблется от 4,5 до 46; приобретенных в 1991 г. - от 3 до 20. Фонды, приобретенные в 1992 г., переоценке не подлежат.

С 1993 г. при условии полного использования на реновацию амор-тизационных отчислений налогом на прибыль не облагаются все про-изводственные и непроизводственные капиталовложения. Внесено изме-нение в механизм регулирования расходования средств на потребление. Сумма превышения расходов на оплату труда по сравнению с норми-руемой величиной облагается по основным ставкам налога на прибыль, а при превышении удвоенной нормируемой величины-по ставке 50%. В целях противодействия занижению авансовых платежей разница ме-жду величиной, подлежащей взносу в бюджет по фактической прибыли, и авансовыми взносами индексируется исходя из ставки процента, уста-навливаемой в истекшем квартале ЦБ России.

С 1 января 1993 г. снижены ставки налога на добавленную стои-мость: до 10% по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей; до 20% -по остальным товарам, что, безусловно, ухудшит положение с исполнением бюджета в 1993 г. К тому же пред-варительное оповещение о данном шаге привело к определенному сни-жению объемов реализации в IV квартале 1992 г. Вряд ли можно ожидать антиинфляционного эффекта от снижения ставок НДС. Это подтверждается опытом прошлого года: в феврале 1992 г. были снижены до 15 % ставки налога на добавленную стоимость на молочные продук-ты, растительное масло, муку и др. Данная мера не оказала на цены никакого воздействия, она привела лишь к росту прибыли предприя-тий-производителей указанной продукции и предприятий торговли.

С февраля 1993 г. действующий порядок уплаты НДС и акцизов распространяется на импортируемые товары. Освобождаются от НДС лишь импортные продовольственные товары, сырье для их производст-ва, оборудование для научных исследований, изделия медицинского назначения и сырье для их производства.

Поступления НДС, составившие в 1992 г. около 13% ВВП, снизят-ся в 1993 г. до 8,3% ВВП. Налог на прибыль из-за введения ряда льгот обеспечит доходы бюджета в размере 5,9% ВВП вместо 10,5% в 1992 г. Наряду с этим должен увеличиться объем собираемых акцизов - с 1,4% до 2,4% ВВП за счет введения акцизов на нефть (по средней ставке 18% оптовой цены) и некоторого расширения перечня подакцизных товаров. Увеличатся поступления в фонд ценового регулирования, поступления от внешнеэкономической деятельности, налоги на имущество. Отчисле-ния в размере 11% фонда оплаты труда начиная со II квартала предпо-лагается перераспределить из доходов пенсионного фонда в пользу го-сударственного бюджета. Налоговые льготы, согласно проекту бюдже-та, должны составить около 8% ВВП.

Наибольший удельный вес (26%) в общем объеме расходов кон-солидированного бюджета на 1993 г. занимает финансирование социаль-но-культурной сферы и мероприятий по социальной защите населения. Эти расходы остаются на уровне 1992 г. (9,2% ВВП).

После обсуждения и доработки описанного проекта в Верховном Совете должен быть принят закон о бюджетной системе России на 1993 г. До его принятия бюджетное финансирование в I квартале 1993 г. будет осуществляться помесячно в размерах, предусмотренных планом IV квартала 1992 г Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат России, 1994. С. 311..

Наряду с Законом о налоге на прибыль в 1991 г. был принят Закон о налогообложении дохода предприятий, который в 1993 г. еще не вводится в действие. Однако и его будущее использование пред-ставлялось крайне нецелесообразным, причем отнюдь не только потому, что его введение потребует от предприятий достаточно длительной адап-тации. Основной аргумент, приводимый обычно в пользу налогообложе-ния дохода, то есть прибыли и фонда заработной платы, заключается в том, что это якобы предотвратит ускоренный рост средств, направляемых на оплату труда.

4. Значение налоговой реформы для экономики Российской Федерации

Налоговая политика, проводимая сегодня в России, формируется в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимосвязанных мер, с одной стороны, направленных на удер-жание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для от-раслей и групп предприятий, имеющих значительное влияние во власт-ных структурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой политики в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее дей-ствительного единства и последовательности при реализации целей эко-номической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополня-ющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях.

Представляется, что в качестве ее целей могут выступать сдержи-вание инфляционных процессов, недопущение их взрывного характера, поддержка предпринимательской, производственной и инвестиционной активности. Сами по себе эти цели достаточно противоречивы, посколь-ку дефляционные мероприятия всегда в тон или иной мере угнетают хо-зяйственную активность и провоцируют спад производства, а любые ме-роприятия по предотвращению падения объемов производства и стиму-лированию его роста, по существу, означают расширение спроса, преж-де всего инвестиционного, а вслед за ним - и потребительского, что обязательно ведет к повышению цен. Стимулирование производствен-ной и инвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае, если темпы инфляции не превышают 1-1,5% в месяц. По мере нарастания темпов инфляции эф-фективность регулирующих производство мер косвенного государствен-ного вмешательства и экономику снижается. Складывающаяся на этой основе ситуация «стагфляционный ловушки» предопределяет специфи-ческие требования и к налоговой политике как единому целому, и к от-дельным ее инструментам и составляющим.

Формируемая в настоящее время налоговая система (перечень ос-новных налогов, главные принципы построения налоговой базы, подход к использованию пропорциональных, прогрессивных я регрессивных на-логов и др.) в целом создаст принципиальную возможность для выработ-ки единой налоговой политики и построения устойчивой доходной базы бюджета. Она позволяет потенциально «развести» стимулирующую и фискальную функции налогообложения по различным элементам нало-говой системы, сконцентрировав нагрузку по формированию доходной базы бюджета на косвенном обложении, а стимулирующую - на пря-мом. Исходя из сложившейся налоговой структуры, следовало ожидать, что основная часть доходов бюджета будет формироваться за счет кос-венных налогов, в первую очередь НДС. Однако на протяжении 1992 г. существенную роль в формировании доходов бюджета продолжал иг-рать налог на прибыль. Так, в первом полугодии 1992 г. он составлял 45% налоговых поступлений, НДС и акцизы-38%. Во втором полуго-дии обозначилась тенденция к нормализации данного соотношения, и в III квартале доля налога на прибыль в налоговых поступлениях снизи-лась до 35%, а НДС и акцизов возросла до 46,5%, в IV - соответствен-но 29 и 50%. В 1993 г. произошел возврат к режиму формирования до-ходов бюджета по образцу первого полугодия 1992 г., поскольку налог на прибыль снова стал основным источником налоговых доходов бюд-жета-36% против 33% по НДС и акцизам Лыкова Л. Налоговая политика: Эффективность рычагов и стимулов. // Вопросы экономики. - 1993. - №9. С. 62..

В таких условиях налог на прибыль начинает выполнять не столь-ко регулирующую функцию, сколько фискальную, не срабатывает ос-новной налоговый рычаг стимулирования экономической активности. Возникает тенденция к сознательному усилению фискальной нагрузки данного налога. Это, в частности, проявилось в том, что, начиная с янва-ря 1993 г. разница между уплаченными авансовыми платежами и вели-чиной, рассчитанной исходя из фактической прибыли, подлежит кор-ректировке на ставку процента Центрального банка, то есть кредитные отношения бюджета и хозяйствующих субъектов оформляются с вы-платой соответствующих процентов. Подобный вопрос не возник бы се-годня столь остро, если бы существовала возможность сколько-нибудь достоверного прогнозирования величины прибыли, которую можно полу-чить. В условиях же высоких темпов инфляции, труднопредсказуемых колебаний валютного курса, неопределенности с платежами со стороны клиентов достоверность любых прогнозов невелика. В результате вве-дение указанной меры фактически стимулирует предприятия завышать авансовый платеж, кредитуя тем самым государственный бюджет. В ус-ловиях острой нехватки собственных оборотных средств и их ускорен-ного обесценения данная мера отнюдь не способствует укреплению фи-нансовой стабильности товаропроизводителей.

Неустойчивость и непредсказуемость российского налогового за-конодательства наносят, пожалуй, наибольший ущерб действующей налоговой системе. Принимаемые на протяжении 1992 и 1993 гг. зако-ны, вносимые в них изменения и дополнения, издаваемые инструкции задним числом фактически привели к пересмотру налогового режима. В таких условиях говорить о налоговом стимулировании каких-либо ин-вестиционных проектов очень трудно.

В течение 1992 г. существенное увеличение налога на прибыль в до-ходных поступлениях в бюджет произошло в значительной мере вслед-ствие штрафования предприятий за превышение нормируемой величи-ны расходов па оплату труда. Это было предопределено искусственным занижением минимальной месячной заработной платы, используемой при налоговых расчетах, по сравнению с официально декларируемым минимумом. (По состоянию на декабрь 1992 г. минимум заработной платы, учитываемый в налоговых расчетах, составлял 900 руб.) В ре-зультате фактическая норма изъятия прибыли в виде налога на при-быль повысилась до 42% в IV квартале 1992 г. против 32% номиналь-ной ставки и 16% -предельно возможного снижения. Начиная с 1993 г. пересмотры размеров минимальной заработной платы, в том числе и для налоговых расчетов, приобрели более упорядоченный характер.

Попытка в 1992 г. переориентировать доходную базу бюджета на преимущественно косвенное обложение успехом не увенчалась. Актив-ное использование косвенного обложения для стабилизации доходной базы бюджета ограничивается платежеспособностью основных катего-рии населения, что связано с регрессивным характером данного вида обложения. Это обстоятельство играет роль предела при его использо-вании.

Введение НДС и акцизов в 1992 г. привело в первом полугодии даже к некоторому снижению доли всех косвенных налогов в стоимостном объ-еме производства, однако по итогам года она возросла и составила уже 12,1%. В то же время существенно повысилось отношение косвенных на-логов к денежным доходам населения-с 12,6% в 1991 г. до 23% в пер-вом полугодии 1992 г., 35% по итогам прошедшего года и 34,4% в I квар-тале 1993 г;

Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построен-ная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлении в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секто-ров экономики.

Однако в условиях мощнейшего скачка цен в 1992 г. данный налог практически не оказал влияния на заинтересованность предприятий в наращивании или сокращении производства, существенно превалиро-вал ценовой фактор. Роль спросового ограничителя этот вид налога также не выполнил из-за крайне низкой эластичности отечественной экономики. НДС оказывается ощутимым для предприятия-производи-теля лишь в случае высокой степени насыщенности рынка, когда потре-битель на повышение цены товара реагирует сокращением объемов по-требления, а производитель на снижение цен - расширением произ-водства.

Для отечественной экономики в целом характерна низкая эластич-ность спроса по цене, что связано с наследием административного ре-жима и целым рядом структурно-воспроизводственных характеристик российской экономики (преобладанием на рынке товаров производст-венно-технического назначения, высокой долей низкодоходных катего-рий населения, ориентированных почти исключительно на потребление предметов первой необходимости и др.). В результате весь прирост це-ны за счет НДС перекладывается на потребителя. Именно поэтому предпринятое с 1993 г. снижение стандартных ставок данного налога и установление льготных ставок по продовольственным (кроме подакциз-ных) товарам и товарам детского ассортимента не привели (и не могли привести) к снижению конечной цены реализации, не расширили объ-емов предложения этих товаров и не повлияли на темпы инфляции.

Неразвитость учетной базы, отсутствие традиций по применению нормального налога с оборота, неподготовленность наших хозяйствен-ных агентов к использованию НДС привели к тому, что в основу его взимания была положена модель исчисления, при которой сам объект налогообложения-добавленная стоимость - не определяется. Поэтому возникает необходимость в целом ряде упрощений при расчетах, приво-дящих к частичному включению налога в базу при последующем обло-жении.

Непоследовательность и несогласованность различных инструмен-тов налоговой политики, применяемых в настоящее время, отчетливо просматриваются на примере взаимосвязи НДС и экспортных таможен-ных пошлин. Модель налога на добавленную стоимость предполагает активную поддержку собственных экспортеров. С этой целью в меха-низм его уплаты заложен возврат экспортеру суммы налога, уплачен-ного за экспортируемый топа)). Очевидно, данная мера слабо согласу-ется с механизмом экспортных пошлин, действующим в нашей стране.

В итоге возникают встречные потоки финансовых ресурсов, происходит кредитование бюджета экспортерами, поскольку НДС возвращается уже после уплаты таможенных пошлин и со значительными задержка-ми по времени.

В настоящее время просматриваются две основные тенденции в раз-витии механизма уплаты налога на добавленную стоимость. С одной стороны, существует все еще большое и не всегда оправданное услож-нение механизма расчетов по НДС. Наличие фактически трех ставок (0%; 10%; 20%) приводит к необходимости использования средней расчетной ставки (индивидуальной для каждого предприятия в каждом налоговом периоде) в торговле и общественном питании и некоторых других сферах деятельности. При этом многократно возрастают издерж-ки расчетов налога и контроля за его уплатой. С другой стороны, не-подготовленность налоговых служб и хозяйствующих субъектов к ис-пользованию НДС приводит к тому, что возникает крайне опасная тенденция возврата от налога на добавленную стоимость к налогу с оборота былых времен. Симптомами этого являются частичный пере-нос расчетов по данному налогу (пока, правда, только в угледобываю-щей промышленности) с предприятий на распределительные структуры, а также отрыв взимания данного налога от реализации товара путем введения режима уплаты НДС с любой денежной суммы, поступающей на счет предприятий. Примером доведения до абсурда этого механиз-ма можно считать уплату НДС с бюджетных дотаций и компенсаций, поступающих сельскохозяйственным предприятиям. Последствия уже не заставили себя ждать: рост расчетов наличными, фиктивных договоров о совместной деятельности и т. п.

Проведенная в 1992 г. переоценка основных фондов расширила фи-нансовые возможности для инвестирования на предприятиях за счет амортизационных отчислений, но эта мера кратковременного действия. Высокие темпы инфляции уже в течение первого полугодия 1993 г. су-щественно снизили ее эффект. Последующие переоценки стоимости ос-новных фондов будут иметь своим следствием лишь новые скачки цен и всплески неплатежеспособности значительного числа предприятии, не связанные с реальной рыночной ситуацией.

Назрела потребность в разработке активной и дифференцирован-ной амортизационной политики, действенного законодательства по ус-коренной амортизации наряду с пересмотром системы учета. Это необ-ходимо для более полного и реального отражения износа и размеров оборотных средств предприятий (с позиций не столько их воспроизвод-ства в натурально-вещественной форме, сколько воспроизводства капи-тала). Подобные решения могут поддержать предприятия, способство-вать накоплению ими амортизационных фондов, при этом их перекачка на оплату труда была бы затруднена. Одновременно усилился бы при-ток средств в депозиты коммерческих банков, испытывающих серьезные трудности с пассивными операциями, что также могло бы способство-вать стабилизации рынка кредитных ресурсов. Пока же вопрос о право-вой базе использования режима ускоренных амортизационных списаний остается нерешенным.

Заключение

Основы действующей налоговой системы России законодательно оформились в 1991-1992 гг., огромную роль в этом процессе сыграла налоговая реформа 1992 г.

Одновременно с освобождением цен в 1992 году начался первый этап налоговой реформы. Налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость, был введен налог на недвижимость, проведены другие оправдавшие себя нововведения. Например, НДС правительство Гайдара ввело предусмотрительно, прогнозируя усиление инфляции. Этот налог обеспечивает государству сбор средств почти независимо от изменений уровня цен, что очень важно. Но все же коррективы в налоговую систему были внесены наспех. Тогда нельзя было предвидеть те поистине революционные преобразования в российской экономике, которые произошли за последующие годы. Поэтому специалисты и считают, что настало время приступить ко второму этапу налоговой реформы.

Создание новой особой формы взаи-моотношений государства и налогоплательщика не обо-шлось без противоречий между налогообложением и от-дельными элементами хозяйственного механизма креди-тованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризис экономики.

В настоящее время налоговой системе России при-сущ преимущественно фискальный характер, что зат-рудняет реализацию заложенного в налоге стимулиру-ющего и регулирующего начала. Изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взно-са, который осуществляют основные участники про-изводства ВВП и составляет сущность налога. Эконо-мическое содержание налогов выражается взаимоот-ношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Для осуществления реального бюджетного регули-рования инвестиционных процессов необходима струк-турная переориентация доходов бюджета на прямое налогообложение доходов и имущества

На мой взгляд, восполнение указанных потерь воз-можно только на основе совершенствования учетной политики в отношении отдельных категорий налого-плательщиков и приведения в соответствие порядка расчетов.

Существенную поправку следует внести в практику налогообложения физических лиц. До 1994 г. предпри-ниматели (физические лица) наряду с уплатой подо-ходного налога уплачивали налог на добавленную сто-имость (НДС). Его отмена была вызвана только слож-ностью учета оплаченных сумм НДС (как потребите-ля) и, следовательно, неточностями в определении конечного дохода предпринимателя.

Провозгласив переход к рыночной экономике без разработанной экономической программы переходного периода, органы государственной власти, формально признавая ведущую роль налогов, фактически исполь-зуют их в качестве пассивного инструмента для обес-печения общегосударственных функций.

При перестройке налоговой системы должна быть создана целостная и активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятель-ности каждым производителем, при одновременном учете приоритета общегосударственных интересов. Только в этом случае следует ожидать выхода страны из социально-экономического кризиса.

список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31. 07. 98 № 145-ФЗ.

2. Закон Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

3. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27. 12. 91 .№ 2118-1 (с изменениями и дополнениями).

4. Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»

5. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»

6. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»

7. Закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания»

8. Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности»

9. Конституция РФ 1993г.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая от 31. 07. 98, вступила в действие с 1 января 1999 года № 146-ФЗ.

11. Федеральный закон от 25 апреля 1995г. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»

Литература

1. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель. - М.: Сомитек, 1993.

2. Булатов А.С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 1999.

3. Вопросы теории и практики исчисления и взимания налогов. Учебное пособие / Под рук. Павловой Л.П. - М.: Изд-во Фин. акад. при Правительстве РФ, 1995.

4. Государственные финансы: Учебник / Под ред. Федосова В.М. - Киев: Наукова Думка, 1991.

5. Журавлева Т.А. Эффективность налоговой системы России в условиях перехода к рынку. - М.: АКДИ, Экономика и жизнь, 1999.

6. Кашин В.А. Налоги и налогообложение. Уч. пос. для вузов. - М.: Юнита, 1998.

7. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). - М., 1995.

8. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. - СПб: Питер, 2000.

9. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. - СПб, 1997.

10. Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат России, 1994.

11. Тимофеева О.Ф. Налоги в рыночной экономике. - М., 1993.

12. Экономико-информационные ресурсы российского сектора всемирной сети Интернет (www.consultant.ru и др.)

Статьи

1. Горский И. О стабильности налогов и налогового законодательства. / Налоговый вестник. 1998, № 9.

2. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. -1997. - №4. С. 22-24.

3. Лыкова Л. Налоговая политика: Эффективность рычагов и стимулов. // Вопросы экономики. - 1993. - №9. С. 58-67.

4. Синельников-Мурылев С. Налоговая и бюджетная политика: итоги первого года реформ // Вопросы экономики. - 1993. - №2. С. 87-101.

5. Хакамада И. Вперед к новому феодализму. "Коммерсантъ", 1999, № 44.

6. Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. - 1997. - № 4. С. 29.

Приложение

Льготы по освобождению от НДС

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты